г.Калуга |
|
13 июня 2018 г. |
Дело N А83-17732/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07.06.2018.
Полный текст постановления изготовлен 13.06.2018.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Стрегелевой Г.А.,
судей Ключниковой Н.В., Смолко С.И.,
при участии представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Сигнум" (ОГРН 1169102091300, ИНН 9102221735, ул.Базовая, д.6, оф.301, г.Симферополь, Республика Крым, 295047) -- Артамонова А.А. (дов. от 01.06.2018),
от Министерства промышленной политики Республики Крым (ул.Киевская, д.81, г.Симферополь, Республика Крым, 295034) -- не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сигнум" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 08.12.2017 (судья Евдокимова Е.А.) и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2018 (судьи Оликова Л.Н., Гонтарь В.И., Котлярова Е.Л.) по делу N А83-17732/2017,
установил:
Министерство промышленной политики Республики Крым (далее - Министерство, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Сигнум" (далее- общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее -КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 08.12.2017, оставленным без изменения постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2018, общество "Сигнум" привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.16 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 руб. с конфискацией алкогольной продукции, указанной в протоколе изъятия вещей и документов от 22.09.2017 N 49/07-1-12/2017.
В кассационной жалобе общество просит отменить решение и постановление, указывая на неправильное применение судами норм материального права и процессуального права, так как Министерством не представлено доказательств, свидетельствующих о нахождении в обороте общества алкогольной продукции, факт нахождения алкогольной продукции в витрине магазина на момент проверки не свидетельствует о предложении к продаже обществом этой продукции. Кроме того, общество считает, что судом необоснованно отказано в удовлетворении ходатайства общества об обязании Министерства представить в суд информацию из системы ЕГАИС об обороте алкогольной продукции, которая была маркирована федеральными специальными марками, из которой усматривались бы все этапы оборота продукции. Общество указывает в жалобе, что приняло все зависящие от него меры, действовало с необходимым уровнем осторожности и предусмотрительности, осуществляло ежедневный контроль за исполнением работниками своих должностных обязанностей.
Административный орган отзыв на кассационную жалобу не представил, явку представителей в судебной заседание не обеспечил, но Министерство надлежащим образом извещено о дате и месте рассмотрения кассационной жалобы, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее -АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в отсутствие не явившегося лица, участвующего в деле.
Законность судебных актов проверена кассационной инстанцией по правилам ст. 286 АПК РФ.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе, выслушав пояснения принявшего участие в судебном заседании представителя общества, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены решения и постановления судов.
Из материалов дела следует, установлено судами, в ходе внеплановой выездной проверки, проведенной на основании приказа от 29.08.2017 N 3146, сотрудниками Министерства 22.09.2017 в магазине, расположенном по адресу Республика Крым, г.Симферополь, ул. Хатидже Чапчакчи, д. 14/2, в котором осуществляет торговую деятельность общество с ограниченной ответственностью "Сигнум", имеющее лицензию на осуществление розничной продажи алкогольной продукции, произведен осмотр помещения торгового зала магазина.
Осмотром установлено, что в холодильной камере, расположенной в торговом зале магазина, находится алкогольная продукция в ассортименте, в том числе: напиток слабоалкогольный газированный ароматизированный "Шейк коктейль дайкири верджин" ж/б 4 шт., напиток слабоалкогольный газированный ароматизированный "Шейк коктейль мохито клаб" ж/б 11 шт., напиток слабоалкогольный газированный ароматизированный "Рево" 7 шт., без сопроводительных документов.
По результатам проверки составлен акт проверки от 22.09.2017 N001388, протокол осмотра от 22.09.2017 N 49/07-1-12/2017.
В соответствии с протоколом изъятия вещей и документов (проб и образцов) от 22.09.2017 N 49/07-1-12/2017 уполномоченным должностным лицом Министерства в присутствии понятых и представителя общества по доверенности Ермакова Ф.А. изъята из незаконного оборота алкогольная продукция, маркированная федеральными специальными марками, напиток слабоалкогольный газированный ароматизированный "Шейк коктейль дайкири верджин" ж/б крепостью 7,2 %, 4 шт., напиток слабоалкогольный газированный ароматизированный "Шейк коктейль мохито клаб" ж/б крепостью 7,2 % 11 шт., напиток слабоалкогольный газированный ароматизированный "Рево" крепостью 7,2% 7 шт.
По факту нахождения в обороте алкогольной продукции без сопроводительных документов, подтверждающих качество и легальность оборота, определением от 22.09.2017 N 49/07-1-12/2017 возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении ООО "Сигнум" по части 3 статьи 14.17 КоАП РФ.
Этим же определением от 22.09.2017 административный орган затребовал у общества, в том числе, сопроводительные документы, удостоверяющие легальность производства и оборота алкогольной продукции, изъятой согласно протоколу от 22.09.2017.
Документы, подтверждающие легальность производства и оборота указанной алкогольной продукции (товарно-транспортные накладные, справки "А" и "Б", прилагаемые к ТТН, сертификаты соответствия), обществом не были представлены, в связи с чем, 09.10.2017 административным органом составлен протокол об административном правонарушении N 49/07-1-12-1416-ю/2017 в отношении ООО "Сигнум" по ч. 2. ст. 14.16 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ административный орган обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО "Сигнум" к административной ответственности по части 2 ст. 14.16 КоАП РФ.
Согласно пункту 16 статьи 2 Федерального закона от 22.11.1995 N171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон) под оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа, на которые распространяется действие настоящего Закона.
В силу пункта 1 статьи 10.2, пункта 2 статьи 16, пункта 1 статьи 26 Закона оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота (в частности без товарно-транспортных накладных и прилагаемых к ним справок) запрещен.
Оборот этилового спирта (за исключением розничной продажи), алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, определенных федеральным законом, влечет ответственность, предусмотренную частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ.
Исследовав и оценив представленные административным органом доказательства, а также доводы и доказательств общества по правилам статей 65 и 71 АПК РФ, суды двух инстанций установили, что на момент проведения проверки в магазине, принадлежащем Обществу, находилась в продаже алкогольная продукция, на которую отсутствовали документы, удостоверяющие легальность ее производства и оборота.
Факт отсутствия документов на находившуюся алкогольную продукцию в холодильном шкафу, расположенной в торговом зале магазина, общество не отрицает, указывая, что данный товар обществу не принадлежит, а является собственностью продавца.
Указанные доводы обоснованно отклонены судами.
В соответствии с пунктом 2 статьи 494 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) выставление в месте продажи (на прилавках, в витринах) товаров, признается публичной офертой независимо от того, указаны ли цена и другие существенные условия договора розничной купли-продажи, за исключением случая, когда продавец явно определил, что соответствующие товары не предназначены для продажи.
В пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2006 N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных, в частности, статьей 14.16 КоАП РФ, судьям необходимо выяснять, имеются ли в материалах дела доказательства, подтверждающие факт реализации товаров. При этом необходимо учитывать, что выставление в местах продажи (например, на прилавках, в витринах) товаров, продажа которых является незаконной, образует состав административного правонарушения при условии отсутствия явного обозначения, что эти товары не предназначены для продажи (пункт 2 статьи 494 ГК РФ).
Материалами административного дела подтверждается, что вышеуказанная алкогольная продукция была выставлена в холодильном шкафу, расположенном в торговом зале, при этом информация о том, что алкогольная продукция не предназначалась для продажи, отсутствовала.
Исследовав и оценив представленные Министерством доказательства по правилам статей 71, 205 АПК РФ, судебными инстанциями установлен факт нахождения и предложения к продаже алкогольной продукции с федеральными специальными марками установленного образца в отсутствие надлежаще оформленных товарно-транспортных документов.
Данный факт подтвержден материалами административного дела, в том числе протоколом от 09.10.2017 N49/07-1-12-1416-ю/2017 об административном правонарушении; протоколами осмотра от 22.09.2017 и изъятия от 22.09.2017.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.16 Кодекса, является факт нарушения порядка продажи алкогольной продукции, установленного в целях предупреждения распространения товара, способного причинить вред здоровью покупателей.
Состав правонарушения является формальным, то есть для привлечения нарушителя к административной ответственности по статье 14.16 Кодекса не требуется установления факта наступления вредных последствий, достаточно наличия предложения к продаже товара без предоставления покупателям в месте его продажи возможности получить информацию о его качестве и легальности.
Выводы суда о наличии в действиях общества вмененного ему состава правонарушения основаны на правильном применении норм права к установленным им обстоятельствам и соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам. Фактически доводы жалобы сводятся к переоценке исследованных и оцененных судом доказательств, что в полномочия кассационной инстанции не входит.
Доводы кассатора о необоснованном отказе судом в удовлетворении ходатайства об истребовании у административного органа сведений из ЕГАИС об обороте спорной алкогольной продукции отклоняются, поскольку в рассматриваемом случае административная ответственность наступает, как указано выше, по формальному основанию - непредставление соответствующих документов, подтверждающих легальность нахождения продукции у общества, установление оборота по системе ЕГАИС в рассматриваемом случае не требуется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом округа не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 08.12.2017 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2018 по делу N А83-17732/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Г.А. Стрегелева |
Судьи |
Н.В. Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 2 статьи 494 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) выставление в месте продажи (на прилавках, в витринах) товаров, признается публичной офертой независимо от того, указаны ли цена и другие существенные условия договора розничной купли-продажи, за исключением случая, когда продавец явно определил, что соответствующие товары не предназначены для продажи.
В пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2006 N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных, в частности, статьей 14.16 КоАП РФ, судьям необходимо выяснять, имеются ли в материалах дела доказательства, подтверждающие факт реализации товаров. При этом необходимо учитывать, что выставление в местах продажи (например, на прилавках, в витринах) товаров, продажа которых является незаконной, образует состав административного правонарушения при условии отсутствия явного обозначения, что эти товары не предназначены для продажи (пункт 2 статьи 494 ГК РФ)."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 13 июня 2018 г. N Ф10-1794/18 по делу N А83-17732/2017