город Калуга |
|
14 июня 2018 г. |
Дело N А84-2119/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07.06.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 14.06.2018.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судей
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи |
Нарусова М.М. Гладышевой Е.В. Бутченко Ю.В.
Маркиной М.П. |
при участии в заседании: |
|
от истца: общество с ограниченной ответственностью "Балаклавамегастрой"
от ответчиков: Российская Федерация в лице Министерства обороны РФ
Федеральное государственное казенное учреждение "Крымское территориальное управление имущественных отношений" Минообороны России
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом
от третьих лиц: общество с ограниченной ответственностью "Межрегиональная девелоперская компания"
Правительство Севастополя
Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя |
Марченко Е.В., представитель по доверенности от 09.01.2018, сроком до 31.12.2018;
Хмиль О.Ю., представитель по доверенности N 212/1/252 от 19.12.2016, сроком до 08.12.2018;
Кравец А.Н., представитель по доверенности N 556 от 01.12.2017, сроком на 1 год;
представитель не явился, извещены надлежаще;
представитель не явился, извещены надлежаще;
представитель не явился, извещены надлежаще;
представитель не явился, извещены надлежаще; |
рассмотрев в открытом судебном заседании путем использования систем видеконференц-связи при содействии Арбитражного суда города Севастополя кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Балаклавамегастрой", на решение Арбитражного суда города Севастополя от 14.09.2017 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2018 по делу N А84-2119/2017,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Балаклавамегастрой" (далее - истец, ООО "Балаклавамегастрой") обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с исковым заявлением к Министерству обороны Российской Федерации и Федеральному государственному казенному учреждению "Крымское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России (далее - учреждение) об истребовании из чужого незаконного владения служебного нежилого здания общей площадью 98 кв.м, количество этажей: 2, по адресу: г. Севастополь, наб. Таврическая, 20, кадастровый (условный) номер: 91:01:001005:36, и передаче спорного имущества истцу, с указанием в решении суда, что оно является основанием для внесения в ЕГРП соответствующих записей о погашении права собственности Российской Федерации и права оперативного управления ФГКУ "Крымское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России на служебное нежилое здание общей площадью 98 кв. м, количество этажей: 2, по адресу: г. Севастополь, наб. Таврическая, 20, кадастровый (условный) номер: 91:01:001005:36.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора суд привлек общество с ограниченной ответственностью "Межрегиональная девелоперская компания", Правительство Севастополя и Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, а в качестве соответчиков Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, Российскую Федерацию в лице Министерства обороны Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 14.09.2017 (судья Смоляков А.Ю.), оставленным без изменения постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2018 (судьи Евдокимов И.В., Остапова Е.А., Сикорская Н.И.), в удовлетворении исковых требований отказано в полном объёме.
Общество с ограниченной ответственностью "Балаклавамегастрой", не согласившись с судебными актами, ссылаясь на их незаконность и необоснованность, обратилось в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, исковые требования удовлетворить.
В судебном заседании суда округа представитель истца доводы кассационной жалобы поддержала, по изложенным в ней основаниям, просила кассационную жалобу удовлетворить.
Представитель ответчика Министерства обороны РФ возражала против доводов кассационной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на нее, полагала судебные акты законными и обоснованными.
Представитель ответчика Федерального государственного казенного учреждения "Крымское территориальное управление имущественных отношений" Минообороны России возражал против доводов кассационной жалобы, просил оставить кассационную жалобу без удовлетворения.
Другие лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные, в том числе путем размещения информации на официальном сайте Арбитражного суда Центрального округа, о времени и месте судебного разбирательства, в суд округа не явились.
Кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие не явившихся лиц, в порядке, установленном статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей сторон, проверив в соответствии со статьями 286, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению, а судебные акты не подлежат отмене или изменению.
Как установлено судами и следует из материалов дела, между государством Украина в лице органа, уполномоченного управлять имуществом МО Украины, от имени которого действовал филиал Центрального специализированного строительного управления МО Украины "Укроборонбуд" и ООО "Техническое агентство "Наутилус" был заключён договор N 24-04/06 о совместном строительстве объектов жилищно-гражданского назначения от 24.04.2006, создания инженерной инфраструктуры для их строительства в соответствии с разработанным и утверждённым в установленном порядке проекте, путём паевого участия сторон.
Между государством Украина в лице органа, уполномоченного управлять имуществом МО Украины, от имени которого действовал филиал Центрального специализированного строительного управления МО Украины "Укроборонбуд" и ООО "Техническое агентство "Наутилус" был заключён договор N 24-04/06/6 о компенсации паевого участия МО Украины в договоре от 24.04.2006 года N 24-04/06, в соответствии с которым, ООО "Техническое агентство "Наутилус" осуществило компенсацию стоимости паевого участия путём купли-продажи имущества военного городка, а именно - объектов недвижимости расположенных в городе Севастополе, Балаклавская бухта, Таврическая набережная, 20.
Решением Хозяйственного суда АР Крым от 14.05.2007 делу N 2-17/6048-2007 договор N 24-04/06/6 от 24.04.2006 признан действительным и признано право собственности на объекты военного городка Б-1 за ООО "Техническое агентство "Наутилус".
Решением Хозяйственного суда АР Крым от 16.07.2007 N 2-17/8960-2007 был признан действительным договор купли-продажи недвижимого имущества от 12.06.2007 года, заключённый между ООО "Техническое агентство "Наутилус" и ООО "Южный инвестиционный строительный холдинг", за ООО "Южный инвестиционный строительный холдинг" признано право собственности на объекты военного городка Б-1, расположенного в городе Севастополе, Балаклавская бухта, Таврическая набережная, 20.
ООО "Южный инвестиционный строительный холдинг" как участник ООО "Балаклавамегастрой" принял решение N 6 о передаче в уставной капитал ООО "Балаклавамегастрой" имущества военного городка Б-1, расположенного в городе Севастополе, Балаклавская бухта, Таврическая набережная, 20.
Приказом Фонда коммунального имущества Севастопольского Городского Совета N 741, принято решение об оформлении права собственности на имущество военного городка Б-1 за ООО "Балаклавамегастрой". ООО "Балаклавамегастрой" было выдано свидетельство о праве собственности на указанные объекты недвижимости от 10.08.2007.
В соответствии с пунктом N 99 Распоряжения Правительства Севастополя от 31.10.2014 года N 388 "О включении имущества в собственность города Севастополя" и приложением N 1 к указанному Распоряжению, в реестр государственной собственности города Севастополя включён военный городок Б-1, расположенный в городе Севастополе, Балаклавская бухта, Таврическая набережная, 20.
Согласно Распоряжения Правительства Севастополя от 20.03.2015 года N 195-РП "О передаче имущества, находящегося в собственности города федерального значения Севастополя в федеральную собственность" из собственности города федерального значения Севастополя, в федеральную собственность безвозмездно передано имущество военного городка Б-1, указанное в приложении к настоящему распоряжению.
По акту приёма-передачи имущества к распоряжению Правительства Севастополя от 20.03.2015 года N 195-РП Федеральное государственное казенное учреждение "Крымское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны РФ приняло имущество, в том числе военный городок Б-1, расположенный в городе Севастополе, Балаклавская бухта, Таврическая набережная, 20.
Истец, ссылаясь на отказ ФГКУ "Крымское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны РФ вернуть нежилое здание военного городка Б-1, обратился в суд с настоящим иском.
Суд кассационной инстанции полагает, что суды первой и апелляционной инстанций, исследовав представленные доказательства, дали им правильную юридическую оценку и пришли к обоснованному выводу об отказе удовлетворении исковых требований, ввиду следующего.
Судами установлено, что на основании постановления Кабинета министров Украины от 29.04.1999 года N 732 "Об имуществе некоторых военных городков, расположенных в районе Балаклавской бухты города Севастополя", к сфере управления Министерства обороны Украины передано имущество военного городка Б-1, в том числе здание штаба N 75.
Приказом начальника Управления по вопросам имущества коммунальной собственности Севастопольской городской государственной администрации от 19.01.2005 года N 40 "Об оформлении права государственной собственности на объекты недвижимого имущества", предписано оформить право собственности за государством в лице Министерства обороны Украины на объекты недвижимого имущества военного городка Б-1, в том числе штаб N 75 (литера А), расположенный по адресу: город Севастополь, Таврическая Набережная, 20.
Согласно свидетельству о праве собственности от 28.01.2005 года на здания, строения и сооружения военного городска Б-1, расположенные по Таврической набережной, 20, данное имущество, в том числе здание штаба N 75, принадлежит государству Украина в лице Министерства обороны Украины и находится на балансе севастопольской КЭЧ на основании распоряжения Севастопольской городской государственной администрации от 17.11.2003 года N 1801 -р.
С учетом изложенного, суды правомерно указали, что объекты недвижимости городка Б-1, расположенного в городе Севастополе, Таврическая Набережная, 20, на момент их отчуждения МО Украины - ООО "Техническое агентство "Наутилус" по договору N 24-004/06/6 о компенсации паевого участия, являлись военным имуществом.
Исходя из положений ст.5 закона Украины "О приватизации государственного имущества", ст.6 Закона Украины "О правовом режиме имущества в Вооруженных Силах Украины", принимая во внимание, что в материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие соблюдение юридического состава приватизации спорного имущества, суды пришли к обоснованному выводу о том, что спорное имущество является ограниченным в обороте и для его отчуждения в частную собственность требовалось специальное решение специального уполномоченного органа по результатам специальной процедуры, в связи с чем, договор N 24-04/06 от 24.04.2006 года о совместном строительстве объектов жилищно-гражданского назначения, создания инженерной инфраструктуры для их строительства, путём паевого участия сторон, между филиалом Центрального специализированного строительного управления МО Украины "Укроборонбуд" и ООО "Техническое агентство "Наутилус" был заключён в нарушение Закона Украины "О правовом режиме имущества в Вооруженных Силах Украины", при отсутствии разрешения Кабинета министров Украины и без проведения конкурсных процедур.
Между тем, истец, ссылаясь на принадлежность спорного имущества ООО "Балаклавамегастрой", представил суду свидетельство о праве собственности от 10.08.2007, указывая, что спорное имущества военного городка Б-1, выбыло из фактического владения истца 17.09.2009 года, то есть с 17.09.2009 года истец фактически перестал владеть спорным имуществом военного городка Б-1, расположенный по адресу: город Севастополь, Таврическая Набережная, 20.
Пунктом 82 распоряжения Правительства Севастополя от 20.03.2015 года N 195-РП установлено, что военный городок N Б-1, расположенный по адресу: г. Севастополь, набережная Таврическая, передан в федеральную собственность целостным имущественным комплексом, при этом здание общей площадью 98,00 кв.м., расположенное по адресу: г. Севастополь, наб. Таврическая, д. 20 (по генплану N 75) является неотъемлемой частью данного военного городка.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 24.12.2015 года и выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 31.10.2016 года, на здание площадью 98,00 кв. м, количество этажей 2, кадастровый (или условный) номер: 91:01:001005:36, расположенное по адресу: г. Севастополь, наб. Таврическая, д. 20, право собственности зарегистрировано за Российской Федерацией; право оперативного управления закреплено за Федеральным государственным казенным учреждением "Крымское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России.
Из кадастрового паспорта следует, что объект недвижимого имущества служебное нежилое здание N ГП 75, военный городок N Б-1, площадью 98 кв. м, расположенное по адресу: г. Севастополь, Таврическая набережная, дом 20 поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 91:01:001005:36.
В соответствии с Приложением N 1 к распоряжению Правительства Севастополя от 31.10.2014 года N 388 "О включении имущества в собственность города Севастополя", в Реестр государственной собственности города Севастополя в составе государственного имущества включен военный городок Б-1 по адресу: Таврическая набережная, 20.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства и руководствуясь положениями ст.2 Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ от 21.03.2014 "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", п.3 решения внеочередной сессии Севастопольского городского совета от 17.03.2014 года N 7156 "О статусе города - героя Севастополя", ст.3 Закона города Севастополя от 07.08.2014 года N 56-ЗС "Об основах управления государственным имуществом города Севастополя", п.2 ст.25 Закона города Севастополя от 30.04.2014 года N 5-ЗС "О Правительстве Севастополя", ч.1 ст.9 Закона города Севастополя от 25.07.2014 года N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя", Федерального закона от 22.08.2004 года N 122-ФЗ, Федерального закона от 31.05.1996 года N 61-ФЗ "Об обороне", п.1 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 года N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом", Постановлением Правительства Севастополя от 14.11.2014 года N 483 "Об утверждении Порядка безвозмездной передачи имущества, находящегося в собственности города федерального значения Севастополя, в федеральную собственность для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства", распоряжением Правительства Севастополя от 20.03.2015 года N 195-РП "О передаче имущества, находящегося в собственности города федерального значения Севастополя в федеральную собственность", судебные инстанции пришли к правомерному выводу, что с момента включения спорного имущества в перечень имущества, изложенного в пункте N 99 Распоряжения Правительства Севастополя от 31.10.2014 года N 388 "О включении имущества в собственность города Севастополя" и приложении N 1 к указанному Распоряжению, право собственности на указанное имущество возникло у города федерального значения Севастополя и прекратилось у прежнего правообладателя, и на сегодняшний день спорное имущество является собственностью Российской Федерации с правом оперативного управления ФГКУ "Крымское ТУИО" Министерства обороны РФ.
Исходя из разъяснений, изложенных в постановлении N 10/22, в соответствии со статьей 301 Гражданского кодекса РФ следует, что лицо, обратившееся в суд с иском об истребовании своего имущества из чужого незаконного владения, должно доказать свое право собственности на имущество, находящееся во владении ответчика, в связи с чем, суды, ссылаясь на ст.6, ч.3 ст.7, ч.1 ст.12.1 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", пунктом N 99 Распоряжения Правительства Севастополя от 31.10.2014 года N 388 "О включении имущества в собственность города Севастополя" и приложения N 1 к указанному Распоряжению, правомерно отказали в удовлетворении исковых требований.
Кроме того, поскольку спорное имущество, которое истец считает принадлежащим ему на праве собственности, находится в собственности Российской Федерации и на праве оперативного управления ФГКУ "Крымское ТУИО" Министерства обороны РФ, с учётом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 07.11.2017 года N 26-П, принимая во внимание, что при продаже объектов военного городка Б-1 обществу "Техническое агентство "Наутилус", филиал Центрального специализированного строительного управления МО Украины "Укроборонбуд" согласия Кабинета министров Украины на отчуждение указанного военного имущества не получал, суды обоснованно указали, что воля собственника спорного имущества - государства Украина в лице Министерства обороны Украины на его отчуждение отсутствовала, а ООО "Техническое агентство "Наутилус" право собственности на спорное имущество не приобрело и, как следствие, не приобрело право на его дальнейшее отчуждение ООО "Южный строительный инвестиционный холдинг", а ООО "Южный строительный инвестиционный холдинг" неправомерно передало его в уставной капитал ООО "Балаклавамегастрой", в связи с чем, оснований для удовлетворения исковых требований об его истребовании из чужого незаконного владения не имеется.
Более того, суды отметили, что указанные обстоятельства также установлены решением Хозяйственного суда города Севастополя от 10.06.2013 года по делу N 5020-11/359-9/099-382/2011, которым иск заместителя военного прокурора Военно-Морских Сил Украины в интересах государства в лице Министерства обороны Украины к ООО "Балаклавамегастрой", ООО "Южный строительный инвестиционный холдинг", Министерству обороны Российской Федерации о признании права собственности на объекты военного городка Б-1, расположенного в городе Севастополе, Балаклавская бухта, Таврическая набережная, 20, удовлетворён в полном объёме и за государством Украина в лице Министерства обороны Украины, признано право собственности на объекты недвижимости, в том числе на строения и сооружения военного городка Б-1, расположенного в городе Севастополе, Балаклавская бухта, Таврическая набережная, 20.
Таким образом, исходя из фактических обстоятельств дела, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Принимая во внимание, что нарушений норм материального и процессуального права, допущенных судебными инстанциями при вынесении обжалуемых судебных актов и влекущих их отмену, судебной коллегией не установлено, а обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, были предметом исследования и оценки судов, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Севастополя от 14.09.2017 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2018 по делу N А84-2119/2017 - оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.М. Нарусов |
Судьи |
Е.В. Гладышева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исходя из разъяснений, изложенных в постановлении N 10/22, в соответствии со статьей 301 Гражданского кодекса РФ следует, что лицо, обратившееся в суд с иском об истребовании своего имущества из чужого незаконного владения, должно доказать свое право собственности на имущество, находящееся во владении ответчика, в связи с чем, суды, ссылаясь на ст.6, ч.3 ст.7, ч.1 ст.12.1 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", пунктом N 99 Распоряжения Правительства Севастополя от 31.10.2014 года N 388 "О включении имущества в собственность города Севастополя" и приложения N 1 к указанному Распоряжению, правомерно отказали в удовлетворении исковых требований.
Кроме того, поскольку спорное имущество, которое истец считает принадлежащим ему на праве собственности, находится в собственности Российской Федерации и на праве оперативного управления ФГКУ "Крымское ТУИО" Министерства обороны РФ, с учётом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 07.11.2017 года N 26-П, принимая во внимание, что при продаже объектов военного городка Б-1 обществу "Техническое агентство "Наутилус", филиал Центрального специализированного строительного управления МО Украины "Укроборонбуд" согласия Кабинета министров Украины на отчуждение указанного военного имущества не получал, суды обоснованно указали, что воля собственника спорного имущества - государства Украина в лице Министерства обороны Украины на его отчуждение отсутствовала, а ООО "Техническое агентство "Наутилус" право собственности на спорное имущество не приобрело и, как следствие, не приобрело право на его дальнейшее отчуждение ООО "Южный строительный инвестиционный холдинг", а ООО "Южный строительный инвестиционный холдинг" неправомерно передало его в уставной капитал ООО "Балаклавамегастрой", в связи с чем, оснований для удовлетворения исковых требований об его истребовании из чужого незаконного владения не имеется."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 14 июня 2018 г. N Ф10-2215/18 по делу N А84-2119/2017
Хронология рассмотрения дела:
14.06.2018 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-2215/18
07.06.2018 Определение Арбитражного суда г.Севастополя N А84-2119/17
19.02.2018 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-2274/17
14.09.2017 Решение Арбитражного суда г.Севастополя N А84-2119/17