19 февраля 2018 г. |
Дело N А84-2119/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12.02.2018.
В полном объёме постановление изготовлено 19.02.2018.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Евдокимова И.В., судей Остаповой Е.А., Сикорской Н.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Глазуновой М.М.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Балаклавамегастрой" - Марченко Е.В., представитель по доверенности от 09.01.2018 N б/н, личность установлена по паспорту гражданина Российской Федерации;
от Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации - Хмиль О.Ю., представитель по доверенности от 19.12.2016 N 212/1/252, личность установлена по паспорту гражданина Российской Федерации;
от Федерального государственного казенного учреждения "Крымское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России - Кравец А.Н., представитель по доверенности от 01.12.2017 N 556, личность установлена по паспорту гражданина Российской Федерации,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Балаклавамегастрой" на решение Арбитражного суда города Севастополя от 14.09.2017 года по делу N А84-2119/2017 (судья Смоляков А.Ю.)
по иску общества с ограниченной ответственностью "Балаклавамегастрой"
(ул. Мраморная, д.17, г. Севастополь, 299042)
к Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации
(ул. Знаменка, д. 19, г. Москва, 119160; ул. Советская, д. 28, г. Севастополь, 299005),
Федеральному государственному казенному учреждению "Крымское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России
(ул. Гидрографическая, д.1-В, г. Севастополь, 299003),
Федеральному агентству по управлению государственным имуществом
(пер. Никольский, 9, г. Москва, 109012),
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:
общества с ограниченной ответственностью "Межрегиональная девелоперская компания"
(ул. Кудрявцева, д. 2а, пом. 4, г. Химки, Московская область, 141401),
Правительства Севастополя (ул. Ленина, 2, г. Севастополь, 299011),
Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя
(ул. Советская, 9, г. Севастополь, 299011)
об истребовании имущества из чужого незаконного владения,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Балаклавамегастрой" (далее - истец, ООО "Балаклавамегастрой") обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с исковым заявлением к Министерству обороны Российской Федерации и Федеральному государственному казенному учреждению "Крымское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России (далее - учреждение) об истребовании из чужого незаконного владения служебного нежилого здания общей площадью 98 кв.м, количество этажей: 2, по адресу: г. Севастополь, наб. Таврическая, 20, кадастровый (условный) номер: 91:01:001005:36, и передаче спорного имущества истцу, с указанием в решении суда, что оно является основанием для внесения в ЕГРП соответствующих записей о погашении права собственности Российской Федерации и права оперативного управления ФГКУ "Крымское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России на служебное нежилое здание общей площадью 98 кв. м, количество этажей: 2, по адресу: г. Севастополь, наб. Таврическая, 20, кадастровый (условный) номер: 91:01:001005:36.
Исковые требования основаны на статьях 301-305 Гражданского кодекса Российской Федерации и мотивированы тем, что, по мнению истца, ответчики незаконно обладают спорным имуществом, тем самым нарушая права общества, в связи с чем спорное недвижимое имущество подлежит истребованию.
Определением от 05.05.2017 суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - общество с ограниченной ответственностью "Межрегиональная девелоперская компания", Правительство Севастополя и Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя.
Определением от 19.05.2017 суд привлек к участию в деле в качестве соответчиков Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, Российскую Федерацию в лице Министерства обороны Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 14.09.2017 года по делу N А84-2119/2017, в удовлетворении исковых требований ООО "Балаклавамегастрой" к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению "Крымское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России, Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, отказано в полном объёме.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "Балаклавамегастрой" обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, просит его отменить и принять по делу новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что суд первой инстанции при принятии решения неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения данного дела, а также неправильно применил нормы материального и процессуального права.
Так податель жалобы указывает, что право собственности на спорное имущество он приобрёл на основании договора о передаче недвижимого имущества от 09.08.2007 года N 4-1085, согласно которого в уставной капитал ООО "Балаклавамегастрой" было передано недвижимое имущество - здания и сооружения военного городка Б-1, состоящее из: лит. "А" - здание штаба N 75 с крыльцом, склад "Б", КПП лит. "В" с крыльцом, навеса лит. "Г", ограждений 1-5, расположенных по адресу: город Севастополь, Балаклавская бухта, Таврическая набережная, 20, а также свидетельства о праве собственности на здания, строения и сооружения военного городка Б-1, выданного 10.08.2007 года Фондом коммунального имущества Севастопольского городского Совета.
Истец также ссылается на то, что ему на праве частной собственности принадлежит недвижимое имущество - здание штаба (по генплану N 75) лит. "А" с лестницей, склада лит. "Б" КПП лит. "В" с крыльцом навеса, навеса лит. "Г", ограждений N 1-5, по адресу город Севастополь, Балаклавская бухта, Таврическая набережная, 20.
Кроме того, ООО "Балаклавамегастрой" ссылается на решения судебных инстанций Хозяйственных судов Украины, в соответствии с которыми передача недвижимого имущества военного городка Б-1, расположенного в Балаклавский бухте города Севастополя, в собственность общества, не признана не законной.
Определением от 18.10.2017 апелляционная жалоба принята к производству Двадцать первого арбитражного апелляционного суда.
Министерство обороны РФ представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит оставить её без удовлетворения, решение суда первой инстанции без изменений, по тем основаниям, что спорное имущество на основании постановления Кабинета министров Украины от 29.04.1999 года N 732 "Об имуществе некоторых военных городков, расположенных в районе Балаклавской бухты города Севастополя", было отнесено к сфере управления Министерства обороны Украины.
Указывает, что согласно свидетельству о праве собственности от 28.01.2005 года на здания и сооружения военного городка Б-1, расположенного в городе Севастополе, Балаклавская бухта, Таврическая набережная, 20, указанное имущество принадлежало государству Украина в лице Министерства обороны Украины и находилось на балансе Севастопольской КЭЧ.
При этом, ответчик указывает на то, что в материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие соблюдение юридического состава приватизации спорного имущества и принятие Кабинетом министров Украины решения об отчуждении спорного имущества в частную собственность.
Кроме того, представитель Министерства обороны РФ ссылается на решение Хозяйственного суда города Севастополя от 10.06.2013 года по делу N 5020-11/359-9/099-382/2011, которым иск заместителя военного прокурора Военно-Морских Сил Украины в интересах государства в лице Министерства обороны Украины к ООО "Балаклавамегастрой", ООО "Южный строительный инвестиционный холдинг", Министерству обороны Российской Федерации о признании права собственности на объекты военного городка Б-1, расположенного в городе Севастополе, Балаклавская бухта, Таврическая набережная, 20, удовлетворён в полном объёме.
За государством Украина в лице Министерства обороны Украины, признано право собственности на объекты недвижимости, в том числе на строения и сооружения военного городка Б-1, расположенного в городе Севастополе, Балаклавская бухта, Таврическая набережная, 20.
Указанное решение было оставлено без изменений постановлением Высшего хозяйственного суда Украины от 04.06.2014 года.
Федеральное государственное казенное учреждение "Крымское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России просил в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, решение суда первой инстанции оставить без изменений.
При повторном рассмотрении дела судом апелляционной инстанции в порядке и пределах, предусмотренных статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установлено следующее.
24.04.2006 года между государством Украина в лице органа, уполномоченного управлять имуществом МО Украины, от имени которого действовал филиал Центрального специализированного строительного управления МО Украины "Укроборонбуд" и ООО "Техническое агентство "Наутилус" был заключён договор N 24-04/06 о совместном строительстве объектов жилищно-гражданского назначения, создания инженерной инфраструктуры для их строительства в соответствии с разработанным и утверждённым в установленном порядке проекте, путём паевого участия сторон.
24.04.2006 года между государством Украина в лице органа, уполномоченного управлять имуществом МО Украины, от имени которого действовал филиал Центрального специализированного строительного управления МО Украины "Укроборонбуд" и ООО "Техническое агентство "Наутилус" был заключён договор N 24-04/06/6 о компенсации паевого участия МО Украины в договоре от 24.04.2006 года N 24-04/06, в соответствии с которым, ООО "Техническое агентство "Наутилус" осуществило компенсацию стоимости паевого участия путём купли-продажи имущества военного городка, а именно - объектов недвижимости расположенных в городе Севастополе, Балаклавская бухта, Таврическая набережная, 20.
14.05.2007 года по делу N 2-17/6048-2007 Хозяйственным судом АР Крым было принято решение о признании договора N 24-04/06/6 от 24.04.2006 года действительным и признано право собственности на объекты военного городка Б-1 за ООО "Техническое агентство "Наутилус".
16.07.2007 года по делу N 2-17/8960-2007 Хозяйственным судом АР Крым был признан действительным договор купли-продажи недвижимого имущества от 12.06.2007 года, заключённый между ООО "Техническое агентство "Наутилус" и ООО "Южный инвестиционный строительный холдинг", за ООО "Южный инвестиционный строительный холдинг" признано право собственности на объекты военного городка Б-1, расположенного в городе Севастополе, Балаклавская бухта, Таврическая набережная, 20.
09.08.2007 года ООО "Южный инвестиционный строительный холдинг" как участник ООО "Балаклавамегастрой" принял решение N 6 о передаче в уставной капитал ООО "Балаклавамегастрой" имущества военного городка Б-1, расположенного в городе Севастополе, Балаклавская бухта, Таврическая набережная, 20.
Приказом Фонда коммунального имущества Севастопольского Городского Совета N 741, принято решение об оформлении права собственности на имущество военного городка Б-1 за ООО "Балаклавамегастрой".
10.08.2007 года ООО "Балаклавамегастрой" было выдано свидетельство о праве собственности на указанные объекты недвижимости.
В соответствии с пунктом N 99 Распоряжения Правительства Севастополя от 31.10.2014 года N 388 "О включении имущества в собственность города Севастополя" и приложением N 1 к указанному Распоряжению, в реестр государственной собственности города Севастополя включён военный городок Б-1, расположенный в городе Севастополе, Балаклавская бухта, Таврическая набережная, 20.
Согласно Распоряжения Правительства Севастополя от 20.03.2015 года N 195-РП "О передаче имущества, находящегося в собственности города федерального значения Севастополя в федеральную собственность" из собственности города федерального значения Севастополя, в федеральную собственность безвозмездно передано имущество военного городка Б-1, указанное в приложении к настоящему распоряжению.
25.03.2015 года был составлен Акт приёма-передачи имущества к распоряжению Правительства Севастополя от 20.03.2015 года N 195-РП, согласно которому Федеральное государственное казенное учреждение "Крымское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны РФ приняло имущество, в том числе военный городок Б-1, расположенный в городе Севастополе, Балаклавская бухта, Таврическая набережная, 20.
Полагая, что спорное недвижимое имущество военного городка Б-1 является собственностью ООО "Балаклавамегастрой", в целях досудебного урегулирования спора истец 22.03.2017 года обратился в адрес ответчиков с претензиями, в которых потребовало вернуть ему нежилое здание военного городка Б-1, общей площадью 98,00 кв.м., расположенное в городе Севастополе, Балаклавская бухта, Таврическая набережная, 20, кадастровый номер: 91:01:001005:36.
26.04.2017 года истцом был получен ответ от Федерального государственного казенного учреждения "Крымское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны РФ, в котором ответчик отказался выполнить требования, изложенные в претензии.
Отказ ФГКУ "Крымское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны РФ вернуть истцу нежилое здание военного городка Б-1, общей площадью 98,00 кв.м., расположенное в городе Севастополе, Балаклавская бухта, Таврическая набережная, 20, явился основанием для обращения ООО "Балаклавамегастрой" в Арбитражный суд города Севастополя с настоящим иском.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, заслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, оценив представленные сторонами доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта по следующим основаниям.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимаемые судом решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
Согласно части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Судом первой и апелляционной инстанции установлено, что Постановлением Кабинета министров Украины от 29.04.1999 года N 732 "Об имуществе некоторых военных городков, расположенных в районе Балаклавской бухты города Севастополя", к сфере управления Министерства обороны Украины передано имущество военного городка Б-1, в том числе здание штаба N 75.
Приказом начальника Управления по вопросам имущества коммунальной собственности Севастопольской городской государственной администрации от 19.01.2005 года N 40 "Об оформлении права государственной собственности на объекты недвижимого имущества", предписано оформить право собственности за государством в лице Министерства обороны Украины на объекты недвижимого имущества военного городка Б-1, в том числе штаб N 75 (литера А), расположенный по адресу: город Севастополь, Таврическая Набережная, 20.
Согласно свидетельству о праве собственности от 28.01.2005 года на здания, строения и сооружения военного городска Б-1, расположенные по Таврической набережной, 20, данное имущество, в том числе здание штаба N 75, принадлежит государству Украина в лице Министерства обороны Украины и находится на балансе севастопольской КЭЧ на основании распоряжения Севастопольской городской государственной администрации от 17.11.2003 года N 1801-р.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что объекты недвижимости городка Б-1, расположенного в городе Севастополе, Таврическая Набережная, 20, на момент их отчуждения МО Украины - ООО "Техническое агентство "Наутилус" по договору N 24-004/06/6 о компенсации паевого участия, являлись военным имуществом.
В тоже время, частью второй статьи 5 закона Украины "О приватизации государственного имущества" установлено, что не подлежат приватизации объекты, имеющие общегосударственное значение. Общегосударственное значение имеют объекты, которые обеспечивают жизнедеятельность государства в целом.
Согласно статье 6 Закона Украины "О правовом режиме имущества в Вооруженных Силах Украины", отчуждение военного имущества осуществляется Министерством обороны Украины через уполномоченные Кабинетом министров Украины
предприятия и организации, определенные им по результатам тендера, после его списания, за исключением имущества, определенного частью второй названной статьи Закона.
В соответствии с частью 2 статьи 6 Закона Украины "О правовом режиме имущества в Вооруженных Силах Украины", решение об отчуждении военного имущества, которое является пригодным для дальнейшего использования, но не находит применения в повседневной деятельности войск, избыточного имущества, а также целостных имущественных комплексов и другого недвижимого имущества принимает Кабинет министров Украины по представлению Министерства обороны Украины.
Исходя из того, что в материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие соблюдение юридического состава приватизации спорного имущества - принятие Кабинетом министров Украины решения об отчуждении спорного имущества в частную собственность, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что спорное имущество является ограниченным в обороте и для его отчуждения в частную собственность требовалось специальное решение специального уполномоченного органа по результатам специальной процедуры.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что договор N 24-04/06 от 24.04.2006 года о совместном строительстве объектов жилищно-гражданского назначения, создания инженерной инфраструктуры для их строительства, путём паевого участия сторон, между филиалом Центрального специализированного строительного управления МО Украины "Укроборонбуд" и ООО "Техническое агентство "Наутилус" был заключён в нарушение Закона Украины "О правовом режиме имущества в Вооруженных Силах Украины", при отсутствии разрешения Кабинета министров Украины и без проведения конкурсных процедур.
В тоже время, в доказательство принадлежности спорного имущества ООО "Балаклавамегастрой", обществом представлено свидетельство о праве собственности от 10.08.2007 года выданное Фондом коммунального имущества Севастопольского Городского Совета и справка ГУП города Севастополя "Бюро технической инвентаризации" N 2023 от 03.06.2015 года.
Согласно пояснениям представителя ООО "Балаклавамегастрой", спорное имущества военного городка Б-1, выбыло из фактического владения истца 17.09.2009 года, что подтверждается докладной дежурного по причалу Бурляева А.В. (том 2, л.д.101-102).
Таким образом, с 17.09.2009 года истец фактически перестал владеть спорным имуществом военного городка Б-1, расположенный по адресу: город Севастополь, Таврическая Набережная, 20.
18 марта 2014 года между Российской Федерацией и Республикой Крым подписан Договор о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя, ратифицированный Федеральным законом от 21.03.2014 года N 36-ФЗ.
21 марта 2014 года принят Федеральный конституционный закон N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя".
Статьей 2 Федерального Конституционного Закона от 21.03.2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" предусмотрено, что со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым в составе Российской Федерации образуются новые субъекты - Республика Крым и город федерального значения Севастополь.
Пунктом 3 решения внеочередной сессии Севастопольского городского совета от 17.03.2014 года N 7156 "О статусе города - героя Севастополя" установлено, что деятельность государственных органов Украины на территории города Севастополя прекращается, их полномочия, имущество и денежные средства переходят к органам, определенным Севастопольским городским Советом. Пунктом 6 указанного решения предусмотрено, что государственная собственность Украины, находящаяся на день принятия настоящего решения на территории города Севастополя, является собственностью города Севастополя.
Статьей 3 Закона города Севастополя от 07.08.2014 года N 56-ЗС "Об основах управления государственным имуществом города Севастополя" урегулировано, что от имени города Севастополя полномочия по управлению и распоряжению государственным имуществом города Севастополя осуществляют Правительство Севастополя и уполномоченные им исполнительные органы государственной власти города Севастополя.
Согласно пункту 2 статьи 25 Закона города Севастополя от 30.04.2014 года N 5-ЗС "О Правительстве Севастополя", Правительство в пределах своих полномочий организует и осуществляет управление и распоряжение собственностью города Севастополя и контроль за ее эффективным использованием.
В соответствии с Приложением N 1 к распоряжению Правительства Севастополя от 31.10.2014 года N 388 "О включении имущества в собственность города Севастополя", в Реестр государственной собственности города Севастополя в составе государственного имущества включен военный городок Б-1 по адресу: Таврическая набережная, 20.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона города Севастополя от 25.07.2014 года N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя", безвозмездная передача имущества, находящегося в собственности города Севастополя, в федеральную собственность осуществляется в порядке и по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 22.08.2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", с учетом установленных настоящей статьей особенностей.
Порядок безвозмездной передачи имущества, находящегося в собственности города федерального значения Севастополя, в федеральную собственность для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства, утвержден Постановлением Правительства Севастополя от 14.11.2014 года N 483.
Абзацем 9 части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 года N 122-ФЗ установлено, что имущество, находящееся в собственности субъектов Российской Федерации, которое может находиться в федеральной собственности, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность в случае, если нахождение указанного имущества в собственности субъектов Российской Федерации не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с положениями Федерального закона от 31.05.1996 года N 61-ФЗ "Об обороне", имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
При этом пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 года N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом", Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Постановлением Правительства Севастополя от 14.11.2014 года N 483 "Об утверждении Порядка безвозмездной передачи имущества, находящегося в собственности города федерального значения Севастополя, в федеральную собственность для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства", утвержден Порядок безвозмездной передачи имущества, находящегося в собственности города федерального значения Севастополя, в федеральную собственность для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства.
Распоряжением Правительства Севастополя от 20.03.2015 года N 195-РП "О передаче имущества, находящегося в собственности города федерального значения Севастополя в федеральную собственность", передано безвозмездно из собственности города федерального значения Севастополя в федеральную собственность недвижимое имущество, в том числе военный городок N Б-1.
25.03.2015 года составлен акт приема-передачи имущества к распоряжению Правительства Севастополя от 20.03.2015 года, согласно которому ФГКУ "Крымское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России приняло имущество, указанное в акте приема-передачи, в том числе имущество военного городка N Б-1.
Пунктом 82 распоряжения Правительства Севастополя от 20.03.2015 года N 195-РП установлено, что военный городок N Б-1, расположенный по адресу: г. Севастополь, набережная Таврическая, передан в федеральную собственность целостным имущественным комплексом, при этом здание общей площадью 98,00 кв.м., расположенное по адресу: г. Севастополь, наб. Таврическая, д. 20 (по генплану N 75) является неотъемлемой частью данного военного городка.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 24.12.2015 года и выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 31.10.2016 года, на здание площадью 98,00 кв. м, количество этажей 2, кадастровый (или условный) номер: 91:01:001005:36, расположенное по адресу: г. Севастополь, наб. Таврическая, д. 20, право собственности зарегистрировано за Российской Федерацией; право оперативного управления закреплено за Федеральным государственным казенным учреждением "Крымское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России.
Согласно кадастровому паспорту на объект недвижимого имущества служебное нежилое здание N ГП 75, военный городок N Б-1, площадью 98 кв. м, расположенное по адресу: г. Севастополь, Таврическая набережная, дом 20, поставлено на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 91:01:001005:36.
С учётом вышеизложенного, коллегия судей пришла к выводу, что с момента включения спорного имущества в перечень имущества, изложенного в пункте N 99 Распоряжения Правительства Севастополя от 31.10.2014 года N 388 "О включении имущества в собственность города Севастополя" и приложении N 1 к указанному Распоряжению, право собственности на указанное имущество возникло у города федерального значения Севастополя и прекратилось у прежнего правообладателя, и на сегодняшний день спорное имущество является собственностью Российской Федерации с правом оперативного управления ФГКУ "Крымское ТУИО" Министерства обороны РФ.
Согласно разъяснениям, изложенным в постановлении N 10/22, в соответствии со статьей 301 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, обратившееся в суд с иском об истребовании своего имущества из чужого незаконного владения, должно доказать свое право собственности на имущество, находящееся во владении ответчика.
Доказательством права собственности на недвижимое имущество является выписка из ЕГРП.
При отсутствии государственной регистрации право собственности доказывается с помощью любых предусмотренных процессуальным законодательством доказательств, подтверждающих возникновение этого права у истца (пункт 36).
С учетом изложенного и руководствуясь положениями статьи 6, части 3 статьи 7, части 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", пунктом N 99 Распоряжения Правительства Севастополя от 31.10.2014 года N 388 "О включении имущества в собственность города Севастополя" и приложения N 1 к указанному Распоряжению, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных исковых требований.
Принимая во внимание, что спорное имущество, которое истец считает принадлежащим ему на праве собственности, находится в собственности Российской Федерации и на праве оперативного управления ФГКУ "Крымское ТУИО" Министерства обороны РФ, у суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения иска о его истребовании из чужого незаконного владения.
С учётом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 07.11.2017 года N 26-П, о том, что правомерность приобретения имущества в частную (или государственную) собственность, относится к обстоятельствам, которые подлежат оценке судом, рассматривающим спор, связанный с включением конкретных объектов недвижимого имущества в перечень имущества, учитываемого как собственность Республики Крым и города Севастополя, судебная коллегия установила, что по мнению истца спорное имущество он приобрёл на основании решения ООО "Южный инвестиционный строительный холдинг" от 09.08.2007 года N 6 о передаче в уставной капитал ООО "Балаклавамегастрой" имущества военного городка Б-1, расположенного в городе Севастополе, Балаклавская бухта, Таврическая набережная, 20.
В свою очередь, ООО "Южный инвестиционный строительный холдинг" приобрело спорное имущество на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от 12.06.2007 года, заключённого между ООО "Техническое агентство "Наутилус" и ООО "Южный инвестиционный строительный холдинг".
ООО "Техническое агентство "Наутилус" приобрело спорное имущество на основании договора от 24.04.2006 года N 24-04/06/6 о компенсации паевого участия МО Украины в договоре от 24.04.2006 года N 24-04/06, в соответствии с которым, ООО "Техническое агентство "Наутилус" осуществило компенсацию стоимости паевого участия путём купли-продажи имущества военного городка.
Как было указано выше, объекты недвижимости городка Б-1, расположенного в городе Севастополе, Таврическая Набережная, 20, на момент их отчуждения МО Украины - ООО "Техническое агентство "Наутилус" по договору N 24-004/06/6 о компенсации паевого участия, являлись военным имуществом, отчуждение которого могло быть осуществлено исключительно с согласия Кабинета министров Украины, в соответствии со статьёй 6 Закона Украины "О правовом режиме имущества в Вооруженных Силах Украины".
Судом первой и апелляционной инстанции установлено, что при продаже объектов военного городка Б-1 обществу "Техническое агентство "Наутилус", филиал Центрального специализированного строительного управления МО Украины "Укроборонбуд" согласия Кабинета министров Украины на отчуждение указанного военного имущества не получал.
Также отсутствовали сведения относительно того, что это имущество не находит применение в повседневной деятельности МО Украины и подчинённых его субъектов, либо признано излишним, поскольку не имелось соответствующего представления МО Украины и принятого Кабинетом министров Украины решения.
С учётом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что воля собственника спорного имущества - государства Украина в лице Министерства обороны Украины на его отчуждение отсутствовала, а ООО "Техническое агентство "Наутилус" право собственности на спорное имущество не приобрело и, как следствие, не приобрело право на его дальнейшее отчуждение ООО "Южный строительный инвестиционный холдинг", а ООО "Южный строительный инвестиционный холдинг" неправомерно передало его в уставной капитал ООО "Балаклавамегастрой".
Указанные выше обстоятельства также установлены решением Хозяйственного суда города Севастополя от 10.06.2013 года по делу N 5020-11/359-9/099-382/2011, которым иск заместителя военного прокурора Военно-Морских Сил Украины в интересах государства в лице Министерства обороны Украины к ООО "Балаклавамегастрой", ООО "Южный строительный инвестиционный холдинг", Министерству обороны Российской Федерации о признании права собственности на объекты военного городка Б-1, расположенного в городе Севастополе, Балаклавская бухта, Таврическая набережная, 20, удовлетворён в полном объёме.
За государством Украина в лице Министерства обороны Украины, признано право собственности на объекты недвижимости, в том числе на строения и сооружения военного городка Б-1, расположенного в городе Севастополе, Балаклавская бухта, Таврическая набережная, 20.
При таких обстоятельствах, к доводам подателя жалобы о том, что право собственности на спорные объекты возникло у него на основании договоров указанных выше, что подтверждается решениями хозяйственных судов Украины, судебная коллегия относится критически.
С учётом выше изложенного, коллегия судей полагает, что доводы подателя апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают выводов суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены судебного акта.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, сделанных при рассмотрении настоящего спора по существу, апелляционным судом не установлено.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения не имеется.
Согласно статьям 110 и 112 АПК РФ судебные расходы в виде уплаты государственной пошлины относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 части 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Севастополя от 14 сентября 2017 года по делу N А84-2119/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Балаклавамегастрой" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Евдокимов |
Судьи |
Е.А. Остапова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А84-2119/2017
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 14 июня 2018 г. N Ф10-2215/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "Балаклавамегастрой"
Ответчик: Министерство обороны Российской Федерации, ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "КРЫМСКОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ" МИНОБОРОНЫ РОССИИ
Третье лицо: Департамет по имущественным и земельным отношениям в городе Севастополе, ООО "Межрегиональная девелоперская компания", Правительство г.Севастополя, ПРАВИТЕЛЬСТВО СЕВАСТОПОЛЯ, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество)
Хронология рассмотрения дела:
14.06.2018 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-2215/18
07.06.2018 Определение Арбитражного суда г.Севастополя N А84-2119/17
19.02.2018 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-2274/17
14.09.2017 Решение Арбитражного суда г.Севастополя N А84-2119/17