Обзор нормативных документов
Налогообложение и бухгалтерский учет
Постановление Правительства Российской Федерации от 2.09.04 г. N 449 "Об отнесении продукции к продукции первичной переработки, произведенной из сельскохозяйственного сырья собственного производства и (или) выращенной рыбы". К продукции первичной переработки, произведенной из сельскохозяйственного сырья собственного производства и (или) выращенной рыбы, относятся продукция растениеводства, животноводства и рыбоводства, прошедшая технологические операции переработки для сохранения качества и обеспечения длительного хранения, используемая в виде сырья в последующей (промышленной) переработке продукции или реализуемая без последующей промышленной переработки потребителям. Приводится перечень такой продукции. Постановление распространяется на правоотношения, касающиеся обложения единым сельскохозяйственным налогом, возникшие с 1 января 2004 г.
Постановление Правительства Российской Федерации от 3.09.04 г. N 452 "О перечне градо- и поселкообразующих российских рыбохозяйственных организаций, которым предоставлено право применения пониженной ставки сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов". Перечисляются градо- и поселкообразующие российские рыбохозяйственные организации, которым предоставлено право применения пониженной ставки сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов. Постановление распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2004 г.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 9.06.04 г. N 03-02-05/2/32 "Об учете расходов на приобретение авторских прав". Если условиями договора предусмотрено получение доходов в течение более чем одного отчетного периода и не предусмотрена поэтапная сдача товаров (работ, услуг), расходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов. Расходы на приобретение указанных выше прав учитываются в составе расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 17.06.04 г. N 03-02-05/5/9 "Об учете расходов при продаже доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью". Расходами при продаже доли участником ООО в складочном капитале третьим лицам для целей налогообложения могут признаваться только расходы, связанные с осуществлением указанной сделки (расходы по оформлению документов и т.п.).
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 25.06.04 г. N 03-05-13/11 "О невозможности совмещения специальных режимов налогообложения: ЕНВД и единого сельскохозяйственного налога". НК РФ предусматриваются жесткие ограничения, не позволяющие перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога, в частности организациям, переведенным на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, а также организациям, имеющим филиалы и (или) представительства. Если через открытые организацией розничные точки осуществляется реализация только собственной продукции и указанные розничные точки не обладают признаками филиала (представительства), то такая организация может перейти на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей. Однако, если через названные розничные точки осуществляется также розничная торговля покупными товарами, такая деятельность рассматривается как деятельность, подлежащая переводу на уплату единого налога на вмененный доход. В данном случае организация не вправе перейти на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, в связи с чем в отношении иных осуществляемых организацией видов предпринимательской деятельности, не подлежащих переводу на уплату единого налога на вмененный доход, должен применяться общий режим налогообложения.
Письмо Минфина России от 9.07.04 г. N 03-03-05/1/70 "О применении упрощенной системы налогообложения". Если налогоплательщик не имеет разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов, плата за негативное воздействие на окружающую среду к расходам в целях главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения" НК РФ отнесены быть не могут.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 25.08.04 г. N 03-04-11/135 "О составлении счета-фактуры на сумму аванса". При составлении счета-фактуры по полученным авансам сумма НДС отражается в графе 9 "Стоимость товаров (работ, услуг), всего с учетом налога" счета-фактуры, а графа 5 "Стоимость товаров (работ, услуг), всего без налога" не заполняется. При регистрации в книге продаж счетов-фактур, составленных налогоплательщиком-продавцом при получении авансов в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ или оказания услуг, не заполняется графа 5а "Стоимость продаж без НДС" книги продаж. В графе 5 "Наименование продавца" книги покупок рекомендуется указывать наименование продавца товаров (работ, услуг), уплатившего в бюджет НДС по полученным авансовым платежам.
Письмо Минфина России от 31.08.04 г. N 03-06-01-04/16 "Об обложении налогом на имущество доходных вложений в материальные ценности". Имущество, учтенное организацией в качестве доходных вложений в материальные ценности, не может рассматриваться объектом обложения налогом на имущество.
Письмо Департамента налогообложения прибыли МНС России от 15.03.04 г. N 02-5-10/13 "О порядке учета при исчислении налога на прибыль резервов на отпуска". Организация в учетной политике должна определять способ резервирования и порядок расчета предельной суммы отчислений в резерв, а также обоснованный критерий, по которому на последнюю дату отчетного периода будет уточняться размер остатка резерва, переходящего на следующий налоговый период (например, процент от прибыли или сумма на одного работника и т.д.). Отсутствие подобного критерия означает нарушение организацией установленного порядка признания в целях налогообложения суммы резерва на выплату вознаграждений по итогам работы за год.
Письмо МНС России от 16.04.04 г. N 22-1-14/705 "Об упрощенной системе налогообложения". Если покупатель расплачивается с продавцом, применяющим упрощенную систему налогообложения, векселем третьего лица (или уступкой права требования), то в момент получения векселя (передачи права требования) продавцом погашается дебиторская задолженность за покупателем, и у продавца в данном случае должна быть определена в целях исчисления единого налога выручка от реализации товаров (работ, услуг). При реализации или предъявлении в банк для погашения полученных данным продавцом векселей третьих лиц (реализации права требования долга) полученные денежные средства подлежат учету в составе выручки на дату их получения у продавца, применяющего упрощенную систему налогообложения. При этом, учитывая закрытый перечень расходов, предусмотренный ст. 346.16 НК РФ, расходы по векселям (по приобретению права требования долга) не учитываются при исчислении единого налога организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения.
Письмо МНС России от 29.06.04 г. N 03-2-06/1/1420/22@ "О налоге на добавленную стоимость". Услуги лизингодателя по предоставлению ранее приобретенного имущества, являющегося предметом лизинга, лизингополучателю за определенную плату и на определенных договором лизинга условиях во временное владение и в пользование с переходом или без перехода права собственности на указанный предмет лизинга признаются объектом обложения НДС.
Письмо Департамента косвенных налогов МНС России от 5.07.04 г. N 03-1-08/1484/18 "О налогообложении товаров, передаваемых в рекламных целях". Товары, безвозмездно переданные в рекламных целях, являются объектом обложения НДС.
Письмо МНС России от 5.07.04 г. N 05-0-09/20@ "О зачете излишне уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование". Зачет переплаты страховых взносов на финансирование страховой (коды 1010610, 1010611) или накопительной (коды 1010620, 1010621) части трудовой пенсии в счет недоимки по страховым взносам по одному из данных кодов бюджетной классификации доходов бюджетов Российской Федерации не может быть произведен налоговыми органами в порядке, предусмотренном ст. 78 "Зачет или возврат излишне уплаченной суммы налога, сбора, а также пени" НК РФ.
Письмо МНС России от 12.07.04 г. N 04-5-03/207 "О предоставлении стандартных налоговых вычетов". Если налогоплательщик, получавший в течение года стандартные налоговые вычеты у налогового агента, подает в налоговый орган декларацию в связи с получением каких-либо других вычетов (имущественных, социальных и т.д.), то повторно подтверждать свое право на стандартные налоговые вычеты он не обязан. Достаточно приложить к декларации справку по форме 2-НДФЛ от налогового агента, предоставившего стандартные вычеты. Однако при проведении камеральной проверки налоговой декларации налоговый орган вправе истребовать у указанного налогоплательщика документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, в том числе и документы, подтверждающие право на стандартные налоговые вычеты.
Приказ МНС России от 23.07.04 г. N САЭ-3-21/438@ "Об утверждении перечня документов, на основании которых осуществляется зачет или возврат сумм сбора за пользование объектами животного мира по нереализованным лицензиям (разрешениям) на пользование объектами животного мира". В указанный перечень включаются заявление плательщика о зачете или возврате суммы сбора за пользование объектами животного мира, а также уточненные сведения о полученной лицензии (разрешении) на пользование указанными объектами, суммах сбора за пользование этими объектами, подлежащих уплате, и суммах фактически уплаченного сбора (составленные в отношении нереализованной лицензии (разрешения) на пользование объектами животного мира).
Письмо МНС России от 28.07.04 г. N 22-1-14/1324@ "О едином налоге на вмененный доход для отдельных видов деятельности". Если налогоплательщиком используется наемная рабочая сила, позволяющая вести нестационарную торговлю одновременно в двух местах, то обязанность по уплате единого налога на вмененный доход возникает из расчета на каждое место дислокации продавца.
Письмо МНС России от 17.08.04 г. N 24-3-03/571 "О приказе МНС России от 27.07.2004 N САЭ-3-24/441@ "Об утверждении форм документов, содержащих сведения о банковских счетах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Сообщения банка налоговому органу об открытии (закрытии) банковского счета и извещения банка об изменении номеров банковских счетов клиентов банка, формируемые банками самостоятельно в соответствии с предоставленными им диапазонами номеров по формам, утвержденным приказом МНС России от 4.03.04 г. N БГ-3-24/179@, подлежат приему налоговыми органами до 20 сентября 2004 г. включительно. Бланки указанных документов, выданные банкам налоговыми органами до 23 августа 2004 г., используются до их полного исчерпания.
Письмо МНС России от 24.08.04 г. N 33-0-13/526 "О применении контрольно-кассовых машин". В случае исключения из Государственного реестра ранее применявшихся моделей контрольно-кассовой техники их дальнейшая эксплуатация осуществляется до истечения нормативного срока их амортизации.
Письмо МНС России от 25.08.04 г. N 03-06-04-04/01 "По вопросу о порядке применения положений главы 28 "Транспортный налог" НК РФ". В соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов бульдозеры отнесены к самоходным машинам (код 142924020), что является основанием для их признания транспортными средствами и соответственно объектом налогообложения транспортным налогом.
Письмо МНС России от 20.09.04 г. N 04-5-03/252@. Члены крестьянского (фермерского) хозяйства, переведенного на уплату единого сельскохозяйственного налога, вправе пользоваться льготой, предусмотренной п. 14 ст. 217 НК РФ, согласно которому не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц доходы членов крестьянского (фермерского) хозяйства, получаемые в этом хозяйстве от производства и реализации сельскохозяйственной продукции, а также от производства сельскохозяйственной продукции, ее переработки и реализации, - в течение пяти лет, считая с года регистрации указанного хозяйства.
Письмо МНС России от 20.09.04 г. N 33-0-11/593@. Для индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, законодательно установлено ведение налогового учета показателей деятельности, необходимых для исчисления налоговой базы и суммы налога, на основании книги учета доходов и расходов (для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения); ведение кассовой книги для них не предусмотрено.
Письмо МНС России от 20.09.04 г. N 09-0-10/3733@ "О свидетельствовании нотариусом подлинности подписи заявителя на заявлении". При свидетельствовании подлинности подписи уполномоченного лица на заявлении о государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя нотариус обязан проверить, надлежащее ли лицо обратилось за совершением нотариального действия.
Письмо МНС России от 22.09.04 г. N 07-0-13/3849@ "О контрольном учете слабоалкогольной продукции". Организациям - производителям алкогольной продукции необходимо произвести монтаж и опломбирование приборов учета на линиях розлива слабоалкогольной продукции до 30 октября 2004 г. После указанной даты все линии розлива слабоалкогольной продукции, не оснащенные приборами учета, предусмотренные п. 2 ст. 8 Федерального закона от 22.11.95 г. N 171-ФЗ (в ред. от 25.07.02 г. N 116-ФЗ), должны быть заблокированы. О количестве указанных линий в организациях - производителях алкогольной продукции в регионе и установленных на них приборах учета необходимо сообщить в Департамент налогов и сборов с алкогольной и табачной продукции до 1 ноября 2004 г.
Постановление ФСС РФ от 3.09.04 г. N 74 "О признании утратившим силу постановления Фонда социального страхования Российской Федерации от 19.03.2002 N 28 "О порядке организации работы по предоставлению отсрочек или рассрочек по уплате авансового платежа по единому социальному налогу в части суммы, зачисляемой в Фонд социального страхования Российской Федерации". Указанное в названии постановление признается утратившим силу с 1 августа 2004 г. в связи с тем, что из компетенции ФСС РФ исключено принятие решения об изменении срока уплаты единого социального налога в части суммы, зачисляемой в Фонд. Данные изменения обусловлены вступлением в силу с 1 августа 2004 г. Федерального закона от 29.06.04 г. N 58-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления".
Банковское законодательство
Указание Банка России от 9.08.04 г. N 1486-У "О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и программ его осуществления в кредитных организациях". Указанными лицами являются ответственный сотрудник по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также сотрудники соответствующего структурного подразделения. Ответственный сотрудник должен иметь высшее юридическое или экономическое образование и опыт руководства отделом, иным подразделением кредитной организации, связанным с осуществлением банковских операций, не менее одного года, а при отсутствии указанного образования - опыт работы в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма не менее двух лет или опыт руководства подразделением кредитной организации, связанным с осуществлением банковских операций, не менее двух лет. Сотрудники структурного подразделения должны иметь высшее образование и опыт работы в подразделении кредитной организации, связанном с осуществлением банковских операций, не менее шести месяцев, а при отсутствии высшего образования - опыт работы в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма не менее одного года или опыт работы в подразделении кредитной организации, связанном с осуществлением банковских операций, не менее одного года. Перечисляются случаи, когда указанные лица считаются не соответствующими квалификационным требованиям.
Указание Банка России от 11.08.04 г. N 1487-У "Об опубликовании в "Вестнике Банка России" сообщения кредитной организации о принятом решении о реорганизации или об уменьшении уставного капитала". Для опубликования в "Вестнике Банка России" сообщения о принятом решении о реорганизации или об уменьшении уставного капитала кредитная организация направляет его в Департамент внешних и общественных связей Банка России посредством факсимильной связи, а также оригинал сообщения посредством почтовой связи. Сообщение рекомендуется направлять в срок, не превышающий 15 календарных дней с даты принятия указанного решения. Банк России обеспечивает публикацию сообщения в ближайшем номере "Вестника Банка России" по истечении 10 календарных дней с момента получения факсимильной копии сообщения. Публикация сообщения осуществляется бесплатно.
Указание Банка России от 17.08.04 г. N 1490-У "О внесении изменений в Положение Банка России от 20 декабря 2002 года N 207-П "О порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". Устанавливается обязанность кредитных организаций извещать свои филиалы, не передающие самостоятельно отчеты в виде электронных сообщений, о своих решениях не направлять в уполномоченный орган сведения об операциях, в отношении которых возникло подозрение, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а также уведомлять их о принятии (непринятии) уполномоченным органом сведений об указанных операциях. Кредитная организация самостоятельно определяет порядок направления уведомления в филиал и его формат. Полученное уведомление хранится в филиале кредитной организации не менее пяти лет со дня его получения. Справочник видов операций, сведения о которых представляются в уполномоченный орган, дополняется следующими операциями: предоставление юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, беспроцентных займов физическим лицам и (или) другим юридическим лицам, а также получение такого займа и сделки с недвижимым имуществом.
Указание Банка России от 18.08.04 г. N 1491-У "О представлении информации о счетах, открытых федеральным учреждениям в учреждениях Банка России и кредитных организациях (их филиалах) для учета операций со средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности". Определяется порядок представления в Банк России информации о счетах, открытых федеральным учреждениям, для учета операций со средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, и представления указанной информации Минфину России. Указание действует до 1 февраля 2005 г.
Положение Банка России от 19.08.04 г. N 262-П "Об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". Устанавливается обязанность кредитных организаций идентифицировать клиентов и выгодоприобретателей (лиц, к выгоде которых действуют клиенты) при совершении банковских операций и иных сделок в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. В кредитной организации должна быть разработана и утверждена программа идентификации клиентов и выгодоприобретателей. В целях исключения дублирования функций кредитным организациям предоставлено право не идентифицировать выгодоприобретателей в отдельных случаях. Так, если клиентом кредитной организации является организация, в отношении которой Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" установлена обязанность по идентификации лиц, находящихся на их обслуживании (например, страховые организации, профучастники рынка ценных бумаг, посредники при осуществлении сделок купли-продажи недвижимости и др.), кредитная организация вправе не идентифицировать выгодоприобретателя. Идентификация также не проводится в отношении органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации. В отдельных случаях предусматривается возможность упрощенной процедуры идентификации физических лиц (например, на основании водительского удостоверения). Упрощенная процедура применяется только в отношении физических лиц и только в отношении отдельных операций (обмена валюты, перевода денежных средств без открытия банковского счета и др.). При этом операция не должна подлежать обязательному контролю в соответствии с Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". Кроме того, фамилия, имя и (если иное не вытекает из закона или национального обычая) отчество, а также другие имеющиеся у кредитной организации сведения о физическом лице не должны полностью совпадать с информацией, содержащейся в перечне экстремистов. Устанавливается, что при осуществлении физическим лицом операций по оплате жилья и коммунальных услуг, услуг связи, расчетов с бюджетами всех уровней на сумму менее 600 000 руб. либо эквивалентную сумму в иностранной валюте идентификация физических лиц не проводится. Кредитные организации обязаны обеспечить исполнение указанных требований в отношении клиентов, находящихся у них на обслуживании, включая требования по установлению и идентификации выгодоприобретателей, в течение одного года со дня вступления в силу Положения.
Указание Банка России от 20.08.04 г. N 1492-У "О применении требований законодательства Российской Федерации о рынке ценных бумаг к руководителям и членам совета директоров кредитных организаций - профессиональных участников рынка ценных бумаг". Перечисляются категории лиц, которые не могут осуществлять функции единоличного исполнительного органа и не могут входить в состав совета директоров (наблюдательного совета) и коллегиального исполнительного органа, а также осуществлять функции руководителя контрольного подразделения (контролера) профессионального участника рынка ценных бумаг.
Указание Банка России от 25.08.04 г. N 1493-У "О внесении изменений и дополнений в Указание Банка России от 24.04.2003 N 1274-У "Об особенностях применения форматов расчетных документов при осуществлении электронных расчетов через расчетную сеть Банка России". Увеличивается максимальная длина поля в символах поля 104 расчетного документа, используемого при осуществлении электронных расчетов через расчетную сеть Банка России. Указание вступает в силу с 1 января 2005 г.
Указание Банка России от 25.08.04 г. N 1494-У "О внесении изменений в Указание Банка России от 16 января 2004 года N 1376-У "О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации". Изменениями вводятся четыре новые формы: 0409255 "Сведения кредитных организаций о начале (завершении) эмиссии и (или) эквайринга платежных карт" (на нерегулярной основе), 0409664 "Отчет о валютных операциях, осуществляемых по банковским счетам клиентов в уполномоченных банках" (месячная), 0409665 "Отчет о валютных операциях, осуществляемых с оформлением паспорта сделки" (месячная), 0409667 "Отчет о внесении и возврате сумм резервирования" (месячная) и правила их заполнения. В новой редакции излагаются формы отчетности: 0409601 "Отчет о движении наличной иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте" (месячная) и 0409652 "Отчет о движении средств в иностранной валюте на транзитных валютных счетах резидентов" (суточная). Утрачивают силу пять форм отчетности: 0409606 "Отчет об операциях по импортным контрактам", 0409618 "Отчет Исполняющего банка о движении средств по специальным транзитным валютным счетам резидентов", 0409658 "Отчет об операциях по экспортным контрактам", 0409661 "Отчет об операциях по банковским счетам нерезидентов в валюте Российской Федерации" и 0409663 "Отчет о валютных операциях по кредитным договорам (договорам займа) между резидентами и нерезидентами", а также порядки их заполнения. Территориальным учреждениям Банка России предоставляется право требовать от кредитной организации представления отчета по форме 0409134 "Расчет собственных средств (капитала)" на внутримесячные даты. Указание вступает в силу с 1 октября 2004 г., за некоторыми исключениями.
Указание Банка России от 30.08.04 г. N 1496-У "О внесении изменений в Положение Банка России от 4 августа 2003 года N 236-П "О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных залогом (блокировкой) ценных бумаг". Устанавливается обязанность банка в течение 5 рабочих дней произвести замену обеспечения по кредиту Банка России на иное обеспечение, если ценные бумаги, находящиеся на разделах счета депо банка, оператором которых является Банк России, перестают отвечать установленным требованиям. Указанная обязанность банка считается исполненной, если на начало любого из 5 рабочих дней, следующих за днем получения банком требования Банка России о замене обеспечения, в соответствующем разделе "Блокировано Банком России" счета депо банка в депозитарии банком заблокированы ценные бумаги, отвечающие установленным требованиям в количестве, достаточном для осуществления замены обеспечения по кредиту Банка России. В связи с этим положение дополняется новым разделом "Замена обеспечения по кредиту Банка России". Также изменяется порядок погашения кредитов Банка России в случае неисполнения банками своих обязательств в установленные сроки.
Информационное письмо Банка России от 31.08.04 г. N 29 "Вопросы по применению Инструкции Банка России от 28.04.2004 N 113-И "О порядке открытия, закрытия, организации работы обменных пунктов и порядке осуществления уполномоченными банками отдельных видов банковских операций и иных сделок с наличной иностранной валютой и валютой Российской Федерации, чеками (в том числе дорожными чеками), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, с участием физических лиц" (далее - Инструкция N 113-И)". Определяются особенности отражения информации о совершаемых операциях с наличной валютой и чеками на информационных стендах банков, их филиалов, внутренних структурных подразделений, а также особенности формирования и ведения реестра операций с наличной иностранной валютой и чеками. Разъясняется, что уполномоченный банк вправе самостоятельно проводить обучение кассовых работников способам определения признаков подлинности денежных знаков иностранных государств (группы государств) и чеков, а также платежеспособности и подлинности банкнот и монеты Банка России и выдавать им документ о прохождении такого обучения либо проводить обучение кассовых работников в специализированных организациях (учебных заведениях). Подчеркивается, что перерегистрация обменных пунктов, действующих после 18 июня 2004 г. на основании выданных территориальным учреждением Банка России свидетельств о регистрации в соответствии с ранее установленным порядком, не требуется. Приводятся критерии обмена поврежденных денежных знаков в иностранной валюте.
Указание Банка России от 7.09.04 г. N 1498-У "О внесении изменений в Положение Банка России от 16 января 2004 года N 248-П "О порядке рассмотрения Банком России ходатайства банка о вынесении Банком России заключения о соответствии банка требованиям к участию в системе страхования вкладов". Изменениями исключается 10-дневный срок, в течение которого Департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Банка России направляет председателю Комитета банковского надзора Банка России материалы для рассмотрения вопроса о соответствии банка требованиям к участию в системе страхования вкладов.
Указание оперативного характера Банка России от 10.09.04 г. N 106-Т "О расчете норматива максимального размера риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков (Н6)". В качестве связанных заемщиков при расчете норматива максимального размера риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков (Н6) могут выступать юридические и физические лица, связанные между собой экономически таким образом, что ухудшение финансового положения одного из них обусловливает или делает вероятным ухудшение финансового положения другого заемщика (других заемщиков), которое может явиться причиной неисполнения (ненадлежащего исполнения) им (ими) обязательств перед банком по его кредитным требованиям. Если заемщики являются юридическими лицами, вывод об отнесении их к связанным заемщикам рекомендуется делать на основании сопоставления суммы обязательств по выданному одним заемщиком поручительству (гарантии) в обеспечение обязательств принципала (другого заемщика) перед банком и (или) суммы обязательств одного заемщика банка перед другим заемщиком с величиной чистых активов поручителя (гаранта), заемщика, имеющего обязательства перед другим заемщиком. Если совокупная сумма указанных обязательств заемщика составляет 10% от его чистых активов и более, то может быть сделан вывод об отнесении их к связанным заемщикам.
Указание Банка России от 13.09.04 г. N 1499-У "О внесении изменений в Указание Банка России от 16 января 2004 года N 1376-У "О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации". Изменения вносятся в форму отчетности 0409115 "Информация о качестве ссуд, ссудной и приравненной к ней задолженности" и порядок ее заполнения, а также в разработочную таблицу для составления публикуемой формы бухгалтерского баланса порядка составления и представления отчетности по форме 0409806 "Бухгалтерский баланс (публикуемая форма)".
Указание Банка России от 15.09.04 г. N 1502-У "О признании утратившим силу Указания Банка России от 17 апреля 2003 года N 1272-У "О поправочных коэффициентах Банка России, применяемых для корректировки рыночной стоимости ценных бумаг, принимаемых в обеспечение кредитов Банка России". Утратившим силу указанием устанавливались поправочные коэффициенты Банка России, применяемые для корректировки рыночной стоимости ценных бумаг, принимаемых в обеспечение кредитов Банка России.
Указание оперативного характера Банка России от 15.09.04 г. N 109-Т "О порядке расчетов за продукцию топливно-энергетического комплекса". Изменение, внесенное Указом Президента Российской Федерации от 8.07.04 г. N 857 в Указ Президента Российской Федерации от 18.09.92 г. N 1091 "О мерах по улучшению расчетов за продукцию топливно-энергетического комплекса", исключило возможность осуществления расчетов с потребителями электрической и тепловой энергии без акцепта плательщиков. Указанное изменение распространяется на правоотношения, возникшие с 1 марта 1996 г. В связи с этим предъявляемые к счетам плательщиков, а также находящиеся начиная с 1 марта 1996 г. в картотеке к внебалансовому счету N 90902 "Расчетные документы, не оплаченные в срок" платежные требования на безакцептное списание денежных средств, содержащие ссылку на Указ Президента Российской Федерации от 18.09.92 г. N 1091, подлежат возврату без исполнения.
Указание оперативного характера Банка России от 23.09.04 г. N 113-Т "О форме сообщения кредитной организации о принятом решении о реорганизации или об уменьшении уставного капитала". Приводится рекомендуемая форма сообщения о принятом решении о реорганизации или об уменьшении уставного капитала, составляемая кредитной организацией в соответствии с указанием Банка России от 11.08.04 г. N 1487-У "Об опубликовании в "Вестнике Банка России" сообщения кредитной организации о принятом решении о реорганизации или об уменьшении уставного капитала".
Предпринимательская деятельность
Приказ Минфина России от 9.08.04 г. N 65н "О лотерейных билетах". Предусматривается обязанность изготовителей лотерейных билетов (квитанций, иных предусмотренных условиями лотереи документов) ежеквартально представлять отчеты о произведенной в отчетном периоде защищенной полиграфической продукции с приложением 6 (шести) образцов с описаниями элементов защиты. Устанавливаются некоторые технические требования и условия изготовления защищенной полиграфической продукции по видам лотереи и в зависимости от способа ее проведения.
Приказ Минфина России от 9.08.04 г. N 66н "Об установлении форм и сроков предоставления отчетности о лотереях и методологии проведения лотерей". Утверждаются формы и сроки представления отчетности о лотереях, а также форма выписки из государственного реестра всероссийских лотерей. Устанавливается порядок проведения негосударственной лотереи на территории Российской Федерации, который включает выдачу разрешений на проведение лотереи; внесение в государственный реестр всероссийских лотерей информации о выданных Федеральной налоговой службой разрешениях на проведение всероссийских лотерей; проверку соответствия лотерей их условиям и законодательству Российской Федерации; приостановление и отзыв разрешений на проведение лотереи. Также определяются правила проведения стимулирующей лотереи.
Приказ Минфина России от 27.08.04 г. N 73н "О внесении изменения в Инструкцию о порядке открытия и ведения органами федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета, утвержденную приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 декабря 2002 г. N 142н". Изменениями уточняется порядок открытия лицевого счета в органе федерального казначейства главному распорядителю средств при передаче ему клиента (распорядителя, получателя, иного получателя средств) из ведения другого главного распорядителя средств.
Информационное письмо президиума ВАС РФ от 13.08.04 г. N 83 "О некоторых вопросах, связанных с применением части 3 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации". Дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства с особенностями, установленными в главе 24 АПК РФ. Судам не допускается приостанавливать действие актов, решений государственных и иных контролирующих органов, если есть основания полагать, что это может нарушить баланс интересов заявителя и интересов третьих лиц, публичных интересов, а также может повлечь за собой утрату возможности исполнения оспариваемого акта, решения при отказе в удовлетворении требования заявителя по существу спора. Обжалование решений Банка России о назначении временной администрации не приостанавливает деятельности временной администрации, по крайней мере до вынесения судебного акта по существу спора. Обжалование решения Банка России об отзыве у кредитной организации лицензии также не приостанавливает действия указанного решения Банка России.
Информационное письмо президиума ВАС РФ от 13.08.04 г. N 84 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации". Разъясняются отдельные вопросы рассмотрения арбитражными судами дел о ликвидации юридических лиц по основаниям, указанным в ст. 61 ГК РФ. Так, дела по спорам о ликвидации некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений и организаций, политических партий, общественных фондов, религиозных объединений и других, не имеющих в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли, не подлежат рассмотрению арбитражными судами. При рассмотрении заявлений о ликвидации юридических лиц по мотиву осуществления ими деятельности с неоднократными нарушениями закона, иных правовых актов необходимо исследовать характер нарушений, их продолжительность и последующую после совершения нарушений деятельность юридического лица. Юридическое лицо не может быть ликвидировано, если допущенные им нарушения носят малозначительный характер или вредные последствия таких нарушений устранены.
Трудовое законодательство и социальная защита
Постановление Правительства Российской Федерации от 3.09.04 г. N 456 "Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за I и II кварталы 2004 г.". Величина прожиточного минимума в целом по Российской Федерации в расчете на душу населения устанавливается в размере 2293 руб. за I квартал 2004 г. и 2363 руб. за II квартал 2004 г. Величина прожиточного минимума для трудоспособного населения составляет 2502 руб. за I квартал 2004 г. и 2588 руб. за II квартал 2004 г., для пенсионеров - 1747 руб. за I квартал 2004 г. и 1793 руб. за II квартал 2004 г., для детей - 2259 руб. за I квартал 2004 г. и 2313 руб. за II квартал 2004 г.
Приказ Минздравсоцразвития России от 16.08.04 г. N 83 "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения этих осмотров (обследований)". Определяется порядок проведения предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на вредных работах и на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами. Предварительные медицинские осмотры (обследования) при поступлении на работу проводятся с целью определения соответствия состояния здоровья работника (освидетельствуемого) поручаемой ему работе. Частота проведения периодических медицинских осмотров (обследований) определяется территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека совместно с работодателем, исходя из конкретной санитарно-гигиенической и эпидемиологической ситуации, но должны проводиться не реже, чем один раз в два года. Работникам, занятым на указанных работах, в течение пяти и более лет периодические медицинские осмотры (обследования) проводятся в центрах профпатологии и других медицинских организациях, имеющих лицензии на экспертизу профпригодности и экспертизу связи заболевания с профессией один раз в пять лет.
Специалисты компании "Гарант"
Контактный телефон (095) 247-62-38
www.garant.ru
"Аудиторские ведомости", N 11, ноябрь 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Аудиторские ведомости"
Учредители: Аудиторская палата России, Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ
Международный еженедельник "Финансовая газета"
Издатель: Международный еженедельник "Финансовая газета"
Журнал зарегистрирован в Комитете Российской Федерации по печати 31 января 1997 г.
Свидетельство о регистрации N 015676
Адрес редакции: 103006, Москва, ул. Ткацкая, 17а