г.Калуга |
|
18 июля 2018 г. |
Дело N А14-14648/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11.07.2018.
Полный текст постановления изготовлен 18.07.2018.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Стрегелевой Г.А.,
судей Бессоновой Е.В., Лукашенковой Т.В.,
при участии представителей:
от общества с ограниченной ответственностью Архитектурно-строительная компания "ДОМ" (ОГРН 1133668030275, ИНН 3662190824, ул.Хользунова, д.111, кв.78, г.Воронеж, 394088 ) -- не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (ОГРН 1033600046908, ИНН 3664022568, ул.Карла Маркса, 55, г.Воронеж, 394000) -- Дерябиной С.С. (дов. от 10.07.2018),
от Управы Коминтерновского района городского округа города Воронеж (Московский проспект, д.19, корпус А, г.Воронеж, 394016) -- не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
от Управления муниципальных закупок администрации городского округа город Воронеж (ул.Домостроителей, д.30, г.Воронеж, 394051) -- не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области на решение Арбитражного суда Воронежской области от 07.11.2017 (судья Ловчикова Н.В.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2018 (судьи Семенюта Е.А., Миронцева Н.Д., Протасов А.И.) по делу N А14-14648/2017,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью Архитектурно-строительная компания "Дом" (далее - общество, ООО "АСК "Дом") обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с требованием о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее - Воронежское УФАС России, антимонопольный орган) от 18.08.2017 по делу N 550-з.
Дело рассматривалось с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Управы Коминтерновского района городского округа города Воронеж (далее -муниципальный заказчик), Управления муниципальных закупок администрации городского округа город Воронеж (далее -уполномоченный орган, Управление муниципальных закупок).
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 07.11.2017, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2018, решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 18.08.2017 по делу N550-з признано незаконным.
В кассационной жалобе Воронежское УФАС России просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований общества, указывая на необоснованность выводов судов о необходимости применения в спорной закупке требований ГОСТ Р 52167-2012, так как в соответствии с приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18.09.2012 N 333-ст, утвердившим названный ГОСТ, его применение не является обязательным.
В отзыве на жалобу общество указывает на несостоятельность доводов антимонопольного органа, считает обжалованные решение и постановление судов законными и обоснованными.
Третьи лица, участвующие в деле, отзыв на кассационную жалобу не представили.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе и в отзыве на жалобу, выслушав пояснения принявшего участие в судебном заседании представителя Воронежского УФАС России, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены решения и постановления судов.
Как установлено судами, подтверждено материалами дела, в Воронежское УФАС России с жалобой на действия уполномоченного органа при размещении документации об электронном аукционе N 0131300000617001588 обратилось ООО "АСК "Дом". Заявитель в жалобе указал на допущенные уполномоченным органом нарушения пункта 2 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее- Закон N 44-ФЗ, Закон о контрактной системе), так как в техническом задании (пункт 13 приложения N 3) показатели товара "Качели 5" описаны с нарушением требований ГОСТ Р 52167-2012, согласно которому запрещается применять жесткие элементы подвеса.
В результате проведенной внеплановой проверки по жалобе общества антимонопольным органом установлено, что 28.07.2017 в единой информационной системе в сфере закупок уполномоченным органом - Управлением муниципальных закупок на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку и установку детских площадок и документация об аукционе (номер извещения 0131300000617001588).
Согласно разделу 1 "Описание объекта закупки" показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы установлены в Приложении N 3, согласно которому по объекту "Качели 5" в значениях показателей, которые не могут изменяться, указано: "Шесть наклонных стоек должны быть соединены по две. Между собой каждая пара должна быть соединена стяжкой. Три получившиеся треугольные конструкции должны быть соединены между собой в вершинах одной стяжкой, снизу - четырьмя стяжками. На верхней стяжке должны быть на подшипниках и жесткой подвеске независимо подвешены два сиденья со спинками и подлокотниками".
Антимонопольный орган пришел к выводу, что описание объекта закупки содержит функциональные и качественные характеристики объекта закупки в соответствии с пунктом 2 статьи 33 Закона о контрактной системе с учетом потребностей заказчика, а заявителем не представлено доказательств, что требования документации об аукционе не выполнимы обществом "АСК "Дом". Указание обществом на обязательность применения ГОСТ Р 52167-2012 были отклонены Воронежским УФАС России, так как его применение является добровольным, а не обязательным в соответствии с приказом Росстандарта от 18.09.2012 N 333-ст.
Решением комиссии Воронежского УФАС России по контролю в сфере закупок от 18.08.2017 (дело N 550-з) жалоба ООО Архитектурно-строительной компании "Дом" признана необоснованной.
Не согласившись с решением антимонопольного органа, общество "АСК "Дом" обратилось в арбитражный суд.
Признавая незаконным оспоренное в судебном порядке решение антимонопольного органа, суды пришли к выводу, что у Воронежского УФАС отсутствовали правовые основания для признания жалобы общества на действия уполномоченного органа и заказчика при описании предмета закупки в отношении качелей, которые предполагались к размещению на детских площадках, необоснованной, поскольку описание пункта 13 технического задания "Качели 5" противоречит п. 2 ч. 1 ст. 33 Федерального закона N 44-ФЗ, так как требование установки качелей на жестком подвесе не соответствует определенным требованиям ГОСТ Р 52167-2012 "Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний качелей. Общие требования" и создает угрозу жизни и здоровью детей. Суды отклонили доводы антимонопольного органа о необязательности применения указанного ГОСТ Р 52167-2012.
Выводы судов являются обоснованными.
Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений. Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации, обеспечения конкуренции, эффективности осуществления закупок (ст. 1, 6 Закона о контрактной системе).
Заказчик вправе устанавливать требования к товарам в документации о закупке, исходя из своих потребностей, с учетом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством РФ положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды. Участники закупки, принимая решение об участии в закупке, должны располагать конкретными сведениями о свойствах и характеристиках используемых им материалов (товаров).
В соответствии с требованиями п. 1 и п. 2 ч. 1 ст. 33 Закон о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). При этом необходимо использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Как правильно указали суды, согласно пункту 1 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" спорный ГОСТ подлежит обязательному исполнению до вступления в силу соответствующего технического регламента в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан и предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей.
Стандарт ГОСТ Р 52167-2012 "Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытания качелей. Общие требования" (Национальный стандарт Российской Федерации) утвержден и введен в действие Приказом Росстандарта от 18.09.2012 N 333-ст, распространяется на качели, устанавливаемые на детских игровых площадках. Стандарт устанавливает общие требования к безопасности конструкции и методам испытания качелей всех типов, в частности в соответствии с пунктом 5.5. "Элементы подвеса" на качелях запрещается применять жесткие элементы подвеса. В качестве гибких элементов подвеса качелей должны применяться канаты или цепи по ГОСТ Р 52169. На треугольные отверстия, образованные цепями или другими элементами гибкой подвески сидений, не распространяются требования ГОСТ Р 52169 в отношении застревания головы и шеи ребенка.
Несоответствие устанавливаемых элементов детской игровой площадки, в том числе качелей, свидетельствует о потенциальной опасности для жизни и здоровья детей эксплуатируемых игровых комплексов.
Судом апелляционной инстанции правильно отмечено, что приказом Росстандарта от 28.12.2016 N 2024 утвержден перечень правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю в рамках осуществления федерального государственного метрологического надзора, к которым относится в полном объеме ГОСТ Р 52167-2012 "Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний качелей. Общие требования" (п. 1149).
Учитывая изложенное, суды верно заключили, что указание в приказе Росстандарта от 18.09.2012 N 333-ст, утвердившем ГОСТ Р 52167-2012, на добровольность его применения, не исключает в любом случае его применения при описании объекта закупки в соотвествии с правилами статьи 33 Закона N 44-ФЗ.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводы судов, основаны на неправильном толковании норм материального и процессуального права, не подтверждают нарушений судами норм материального и процессуального права и в силу статьи 288 АПК РФ не являются основанием для отмены решения и постановления судов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 07.11.2017 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2018 по делу N А14-14648/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Г.А. Стрегелева |
Судьи |
Е.В. Бессонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.