Московские квоты для инвалидов
Еще в 1995 году для компаний и предпринимателей, у которых численность работников составляет более 30 человек, была установлена квота для приема на работу инвалидов (ст. 21 Закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
До 2001 года если фирма не выполняла установленную квоту, то она обязана была вносить обязательную плату за каждого нетрудоустроенного инвалида в Государственный фонд занятости населения. Но поскольку в 2001 году фонд ликвидировали, то многие компании решили, что обязанность уплачивать эти суммы отпала. Однако это не так. Теперь законодатели требуют вносить обязательную плату в региональный бюджет.
Штраф или ничего?
Конечно, у любого бухгалтера возникнет вопрос, какую ответственность несет фирма, если не внесет обязательную плату за невыполнение квот? Действительно, хотя законодатели установили требования об уплате, но с ответственностью все не так просто.
К примеру, до 2001 года законом о социальной защите инвалидов была предусмотрена ответственность за невнесение обязательной платы, но сейчас этот пункт отменен. Значит, ответственность за это нарушение в настоящий момент не предусмотрена.
По сути, за нарушение правил квотирования оштрафовать компанию можно только по Кодексу об административных правонарушениях. Во-первых, если работодатель не будет соблюдать квоты, то это нарушение можно квалифицировать по статье 5.27 КоАП "Нарушение законодательства о труде и об охране труда".
Трудовой инспектор оштрафует руководителя предприятия, главного бухгалтера и их заместителей максимум на 5000 рублей. Если же проверяющий дважды найдет аналогичное правонарушение, то суд может запретить руководителю занимать посты в других компаниях.
Во-вторых, по статье 5.42 КоАП компания может быть оштрафована на 2000-3000 рублей, если отказала в приеме на работу инвалиду в пределах установленной квоты. Кстати, работодатель не вправе отказать инвалиду на том основании, что за это рабочее место будет внесена обязательная плата.
В-третьих, власти могут оштрафовать компанию или ее сотрудника за непредставление или несвоевременное представление сведений, которые предусмотрены законом и необходимы для осуществления этим органом его законной деятельности (ст. 19.7 КоАП). Размер штрафа в этом случае на сотрудника компании составляет 300-500 рублей, а на само предприятие - 3000-5000 рублей. Но срок, в течение которого проверяющие могут применить штраф, всего два месяца со дня, когда проверяющие обнаружат нарушение (п. 2 ст. 4.5 КоАП).
А вот за неуплату квоты пени и штрафы не начисляются. К тому же Центр квотирования проверяющими полномочиями не наделен. Да и налоговые инспекции особо не следят за выполнением правил квотирования. Единственные контролеры, которые могут прийти и оштрафовать компанию, - это инспекции по труду. И наиболее существенное наказание - это дисквалификация руководителя или его заместителя. Но обычно трудовых инспекторов интересует не соблюдение квот, а трудовые документы (трудовые книжки, договоры, приказы и т.д.).
Московские правила
Как видно, компаниям, которые не вносят обязательной платы или не выполняют требований о квотировании, серьезные неприятности не грозят. Однако есть ряд бухгалтеров, которые не хотят идти на конфликты с проверяющими. Поэтому для них остановимся чуть подробнее на порядке квотирования в Москве.
В Москве действуют два документа, которые регламентируют порядок квотирования. Во-первых, Закон от 12 ноября 1997 г. N 47 "О квотировании рабочих мест в городе Москве". Во-вторых, постановление правительства Москвы от 4 марта 2003 г. N 125-ПП "Об утверждении Положения о квотировании рабочих мест в городе Москве".
Как правило, владелец компании, регистрируя фирму, встает на учет в налоговую инспекцию и фонды, а о Центре квотирования рабочих мест он не знает. Но в течение месяца после регистрации работодатель обязан встать на учет в Центр. Для этого он приносит нотариально удостоверенные копии свидетельств о госрегистрации и постановке на учет в инспекцию, а также копию устава компании и информационное письмо госстатистики. К тому же он должен предоставить данные о среднесписочной численности сотрудников на день установления квот (п. 2.2 постановления N 125-ПП).
Надо иметь в виду, что компания обязана платить эти суммы в любом случае, даже если не встанет на учет в Центр. Когда среднесписочная численность сотрудников более 30, то размер квоты составляет четыре процента от их численности (округлить можно в сторону уменьшения до целого значения).
Если сотрудников более 100, то работодатель может в счет квоты трудоустраивать молодежь до восемнадцати лет, а также лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей в возрасте до двадцати трех лет. Но инвалидов должно быть не менее трех процентов от среднесписочной численности работников.
Требования о квотировании считаются выполненными, если с инвалидом заключен трудовой договор и период работы по нему в текущем месяце составляет не менее 15 календарных дней. Если же требования по каким-то причинам невозможно выполнить, то работодатель обязан внести плату до 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который производится уплата.
Обязательная плата устанавливается в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения, действующего на день уплаты. С середины сентября 2004 года она составляет 2588 рублей в месяц за каждого нетрудоустроенного инвалида.
К тому же ежеквартально работодателям необходимо предоставлять в Центр квотирования "Сведения о выполнении установленной квоты и движении денежных средств" (постановление правительства Москвы от 4 марта 2003 г. N 125-ПП).
Как учесть расходы
Довольно долгое время чиновники были против того, чтобы компании включали обязательную плату в расходы при налогообложении прибыли (письмо УМНС по г. Москве от 27 апреля 2002 г. N 26-12/20483).
Но вот наконец в середине этого года Минфин разрешил, что на платежи за несоблюдение условий квотирования можно уменьшить налогооблагаемую базу (письмо Минфина от 16 июня 2004 г. N 03-02-05/1/55). Таким образом, организации, которые добросовестно перечисляют в бюджет платежи по квотированию, могут включить их в расходы в налоговом учете.
Е. Карякина,
аудитор ИКТ Объединенные аудиторы
"Московский бухгалтер", N 11, ноябрь 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Московский бухгалтер"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27516 Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия от 07.03.2007