г. Калуга |
|
24 июля 2018 г. |
Дело N А83-7700/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19.07.2018.
Полный текст постановления изготовлен 24.07.2018.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Лукашенковой Т.В.,
судей Бессоновой Е.В., Стрегелевой Г.А.,
при участии:
от Государственного автономного учреждения Республики Крым "Белогорское лесное хозяйство" (ОГРН 114-9102122641, ИНН 9109006342, ул.Нижнегорская, д.49, г.Белогорск, Республика Крым, 297600): не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом;
от Службы финансового надзора Республики Крым (ОГРН 1149102017536, бульвар Ленина, 5/7, г.Симферополь, Республика Крым, 295051): не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Службы финансового надзора Республики Крым на постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2018 (судьи Омельченко В.А., Карев А.Ю., Привалова А.В.) по делу N А83-7700/2017,
УСТАНОВИЛ:
Государственное автономное учреждение Республики Крым "Белогорское лесное хозяйство" (далее - ГАУ РК "Белогорское ЛХ", Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о признании недействительным пункта 1 предписания Службы финансового надзора Республики Крым (далее - Служба финнадзора РК, Служба) от 05.05.2017 N 12-14/2118 в части выводов о незаконности выплаты премии за интенсивность и высокие результаты, за качество выполняемых работ заместителю директора в период с марта по август 2015 года на сумму 119 952,00 руб. и перечисления страховых взносов по ставке 30,2% в сумме 36 225,50 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 30.10.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2018 решение суда первой инстанции отменено, пункт 1 предписания Службы от 05.05.2017 N 12-14/2118 в части выводов о незаконности выплаты премии заместителю директора за интенсивность и высокие результаты, за качество выполняемых работ в марте - августе 2015 года на сумму 102 312,00 руб. и перечисления страховых взносов по ставке 30,2% в сумме 30 898,22 руб. признан незаконным; производство по делу в части требований о признании недействительным пункта 1 предписания Службы от 05.05.2017 N 12-14/2118 о незаконности выплаты премии заместителю директора за интенсивность и высокие результаты, за качество выполняемых работ в июле - августе 2015 года на сумму 17 640,00 руб. и перечисления страховых взносов по ставке 30,2% в сумме 5 327,28 руб. прекращено; со Службы в пользу ГАУ РК "Белогорское ЛХ" взыскано 4 500 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2018, Служба финнадзора РК обратилась с кассационной жалобой, в которой просит его отменить в части признания незаконным пункта 1 предписания Службы от 05.05.2017 N 12-14/2118 в части выводов о незаконности выплаты премии заместителю директора за интенсивность и высокие результаты, за качество выполняемых работ в марте - августе 2015 года на сумму 102 312,00 руб. и перечисления страховых взносов по ставке 30,2% в сумме 30 898,22 руб., взыскания государственной пошлины в сумме 4500 руб. В обоснование кассационной жалобы ее заявитель ссылается на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, указывает, что размер премии заместителю директора за интенсивность и высокие результаты устанавливался директором учреждения без согласования с органом высшего уровня - Государственного комитета по лесному и охотничьему хозяйству Республики Крым, что является нарушением.
Лица участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку своих представителей в суд округа не обеспечили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие представителей указанных лиц.
Законность судебных актов проверена кассационной инстанцией по правилам статьи 286 АПК РФ.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что Службой проведена плановая проверка соблюдения Учреждением бюджетного законодательства Российской Федерации, Республики Крым и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные и иные правоотношения, а также в сфере закупок на основании положений части 8 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" за период с 11.12.2014 по 31.12.2016, результаты которой зафиксированы в акте от 20.04.2017 N 12-22/4.
По результатам проверки Службой в адрес ГАУ РК "Белогорское ЛХ" внесено предписание от 05.05.2017 N 12-14/2118, пунктом 1 которого предписано взыскать (возместить) в порядке, определенном законодательством, сумму ущерба, причиненного бюджету Республики Крым, в размере 248974,53 руб.
При этом проверкой в числе прочего установлено, что нарушение пункта 7.4 Положения о системе оплаты труда работников государственных учреждений отрасли лесного и охотничьего хозяйства Республики Крым, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Крым от 20.02.2015 N 46, пункта 14 Положения об оплате труда руководителей государственных учреждений отрасли лесного и охотничьего хозяйства Республики Крым, утвержденного приказом Государственного комитета по лесному и охотничьему хозяйству Республики Крым от 27.02.2015 N 48 "Об условиях труда руководителей государственных учреждений отрасли лесного и охотничьего хозяйства Республики Крым" в период с марта по август 2015 года без согласования с Государственным комитетом по лесному и охотничьему хозяйству Республики Крым незаконно выплачена премия за интенсивность и высокие результаты, за качество выполняемых работ заместителю директора в сумме 119 952,00 руб. и незаконно перечислены страховые взносы по ставке 30,2% в сумме 36 225,50 руб.
Не согласившись с пунктом 1 предписания от 05.05.2017 N 12-14/2118 в вышеуказанной части, Учреждение обратилось в арбитражный суд с рассмотренными в рамках настоящего дела требованиями, которые суд первой инстанции признал необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Отменяя решение суда и частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что Службой не доказано нарушение публичного интереса, на защиту которого направлено предписание в оспариваемой части, а также прекратил производство по делу в соответствующей части в связи с частичным отказом от заявленных требований.
Суд округа не усматривает оснований для отмены обжалуемого постановления суда апелляционной инстанции, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Согласно статье 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующим у данного работодателя системами оплаты труда.
Пунктом 1.2 Положения о системе оплаты труда работников государственных учреждений отрасли лесного и охотничьего хозяйства Республики Крым, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 20.02.2015 N 46 (в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений; далее - Положение N 46), предусмотрено, что системы оплаты труда работников учреждений устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, и иными нормативными правовыми актами Республики Крым, принятыми в соответствии с Законом Республики Крым от 28 ноября 2014 года N 14-ЗРК/2014 "Об оплате труда работников государственных учреждений Республики Крым", данным Положением.
Согласно пункту 7.4 Положения N 46 размер премии за интенсивность и высокие результаты работы устанавливается руководителем, а руководителю и его заместителям - органом высшего уровня в пределах фонда оплаты труда.
В силу пункта 14 Положения об оплате труда руководителей государственных учреждений отрасли лесного и охотничьего хозяйства Республики Крым, утвержденного приказом Государственного комитета по лесному и охотничьему хозяйству Республики Крым от 27.02.2015 N 48 "Об условиях труда руководителей государственных учреждений отрасли лесного и охотничьего хозяйства Республики Крым" (далее - Положение N 48) премия за интенсивность и высокие результаты работы, за качество выполняемых работ руководителю учреждения и его заместителям выплачивается в размере 100% должностного оклада за фактически отработанное время и в пределах фонда оплаты труда.
Пунктом 8.7 раздела "Оплата труда. Гарантии и компенсации" Коллективного договора ГАУ РК "Белогорское ЛХ" предусмотрено, что в целях поощрения работников установлена система материального поощрения (премирования) по результатам труда при наличии фонда оплаты труда, в том числе: за интенсивность и высокие результаты работы. Премирование осуществляется по решению руководителя Учреждения в пределах бюджетных ассигнований на оплату труда работников учреждения, а также средств от иной приносящей доход деятельности, направленных учреждением на оплату труда: заместителя руководителя, главного бухгалтера, главных специалистов и иных работников, подчиненных руководителю учреждения непосредственно.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в марте - августе 2015 года заместителю директора начислена и выплачена премия за интенсивность и высокие результаты, за качество выполняемых работ в соответствии с приказами ГАУ РК "Белогорское ЛХ", подписанными директором Учреждения. Выплата премии заместителю директора осуществлялась за счет средств бюджета Республики Крым в пределах бюджетных ассигнований на оплату труда работников учреждения, предусмотренных на 2015 год.
Учреждением выплаты стимулирующего характера заместителю директора были произведены на основании локальных актов и Приказа N 48, однако их размер не был согласован органом высшего уровня - Государственным комитетом по лесному и охотничьему хозяйству Республики Крым.
Вместе с тем, исследовав и оценив в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, представленные сторонами в материалах дела доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованным выводам о том, что Службой не установлено определения Учреждением размера стимулирующих выплат с нарушением Приказа N 48, а также превышения фонда оплаты труда за счет таких выплат. При таких обстоятельствах, учитывая отсутствие нарушения публичного интереса, на защиту которого в данной части направлено вынесенное представление, суд счел изложенное основанием признания недействительным представления в названной части.
Судом кассационной инстанции также учитывается, что впоследствии постановлением Совета министров Республики Крым от 27.07.2016 N 186 "О внесении изменений в постановление Совета министров Республики Крым от 20 февраля 2015 года N 46" раздел 7 Положения N 46 был изложен в новой редакции, согласно которой согласование размера премий заместителям руководителя учреждения с органом высшего уровня не требовалось, что соответствует федеральному законодательству, в частности, статье 129 ТК РФ, предоставляющей право работодателю выплачивать не только заработную плату, но и стимулирующие выплаты, в том числе премии, в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает обжалуемое постановление суда апелляционной инстанции законным и обоснованным.
Доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению, так как основаны на ошибочном толковании вышеназванных норм закона, а также направлены на переоценку выводов арбитражного суда апелляционной инстанции, подтвержденных имеющимися в деле доказательствами, что противоречит положениям статьи 286 АПК РФ.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2018 по делу N А83-7700/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Т.В. Лукашенкова |
Судьи |
Е.В. Бессонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.