27 марта 2018 г. |
Дело N А83-7700/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21.03.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 27.03.2018.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Омельченко В.А., судей Карева А.Ю., Приваловой А.В.,
при ведении протокола и его аудиозаписи секретарем судебного заседания Денисюк М.М.,
с участием представителей от Государственного автономного учреждения Республики Крым "Белогорское лесное хозяйство" - Музафарова Э.С. по доверенности от 20.03.2018 N 152,
в отсутствии Службы финансового надзора Республики Крым, надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного автономного учреждения Республики Крым "Белогорское лесное хозяйство" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 30 октября 2017 года по делу N А83-7700/2017 (судья Титков С.Я.), принятое по заявлению Государственного автономного учреждения Республики Крым "Белогорское лесное хозяйство" об оспаривании предписания Службы финансового надзора Республики Крым,
установил:
Государственное автономного учреждение Республики Крым "Белогорское лесное хозяйство" (далее по тексту - учреждение, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о признании незаконным и отмене пункта 1 предписания Службы финансового надзора Республики Крым (далее по тексту - Служба) от 05.05.2017 N 12-14/2118 в части выводов о незаконности выплаты премии за интенсивность и высокие результаты, за качество выполняемых работ заместителю директора в период с марта по август 2015 года на сумму 119 952, 00 руб. и перечисления страховых взносов по ставке 30,2 % в сумме 36 225, 50 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 30 октября 2017 года заявление учреждения оставлено без удовлетворения.
Не согласившись с указанным судебным актом, учреждение подало апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Республики Крым от 30 октября 2017 года в полном объеме, принять новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования. В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу www.21aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением председателя четвертого судебного состава суда от 20.03.2018 произведена замена судьи Голика В.С. на судью Карева А.Ю. для участия в рассмотрении апелляционной жалобы Государственного автономного учреждения Республики Крым "Белогорское лесное хозяйство" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 30 октября 2017 года по делу N А83-7700/2017.
В судебном заседании представитель учреждения поддержала доводы, изложенные в апелляционной жалобе и пояснениях к ней. Кроме того, до начала судебного заседания от учреждения поступило заявление о частичном отказе от требований, которое также было поддержано его представителем в судебном заседании.
До начала судебного разбирательства от Службы поступил отзыв на апелляционную жалобу, а также дополнительные пояснения к нему, согласно которым Служба возражает против удовлетворения апелляционной жалобы, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Дело рассмотрено в порядке статьей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие Службы, надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного разбирательства, по имеющемся в деле доказательствам.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в порядке ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ). При этом судом апелляционной инстанции установлены основания для его отмены, предусмотренные ст. 270 АПК РФ.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что на основании п. 1.1.2.25 Плана деятельности Службы на 2017 год была проведена плановая проверка соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации, Республики Крым и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные и иные правоотношения, а так же в сфере закупок на основании положений части 8 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44- ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в Государственном автономном учреждении Республики Крым "Белогорское лесное хозяйство" за период с 11.12.2014 по 31.12.2016, по результатам которой составлен акт от 20.04.2017 N 12-22/4.
05.05.2017 Службой выдано предписание N 12-14/2118, пунктом 1 которого предписано взыскать (возместить) в порядке, определенном законодательством, сумму ущерба, причиненного бюджету Республики Крым, в размере 248974,53 руб.
Полагая, что пункт 1 указанного предписания является незаконным в части выводов Службы о незаконности выплаты премии за интенсивность и высокие результаты, за качество выполняемых работ заместителю директора в период с марта по август 2015 года на сумму 119 952, 00 руб. и перечисления страховых взносов по ставке 30,2 % в сумме 36 225, 50 руб. и нарушает права и законные интересы в сфере экономической деятельности, учреждение обратилось в арбитражный суд в порядке главы 24 АПК РФ с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований учреждения, суд первой инстанции исходил из того, что премии в размере 119 952, 00 руб. и начисленные страховые взносы в размере 36 225, 50 руб. начислены и выплачены неправомерно, без законных на то оснований в связи с чем они подлежат возмещению бюджету Республики Крым в установленном законом порядке.
Апелляционная коллегия, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 и частью 3 статьи 201 АПК РФ, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Служба финансового надзора Республики Крым создана указом Главы Республики Крым от 16.06.2014 N 51-У "О структуре исполнительных органов государственной власти Республики Крым" в соответствии со статьей 64 Конституции Республики Крым и законом Республики Крым от 29.05.2014 N 5-ЗРК "О системе исполнительных органов государственной власти Республики Крым" и является исполнительным органом государственной власти Республики Крым в сфере осуществления внутреннего государственного финансового контроля, подконтрольным и подотчетным Главе Республики Крым.
Согласно положению о Службе финансового надзора Республики Крым, утвержденному постановлением Совета министров Республики Крым от 27.06.2014 N 170, в редакции постановления от 24.06.2016 N 284 (далее по тексту - Положение N 170), служба для решения возложенных на нее задач осуществляет внутренний государственный финансовый контроль (надзор) в сфере бюджетных правоотношений в соответствии с частью 3 статьи 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также контроль за предприятиями, учреждениями и организациями Республики Крым, созданными в соответствии с правовыми актами Совета министров Республики Крым.
В целях реализации предоставленных полномочий Службе предоставлено право направлять в проверенные организации обязательные к исполнению предписания по устранению выявленных нарушений.
Судом установлено, что Государственное автономного учреждение Республики Крым "Белогорское лесное хозяйство" учреждено Министерством экологии и природных ресурсов Республики Крым и зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц 11.12.2014 по адресу: 297600 РК Белогорский район г. Белогорск, ул. Нижнегорская, 49. Основной вид деятельности: Лесоводство и прочая лесохозяйственная деятельность (КВЭД 02.10).
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, основанием для вынесения предписания в оспариваемой части послужило выявление в ходе проверки нарушений пункта 7.4. Положения о системе оплаты труда работников государственных учреждений отрасли лесного и охотничьего хозяйства Республики Крым, п. 14 Положения об оплате труда руководителей государственных учреждений отрасли лесного и охотничьего хозяйства Республики Крым, утверждённого приказом Государственного комитета по лесному и охотничьему хозяйству Республики Крым от 27.02.2015 N 48 "Об условиях труда руководителей государственных учреждений отрасли лесного и охотничьего хозяйства Республики Крым" (далее по тексту приказ N 48), а именно - в период с марта по август 2015 года размер премии заместителю директора за интенсивность и высокие результаты устанавливался директором учреждения без согласования с органом высшего уровня - Государственного комитета по лесному и охотничьему хозяйству Республики Крым.
В соответствии со статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) заработная плата это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты); заработная плата устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, включая надбавки компенсационного характера и стимулирующего характера, которые устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
20 февраля 2015 года Постановлением Совета министров Республики Крым N 46 утверждено Положение о системе оплаты труда работников государственных учреждений отрасли лесного и охотничьего хозяйства Республики Крым (далее по тексту - Положение N 46, в редакции, действовавшей в 2015 году), пункт 7.4. которого предусматривал, что размер премии за интенсивность и высокие результаты работы устанавливается руководителем, а руководителю и его заместителям - органом высшего уровня в пределах фонда оплаты труда.
Пунктом 1.2. Положения N 46 предусмотрено, что системы оплаты труда работников учреждений устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, и иными нормативными правовыми актами Республики Крым, принятыми в соответствии с Законом Республики Крым от 28 ноября 2014 года N 14-ЗРК/2014 "Об оплате труда работников государственных учреждений Республики Крым", настоящим Положением.
Пункт 8.7. раздела "Оплата труда. Гарантии и компенсации" Коллективного договора ГАУ РК "Белогорское ЛХ" предусматривает, что в целях поощрения работников установлена система материального поощрения (премирования) по результатам труда при наличии фонда оплаты труда, в том числе: за интенсивность и высокие результаты работы. Премирование осуществляется по решению руководителя ГАУ РК "Белогорское ЛХ" в пределах бюджетных ассигнований на оплату труда работников учреждения, а также средств от иной приносящей доход деятельности, направленных учреждением на оплату труда: заместителя руководителя, главного бухгалтера, главных специалистов и иных работников, подчинённых руководителю учреждения непосредственно. Выплата премии заместителю директора осуществлялась за счёт средств бюджета Республики Крым в пределах бюджетных ассигнований на оплату труда работников учреждения, предусмотренных на 2015 год.
В соответствии с п. 14 приказа N 48 премия за интенсивность и высокие результаты работы, за качество выполняемых работ руководителю учреждения и его заместителям выплачивается в размере 100 % должностного оклада за фактически отработанное время и в пределах фонда оплаты труда.
Из материалов дела следует, что заместителю директора начислена и выплачена премия за интенсивность и высокие результаты работы в соответствии со следующими приказами по ГАУ РК "Белогорское ЛХ", подписанными директором учреждения: от 23.03.2015 N 40 "О начислении премии за интенсивность и высокие результаты работы за март 2015 года" за март 2015 года в размере 100 % должностного оклада за фактически отработанное время; от 28.04.2015 N 43 "О начислении премии за интенсивность и высокие результаты работы за апрель 2015 года" за апрель 2015 года в размере 100 % должностного оклада за фактически отработанное время; от 26.05.2015 N 54 "О начислении премии за интенсивность и высокие результаты работы за май 2015 года" за май 2015 года в размере 100 % должностного оклада за фактически отработанное время от 29.06.2015 N 78 "О начислении премии за интенсивность и высокие результаты работы за июнь 2015 года" за июнь 2015 года в размере 100% должностного оклада за фактически отработанное время; от 27.07.2015 N 82 "О начислении премии за интенсивность и высокие результаты работы за июль 2015 года" за июль 2015 года в размере 150 % должностного оклада за фактически отработанное время; от 25.08.2015 N 90 "О начислении премии за интенсивность и высокие результаты работы за август 2015 года" за август 2015 года в размере 150 % должностного оклада за фактически отработанное время.
Из приведенных обстоятельств и норм законодательства следует, что заявителем выплаты были произведены на основании локальных актов, приказа N 48, размер премии заместителю директора за интенсивность и высокие результаты устанавливался директором учреждения без согласования с органом высшего уровня - Государственного комитета по лесному и охотничьему хозяйству Республики Крым.
Однако Службой не доказано того факта, что размер произведенных выплат превысил требуемый, следовательно, нарушение публичного интереса, на защиту которого направлено вынесенное предписание, отсутствует.
Такие обстоятельства являются основанием для признания предписания Службы в оспариваемой части незаконным. Аналогичная позиция высказана в постановлениях Арбитражного суда Центрального округа от 20 апреля 2017 года по делу N А83-2416/2016, от 14 декабря 2017 года по делу N А83-5979/2016.
При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции в порядке статьи 270 АПК РФ подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права.
Кроме того, согласно части 2 статьи 49 АПК РФ истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу в арбитражном суде первой инстанции или в арбитражном суде апелляционной инстанции, отказаться от иска полностью или частично.
Поскольку ходатайство заявителя, подписанное директором учреждения, не нарушает права и законные интересы других лиц, не противоречит закону, подано в соответствии со статьей 49 АПК РФ, апелляционный суд считает возможным удовлетворить указанное ходатайство и принять отказ заявителя от требований в части оспаривания пункта 1 предписания Службы финансового надзора Республики Крым от 05.05.2017 N 12-14/2118 о незаконности выплаты премии заместителю директора за интенсивность и высокие результаты, за качество выполняемых работ в июле-августе 2015 года на сумму 17 640,00 руб. (размер, превышающий 100% должностного оклада) и перечисления страховых взносов по ставке 30,2% в сумме 5 327,28 руб.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что истец отказался от иска и отказ принят арбитражным судом.
Согласно статье 110 АПК РФ между сторонами судебного разбирательства возникают отношения по распределению судебных расходов, которые регулируются главой 9 АПК РФ.
Законодательством не предусмотрены возврат заявителю уплаченной государственной пошлины из бюджета в случае, если судебный акт принят в его пользу, а также освобождение государственных органов, органов местного самоуправления от процессуальной обязанности по возмещению судебных расходов.
В связи с этим, если судебный акт принят не в пользу государственного органа (органа местного самоуправления), должностного лица такого органа, за исключением прокурора, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению соответствующим органом в составе судебных расходов (часть 1 статьи 110 АПК РФ).
Принимая во внимание п. 23 Постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах", в котором указано, что при частичном удовлетворении требования неимущественного характера, расходы по уплате государственной пошлины в полном объеме взыскиваются с противоположной стороны по делу, судебные расходы заявителя в размере 4500 руб. судебная коллегия возлагает на Службу.
Руководствуясь ст. 49, п. 4 ч. 1 ст. 150, ст. 266, ст. 268, п. 3 ст. 269, п. 4 ч. 1 ст. 270, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 30 октября 2017 года по делу N А83-7700/2017 отменить.
Заявление Государственного автономного учреждения Республики Крым "Белогорское лесное хозяйство" удовлетворить частично.
Признать незаконным пункт 1 предписания Службы финансового надзора Республики Крым от 05.05.2017 N 12-14/2118 в части выводов о незаконности выплаты премии заместителю директора за интенсивность и высокие результаты, за качество выполняемых работ в марте-августе 2015 года на сумму 102 312,00 руб. и перечисления страховых взносов по ставке 30,2% в сумме 30 898,22 руб.
Принять отказ Государственного автономного учреждения Республики Крым "Белогорское лесное хозяйство" от требований в части оспаривания пункта 1 предписания Службы финансового надзора Республики Крым от 05.05.2017 N 12-14/2118 о незаконности выплаты премии заместителю директора за интенсивность и высокие результаты, за качество выполняемых работ в июле-августе 2015 года на сумму 17 640,00 руб. и перечисления страховых взносов по ставке 30,2% в сумме 5 327,28 руб.
Производство по делу в указанной части прекратить.
Взыскать со Службы финансового надзора Республики Крым в пользу Государственного автономного учреждения Республики Крым "Белогорское лесное хозяйство" 4 500,00 рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины за подачу в арбитражный суд заявления и апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.А. Омельченко |
Судьи |
А.Ю. Карев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-7700/2017
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 24 июля 2018 г. N Ф10-2721/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ "БЕЛОГОРСКОЕ ЛЕСНОЕ ХОЗЯЙСТВО"
Ответчик: СЛУЖБА ФИНАНСОВОГО НАДЗОРА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ