Конституционный суд Республики Саха (Якутия) в составе Председателя А.Н. Ким-Кимэн, судей Ю.Н. Бацева, Е.М. Винокурова, А.М. Ефимова, Г.Г. Кононова, с участием: представителей заявителя - Н.К. Криворотовой и М.С. Санникова; представителей Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) как стороны, принявшей оспариваемый нормативный правовой акт, - первого заместителя руководителя аппарата Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) - начальника государственно-правового управления Т.В. Павловой и старшего референта государственно-правового управления Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) Т.Л. Самсоновой; представителя Главы Республики Саха (Якутия) и Правительства Республики Саха (Якутия) - руководителя Департамента по государственно-правовым вопросам Администрации Главы Республики Саха (Якутия) и Правительства Республики Саха (Якутия) О.В. Романовой; представителей Министерства труда и социального развития Республики Саха (Якутия) - заместителя Министра труда и социального развития Республики Саха (Якутия) Е.Ю. Тепляковой и заместителя руководителя Департамента демографической и семейной политики, опеки и попечительства Министерства труда и социального развития Республики Саха (Якутия) Л.Г. Петровой; представителя Прокуратуры Республики Саха (Якутия) - начальника отдела по надзору за соблюдением прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних Прокуратуры Республики Саха (Якутия) Ю.Н. Каминской; представителя Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) - заместителя начальника отдела по вопросам нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации и ведения федерального регистра, ведения реестра муниципальных образований, регистрации и ведения реестра уставов муниципальных образований Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) Н.С. Николаевой, рассмотрел в открытом заседании дело о проверке конституционности положений частей 1 и 2 статьи 5 Закона Республики Саха (Якутия) от 15 декабря 2012 года 1154-З N 1201-lV "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Поводом к рассмотрению дела явилась жалоба гражданки Соколовой Надежды Максимовны, а основанием - обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции (Основному закону) Республики Саха (Якутия) оспариваемые заявительницей законоположения.
Заслушав сообщение судьи-докладчика А.М. Ефимова, объяснения сторон, выступления представителей государственных органов, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный суд Республики Саха (Якутия) установил:
1. В своей жалобе в Конституционный суд Республики Саха (Якутия) гражданка Соколова Надежда Максимовна оспаривает конституционность положений частей 1 и 2 статьи 5 Закона Республики Саха (Якутия) от 15 декабря 2012 года 1154-З N 1201-IV "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", согласно которых предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется на основании договоров найма специализированных жилых помещений, заключенных с органом местного самоуправления (часть 1); Срок действия договора найма специализированного жилого помещения, предоставленного в соответствии со статьей 1 настоящего Закона, составляет пять лет (часть 2).
Как следует из представленных материалов, гражданке Российской Федерации Соколовой Н.М., которая относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Окружной администрацией города Якутска в соответствии с указанными законоположениями было предоставлено жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору специализированного найма, не предусматривающему в течение пятилетнего срока его действия возможность приватизации этого жилого помещения. Соколова Н.М., будучи несогласной с предоставлением ей жилого помещения по договору специализированного найма, обратилась в Окружную администрацию города Якутска с просьбой о заключении с ней договора социального найма жилого помещения с целью приобретения права приватизации данного жилого помещения, в удовлетворении которой ей было отказано.
В связи с этим отказом Соколова Н.М. обратилась в Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) с исковым заявлением о возложении на Окружную администрацию города Якутска обязанности заключить с ней договор социального найма данного жилого помещения взамен договора специализированного найма, который не предусматривает права приватизации предоставленного ей жилого помещения. Решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 13 сентября 2019 года, оставленным без изменения судами апелляционной и кассационной инстанций, было отказано в удовлетворении исковых требований Соколовой Н.М. к Окружной администрации города Якутска о возложении обязанности заключить с ней договор социального найма данного жилого помещения взамен договора специализированного найма.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", который устанавливает основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда социального использования на территории Российской Федерации (преамбула настоящего Закона), граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
По мнению заявительницы, положения частей 1 и 2 статьи 5 Закона Республики Саха (Якутия) от 15 декабря 2012 года 1154-З N 1201-IV "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" исключают возможность приватизации предоставленного ей по договору специализированного найма жилого помещения, срок действия которого составляет пять лет, и тем самым ставят ее в неравное правовое положение с гражданами Российской Федерации, имеющими такую возможность по правилам федерального законодательства о приватизации жилищного фонда в Российской Федерации, а, следовательно противоречат статье 15 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия), закрепляющей, что граждане и лица, не являющиеся гражданами и находящиеся на территории Республики Саха (Якутия), равны перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, возраста, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и вида занятий, места жительства и других обстоятельств. Кроме того, Соколова Н.М. считает, что оспариваемые ею законоположения нарушают ее конституционное право на жилище, гарантированное статьей 24 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия), поскольку лишают законного права на приватизацию жилого помещения муниципального жилищного фонда, предусмотренного для всех граждан Российской Федерации, имеющих право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда.
Таким образом, предметом рассмотрения Конституционного суда Республики Саха (Якутия) по настоящему делу являются нормативные положения частей 1 и 2 статьи 5 Закона Республики Саха (Якутия) от 15 декабря 2012 года 1154-З N 1201-IV "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
2. Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 7), относит социальную защиту, включая социальное обеспечение, защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также жилищное законодательство к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункты "ж", "ж.1" и "к" части 1 статьи 72) и устанавливает, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76).
Федеральный законодатель, реализуя положения Конституции Российской Федерации о разграничении полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в соответствии со своей конституционной компетенцией принял Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", который определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя (преамбула настоящего Федерального закона).
Согласно Федеральному закону "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя (статья 2). Законодательство Российской Федерации о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит из соответствующих статей Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (статья 3).
Следовательно, правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, осуществляется законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, принимаемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий в соответствии с нормами Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Согласно статье 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (пункт 1).
Срок действия договора найма специализированного жилого помещения, предоставляемого в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, составляет пять лет. По окончании срока действия договора найма специализированного жилого помещения и при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление государственным жилищным фондом, обязан принять решение об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключить с лицами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, договор социального найма в отношении этого жилого помещения в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации (пункт 6).
Таким образом, федеральным законодательством, определяющим конкретные формы участия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в осуществлении социальной защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в пределах полномочий, установленных федеральными законоположениями, закреплено, что этим лицам предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, срок действия которых составляет пять лет.
3. Положениями статьи 40 (части 1 и 2) Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия) предусмотрено, что разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Саха (Якутия) осуществляется Конституцией Российской Федерации, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий. Предметы ведения и полномочия органов государственной власти Республики Саха (Якутия) закрепляются в Конституции Республики Саха (Якутия). Законы и иные нормативные правовые акты Республики Саха (Якутия) по предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) принимаются в соответствии с федеральными законами, определяющими их общие принципы.
Порядок обеспечения жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Республике Саха (Якутия) устанавливается Законом Республики Саха (Якутия) "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (преамбула настоящего Закона).
В соответствии со статьей 1 Закона Республики Саха (Якутия) "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" право на обеспечение жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений имеют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семей нанимателей жилых помещений по договорам социального найма либо собственниками жилых помещений; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семей нанимателей жилых помещений по договорам социального найма либо собственниками жилых помещений, проживание в которых признается невозможным в соответствии с порядком, утверждаемым Правительством Республики Саха (Якутия); 3) признанные нуждающимися в жилых помещениях до вступления в силу настоящего Закона и не реализовавшие принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями; 4) достигшие возраста 23 лет до фактического обеспечения их жилыми помещениями (часть 1); Право на обеспечение жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, кроме лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, имеют лица, которые после 1 января 1984 года относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с действовавшим законодательством имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями (часть 2).
Согласно статье 5 Закона Республики Саха (Якутия) "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется на основании договоров найма специализированных жилых помещений, заключенных с органом местного самоуправления (часть 1). Срок действия договора найма специализированного жилого помещения, предоставленного в соответствии со статьей 1 настоящего Закона, составляет пять лет (часть 2). По окончании срока договора найма специализированного жилого помещения и при отсутствии оснований для заключения указанного договора на новый пятилетний срок либо по окончании повторно заключенного договора найма специализированного жилого помещения занимаемое нанимателем жилое помещение за ним сохраняется (часть 6). Орган местного самоуправления принимает решение об исключении занимаемого нанимателем жилого помещения из специализированного жилищного фонда и о заключении в отношении этого жилого помещения договора социального найма (часть 7).
Правовой механизм обеспечения верховенства Конституции Российской Федерации и федерального законодательства, установленный нормами статьи 3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", предусматривает, что законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. Субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение трех месяцев (пункты 1 и 2).
Действующая редакция положений статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", которой установлен порядок обеспечения жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, закреплена нормами статьи 1 Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В соответствии со статьей 4 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" настоящий Федеральный закон вступил в силу с 1 января 2013 года и действие положений статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Закон Республики Саха (Якутия) "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", содержащий оспариваемые положения частей 1 и 2 статьи 5, был принят законодателем Республики Саха (Якутия) 15 декабря 2012 года в силу требований, изложенных в пунктах 1 и 2 статьи 3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", после принятия 29 февраля 2012 года вышеназванного Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Согласно статье 10 Закона Республики Саха (Якутия) "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" настоящий Закон вступил в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования 29 декабря 2012 года (Якутские ведомости, N 100) и действие настоящего Закона распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до 1 января 2013 года.
Следовательно, законодатель Республики Саха (Якутия), осуществляя в пределах конституционных полномочий Республики Саха (Якутия) как субъекта Российской Федерации и компетенции законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, установленных федеральными законоположениями, правовое регулирование отношений, возникающих в связи с обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определил нормами частей 1 и 2 статьи 5 Закона Республики Саха (Якутия) "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, срок действия которых составляет пять лет, в строгом соответствии с положениями статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В соответствии с абзацами 2 и 3 пункта 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" нормами части 4 статьи 4 Закона Республики Саха (Якутия) "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрено, что жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по заявлению в письменной форме и достигших возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания граждан, медицинских организациях и иных учреждениях и организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Принимая во внимание комплексный характер института социальной защиты, обусловленный его принадлежностью к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, включающего систему мер социальной защиты законодательно определенных категорий граждан, подобное правовое регулирование, обеспечивая реализацию государственных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в жилищной сфере, не устанавливает нормативного требования учитывать в процессе предоставления указанным лицам жилых помещений специализированного жилищного фонда конкретные сведения о возрасте этих лиц как факта жизненных обстоятельств, имеющих юридическое значение в момент заключения с ними договора найма специализированного жилого помещения, в качестве критерия определения срока действия данного договора.
Вместе с тем, проверка конституционности содержания правил федерального правового регулирования, в том числе конституционных критериев целесообразности, обоснованности, справедливости и объективности норм Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", с учетом юридической силы этих и иных норм федерального законодательства, не может быть осуществлена Конституционным судом Республики Саха (Якутия), поскольку не входит в его компетенцию, установленную Конституционным законом Республики Саха (Якутия) "О Конституционном суде Республики Саха (Якутия) и конституционном судопроизводстве" согласно статусным полномочиям Конституционного суда Республики Саха (Якутия), соответствующим его правовому положению органа государственной власти Республики Саха (Якутия) как субъекта Российской Федерации.
Таким образом, положения частей 1 и 2 статьи 5 Закона Республики Саха (Якутия) "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", устанавливающие порядок предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании заключенных на пятилетний срок договоров найма специализированных жилых помещений, действуют в непротиворечивом единстве совокупности и системной взаимосвязи с нормами федерального законодательства, предусматривающими данный порядок в качестве элемента правового механизма реализации мер социальной поддержки указанных лиц в системе правового регулирования отношений в сфере социальной защиты, и в силу этого не могут рассматриваться как противоречащие конституционному принципу правового равенства граждан, закрепленному в статье 15 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия), и нарушающие конституционное право на жилище, гарантированное статьей 24 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия).
Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) в соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации в условиях отсутствия в действующем на федеральном уровне правового регулирования механизме, обеспечивающем в жилищной сфере реализацию государственных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нормативного правила, требующего учитывать в процессе предоставления указанным лицам жилых помещений специализированного жилищного фонда персональные сведения о возрасте этих лиц и иные конкретные факты индивидуальных жизненных обстоятельств, имеющих юридическое значение в момент заключения с ними договора найма специализированного жилого помещения, в качестве критерия определения срока действия данного договора, правомочно инициировать внесение в федеральное законодательство изменений, направленных на установление данного правового механизма в силу существования конституционных принципов единства правового и экономического пространства Российской Федерации, охватывающих своим воздействием нормативно-правовое регулирование прав и свобод человека и гражданина, приобретаемых на основании закона.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 85, 86, 87, 91, 101, 102 Конституционного закона Республики Саха (Якутия) "О Конституционном суде Республики Саха (Якутия) и конституционном судопроизводстве", Конституционный суд Республики Саха (Якутия) постановил:
1. Признать части 1 и 2 статьи 5 Закона Республики Саха (Якутия) от 15 декабря 2012 года 1154-З N 1201-IV "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" не противоречащими Конституции (Основному закону) Республики Саха (Якутия), поскольку - по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования отношений в сфере социальной защиты - содержащиеся в них положения, определяющие порядок обеспечения жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устанавливают правовой механизм реализации мер социальной поддержки отдельных категорий граждан в пределах конституционных полномочий Республики Саха (Якутия) как субъекта Российской Федерации и компетенции законодателя Республики Саха (Якутия) в соответствии с федеральным законодательством.
2. Настоящее Постановление окончательно, обжалованию не подлежит, вступает в силу немедленно после его провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами, его юридическая сила не может быть преодолена актами органов государственной власти Республики Саха (Якутия).
3. Настоящее Постановление подлежит опубликованию в газетах "Якутия", "Саха сирэ", "Ил Тумэн" и на официальном сайте Конституционного суда Республики Саха (Якутия) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", также в "Вестнике Конституционного суда Республики Саха (Якутия)".
|
Конституционный суд |
г. Якутск, 24 марта 2021 года,
N 1-П.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Конституционного Суда Республики Саха (Якутия) от 24 марта 2021 г. N 1-П "По делу о проверке конституционности положений частей 1 и 2 статьи 5 Закона Республики Саха (Якутия) от 15 декабря 2012 года 1154-З N 1201-IV "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в связи с жалобой гражданки Соколовой Надежды Максимовны"
Вступает в силу с 24 марта 2021 г.
Текст постановления опубликован в газете "Якутские ведомости" (приложение к газете "Якутия") от 29 апреля 2021 г. N 16