г.Калуга |
|
28 августа 2018 г. |
Дело N А68-9648/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27.08.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 28.08.2018.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Смолко С.И. |
судей
при участии в заседании: |
Ключниковой Н.В. Стрегелевой Г.А. |
от заявителя: общества с ограниченной ответственностью "СтройЦентрГрупп" (300034, г.Тула, ул. Демонстрации, д.141, пом. 1, ОГРН 1107154023943, ИНН 7106515940) - Арса Л.М. (дов. от 23.04.2018 - т.2, л.д.75);
от заинтересованного лица: министерства имущественных и земельных отношений Тульской области (300012, г.Тула, ул. Жаворонкова, д.2, ОГРН 1087154003518, ИНН 7106503078) - Сударев А.И. (дов. от 08.12.2017 N 29-01-28/20406;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СтройЦентрГрупп" на решение Арбитражного суда Тульской области от 01.03.2018 (судья Рыжикова Н.А.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.05.2018 (судьи Рыжова Е.В., Заикина Н.В., Капустина Л.А.) по делу N А68-9648/2017,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "СтройЦентрГрупп" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением о признании незаконным отказа министерства имущественных и земельных отношений Тульской области (далее - министерство), изложенного в письме от 25.05.2017 N 29-01-28/7951, в предоставлении обществу в собственность земельного участка общей площадью 17 400 кв. м, с кадастровым номером 71:14:040401:2167, местоположением: Тульская область, Ленинский район, сельское поселение Иншинское, поселок Петровский, переулок 1-й Овражный, в 100 м восточнее дома 25, и о возложении на министерство обязанности устранить допущенное нарушение (уточненные требования).
Решением суда от 01.03.2018 в удовлетворении требований общества отказано.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.05.2018 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит состоявшиеся судебные решения отменить, дело передать на новое рассмотрение, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
В отзыве на жалобу министерство просит оставить кассационную жалобу без удовлетворения, ссылаясь на необоснованность доводов жалобы.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель общества поддержала доводы кассационной жалобы, представитель министерства поддержал доводы отзыва на жалобу.
Проверив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на жалобу, заслушав пояснения представителей участвующих в деле лиц, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, постановлением администрации муниципального образования Ленинский район Тульской области (далее - администрация) от 20.06.2014 N 1826 было предписано предоставить ООО "Архитэкс" в аренду сроком на 10 лет земельный участок общей площадью 17 400 кв. м, с кадастровым номером 71:14:040401:2167, местоположение: Тульская область, Ленинский район, сельское поселение Иншинское, поселок Петровский, переулок 1-й Овражный, в 100 м восточнее дома 25, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для строительства гостиницы.
В тот же день, 20.06.2014 между управлением архитектуры, земельных и имущественных отношений администрации (арендодатель) и ООО "Архитэкс" (арендатор) заключен договор N 120 аренды на указанный земельный участок.
На основании Закона Тульской области от 20.11.2014 N 2218-ЗТО "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципального образования город Тула и органами государственной власти Тульской области арендодателем по названному договору аренды стало министерство (т.1, л.д.91).
2 апреля 2015 г. между министерством (арендодатель), ООО "Архитэкс" (арендатор) и обществом (новый арендатор) подписано соглашение о передаче прав и обязанностей по договору аренды от 20.06.2014 N 120, по условиям которого права и обязанности арендатора перешли от ООО "Архитэкс" к обществу.
31 марта 2017 г. администрация города Тулы выдала обществу разрешение N RU71326000-012/17 на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства "Гостиничный комплекс с блоком помещений водно-оздоровительных процедур. Этап 1. Гостевой дом NN 2, 3", расположенного на земельном участке с кадастровым номером 71:14:040401:2167.
18 апреля 2017 г. в Едином государственном реестре прав на недвижимость (ЕГРН) зарегистрировано право собственности общества на два объекта недвижимости: гостевой дом N 3 площадью 191,5 кв. м, кадастровый номер 71:14:040401:4150, и гостевой дом N 2 площадью 191,3 кв. м, кадастровый номер 71:14:040401:4153.
25 апреля 2017 г. общество обратилось в министерство с заявлением о передаче в собственность земельного участка общей площадью 17 400 кв. м, с кадастровым номером 71:14:040401:2167, на котором расположены два объекта недвижимости, право собственности на которые зарегистрировано за обществом.
Письмом от 25.05.2017 N 29-01-28/7951 министерство отказало обществу в предоставлении названного земельного участка в собственность, ссылаясь на то, что завершен только 1 этап строительства, все этапы строительства не завершены; общая площадь застройки двух введенных в эксплуатацию объектов - 382,8 кв.м, что составляет 0,022% площади испрашиваемого земельного участка.
Полагая, что отказ министерства является незаконным и нарушает права и законные интересы общества, последнее обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований общества, суд первой инстанции свой вывод мотивировал тем, что общество не обосновало необходимость предоставления земельного участка площадью 17400 кв.м под два здания площадью 191,3 кв.м и 191,5 кв.м.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены состоявшихся судебных актов.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Судами установлено, что министерство полномочно рассматривать заявления и принимать решения по вопросу предоставления земельного участка в собственность.
Согласно пункту 2 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) продажа находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, в соответствии с основным видом разрешенного использования которых предусмотрено строительство зданий, сооружений, не допускается, за исключением случаев, указанных в пункте 2 статьи 39.3 настоящего Кодекса, а также случаев проведения аукционов по продаже таких земельных участков в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса.
В силу подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
Пунктом 1 статьи 39.20 ЗК РФ предусмотрено, что исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.20 ЗК РФ земельный участок предоставляется в собственность собственнику здания, сооружения с целью эксплуатации объекта недвижимости.
Как видно из материалов дела, спорный земельный участок был предоставлен для строительства гостиницы. Объектом строительства является "Гостиничный комплекс с блоком помещений водно-оздоровительных процедур" (т.1, л.д.20, 116, 117, 148). Завершено строительство только 1 этапа, построены 2 гостевых дома из 8-ми.
Представитель общества в суде кассационной инстанции пояснила, что строительство гостиничного комплекса состоит из трех этапов. То есть, строительство гостиницы не завершено.
Так как земельный участок площадью 17400 кв.м был предоставлен для строительства гостиницы, а не для 1 этапа строительства, строительство гостиницы не завершено, министерство по праву отказало обществу в предоставлении в собственность спорного земельного участка.
При таких обстоятельствах суд верно отказал обществу в удовлетворении его заявления.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов не усматривается.
Руководствуясь п. 1 ч.1 ст.287, ст.289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тульской области от 01.03.2018 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.05.2018 по делу N А68-9648/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение двух месяцев в порядке, предусмотренном ст.291.1 АПК РФ.
Председательствующий судья |
С.И. Смолко |
Судьи |
Н.В. Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.