г.Калуга |
|
30 августа 2018 г. |
Дело N А09-3478/2017 |
Резолютивная часть постановления составлена 23.08.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 30.08.2018.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Смолко С.И. |
судей
при участии в заседании: |
Стрегелевой Г.А. Лукашенковой Т.В. |
от заявителя: публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" (адрес филиала "Брянскэнерго" - 241050, г. Брянск, ул. Советская, д.35, ОГРН 1046900099498, ИНН 6901067107) - Кротов К.А. (дов. от 01.06.2018 N Д-БР/14 - присутствовал 20.08.2018);
от заинтересованного лица: территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях (248000, г. Калуга, ул. Баженова, д.2, ОГРН 1094027005071, ИНН 4027096522) - Гаврикова М.Н. (дов. от 26.09.2017 N 3786/Д - присутствовала 20.08.2018);
от третьих лиц:
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области (241050, г.Брянск, ул. 3 Июля, 27) - не явились;
Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Брянской области (241019, г.Брянск, ул. 2-я Почепская, 35А) - не явились;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" на постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2018 (судьи Капустина Л.А., Дайнеко М.М., Рыжова Е.В.) по делу N А09-3478/2017,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением о признании незаконным отказа территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Брянской области (в настоящее время - межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях, далее - управление), изложенного в письме от 07.02.2017 N 05/451, в предоставлении обществу в аренду земельного участка площадью 115,5 кв.м с кадастровым номером 32:17:0000000:50, расположенного по адресу: Брянская область, Навлинский р-н, ориентир ВЛ 110 кВ Центральная - Холмечи.
Суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области (далее - управление Росреестра), федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Брянской области (далее - кадастровая палата).
Решением суда от 30.10.2017 (судья Петрунин С.М.) требование общества удовлетворено.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2018 решение суда отменено, в удовлетворении заявления общества отказано.
В кассационной жалобе общество просит постановление апелляционного суда отменить, решение суда первой инстанции оставить в силе, ссылаясь на то, что постановление суда второй инстанции принято в противоречие с требованиями пункта 2.16 Административного регламента по предоставлению Федеральным агентством по управлению государственным имуществом государственной услуги по предоставлению земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в порядке переоформления, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 03.10.2013 N 571 (далее - Административный регламент N 571).
В отзыве на жалобу управление просит постановление суда оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на необоснованность доводов жалобы.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель общества поддержал доводы кассационной жалобы, представитель управления просила оставить кассационную жалобу без удовлетворения.
Иные участвующие в деле лица надлежаще извещены о времени и месте судебного разбирательства, но их представители в суд округа не явились. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ).
Проверив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на жалобу, заслушав пояснения представителей общества и управления, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, обществу принадлежит на праве собственности объект недвижимости - двухцепная ВЛ-110 кВ Центральная-Холмечи, протяженностью 49240, расположенная по адресу: Брянская область, п.г.т. Навля, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) 07.06.2008 сделана запись регистрации N 32-32-10/014/2008-145.
Земельный участок под ВЛ-110 кВ Центральная - Холмечи находится у общества на праве постоянного (бессрочного) пользования, что подтверждается свидетельством о праве N 1 от 01.10.1992, выданным на основании решения Навлинского райисполкома Брянской области от 22.10.1991 N 362.
Сформированный под ВЛ-110 кВ Центральная - Холмечи земельный участок площадью 115,5 кв.м поставлен на кадастровый учет 12.11.2004 с присвоением кадастрового номера 32:17:0000000:50.
29 декабря 2016 г. общество обратилось в управление с заявлением о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером 32:17:0000000:50 на право аренды.
Письмом от 07.02.2017 N 05/451 управление отказало обществу в предоставлении земельного участка в аренду со ссылкой на то, что границы земельного участка с кадастровым номером 32:17:0000000:50 не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства и предложило обществу обеспечить выполнение кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, с целью последующего заключения договора аренды.
Полагая, что отказ управления является незаконным и нарушает права и законные интересы общества, последнее обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя требование общества, суд первой инстанции свой вывод мотивировал тем, что пункт 2.16 Административного регламента N 571 не предусматривает отказа в предоставлении государственной услуги по переоформлению земельного участка в связи с отсутствием в государственном кадастре недвижимости в отношении земельного участка кадастровых сведений о координатах характерных точек границ такого участка, если предоставление земельного участка осуществляется в порядке переоформления права постоянного (бессрочного) пользования.
Отменяя решение суда и отказывая в удовлетворении заявления общества, апелляционный суд обосновал свой вывод тем, что пункт 2.16 Административного регламента N 571 противоречит подпункту 24 пункта 1 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) и следует применять нормы Земельного кодекса.
Суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены постановления суда апелляционной инстанции.
В соответствии с пунктом 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 3 статьи 6 ЗК РФ определено, что земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных данным Кодексом прав на землю, является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально-определенной вещи.
В силу части 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ), действующей до 01.01.2017, государственным кадастровым учетом недвижимого имущества являются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 7 Закона N 221-ФЗ в государственный кадастр недвижимости вносятся уникальные характеристики объекта недвижимости, к которым относится описание местоположения границ объекта недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок.
Частью 4.2 статьи 1 вышеназванного Закона N 221-ФЗ установлено, что при выполнении кадастровых работ кадастровыми инженерами определяются координаты характерных точек границ земельного участка, осуществляется обработка результатов определения таких координат, в ходе которой определяется площадь земельного участка и осуществляется описание местоположения земельного участка, проводится согласование местоположения границ земельного участка.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", действующего с 01.01.2017 (далее - Закон N 218-ФЗ), в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков. К одному из основных сведений об объекте недвижимости относится описание местоположения объекта недвижимости.
Частью 8 статьи 22 Федерального закона N 218-ФЗ предусмотрено, что местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Судами установлено, что в ЕГРН сведения о границах земельного участка площадью 115,5 кв.м, с кадастровым номером 32:17:0000000:50, расположенного по адресу: Брянская область, Навлинский р-н, ориентир ВЛ 110 кВ Центральная - Холмечи, отсутствуют, не установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства (т.2, л.д.116, 131, т.3, л.д.16).
Согласно подпункту 24 пункта 1 статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в том случае, если границы земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
Так как пункт 2.16 Административного регламента N 571, действующего с 2013 года, противоречит подпункту 24 пункта 1 статьи 39.16 ЗК РФ, действующей с 01.03.2015, суд апелляционной инстанции применил положения Земельного кодекса.
Учитывая, что на момент обращения общества с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду в порядке переоформления права постоянного (бессрочного) пользования границы испрашиваемого земельного участка не уточнены, апелляционный суд пришел к выводу о законности отказа управления в предоставлении обществу земельного участка в аренду.
Оснований для отмены обжалуемого постановления не усматривается.
Руководствуясь п.1 ч.1 ст.287, ст.289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2018 по делу N А09-3478/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение двух месяцев в порядке, предусмотренном ст.291.1 АПК РФ.
Председательствующий судья |
С.И. Смолко |
Судьи |
Г.А.Стрегелева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.