г. Тула |
|
20 апреля 2018 г. |
Дело N А09-3478/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19.04.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 20.04.2018.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Капустиной Л.А., судей Дайнеко М.М. и Рыжовой Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Труновой И.Ю., при участии от заявителя до перерыва - публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" (г. Москва, ОГРН 1046900099498, ИНН 6901067107) - Кротова К.А. (доверенность от 01.06.2017), в отсутствие заинтересованного лица - Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях (г. Калуга, ОГРН 1094027005071, ИНН 4027096522) и третьих лиц - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области" в лице филиала, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях на решение Арбитражного суда Брянской области от 30.10.2017 по делу N А09-3478/2017 (судья Петрунин С.М.), установил следующее.
Публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Брянской области о признании незаконным отказа, изложенного в письме от 07.02.2017 N 05/451, в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 32:17:0000000:50, площадью 115,5 кв. метров, расположенного по адресу: Брянская область, Навлинский р-н, ориентир ВЛ 110 кВ Центральная -Холмечи (т. 1, л. д. 5).
Определением суда от 18.09.2017, принятым на основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области" в лице филиала (далее - кадастровая палата). Одновременно судом произведена процессуальная замена заинтересованного лица его правопреемником - Межрегиональным территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях (далее - управление).
Решением суда от 30.10.2017 (т. 2, л. д. 54) заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе управление просит решение отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. Оспаривая судебный акт, управление ссылается на правомерность отказа в переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования по причине того, что границы спорного земельного участка не уточнены. Отмечает, что возможность такого отказа предусмотрена пунктом 24 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
В отзыве общество просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Поясняет, что спорный земельный участок находится у общества на праве постоянного (бессрочного) пользования, в 2004 году на него подготовлено землеустроительное дело по установлению границ на местности, при проведении землеустроительных работ использована система координат СК-63; постановлением администрации Навлинского района от 23.04.2004 N 252 утверждены границы и площади земельных участков. Указывает, что Административный регламент, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 03.10.2013 N 571, не предусматривает при переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования такое основание для отказа в предоставлении земельного участка как отсутствие в государственном кадастре сведений о координатах характерных точек границ.
В судебном заседании представитель общества поддержал позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу и представленных суду пояснениях.
Управление и третьи лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе путем размещения информации о движении дела в сети Интернет, в суд представителей не направили. Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области и обществом (после перерыва) заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителей, которое, с учетом мнения представителя общества, удовлетворено судебной коллегией на основании статей 41, 159, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании 16.04.2018, в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, был объявлен перерыв до 16 часов 20 минут 19.04.2018.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав представителя заявителя до перерыва, Двадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что жалоба подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, земельный участок под ВЛ-110 кВ Центральная - Холмечи находится у общества на праве постоянного (бессрочного) пользования (свидетельство о праве собственности от 01.10.1992, т. д. 1, л. д. 59).
Указанный земельный участок, имеющий площадь 115,5 кв. метров и расположенный по адресу: Брянская область, Навлинский р-н, ориентир ВЛ 110 кВ Центральная - Холмечи, поставлен на кадастровый учет 12.11.2004 с присвоением кадастрового номера 32:17:0000000:50, о чем свидетельствует представленный в материалы дела кадастровый план (т. 1, л. д. 98).
На указанном земельном участке расположен принадлежащий обществу объект недвижимости - ВЛ-110 кВ Центральная - Холмечи, площадью 115,5 кв. метров, по адресу: Брянская область, Навлинский р-н, ориентир ВЛ 110 кВ Центральная - Холмечи (свидетельство о государственной регистрации права собственности N 32-АГ 349435, т. 1, л. д. 60).
Заявлением от 29.12.2016 общество обратилось в управление с просьбой о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером 32:17:0000000:50 на право аренды (т. 1, л. д. 102).
Рассмотрев указанное обращение, управление в письме от 07.02.2017 N 05/451 сообщило об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 32:17:0000000:50 в аренду со ссылкой на то, что в соответствии с данными Единого государственного реестра недвижимости границы земельного участка с кадастровым номером 32:17:0000000:50 не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства. Одновременно обществу предложено обеспечить выполнение кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка с кадастровым номером 32:17:0000000:50 с целью последующего заключения договора аренды (т. 1, л. д. 100).
Полагая, что отказ управления в предоставлении в аренду земельного участка не соответствует закону, нарушает его права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Согласно пункту 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных данным Кодексом прав на землю, является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально-определенной вещи.
В силу пункта 2 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 настоящего Кодекса, могут быть предоставлены в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
Согласно статье 70 указанного Кодекса (в редакции, действовавшей до 01.01.2017) государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
На основании части 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ), государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признавались действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества.
Кадастровый учет осуществлялся в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования (снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости (часть 1 статьи 16 Закона N 221-ФЗ).
В подпунктах 3 и 6 пункта 1 статьи 7 Закона N 221-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2017) указано, что в состав уникальных характеристик земельного участка, сведения о которых подлежат включению в государственный кадастр недвижимости, входит описание местоположения границ земельного участка и его площадь.
С 01.01.2017 статья 70 Земельного кодекса Российской Федерации действует в редакции, согласно которой государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
Статьей 21 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (вступившим в силу с 01.01.2017) установлено, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.
К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.
В кадастр недвижимости вносятся основные сведения об объекте недвижимости, к которым относится, в том числе описание местоположения объекта недвижимости.
С учетом вышеизложенных норм права допускается введение в гражданский оборот только земельных участков, границы которых установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства.
На момент обращения обществом с заявлением о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды (29.12.2016), Земельный кодекс Российской Федерации действовал в редакции Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ, вступившем в силу с 01.03.2015.
Из подпункта 24 пункта 1 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в том случае, если границы земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
Согласно информации, представленной во исполнение запроса суда апелляционной инстанции от 10.01.2018, в Едином государственном реестре недвижимости границы земельного участка с кадастровым номером 32:17:0000000:50, площадью 115,5 кв. метров, расположенного по адресу: Брянская область, Навлинский р-н, ориентир ВЛ 110 кВ Центральная - Холмечи, отсутствуют и не уточнялись (т. 2, л. д. 131, т. 3, л. д. 16). Аналогичная информация содержится в актуальной кадастровой выписке земельного участка (т. 2, л. д. 116).
При таких обстоятельствах учитывая, что на момент обращения общества с заявлением, границы испрашиваемого земельного участка не уточнены, управление правомерно отказало в переоформлении права (постоянного) бессрочного пользования (определение Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2016 N 305-КГ16-13407, постановление Арбитражного суда Уральского округа от 27.03.2018 по делу N А47-5782/2017, постановления Арбитражного суда Поволжского округа от 22.02.2018 N Ф06-30023/2018 и от 13.02.2017 N Ф06-17004/2016, судебная практика по делам N А40-141523/16, N А39-921/2017, N А40-184149/2015, NА57-2154/2014, N А52-3953/2016 и др.).
При этом обжалуемый отказ не лишает заявителя права после уточнения границ испрашиваемого земельного участка повторно обратиться с заявлением о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на аренду (постановление Арбитражного суда Уральского округа от 27.03.2018 по делу N А47-5782/2017).
Ссылка общества на Административный регламент, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 03.10.2013 N 571, неправомерна, поскольку он отменен приказом Минэкономразвития России от 04.04.2017 N 166, а на момент вынесения оспариваемого отказа названный регламент мог быть применен только в части, не противоречащей Земельному кодексу Российской Федерации.
Ссылка общества на то, что дело N А09-5327/2017, не принимается во внимание, поскольку судебные акты по нему не являются практикообразующими.
С учетом изложенного, решение суда подлежит отмене, а исковые требования - оставлению без удовлетворения.
В соответствии с частью 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Поскольку в удовлетворении заявленных требований отказано, государственная пошлина по иску подлежит отнесению на общество. Госпошлина по апелляционной жалобе не взыскивается, поскольку она подана лицом, освобожденным от ее уплаты (пункт 14 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46).
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 30.10.2017 по делу N А09-3478/2017 отменить.
В удовлетворении заявления публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Л.А. Капустина |
Судьи |
Е.В. Рыжова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-3478/2017
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 30 августа 2018 г. N Ф10-3178/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ПАО "МРСК Центра" - "Брянскэнерго"
Ответчик: Межрайонное ТУ Федеоального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях, Межрайонное ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях, ТУ Росимущество в Брянской области
Третье лицо: Управление Росреестра по Брянской области, ФГБУ "ФКП Росреестра"