г. Калуга |
|
10 сентября 2018 г. |
Дело N А62-5013/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06.09.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 10.09.2018.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судей
при участии в заседании:
от истца АО "АтомЭнергоСбыт" в лице филиала "СмоленскАтомЭнергоСбыт"
от ответчика ООО УК "Жилсервис" |
Сладкопевцевой Н.Г. Аникиной Е.А. Козелкина И.И.
Стручковой Е.В. (доверенность от 09.06.2018 N 250),
Макаренковой Н.В. (доверенность от 15.10.2014), |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью УК "Жилсервис" на решение Арбитражного суда Смоленской области от 01.11.2017 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2018 по делу N А62-5013/2017,
установил:
Акционерное общество "АтомЭнергоСбыт" (ОГРН 1027700050278, ИНН 7704228075, г. Москва; далее - АО "АтомЭнергоСбыт") в лице филиала "СмоленскАтомЭнергоСбыт" обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью УК "Жилсервис" (ОГРН 1086726000393, ИНН 6726013184, г. Сафоново Сафоновского р-на Смоленской обл.; далее - ООО УК "Жилсервис") о взыскании 112 981,01 руб. задолженности за поставленную в апреле 2017 года электроэнергию на общедомовые нужды.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 01.11.2017, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2018, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе и дополнительных пояснениях ООО УК "Жилсервис" просит отменить решение от 01.11.2017 и постановление от 17.05.2018 о взыскании 15 200 руб. 75 коп., отказать в удовлетворении иска. В остальной части судебные акты не оспариваются.
По утверждению заявителя, суд принял арифметически неверный расчет задолженности, произведенный истцом без учета замены индивидуальных приборов учета, отсутствия общедомовых приборов учета в некоторых многоквартирных домах.
От довода о расчете задолженности без исключения объема электроэнергии, поставленной в нежилые помещения, заявитель жалобы отказался.
АО "АтомЭнергоСбыт" в отзыве возразило против доводов заявителя, указав на обязанность управляющей организации оплатить электроэнергию, поставленную на общедомовые нужды в находящиеся в ее управлении многоквартирные дома.
В судебном заседании представители ООО УК "Жилсервис" и АО "АтомЭнергоСбыт" поддержали доводы и возражения, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
Проверив в порядке, установленном гл. 35 АПК РФ, правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, Арбитражный суд Центрального округа пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в апреле 2017 года АО "АтомЭнергоСбыт" поставило в находящиеся в управлении ООО УК "Жилсервис" многоквартирные дома электроэнергию.
Ссылаясь на то, что управляющая организация в добровольном порядке не удовлетворила требование об уплате задолженности. предъявленное ресурсоснабжающей организацией в претензии, последняя обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Принимая обжалуемые судебные акты, суды исходили из обязанности управляющей организации оплачивать электроэнергию, поставленную на общедомовые нужды в находящиеся в управлении последней многоквартирные дома.
Доводы заявителя жалобы об отсутствии обязанности управляющей организации оплачивать электроэнергию при не заключении договора и оплате собственниками помещений электроэнергии непосредственно ресурсонабжающей организации отклоняются ввиду следующего.
В соответствии со ст. 161, ч.ч. 2 и 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) на управляющую компанию возложена обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома и по предоставлению собственникам помещений всего комплекса коммунальных услуг по общему имуществу многоквартирного дома; она же принимает от жителей многоквартирного дома плату за содержание жилого помещения.
В силу п. 14 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановление Правительства Российской Федерации от06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией. Управляющая организация прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора управления многоквартирным домом по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством Российской Федерации, или с даты прекращения действия договора ресурсоснабжения в части приобретения коммунального ресурса в целях предоставления коммунальной услуги заключенного управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
Согласно п.п. 21, 21(1) Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами, утвержденных постановление Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124), управляющая компания даже в случае наличия решения о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги; наличия заключенных договоров между собственниками помещений многоквартирного дома и ресурсоснабжающими организациями, в целях содержания общего имущества многоквартирного дома обязана заключить с ресурсоснабжающей организацией договор, которым определить виды и объем коммунального ресурса, потребляемого при содержании общего имущества многоквартирного дома и подлежащего оплате именно управляющей организацией, а не потребителями.
В соответствии с пунктом 64 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 потребители вправе при наличии договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенного с исполнителем в лице управляющей организации, товарищества или кооператива, вносить плату за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию, которая продает коммунальный ресурс исполнителю, либо через указанных такой ресурсоснабжающей организацией платежных агентов или банковских платежных агентов в том случае, когда решение о переходе на такой способ расчетов и о дате перехода принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, членов товарищества или кооператива. В этом случае исполнитель обязан в срок не позднее 5 рабочих дней со дня принятия указанного решения предоставить ресурсоснабжающей организации информацию о принятом решении.
Внесение потребителем платы за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию рассматривается как выполнение обязательства по внесению платы за соответствующий вид коммунальной услуги перед исполнителем. При этом исполнитель отвечает за надлежащее предоставление коммунальных услуг потребителям и не вправе препятствовать потребителям в осуществлении платежа непосредственно ресурсоснабжающей организации либо действующему по ее поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту.
Как указано в ответе на вопрос 9 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации 1 (2014), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24.12.2014, если управляющая организация фактически приступила к управлению общим имуществом многоквартирного дома во исполнение решения общего собрания собственников помещений и из представленных письменных доказательств следует, что собственники помещений вносят плату за коммунальные услуги управляющей организации, а ресурсоснабжающая организация выставляет последней счета за поставку соответствующего ресурса, отношения между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией в соответствии с п. 1 ст. 162 ГК РФ могут быть квалифицированы как фактически сложившиеся договорные отношения по снабжению ресурсом по присоединенной сети. Поэтому в подобной ситуации управляющая организация может быть признана выполняющей функции исполнителя коммунальных услуг в соответствии с п. 14 Правил.
Исходя из изложенного, управляющая организация является исполнителем коммунальной услуги в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме и обязана содержать общее имущество в многоквартирном доме, выполнять мероприятия по эффективному управлению многоквартирным домом (выявлять несанкционированное подключение, внедоговорное потребление коммунальных услуг и др.), обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества.
Согласно ч. 7 ст. 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 настоящей статьи и статьей 171 настоящего Кодекса.
В силу ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ в редакции, действующей в спорный период, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, а за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами - региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами.
С 01.01.2017 изменился порядок оплаты расходов на коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества многоквартирного дома (ч. 9 ст. 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"). А именно, расходы на оплату коммунальных ресурсов, в том числе электроэнергии, потребляемых при содержании общего имущества многоквартирного дома, включены в состав платы за содержание жилого помещения (п. 2 ч. 1, п. 1 ч. 2 ст. 154, ч. 1 ст. 156 ЖК РФ).
Как разъяснено в п. 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности", плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя, а также собственника включает в себя плату за содержание жилого помещения (плата за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме).
Исходя из изложенного, с 01.01.2017 при управлении многоквартирным домом управляющей организацией затраты ресурсоснабжающей организации на коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, подлежат возмещению управляющей организацией, которая, в свою очередь, включает названные расходы в состав платы за содержание жилого помещения.
Соответственно, независимо от решения собственников многоквартирного дома, ресурсоснабжающая организация не вправе предъявлять и взимать плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества многоквартирного дома, а потребители не могут быть обязаны оплачивать непосредственно ресурсоснабжающей организации покупку коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании общего имущества многоквартирного дома и необходимых, в том числе для надлежащего оказания услуг по содержанию общего имущества многоквартирного дома.
Сам по себе факт отсутствия договорных отношений между ресурсоснабжающей организацией и управляющей организацией в рассматриваемом случае не изменяет статуса последней по отношению к собственникам помещений в многоквартирном доме как исполнителя коммунальных услуг и лица, осуществляющего содержание общего имущества многоквартирного дома.
Аналогичная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 16.07.2018 N 308-ЭС18-3279 по делу N А63-9878/2017.
Таким образом, при выборе собственниками помещений в многоквартирных домах управления общим имуществом управляющей организацией ООО УК "Жилсервис" суд пришел к правильному выводу об обязанности последней оплачивать поставленную в находящиеся в ее управлении на общедомовые нужды электроэнергию независимо от не заключения между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией договора энергоснабжения и внесения потребителями напрямую ресурсоснабжающей организации платы за коммунальные услуги.
Довод об отсутствии обязанности у управляющей организации оплачивать поставленную в многоквартирные дома N N 12, 13 1-го Микрорайона г. Сафоново электроэнергию без документов, свидетельствующих о вводе в эксплуатацию общедомовых приборов учета, отклоняется в связи со следующим.
В соответствии с абз. 2 п. 42 Правил N 354 при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа и отсутствии технической возможности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4 и 5 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги.
Поскольку в многоквартирных домах N N 12, 13 1-го Микрорайона г. Сафоново отсутствуют общедомовые приборы учета, истец произвел расчет объема поставленной в них электроэнергии исходя из норматива потребления и уточнил размер искового требования (протокол судебного заседания от 25.10.2017).
Также отклоняется довод заявителя о том, что суд принял арифметически неверный расчет задолженности, произведенный истцом без учета замены индивидуальных приборов учета.
На основании п. 81(13) Правил N 354 потребитель в случае выхода прибора учета из строя (неисправности) обязан незамедлительно известить об этом исполнителя, сообщить показания прибора учета на момент его выхода из строя (возникновения неисправности) и обеспечить устранение выявленной неисправности (осуществление ремонта, замены) в течение 30 дней со дня выхода прибора учета из строя (возникновения неисправности). В случае если требуется проведение демонтажа прибора учета, исполнитель извещается о проведении указанных работ не менее чем за 2 рабочих дня. Демонтаж прибора учета, а также его последующий монтаж выполняются в присутствии представителей исполнителя, за исключением случаев, когда такие представители не явились к сроку демонтажа прибора учета, указанному в извещении.
Из указанной нормы следует, что замена прибора учета производится в присутствии исполнителя.
Энергоснабжающая организация производит расчет стоимости поставленной электроэнергии на основании предоставленных ей сведений, в том числе о показаниях индивидуальных приборов учета.
В нарушение положений ст. 65 АПК РФ ответчиком не представлено доказательств, подтверждающих, что расчет суммы задолженности выполнен истцом исходя из недостоверных показаний.
Истцом в суд представлены пояснения, из которых следует, что расчет суммы задолженности произведен исходя из показаний индивидуальных приборов учета, переданных ему собственниками и пользователями помещений многоквартирных домов, а также показаний общедомовых приборов учета, представленных сетевой организацией.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам ст.ст. 67, 68 и 71 АПК РФ, арбитражные суды пришли к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для взыскания с управляющей организации в пользу ресурсоснабжающей организации 112 981,01 руб. задолженности за поставленную в апреле 2017 года в находящиеся в управлении ООО УК "Жилсервис" электроэнергию на общедомовые нужды.
Принимая во внимание, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, были предметом рассмотрения судов, доказательствам дана надлежащая оценка, нарушений норм материального и процессуального права при принятии судебных актов не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Арбитражный суд кассационной инстанции не установил нарушения судами норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 АПК РФ безусловными основаниями для отмены судебных актов.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины за подачу кассационной жалобы подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Смоленской области от 01.11.2017 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2018 по делу N А62-5013/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, установленном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев.
Председательствующий |
Н.Г. Сладкопевцева |
Судьи |
Е.А. Аникина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании п. 81(13) Правил N 354 потребитель в случае выхода прибора учета из строя (неисправности) обязан незамедлительно известить об этом исполнителя, сообщить показания прибора учета на момент его выхода из строя (возникновения неисправности) и обеспечить устранение выявленной неисправности (осуществление ремонта, замены) в течение 30 дней со дня выхода прибора учета из строя (возникновения неисправности). В случае если требуется проведение демонтажа прибора учета, исполнитель извещается о проведении указанных работ не менее чем за 2 рабочих дня. Демонтаж прибора учета, а также его последующий монтаж выполняются в присутствии представителей исполнителя, за исключением случаев, когда такие представители не явились к сроку демонтажа прибора учета, указанному в извещении.
...
В нарушение положений ст. 65 АПК РФ ответчиком не представлено доказательств, подтверждающих, что расчет суммы задолженности выполнен истцом исходя из недостоверных показаний."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 10 сентября 2018 г. N Ф10-3455/18 по делу N А62-5013/2017