г.Калуга |
|
6 сентября 2018 г. |
Дело N А83-20727/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30.08.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 06.09.2018.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Смолко С.И. |
судей
при участии в заседании: |
Ключниковой Н.В. Стрегелевой Г.А. |
от заявителя: общества с ограниченной ответственностью "Карьер Старокрымский" (297345, Республика Крым, Кировский район, г. Старый Крым, ул. Можевеловая, д. 13-а, ОГРН 1159102131418, ИНН 9108112605) - Сивцев С.В. (директор);
от заинтересованного лица: министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым (295022, Республика Крым, г. Симферополь, ул. Кечкеметская, д. 198, ОГРН 1149102000860, ИНН 9102001017) - не явились;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым на постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2018 (судьи Градова О.Г., Голик В.С., Привалова А.В.) по делу N А83-20727/2017,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Карьер Старокрымский" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о признании незаконным решения министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым (далее - министерство) о приостановлении права пользования недрами, оформленное приказом от 25.10.2017 N 2283.
Решением суда от 14.03.2018 (судья Куртлушаев М.И.) в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2018 решение отменено. Оспариваемый приказ признан незаконным.
В кассационной жалобе министерство просит постановление апелляционного суда отменить, решение суда первой инстанции оставить в силе, ссылаясь на неверный вывод апелляционного суда об отсутствии существенных нарушений лицензионных требований.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить кассационную жалобу без удовлетворения, ссылаясь на необоснованность доводов жалобы.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель общества поддержал доводы отзыва на жалобу.
Министерство надлежаще извещено о времени и месте судебного разбирательства, но его представитель в суд округа не явился. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие представителя министерства в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ).
Проверив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на жалобу, заслушав пояснения представителя общества, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, общество осуществляет разведку и добычу полезных ископаемых - известняков и конгломератов, пригодных для производства щебня строительного и камня бутового, на участке "Лысый Агармыш" Агармышского месторождения, расположенного в Кировском районе Республики Крым. Для осуществления указанного вида деятельности 19.04.2016 министерство выдало обществу в порядке переоформления лицензию на пользование недрами СИМ 50046 ТЭ (далее - лицензия) на срок до 27.11.2032 - т.1, л.д.122.
Условия пользования недрами прописаны в лицензионном соглашении, являющемся Приложением N 1 к лицензии.
Пунктом 4.2.5 Приложения N 1 предусмотрена корректировка проектной документации по разработке месторождения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и согласование её в соответствии с Законом о недрах, Законом Республики Крым от 07.08.2014 N 45-ЗРК "О недрах" (далее - Закон N 45-ЗРК) до 01.01.2017.
Согласно пункту 10.2 пользователь недр обязан проводить в установленном порядке мониторинг окружающей среды (атмосферы, недр, водных объектов, почв, биоресурсов) в районе влияния предприятия по добыче полезных ископаемых.
Пунктом 12 Приложения N 1 установлено, что право пользования недрами может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 20 Закона о недрах в случае, в том числе нарушения пользователем недр сроков, указанных в пункте 4.2.5.
Приказом руководителя министерства от 25.10.2017 N 2283 предписано приостановить обществу право пользования недрами в связи с выявленными нарушениями требований статьи 23.3 Закона о недрах, пункта 4.2.5 Приложения N 1 к лицензии - отсутствует согласованная проектная документации по первичной переработке минерального сырья; требований пункта 10.2 Приложения - отсутствует разработанная недропользователем программа мониторинга, согласованная с территориальным органом управления фондом недр и государственным горным надзором (пункт 1).
Пунктами 2 - 4 приказа разрешены вопросы информирования о приостановлении права недропользования, предупреждения о последствиях неустранения в трехмесячный срок причин приостановления лицензии и контроля за исполнением приказа.
Полагая, что приказ министерства является незаконным и нарушает права и законные интересы общества в сфере экономической деятельности, общество обратилось с названным заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении требования общества, суд первой инстанции согласился с позицией министерства в части нарушения обществом существенных условий лицензии.
Отменяя решение суда и удовлетворяя требование общества, апелляционный суд свой вывод мотивировал тем, что нарушений существенных условий лицензии обществом не допущено.
Суд кассационной инстанции согласен с выводами апелляционного суда.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Министерство полномочно выдавать лицензии, приостанавливать и прекращать право пользования недрами.
Согласно статье 11 Закона Российской Федерации "О недрах" от 21.02.1992 N 2395-1 (далее - Закон о недрах) предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, которая является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора. Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения в пластах горных пород попутных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд при разведке и добыче углеводородного сырья, использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.
19 апреля 2016 г. обществу выдана новая лицензия на разведку и добычу полезных ископаемых.
В силу статьи 20 Закон о недрах право пользования недрами может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено органами, предоставившими лицензию, в том числе в случаях нарушения пользователем недр существенных условий лицензии.
Приостанавливая обществу право пользования недрами, министерство сослалось на нарушение обществом требований статьи 23.3 Закона о недрах и пункта 4.2.5 Приложения N 1 к лицензии, выраженное в отсутствии согласования проектной документации по первичной переработке минерального сырья, а также на нарушение пункта 10.2 Приложения N 1 к лицензии, выраженное в отсутствии разработанной недропользователем программы мониторинга, согласованной с территориальным органом управления фондом недр и государственным горным надзором.
В статье 23.3 Закона о недрах закреплена обязанность пользователя недр, осуществляющего первичную переработку получаемого им из недр минерального сырья, обеспечить: 1) строгое соблюдение технологических схем переработки минерального сырья, обеспечивающих рациональное, комплексное извлечение содержащихся в нем полезных компонентов; учет и контроль распределения полезных компонентов на различных стадиях переработки и степени их извлечения из минерального сырья; 2) дальнейшее изучение технологических свойств и состава минерального сырья, проведение опытных технологических испытаний с целью совершенствования технологий переработки минерального сырья; 3) наиболее полное использование продуктов и отходов переработки (шламов, пылей, сточных вод и других); складирование, учет и сохранение временно не используемых продуктов и отходов производства, содержащих полезные компоненты.
Какие требования, указанные в статье 23.3, нарушены обществом, не конкретизировано.
Как указано выше, пункт 4.2.5 обязывает недропользователя в срок до 01.01.2017 осуществить корректировку проектной документации по разработке месторождения и согласование её в соответствии с законодательством о недрах.
Из протокола N 18 заседания Комиссия минприроды от 20.10.2017 следует, что технический проект разработки и рекультивации Агармышского месторождения известняков и конгломератов в Кировском районе Республики Крым согласован на заседании территориальной комиссии по разработке месторождений полезных ископаемых Миприроды РК 02.11.2016 (протокол N 79-2016) - т.1, л.д.153.
В материалах дела имеется технический проект разработки и рекультивации Агармышского месторождения (т.1, л.д.71).
Из акта внеплановой проверки от 12.09.2017, которая была проведена министерством в период с 6 по 12 сентября 2017 г., следует, что разработка участка "Лысый Агармыш" Агармышского месторождения осуществляется обществом в соответствии с техническим проектом и ежегодным планом развития горных работ. Необходимая документация ведется в соответствии с требованиями технического проекта, информационная отчетность о проведенных обществом работах на участке подается своевременно. Нарушений требований природоохранного законодательства в области недропользования не выявлено (т.1, л.д.67).
Суд второй инстанции, ссылаясь на то, что право общества на пользование недрами приостановлено в связи с несогласованием технологической схемы первичной переработки сырья и отсутствием разработанной программы мониторинга, согласованной с территориальным органом управления фондом недр и государственным горным надзором, пришел к выводу о том, что данные нарушения не свидетельствуют о существенных нарушениях условий пользования недрами. Тем более, что пункт 10.2 вообще не указан в пункте 12 лицензионного соглашения, в котором перечислено за неисполнение каких пунктов лицензионного соглашения может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено право пользования недрами.
Как статьей 20 Закона о недрах, так и пунктом 12 лицензионного соглашения помимо прекращения и приостановления права пользования недрами предусмотрена и возможность ограничения этого права.
Исходя из изложенного, апелляционный суд пришел к выводу о необходимости заявление общества удовлетворить, признать оспариваемый приказ незаконным.
Кассационная жалоба министерства направлена на переоценку установленных судом апелляционной инстанции обстоятельств, что в соответствии с частью 1 статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Оснований для отмены постановления апелляционного суда не усматривается.
Руководствуясь п. 1 ч.1 ст.287, ст.289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2018 по делу N А83-20727/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение двух месяцев в порядке, предусмотренном ст.291.1 АПК РФ.
Председательствующий судья |
С.И. Смолко |
Судьи |
Н.В. Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.