г. Калуга |
|
11 сентября 2018 г. |
Дело N А83-11003/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04.09.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 11.09.2018.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Ю.В. Бутченко |
судей |
Л.В. Солодовой В.В. Циплякова |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи: |
А.А. Кучиной |
при участии в заседании: от истца: Совета министров Республики Крым |
Тихончук С.Г., представителя по доверенности N 1/01-48/5305 от 09.11.2015; |
от ответчика: Компании "Starvista Limited"
от третьих лиц: Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым
Государственного Совета Республики Крым
Государственного комитета по охране культурного наследия Республики Крым
ЧАО "Систем Капитал Менеджмент"
Администрации города Ялты |
Салаты Я.В., представителя по доверенности от 10.01.2018;
не явились, извещены надлежащим образом;
Лукашева М.И., представителя по доверенности N 28-50/150 от 01.06.2018; Степанищевой Ю.И., представителя по доверенности N 6214/01-05 от 11.09.2017; не явились, извещены надлежащим образом; не явились, извещены надлежащим образом; |
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Крым, кассационную жалобу Компании "Старвиста Лимитед" на постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2018 по делу N А83-11003/2017,
УСТАНОВИЛ:
Совет министров Республики Крым (далее - истец, Совет министров) обратился в Арбитражный суд Республики Крым с исковым заявлением к компании "Starvista Limited" (далее - ответчик, компания) о признании за Республикой Крым лице Совета министров Республики Крым права собственности на недвижимое имущество - комплексный памятник истории и культуры местного значения "Новый Кучук-Кой", расположенный по адресу: Республика Крым, пгт. Парковое, Парковое шоссе, 14 А, состоящий из: столовой, литер "Г", общей площадью 252,9 кв. м; административного корпуса, литер "Д", общей площадью 254,1 кв. м; иного имущества, согласно перечню, являющемуся приложением к договору купли-продажи недвижимого имущества от 01.10.2003 N 743: Лестница Якова - 1 единица; декоративный бассейн квадратный возле домика садовника - 1 единица; декоративный бассейн круглый - 1 единица; центральная лестница - 1 единица; виадук - 1 единица; фонтан - 1 единица; дача Я.Е. Жуковского (административный корпус) - 1 единица; домик садовника - 1 единица; скульптура "Круглая" (фрагмент) - 1 единица; скульптура "Нимфея" (фрагмент) - 1 единица; скульптура "Надевающая чулок" - 1 единица; скульптура "Задумчивость" - 1 единица; скульптура "Засыпающий мальчик" - 1 единица; скульптура "Сидящая девочка (купальщица)" - 1 единица; скульптура "Юноша" - 1 единица; скульптура "Пробуждающийся" - 1 единица; скульптура "Спящие мальчики" - 1 единица; скульптура "Мальчики-атланты" - 1 единица; скульптура "Сидящий мальчик" - 1 единица; майоликовое панно на террасе дачи - 1 единица; майоликовые вставки "Фавн и нимфа" - 1 единица; майоликовое панно вокруг входа - 1 единица; фресковая живопись на полу террасы - 1 единица; фресковая живопись на потолке виадука - 1 единица; вставки декоративной майолики - 15 единиц; грот "Руины" - 1 единица; каскадный бассейн - 1 единица; керамическое панно "Архангел Гавриил" - 1 единица; памятная стела - 1 единица; пьедестал (скульптура "Пробуждающийся") - 1 единица; пьедестал (бюст Сергеева) - 1 единица; пьедестал (скульптура "Юноша") - 1 единица; садовый диван - 1 единица; барельеф "Утро" - 1 единица; барельеф "Вечер" - 1 единица; барельеф "Поэт" - 1 единица; ваза на лестнице главного входа - 1 единица; садово-парковый комплекс, в том числе: лестницы - 13 единиц; зеленые насаждения; подпорные стены - 209,8 кв. м; площадка для отдыха площадью 500,5 кв. м; площадка для отдыха площадью 38,5 кв. м; дорожки (далее - спорное имущество), так же право собственности на земельный участок площадью 3,6466 га (кадастровый номер 90:25:070401:74), расположенный по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пгт. Симеиз, пгт. Парковое, шоссе Парковое, дом 14 А; исключить из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись N 90-90/016-90/021/945/2015-4797/1 о регистрации за ООО "Starvista Limited" права собственности на спорное имущество; признать недвижимое имущество, состоящее из здания бассейна литер "А", площадью 2182,3 кв. м, и гостевого дома литер "Б", площадью 3360,1 кв. м, расположенное на территории комплексного памятника истории и культуры местного значения "Новый Кучук-Кой", и находящееся по адресу: Республика Крым, пгт Парковое, Парковое шоссе, 14 А - самовольными строениями; признать за Республикой Крым в лице Совета министров Республики Крым право собственности на самовольно построенное недвижимое имущество, состоящее из здания бассейна литер "А", площадью 2182,3 кв. м, кадастровый номер 90:25:070401:161, расположенный по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пгт Симеиз, пгт Парковое, шоссе Парковое, дом 14 А; исключить из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись N 90-90/016-90/021/945/2015-9975/1 о регистрации за ООО "Starvista Limited" права собственности на указанный объект; признать за Республикой Крым в лице Совета министров Республики Крым право собственности на самовольно построенное недвижимое имущество - гостевой дом литер "Б", площадью 3 360,1 кв. м, кадастровый номер 90:25:070401:162, расположенный по адресу: Республика Крым, пгт. Парковое, Парковое шоссе, 14 А; исключить из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись N 90-90/016-90/021/945/2015-9935/1 о регистрации за ООО "Starvista Limited" права собственности на данный объект.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым, Государственный Совета Республики Крым, Государственный комитет по охране культурного наследия Республики Крым, ЧАО "Систем Капитал Менеджмент", Администрация города Ялты.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 08.12.2017 (судья Плотников И.В.) исковые требования удовлетворены.
Суд первой инстанции исходил из наличия доказательств нарушения прав Совета Министров Республики Крым, как собственника спорного имущества.
Определением Двадцать первого арбитражного суда от 07.05.2018 суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, в связи с наличием оснований, предусмотренных пунктом 4 части 4 статьи 270 АПК РФ. К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена автономная некоммерческая организация "Центр сохранения культурного наследия Крыма".
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2018 (судьи Тарасенко А.А., Евдокимов И.В., Сикорская Н.И.) решение суда первой инстанции отменено; исковые требования удовлетворены.
За Республикой Крым в лице Совета министров Республики Крым признано право собственности на недвижимое имущество - комплексный памятник истории и культуры местного значения "Новый Кучук-Кой", расположенный по адресу: Республика Крым, пгт. Парковое, Парковое шоссе, д. 14 "А", состоящий из: столовой, лит. "Г", общей площадью 252,9 м2; административного корпуса, лит. "Д", общей площадью 254,1 м2; иного имущества, согласно перечню, являющемуся приложением к договору купли-продажи недвижимого имущества от 01.10.2003 N 743: Лестница Якова - 1 единица; декоративный бассейн квадратный возле домика садовника - 1 единица; декоративный бассейн круглый - 1 единица; центральная лестница - 1 единица; виадук - 1 единица; фонтан - 1 единица; дача Я.Е.Жуковского (административный корпус) - 1 единица; домик садовника - 1 единица; скульптура "Круглая" (фрагмент) - 1 единица; скульптура "Нимфея" (фрагмент) - 1 единица; скульптура "Надевающая чулок" - 1 единица; скульптура "Задумчивость" - 1 единица; скульптура "Засыпающий мальчик" - 1 единица; скульптура "Сидящая девочка (купальщица)" - 1 единица; скульптура "Юноша" - 1 единица; скульптура "Пробуждающийся" - 1 единица; скульптура "Спящие мальчики" - 1 единица; скульптура "Мальчики-атланты" - 1 единица; скульптура "Сидящий мальчик" - 1 единица; майоликовое панно на террасе дачи - 1 единица; майоликовые вставки "Фавн и нимфа" - 1 единица; майоликовое панно вокруг входа - 1 единица; фресковая живопись на полу террасы - 1 единица; фресковая живопись на потолке виадука - 1 единица; вставки декоративной майолики - 15 единиц; грот "Руины" - 1 единица; каскадный бассейн - 1 единица; керамическое панно "Архангел Гавриил" - 1 единица; памятная стела - 1 единица; пьедестал (скульптура "Пробуждающийся") - 1 единица; пьедестал (бюст Сергеева) - 1 единица; пьедестал (скульптура "Юноша") - 1 единица; садовый диван - 1 единица; барельеф "Утро" - 1 единица; барельеф "Вечер" - 1 единица; барельеф "Поэт" - 1 единица; ваза на лестнице главного входа - 1 единица; садово-парковый комплекс, в том числе: лестницы - 13 единиц; зеленые насаждения; подпорные стены - 209,8 м2; площадка для отдыха площадью 500,5 м2; площадка для отдыха площадью 38,5 м 2; дорожки (далее - спорное имущество).
За Республикой Крым в лице Совета министров Республики Крым признано право собственности на земельный участок площадью 3,6466 га (кадастровый номер 90:25:070401:74), расположенный по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пгт. Симеиз, пгт. Парковое, шоссе Парковое, д. 14 "А".
Из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним исключена запись N 90-90/016-90/021/945/2015-4797/1 о регистрации за ООО "Starvista Limited" права собственности на спорный земельный участок площадью 3,6466 га (кадастровый номер 90:25:070401:74), расположенный по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пгт. Симеиз, пгт. Парковое, шоссе Парковое, д. 14 "А".
Недвижимое имущество, состоящее из здания бассейна лит. "А", площадью 2182,3 м2, и гостевого дома лит. "Б", площадью 3360,1 м2, расположенных на территории комплексного памятника истории и культуры местного значения "Новый Кучук-Кой", и находящихся по адресу: Республика Крым, пгт. Парковое, Парковое шоссе, д. 14 "А" признано самовольными строениями.
За Республикой Крым в лице Совета министров Республики Крым признано право собственности на самовольно построенное недвижимое имущество, состоящее из здания бассейна лит. "А", площадью 2182,3 м2, кадастровый номер 90:25:070401:161, расположенный по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пгт. Симеиз, пгт. Парковое, шоссе Парковое, д. 14 "А".
Из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним исключена запись N 90-90/016-90/021/945/2015-9975/1 о регистрации за ООО "Starvista Limited" права собственности на бассейн лит. "А", площадью 2182,3 м2, кадастровый номер 90:25:070401:161, расположенный по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пгт. Симеиз, пгт. Парковое, шоссе Парковое, д. 14 "А".
За Республикой Крым в лице Совета министров Республики Крым признано право собственности на самовольно построенное недвижимое имущество - гостевой дом литер "Б", площадью 3360,1 м2, кадастровый номер 90:25:070401:162, расположенный по адресу: Республика Крым, пгт. Парковое, Парковое шоссе, д. 14 "А".
Из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним исключена запись N 90-90/016-90/021/945/2015-9935/1 о регистрации за ООО "Starvista Limited" права собственности на гостевой дом литер "Б", площадью 3 360,1 м2, кадастровый номер 90:25:070401:162, расположенный по адресу: Республика Крым, пгт. Парковое, Парковое шоссе, д. 14 "А".
Не согласившись с указанным постановлением суда апелляционной инстанции, ООО Компания "Starvista Limited" обратилось в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель Совета министров Республики Крым возражал против удовлетворения кассационной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Представитель Государственного совета Республики Крым так же считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными по основаниям, изложенным в отзыве.
Представитель Государственного комитета поддержал позицию Совета министров и Государственного совета Республики Крым, а так же доводы, изложенные в ранее поступившем отзыве.
Иные лица, участвующие в деле, в суд кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом; от.
Учитывая наличие доказательств надлежащего извещения не явившихся лиц о времени и месте судебного разбирательства, кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие их представителей в порядке, установленном в статьях 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) исходя из доводов, содержащихся в ней.
Арбитражный суд Центрального округа, исследовав представленные материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы и возражения на нее, заслушав представителей явившихся лиц, пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены постановления суда апелляционной инстанции и удовлетворения кассационной жалобы, исходя из следующего.
Из материалов дела следует и судами установлено, что на основании согласований Министерства промышленной политики Украины от 26.04.1999, Министерства финансов Украины от 18.10.1999, Государственной акционерной компании "Укррудпром" от 18.02.2000, Фонда государственного имущества Украины от 23.08.2000, Министерства экономики Украины от 23.08.2000 и акта приема-передачи от 28.03.2002, Криворожским государственным железорудным комбинатом в сферу управления Совета министров Автономной Республики Крым и на баланс Республиканского комитета по охране и использованию памятников истории и культуры передан имущественный комплекс памятника истории и культуры "Новый Кучук-Кой" расположенный по адресу: Республика Крым, пгт Парковое, Парковое шоссе, 12.
Передача объекта культурного наследия "Новый Кучук-Кой", находящегося в сфере управления Министерства промышленной политики Украины, в сферу управления Совета министров Автономной Республики Крым на баланс Республиканского комитета по охране и использованию памятников истории и культуры согласована постановлением Совета министров Автономной Республики Крым от 13.02.2001 N 48.
На основании решения Исполнительного комитета Симеизского поселкового совета от 18.12.2003 N 324 "Об оформлении права собственности на административный корпус литер "Д" и столовую литер "Г" по Парковому шоссе, 12 в пгт Парковое", оформлено право собственности за государством Украина в лице Верховной Рады Украины и 22.12.2003 осуществлена государственная регистрация права государственной собственности на указанные объекты.
На основании обращения Республиканского комитета по охране культурного наследия от 04.08.2004, решением Исполнительного комитета Симеизского поселкового совета от 09.08.2004 N 258 в решение Исполнительного комитета Симеизского поселкового совета от 18.12.2003 N 324 внесены изменения, согласно которым произведена замена собственника указанных объектов на Автономную Республику Крым в лице Верховной Рады Автономной Республики Крым.
Основанием для внесения указанных изменений явилось постановление Верховной Рады Автономной Республики Крым от 15.03.2000 N 984-2/2000 "Об утверждении Перечня имущественных комплексов, предприятий, организаций, их структурных подразделений, принадлежащих Автономной Республике Крым, которые не подлежат приватизации и находятся в сфере Управления министерств и республиканских комитетов Автономной Республики Крым", согласно которому памятники истории и культуры, включенные в государственный реестр недвижимых памятников истории и культуры Республики Крым, утвержденный постановлением Правительства Автономной Республики Крым от 20.04.1995 N 126, являются собственностью Республики Крым.
Проверкой Прокуратуры Республики Крым в 2017 году установлено, что постановлением Правительства Республики Крым от 20.04.1995 N 126 утверждено лишь Положение о государственном реестре недвижимых памятников истории и культуры Республики Крым. Со ссылкой на информацию Государственного комитета по охране культурного наследия Республики Крым, прокуратурой установлено, что до вхождения Крыма в состав Российской Федерации государственный реестр недвижимых памятников истории и культуры Республики Крым не велся. В результате проверки, проведенной прокуратурой, не установлено наличия иных документов, подтверждающих переход права собственности от государства Украина в лице Верховной Рады Украины Автономной Республике Крым, предусмотренных статьей 4 Закона Украины "О передаче объектов права государственной и коммунальной собственности", пунктом Положения о порядке передачи объектов права государственной собственности, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 21.09.1998 N 1482, за исключением передачи в управление, установлено не было. На основании изложенного Прокуратура Республики Крым пришла к выводу об отсутствии правовых оснований для оформления права собственности за Автономной Республикой Крым на памятник истории и культуры "Новый Кучук-Кой".
Прокурор города Ялты 27.02.2017 внес протест N 26-2017 на решение Исполнительного комитета Симеизского поселкового совета от 09.08.2004 N 258 "О рассмотрении обращения Республиканского комитета по охране культурного наследия о внесении изменений в решение Исполнительного комитета Симеизского поселкового совета от 18.12.2003 N 324", о внесении изменений в решение Исполнительного комитета Симеизского поселкового совета от 18.12.2003 N 324 "Об оформлении права собственности на административный корпус лит "Д" и столовую литер "Г" по Парковому шоссе, 12 в пгт. Парковое".
Указанный протест прокурора рассмотрен и удовлетворен администрацией города Ялты; постановлением администрации города Ялты от 10.03.2017 N 1133-п решение Исполнительного комитета Симеизского поселкового совета от 09.08.2004 N 258 "О рассмотрении обращения Республиканского комитета по охране культурного наследия о внесении изменений в решение Исполнительного комитета Симеизского поселкового совета от 18.12.2003 N 324" отменено.
Постановлением Верховной Рады Автономной Республики Крым от 15.09.2004 N 1051-4/04 в Постановление от 21.05.2004 N 947-3/03 "О вопросах управления имуществом, принадлежащим Автономной Республики Крым", которым утвержден Перечень имущества, принадлежащего Автономной Республике Крым и подлежащего приватизации в 2004 году, внесены изменения в раздел "Министерство культуры Автономной Республики Крым", который дополнен памятником истории и культуры местного значения "Новый Кучук-Кой", переданный в пользование по договору аренды ЗАО "Систем Кэпитал Менеджмент" и определен способ приватизации - выкуп.
Постановлением Государственного совета Республики Крым от 19.04.2017 N 1545-1/17 "О вопросах, связанных с управлением имуществом" отменен пункт 2 раздела "Министерство культуры Автономной Республики Крым" Перечня имущества, принадлежащего Автономной Республике Крым, подлежащего приватизации в 2004 году, утвержденного Постановлением Верховной Рады Автономной Республики Крым от 21.05.2004 N 947-3/04 "О вопросах управления имуществом, принадлежащим Автономной Республике Крым", в перечень которого вошел "Новый Кучук-Кой".
ЗАО "Систем Кэпитал Менеджмент" (в дальнейшем сменившее тип общества на частное акционерное общество; покупатель) на основании договора купли-продажи от 01.10.2003 N 743 приобрело у ОАО "Криворожский железорудный комбинат" (продавец) объекты недвижимого имущества пансионата "Криворожский горняк", расположенные по адресу: г. Ялта, пгг. Парковое, 12, согласно перечня: летний кинотеатр, литер "Б"; корпус-пункт проката, литер "В"; туалет, литер "Е"; бывшая библиотека, литер "Ж"; зеленый домик, литер "3"; спальный корпус N 10, литер "Щ"; а также: трансформаторная подстанция, литер "С"; танцплощадка N 75, водопровод 220-м, наружная канализация, наружный водопровод, водопроводная магистраль, наружное освещение, наружные сети канализации; благоустройство территории: навесы: литера "Л", "М", "О"; сараи: литера "К", "Н", "П" (Приложение 1 к Договору). За ЗАО "Систем Кэпитал Менеджмент" зарегистрировано право собственности 27.10.2003.
Между Фондом имущества Автономной Республики Крым (продавец) и ЗАО "Систем Кэпитал Менеджмент" (покупатель) 16.11.2004 заключен договор купли-продажи недвижимого имущества - комплексного памятника истории и культуры местного значения "Новый Кучук-Кой".
Сторонами подписан акт приема-передачи недвижимого имущества - комплексного памятника истории и культуры местного значения "Новый Кучук-Кой", состоящего из: столовой, литер "Г", общей площадью 252,9 кв. м; административного корпуса, литер "Д", общей площадью 254,1 кв. м; иного имущества, согласно перечню, являющегося приложением к данному Договору.
ЗАО "Систем Кэпитал Менеджмент" 25.09.2006 обратилось в Симеизский поселковый совет о даче разрешения на составление проекта землеустройства по отводу земельного участка в аренду площадью 3,78 га для реконструкции и обслуживания комплексного памятника истории и культуры местного значения "Новый Кучук-Кой".
Решением исполнительного комитета Симеизского поселкового совета от 28.09.2006 N 380 земельному участку по месту нахождения объектов недвижимости, принадлежащих ЗАО "Систем Кэпитал Менеджмент" и находящихся по Парковому шоссе N 12 и N 12а, присвоен новый почтовый адрес: пгт. Парковое, Паркове шоссе, 14А.
Решением Симеизского поселкового совета от 29.09.2006 N 54 "О рассмотрении ходатайства ЗАО "Систем Кэпитал Менеджмент" внесено изменение в решение от 09.08.2006 N 19 в связи с уточнением адреса земельного участка в следующей редакции: "Разрешить составление проекта землеустройства по отводу земельного участка в аренду ЗАО "Систем Кэпитал Менеджмент" земельного участка 3,7802га для реконструкции и обслуживания комплексного памятника истории и культуры "Новый Кучук-Кой", по адресу АР Крым, г. Ялта, пгт. Парковое, ул. Парковое шоссе, 14 А". После подготовки проектной документации, уточнена площадь отводимого земельного участка, которая составила 3,6466 га.
Между Симеизским поселковым советом (арендодатель) и ЗАО "Систем Кэпитал Менеджмент" (арендатор) 02.02.2007 заключен договор аренды земельного участка площадью 3,6466 га, месторасположение земельного участка: Украина, Автономная Республика Крым, г. Ялта, пгт. Парковое, ул. Парковое шоссе, 14А.
Между Симеизским поселковым советом (продавец) и ЗАО "Систем Кэпитал Менеджмент" (покупатель) 01.11.2007 заключен договор купли-продажи земельного участка площадью 3,6466 га, кадастровый номер N 0111949300:04:001:0162, расположенного по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пгт. Симеиз, пгт. Парковое, шоссе Парковое, дом 14 А.
В пункте 1.4 договора предусмотрено, что земельный участок продается для реконструкции и обслуживания комплексного памятника истории и культуры местного значения "Новый Кучук-Кой".
Между ЗАО "Систем Капитал Менеджмент" (продавец) и ООО "Starvista Limited" (покупатель) 11.12.2008 заключены договоры купли-продажи недвижимого имущества, расположенного в Автономной Республике Крым, г. Ялта, пгт. Парковое, шоссе Парковое, дом 14А и земельного участка, площадью 3,6466 га, кадастровый номер N 0111949300:04:001:0162, расположенного по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пгт. Симеиз, пгт. Парковое, шоссе Парковое, дом 14А в связи с чем, право собственности на указанный имущественный комплекс перешло к ООО "Starvista Limited". Ялтинским городским Управлением земельных ресурсов 22.04.2009 выдан Государственный акт N ЯЖ992987 на право собственности на земельный участок.
Истец, ссылаясь на то, что указанными обстоятельствами нарушены права Совета министров Республики Крым, как собственника недвижимого имущества, обратился в суд с настоящими требованиями.
По мнению суда кассационной инстанции, повторно рассматривая дело по правилам, установленным для рассмотрения дела в суде первой инстанции, и удовлетворяя исковые требования, суд апелляционной инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии со статьей 304 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Суд апелляционной инстанции установил, что ответчик фактически не владеет предметом спора. Доказательств обратного материалы дела не содержат.
Из пунктов 36 и 58 постановления Пленумов Верховного суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" следует, что лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности.
Право собственности на имущество доказывается с помощью любых предусмотренных процессуальным законодательством доказательств, подтверждающих возникновение этого права у истца. Факт включения недвижимого имущества в реестр государственной или муниципальной собственности, а также факт нахождения имущества на балансе лица сами по себе не являются доказательствами права собственности или законного владения.
Исходя из положений части 3 статьи 1, статьи 23 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополь", пункта 6 Постановления Государственного Совета Республики Крым от 17.03.2014 N 1745-6/14 "О независимости Крыма", пункта 3 части 3 статьи 2 Закона Республики Крым от 08.08.2014 N 46-ЗРК "Об управлении и распоряжении государственной собственностью Республики Крым", суд апелляционной инстанции обосновано пришел к выводу, что имущество - комплексный памятник истории и культуры "Новый Кучук- Кой", расположенный по адресу: Республика Крым, пгт Парковое, Паркове шоссе, 14-А, является собственностью Республики Крым, и Совет министров Республики Крым в сфере управления и распоряжения имуществом Республики Крым осуществляет функции и полномочия собственника имущества Республики Крым в порядке и пределах, определенных федеральным законодательством, настоящим Законом и законодательством Республики Крым.
Из пунктов 1053 - 1056 Приложения 1 к Постановлению Совета министров Республики Крым от 20.12.2016 N 627 "Об отнесении объектов культурного наследия к объектам культурного наследия регионального значения и выявленным объектам культурного наследия", паспорта объекта культурного наследия 2013 года, следует, что комплексный памятник истории и культуры "Новый Кучук-Кой", Дачный домик Я.Е. Жуковского, Барельефы "Сон" и "Пробуждение" на южном фасаде дома садовника, парк, расположенные по адресу: Республика Крым, городской округ Ялта, пгт. Парковое, ул. Парковое шоссе, 14А, отнесены к объектам регионального культурного значения начала ХХ века; памятник "Новый Кучук-Кой" был построен в 1913 году дальним родственником Врубеля - петербуржцем Яковом Жуковским, который к обустройству дачи пригласил знаменитых художников и скульпторов "серебряного века"; окружает дачу старинный парк - памятник садово-паркового искусства.
Из земельно-кадастровой информации Ялтинского городского управления земельных ресурсов от 24.03.2009 следует, что целевое использование спорного земельного участка: "Земли историко-культурного назначения, код согласно УКЦИЗ "1.18", имеющие ограничения (обременения) права собственности (пользования) землей: 1 - "обеспечение сохранности зеленных насаждений". Площадь действия ограничений - 3,4073 га; 2 - "соблюдение режима 1-й зоны СОК шириной 100 м". Площадь действия ограничения - 1,4174 га; 3 - "Соблюдение условий охранного договора на памятник культурного наследия комплексного памятника истории и культуры местного значения "Новый Кучук-Кой". Площадь действия ограничения - 3,6466 га; 4 - "соблюдение режима охранной зоны парка усадьбы Жуковского". Площадь действия ограничения 3,2069 га.
Принимая во внимание положения статьи 120 Земельного кодекса Украины (в редакции Закона Украины от 27.04.2007 N 997-V), статьи 377 Гражданского кодекса Украины, части 5 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), суд апелляционной инстанции обосновано указал, что как законодательством Украины, действовавшим на момент заключения указанных договоров купли-продажи недвижимого имущества, так и действующим законодательством Российской Федерации установлен принцип неразрывности и единства объектов недвижимости, находящихся на земельном участке, в связи с чем комплексный памятник истории и культуры "Новый Кучук-Кой", как объект недвижимости, неразрывно связан с земельным участком, форма собственности которого является государственной, в связи с чем пришел к выводу, что при передачи спорного имущества из государственной собственности были допущены нарушения земельного законодательства Украины, действовавшего в период предоставления земельного участка.
Суд апелляционной инстанции, оценив представленные в материалах дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, в том числе постановление администрации города Ялты от 10.03.2017 N 1133-п, которым отменено решение Исполнительного комитета Симеизского поселкового совета от 09.08.2004 N 258 "О рассмотрении обращения Республиканского комитета по охране культурного наследия о внесении изменений в решение Исполнительного комитета Симеизского поселкового совета от 18.12.2003 N 324", руководствуясь статьями 60, 61 ЗК РФ, верно указал, что незаконное выбытие объекта "Новый Кучук-Кой" из государственной собственности Украины в собственность Автономной Республики Крым привело впоследствии к незаконному отчуждению Симеизским поселковым советом земельного участка в собственность ЗАО "Систем Кэпитал Менеджмент", в то время как право на распоряжение которым было исключительно у государства Украина.
Вместе с тем, материалами дела подтверждается, что между Симеизским поселковым советом и ЗАО "Систем Кэпитал Менеджмент" 01.11.2007 заключен Договор купли-продажи земельного участка, номер регистрации 373, площадью 3,6466 га, кадастровый номер N 0111949300:04:001:0162, расположенного по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пгт.Симеиз, пгт.Парковое, шоссе Парковое, дом 14А, в соответствии с пунктом 1.1 которого целевое назначение земельного участка определено для реконструкции и обслуживания комплексного памятника истории и культуры местного значения "Новый Кучук-Кой".
Согласно пункту 1.4 договора от 01.11.2007 земельный участок, указанный в пункте 1.1, продается для реконструкции и обслуживания комплексного памятника истории и культуры местного значения "Новый Кучук-Кой". В пункте 1.5 данного договора указаны так же правовые ограничения, имеющиеся на земельном участке: охрана зеленых насаждений (КОПСЗИЗУ - 1.3); соблюдение режима первой зоны СОК шириной 100 м (КОПСЗИЗУ - 1.3); соблюдение режима охранной зоны парка - памятника "Новый Кучук-Кой" и парка-усадьбы Жуковского (КОПСЗИЗУ - 1.3).
Между ЗАО "Систем Кэпитал Менеджмент" и Компанией с ограниченной ответственностью "Starvista Limited" 11.12.2008 заключен договор купли-продажи земельного участка, регистрационные номера 6762, 6763, площадью 3,6466 га, кадастровый номер N 0111949300:04:001:0162, расположенного по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пгт. Симеиз, пгт. Парковое, шоссе Парковое, дом 14 А.
Указанное в пункте 1.2 договора от 11.12.2008 целевое назначение переданного в собственность продавца земельного участка - для реконструкции и обслуживания комплексного памятника истории и культуры местного значения "Новый "Кучук-Кой". При этом пунктом 1.5 указанного договора установлено, что земельный участок, являющийся предметом данного оговора, имеет следующие правовые ограничения: охрана зеленых насаждений (КОПСЗИЗУ - 1.3); соблюдение режима первой зоны СОК шириной 100 м (КОПСЗИЗУ - 1.3); соблюдение режима охранной зоны парка-памятника "Новый Кучук-Кой" и парка усадьбы Жуковского (КОПСЗИЗУ - 1.3). Сервитуты отсутствуют.
При этом, в Декларации о готовности объекта к эксплуатации, относительно построенных здания бассейна литер "А" и гостевого дома литер "Б", зарегистрированной Архитектурно-строительной инспекцией Республики Крым 22.09.2014, данных о реконструкции и обслуживании самого комплексного памятника истории и культуры местного значения "Новый Кучук-Кой" не содержится. Между тем технико-экономические показатели объекта и характеристика созданных ответчиком объектов (литер "А" и литер "Б"), включают в себя данные исключительно по новым объектам, не имеющим отношение к памятнику.
Суд апелляционной инстанции, учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь статьями 222, 260, 263 ГК РФ, статьей 376 Гражданского кодекса Украины, подпунктом 2 пункта 1 статьи 40, пунктом 1 статьи 41, статьями 42 и 99 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 2 Федерального Закона от 12.02.2015 N 9-ФЗ "Об особенностях правового регулирования отношений в области культуры и туризма в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов Республики Крым и города федерального значения Севастополя", положениями статей 34, 40, 47.3 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков", разъяснениями, изложенными в п. 25 постановления N 10/22, правовой позицией, приведенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 29.05.2012 N 13016/11, исследовав государственный акт от 22.04.2009 серия ЯЖ N 992987, охранный договор от 25.03.2010, заключенный между Республиканским комитетом по охране культурного наследия Автономной Республики Крым и Компанией с ограниченной ответственностью "Starvista Limited" на памятник истории и культуры комплекс "Дача Я.Е. Жуковского "Новый Кучук - Кой"; план ремонтно-реставрационных работ и благоустройства территории памятника к указанному договору; схему расположения зоны охраны и функционального зонирования территории объекта культурного наследия Дача Я.Е. Жуковского "Новый "Кучук-Кой" (комплекс сооружений с парком); результаты внеплановой выездной проверки Государственного комитета по охране культурного наследия Республики Крым в отношении Компания с ограниченной ответственностью "Starvista Limited" (в том числе протокол об административных правонарушениях от 27.12.2016, постановление Ялтинского городского суда Республики Крым от 01.02.2017, которым Компания с ограниченной ответственностью "Starvista Limited" признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 руб.); материалы внеплановой выездной проверки соблюдения земельного законодательства в отношении ответчика при использовании земельного участка, площадью 3,6466 га, расположенного по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пгт. Симеиз, пгт. Парковое, шоссе Парковое, 14-А, кадастровый номер земельного участка 90:25:070401:74, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - историческая (в том числе акт проверки от 21.06.2017 N 420, предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства от 21.06.2017 и т.д.), и принимая во внимание невыполнение ответчиком охранного договора от 25.03.2010, а именно работ, предусмотренных планом реставрационных работ, с целью сохранения памятника и созданию надлежащих условий для его использования, а также отсутствие части объектов недвижимого имущества, приобретенных ЗАО "Систем Кэпитал Менеджмент" у ОАО "Криворожский железорудный комбинат" по договору купли-продажи от 01.10.2003 N 743; возведение на месте танцевальной площадки (N 75) гостевого дома литер "Б", площадью 3360,1 кв.м., пришел к обоснованным выводам, что ответчик использует земельный участок по указанному адресу не в соответствии с его целевым назначением и не в соответствии с видом разрешенного использования - "историческая", не предусматривающим строительство новых объектов недвижимости на земельном участке, при этом ответчиком на спорном земельном участке возведены (созданы) без соответствующего разрешения надлежащего собственника объекты недвижимого имущества, являющиеся самовольными постройками, а именно: здания бассейна литер "А", площадью 2182,3 кв. м, и гостевого дома литер "Б", площадью 3360,1 кв. м, расположенные на земельном участке 3,6466 га комплексного памятника истории и культуры "Новый Кучук-Кой" по адресу: Республика Крым, пгт Парковое, Паркове шоссе, 14 А, право собственности на которые подлежит признанию за Республикой Крым в лице Совета министров Республики Крым, с целью восстановления нарушенного права.
Ссылка заявителя жалобы на наличие вступивших в законную силу судебных актов украинских судов, обосновано отклонена судом апелляционной инстанции, ибо не влияет на выводы суда по настоящему делу, поскольку предметы спора и состав лиц, участвующих в деле, не являются тождественными.
Выводы суда не противоречат материалам дела, соответствуют установленным фактическим обстоятельствам и действующему законодательству. Достаточных оснований для их переоценки суд округа не усматривает.
Довод заявителя жалобы о том, что противоречит закону и не подлежит применению постановление администрации города Ялты от 10.03.2017 N 1133-п, которым протест прокурора рассмотрен и удовлетворен, а решение Исполнительного комитета Симеизского поселкового совета от 09.08.2004 N 258 "О рассмотрении обращения Республиканского комитета по охране культурного наследия о внесении изменений в решение Исполнительного комитета Симеизского поселкового совета от 18.12.2003 N 324" отменено, отклоняется, поскольку законность данного ненормативного правового акта была предметом рассмотрения в рамках отдельного спора по заявлению ответчика с участием тех же лиц по делу N А83-12914/2017 и вступившими в законную силу судебными актами в признании его недействительным отказано (часть 2 статьи 69 АПК РФ). Судебными актами по названному делу установлено, что отсутствуют основания считать, что принимая оспариваемое постановление от 10.03.2017 N 1133-п по протесту прокурора Администрация города Ялты вышла за пределы своих полномочий в силу статьи 48 Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Ссылка заявителя жалобы на то, что суд не определил при признании права собственности на самовольную постройку за истцом размер возмещения стоимости сооруженных ответчиком самовольных построек, не принята судом кассационной инстанции, поскольку из абзаца 5 пункта 3 статьи 222 ГК РФ следует, что данная нома предусматривает право лица, соорудившего такую постройку, на соответствующую компенсацию, но не ставит в зависимость признание права собственности от такой компенсации. Доказательств, свидетельствующих о препятствиях заявить иск о возмещении соответствующих расходов, ответчик не представил и не ссылается на их наличие.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
Суд апелляционной инстанции также правильно указал, что исковые требования об исключении из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество записи о правах ответчика на соответствующее имущество подлежат удовлетворению в целях исключения невозможности исполнения принятого судебного акта, поскольку ответчик указан в данном реестре не как "компания", а как "общество с ограниченной ответственностью".
Отклоняя довод ответчика о пропуске истцом срока исковой давности, суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьями 125, 195, 200 ГК РФ, частью 7 статьи 7 N 6-ФКЗ, статьями 1 и 6 Договора "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", ратифицированного Федеральным законом от 21.03.2014 N 36-ФЗ "О ратификации договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов", статьями 6, 81 Конституции Республики Крым, статьей 5 Закона Украины "О Совете министров Автономной Республики Крым", подпунктом 1.3. пункта 1 Регламента Совета министров Автономной Республики Крым, утвержденным постановлением Совета министров Автономной Республики Крым от 23.09.1998 N 295, Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 17.03.2014 N 1745-6/14 "О независимости Крыма", верно указал, что течение срока исковой давности по искам в защиту права государственной собственности начинается со дня, когда государство в лице уполномоченного органа узнало или должно было узнать о нарушении его прав как собственника имущества; Республика Крым считается принятой в Российскую Федерацию 18.03.2014; информация Прокуратуры Республики Крым в адрес Совета министров Республики Крым о принятии мер по возврату комплексного памятника истории и культуры "Новый Кучук-Кой" в государственную собственность поступила 17.03.2017, в связи с чем сроки исковой давности при обращении в суд за защитой нарушенного права Советом министров Республики Крым не нарушены.
Доводы заявителя жалобы о добросовестности его как приобретателя спорного имущества, а также о применении судом не подлежащего применению постановления Государственного Совета Республики Крым от 17.03.2014 N 1745-6/14 "О независимости Крыма", поскольку спорное имущество являлось частной собственностью, не могут быть приняты во внимание, ибо из установленных по делу обстоятельств следует, что спорное имущество выбыло из государственного владения помимо воли надлежащего собственника.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, не опровергают сделанных судом апелляционной инстанции выводов, а указывают на не согласие с оценкой доказательств и направлены на переоценку доказательств и установленных фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции. Судебная коллегия соглашается с выводами суда по изложенным в судебном акте мотивам. Несогласие с оценкой судом фактических обстоятельств дела не свидетельствует о неправильном применении норм материального права и не может быть положено в обоснование отмены обжалованного судебного акта.
Принимая во внимание, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, нарушений норм процессуального права при принятии обжалуемого судебного акта не установлено, суд кассационной инстанции не находит оснований удовлетворения кассационной жалобы.
Нарушений Двадцать первым арбитражным апелляционным судом норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены судебных актов, не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2018 по делу N А83-11003/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.В. Бутченко |
Судьи |
Л.В. Солодова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Ссылка заявителя жалобы на то, что суд не определил при признании права собственности на самовольную постройку за истцом размер возмещения стоимости сооруженных ответчиком самовольных построек, не принята судом кассационной инстанции, поскольку из абзаца 5 пункта 3 статьи 222 ГК РФ следует, что данная нома предусматривает право лица, соорудившего такую постройку, на соответствующую компенсацию, но не ставит в зависимость признание права собственности от такой компенсации. Доказательств, свидетельствующих о препятствиях заявить иск о возмещении соответствующих расходов, ответчик не представил и не ссылается на их наличие.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
Суд апелляционной инстанции также правильно указал, что исковые требования об исключении из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество записи о правах ответчика на соответствующее имущество подлежат удовлетворению в целях исключения невозможности исполнения принятого судебного акта, поскольку ответчик указан в данном реестре не как "компания", а как "общество с ограниченной ответственностью".
Отклоняя довод ответчика о пропуске истцом срока исковой давности, суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьями 125, 195, 200 ГК РФ, частью 7 статьи 7 N 6-ФКЗ, статьями 1 и 6 Договора "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", ратифицированного Федеральным законом от 21.03.2014 N 36-ФЗ "О ратификации договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов", статьями 6, 81 Конституции Республики Крым, статьей 5 Закона Украины "О Совете министров Автономной Республики Крым", подпунктом 1.3. пункта 1 Регламента Совета министров Автономной Республики Крым, утвержденным постановлением Совета министров Автономной Республики Крым от 23.09.1998 N 295, Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 17.03.2014 N 1745-6/14 "О независимости Крыма", верно указал, что течение срока исковой давности по искам в защиту права государственной собственности начинается со дня, когда государство в лице уполномоченного органа узнало или должно было узнать о нарушении его прав как собственника имущества; Республика Крым считается принятой в Российскую Федерацию 18.03.2014; информация Прокуратуры Республики Крым в адрес Совета министров Республики Крым о принятии мер по возврату комплексного памятника истории и культуры "Новый Кучук-Кой" в государственную собственность поступила 17.03.2017, в связи с чем сроки исковой давности при обращении в суд за защитой нарушенного права Советом министров Республики Крым не нарушены.
Доводы заявителя жалобы о добросовестности его как приобретателя спорного имущества, а также о применении судом не подлежащего применению постановления Государственного Совета Республики Крым от 17.03.2014 N 1745-6/14 "О независимости Крыма", поскольку спорное имущество являлось частной собственностью, не могут быть приняты во внимание, ибо из установленных по делу обстоятельств следует, что спорное имущество выбыло из государственного владения помимо воли надлежащего собственника."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 11 сентября 2018 г. N Ф10-3583/18 по делу N А83-11003/2017
Хронология рассмотрения дела:
11.09.2018 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-3583/18
04.09.2018 Определение Арбитражного суда Республики Крым N А83-11003/17
06.06.2018 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-110/18
08.12.2017 Решение Арбитражного суда Республики Крым N А83-11003/17