г.Калуга |
|
25 сентября 2018 г. |
Дело N А14-14506/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18.09.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 25.09.2018.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Смолко С.И. |
судей
при ведении протокола помощником судьи при участии в заседании: |
Стрегелевой Г.А. Бессоновой Е.В.
Тарасовой О.В. |
от заявителя: открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (107174, г.Москва, ул. Новая Басманная, д.2, ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727) - не явились;
от заинтересованного лица: государственного учреждения - Воронежского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (394006, г. Воронеж, ул. Станкевича, д.43, ОГРН 1023601551071, ИНН 3666016915) - Миневич А.А. (дов. от 09.06.2017 на 3 года);
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда, кассационную жалобу государственного учреждения - Воронежского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Воронежской области от 28.04.2018 (судья Аришонкова Е.А.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2018 (судьи Донцов П.В., Семенюта Е.А., Михайлова Т.Л.) по делу N А14-14506/2017,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании недействительным решения государственного учреждения - Воронежского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - учреждение) от 09.08.2017 N 221 осв о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах в части привлечения к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), в виде штрафа в размере 100 018,07 руб. за занижение базы для начисления страховых взносов, начисления недоимки по страховым взносам в сумме 500 090,34 руб., а также начисления пени в сумме 8 657,84 руб. (уточненные требования).
Решением суда от 28.04.2018 заявленное требование удовлетворено.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2018 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе учреждение просит состоявшиеся судебные решения отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель учреждения поддержала доводы кассационной жалобы.
Надлежаще извещенное о времени и месте судебного разбирательства общество своего представителя в судебное заседание не направило. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие представителя общества в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ).
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав пояснения представителя учреждения, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, учреждением проведена выездная проверка общества за период с 01.01.2014 по 31.12.2016 по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, по итогам которой 03.07.2017 составлен акт выездной проверки N 221 осв.
9 августа 2017 г. по результатам рассмотрения материалов проверки, а также представленных обществом возражений учреждением принято решение N 221 осв о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, которым общество привлечено к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ, в виде штрафа в сумме 100 060,20 руб. за занижение базы для начисления страховых взносов; обществу начислены пени в сумме 8 798,92 руб.; обществу предложено уплатить недоимку в сумме 500 300,99 руб., штраф в сумме 100 060,20 руб. и пени в сумме 8 798,92 руб.
Не согласившись с решением учреждения в части (т.5, л.д.11), общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды исследовали представленные доказательства, доводы участвующих в деле лиц, дали им надлежащую правовую оценку и пришли к выводу о необходимости удовлетворения требований общества.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены состоявшихся судебных актов.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Федеральный фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах до 01.01.2017 регулировались Законом N 212-ФЗ.
Согласно статье 20 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Поэтому учреждение полномочно было проводить проверку и принимать оспариваемое решение.
Общество является плательщиком страховых взносов на основании пп. "а" п.1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ.
Частью 1 статьи 18 названного Закона установлено, что плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
В силу части 1 статьи 47 Закона неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов.
Согласно части 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в пп. "а" п. 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг_
То есть, основанием возникновения у страхователя обязанности по начислению страховых взносов на обязательное социальное страхование является наличие трудовых отношений с физическими лицами, в пользу которых осуществляется страхование.
Статьей 15 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) определено, что трудовые отношения - это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В силу статьи 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) представляет собой вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Согласно статье 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В состав выплат, произведенных в рамках трудовых отношений, подлежат включению все суммы, выплата которых в качестве вознаграждения и поощрения за труд и его результаты предусмотрена действующим законодательством, трудовым договором, коллективным договором и иными локальными актами, включая компенсации и вознаграждения.
Ссылаясь на то, что объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений, учреждение пришло к выводу о занижении обществом базы для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование в результате невключения в базу для их исчисления произведенных в пользу работников следующих выплат: частичной компенсации сотрудникам общества стоимости санаторно-курортного лечения всего на сумму 2 575 622,70 руб.; частичной компенсации сотрудникам общества затрат на занятия физической культурой и спортом всего на сумму 342 304,44 руб.; единовременного поощрения за добросовестный труд в зависимости от стажа работы при увольнении из общества в связи с выходом на пенсию всего на сумму 14 156 351,76 руб.; выходного пособия сверх предусмотренного законодательством Российской Федерации в размере 2300 руб. за каждый отработанный в компании и организациях железнодорожного транспорта год всего на сумму 161 000 руб. за 2016 год, а также доначисление страховых взносов произведено на сумму не принятых к зачету расходов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 9325,77 руб. Поэтому учреждение доначислило страховые взносы, а также рассчитало размер штрафа и пени.
В силу части 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона.
В статье 9 перечислены суммы, которые не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
Учреждение ссылалось на то, что произведенные обществом выплаты не поименованы напрямую в статье 9 Закона N 212-ФЗ в составе сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, а поэтому они включаются в облагаемую базу.
Вместе с тем суды пришли к правильному выводу о том, что выплаты социального характера, основанные на локальном правовом акте, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовым договором.
Выплаты социального характера связаны исключительно с возможностями работодателя. Именно поэтому данные выплаты не поименованы в качестве гарантированных выплат ни в трудовом, ни в страховом законодательстве и не установлены каким-либо иным нормативно-правовым актом. Данные выплаты устанавливаются локальными актами.
Так пунктами 5.3.3, 5.3.4, 5.3.8, 5.2.1 коллективного договора ОАО "РЖД" на 2014-2016 гг. предусмотрены: компенсация затрат работников на занятия физической культурой и спортом, компенсация стоимости путевок на санаторно-курортное лечение сотрудников, выплаты единовременного поощрения при увольнении впервые в связи с выходом на пенсию и выходного пособия за каждый отработанный год.
Исходя из изложенного, суды пришли к правильному выводу о том, что указанные выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
При таких обстоятельствах суд по праву удовлетворил требование общества.
Все доводы кассационной жалобы являлись и доводами апелляционной жалобы и были предметом исследования суда апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка.
В силу части 1 статьи 286 АПК РФ суд кассационной инстанции не вправе переоценивать установленные судами первой и апелляционной инстанций обстоятельства.
Оснований для отмены обжалуемых судебных решений не усматривается.
Руководствуясь п. 1 ч.1 ст.287, ст.289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 28.04.2018 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2018 по делу N А14-14506/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение двух месяцев в порядке, предусмотренном ст.291.1 АПК РФ.
Председательствующий судья |
С.И. Смолко |
Судьи |
Г.А. Стрегелева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.