г.Калуга |
|
26 сентября 2018 г. |
Дело N А68-14021/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25.09.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 26.09.2018.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи судей |
Бессоновой Е.В. Смирнова В.И. Шелудяева В.Н. |
при участии в заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Жилсистема": Буравцова М.В. по доверенности от 20.06.2018,
от министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области: Комиссарова Н.В. по доверенности от 09.01.2018,
от государственной жилищной инспекции Тульской области: Подосенов А.А. по доверенности от 25.05.2018,
от акционерного общества "ТНС Энерго Тула": не явились, извещены надлежаще,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ООО "Жилсистема" на решение Арбитражного суда Тульской области от 28.03.2018 (судья Лось Г.Г.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2018 (судьи Еремичева Н.В., Большаков Д.В., Мордасов Е.В.) по делу N А68-14021/2017,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Жилсистема" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением о признании незаконным отказа министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области (далее по тексту - ответчик, министерство) от 08.06.2017 N 24/08 в установлении норматива потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах (далее также - норматив), выраженного в письме от 22.09.2017 N 21-01-21/5621.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: государственная жилищная инспекция Тульской области, акционерное общество "ТНС Энерго Тула".
Решением Арбитражного суда Тульской области от 28.03.2018, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2018, в удовлетворении заявленного требования - отказано.
Не согласившись с состоявшимися судебными актами, общество обратилось в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В настоящем судебном заседании представитель общества поддержал доводы кассационной жалобы. Представители Министерства и государственной жилищной инспекции озвучили доводы письменных мотивированных отзывов, настаивая на законности принятого решения и постановления.
Представители акционерного общества "ТНС Энерго Тула", извещенные надлежащим образом, явку в заседание суда округа не обеспечили. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Как следует из материалов дела, ООО "Жилсистема" обратилось в министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области с заявлением от 25.08.2017 N 509, в котором просило сообщить, на какой стадии находится разработка норматива для заявителя, являющегося управляющей организацией в отношении 98 многоквартирных домов, находящихся в городе Кимовске Тульской области.
В ответ на указанное обращение министерство направило письмо от 22.09.2017 N 21-01-21/5621, в котором сообщило обществу, что установление норматива отдельно для управляющей организации не предусмотрено законодательством Российской Федерации, а также указало, что на территории Тульской области действуют нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах, утвержденные приказом министерства от 30.05.2017 N 44.
Полагая, что указанный отказ министерства не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы общества, ООО "Жилсистема" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассматривая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу указанной нормы и разъяснений, данных в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8, основанием для признания недействительными ненормативных актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц является одновременное несоответствие этих ненормативных актов, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение ими прав и законных интересов заявителя.
Как верно указали суды, порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления) и требования к их формированию урегулирован Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306.
Согласно пункту 9 Правил N 306 установление нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме производится по инициативе уполномоченных органов, ресурсоснабжающих организаций, а также управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных или иных специализированных потребительских кооперативов либо их объединений (далее - управляющие организации).
В случае если установление нормативов потребления коммунальных услуг или нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме производится по инициативе ресурсоснабжающих организаций или управляющих организаций, указанные организации в соответствии с абзацев вторым пункта 9 Правил представляют в уполномоченные органы документы, перечень и содержание которых определяются нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 10 Правил N 306 нормативы потребления в отношении коммунальных ресурсов, потребляемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, устанавливаются по каждому виду потребляемых коммунальных ресурсов (за исключением тепловой энергии), которые определяются степенью благоустройства многоквартирного дома, а также наличием ресурсопотребляющего оборудования и устройств, включенных в состав общего имущества.
Абзацем первым пункта 11 Правил N 306 предусмотрено, что нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях.
При различиях в конструктивных и технических параметрах, степени благоустройства, а также климатических условиях, в которых расположены многоквартирные дома или жилые дома, указанные нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются в соответствии с категориями многоквартирных домов и жилых домов, предусмотренными приложением N 2 к Правилам.
В силу абзаца второго пункта 11 Правил N 306 при наличии в субъекте Российской Федерации многоквартирных домов и жилых домов, имеющих конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, не предусмотренные категориями жилых помещений, определенными в приложении N 2 к настоящим Правилам, по решению уполномоченного органа категории многоквартирных домов и жилых домов могут быть дополнены.
Согласно пунктам 13 и 14 Правил N 306 нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме определяются с применением расчетного метода с использованием формул согласно приложению N 1 к Правилам и устанавливаются на срок не менее 3 лет (равно как и нормативы потребления коммунальных услуг).
Верно применяя совокупность приведенных положений, суды обоснованно заключили, что норматив устанавливается единым для многоквартирных домов, отнесенных к соответствующей категории в соответствии с пунктом 11 Правил N 306.
В ходе рассмотрения спора судом было установлено, что все находящиеся в управлении общества многоквартирные дома относятся к одной категории - "Многоквартирные дома, не оборудованные лифтами и электроотопительными и электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения при отсутствии чердаков (технических этажей) и подвалов (технических подвалов)", которая предусмотрена пунктом 1 Приложения N 2 к приказу министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 30.05.2017 N 44 и применительно к которой установлен норматив, составляющий 1,47 кВт. час на 1 кв. метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме. То есть норматив для многоквартирных домов, находящихся в управлении обществом, на дату вынесения оспариваемого отказа был установлен.
При этом судами обоснованно отклонен, как основанный на ошибочном толковании Правил N 306, довод общества о возможности установления отдельного норматива для каждой конкретной управляющей организации либо для конкретного перечня домов, находящихся в управлении одной управляющей организации.
Отклоняя довод общества о необходимости расчета норматива с учетом включения в состав отобранных многоквартирных домов (выборки) только тех 98 многоквартирных домов, которые находятся в управлении общества, суды обоснованно приняли во внимание, что подобный расчет не согласуется с указанными в приложении N 1 к Правилам формулами, используемыми для определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме. С учетом положений статьи 286 АПК РФ соответствующие выводы судов первой и апелляционной инстанции переоценке судом округа не подлежат.
Коллегия признает верным приведенное судами первой и апелляционной инстанции толкование абзаца первого пункта 9 Правил, учитывая, что в нем лишь перечисляются лица, наделенные правом проявить инициативу по установлению единых нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме. При этом установление соответствующих нормативов по инициативе любого из перечисленных в абзаце первом пункта 9 Правил лиц фактически лишает других лиц возможности повторно инициировать рассмотрение аналогичного вопроса.
В этой связи, учитывая тот факт, что нормативы потребления коммунальных услуг на момент оспариваемого обществом отказа были установлены приказом министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 30.05.2017 N 44, который согласно пункту 4 распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 15.12.2016, суды верно указали, что их пересмотр и принятие новых нормативов в течение трехлетнего периода невозможны за исключением случаев, прямо поименованных в пункте 16 Правил 306. Тем не менее, доказательств наличия указанных случаев заявителем в материалы дела не представлено.
Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, сам по себе данный отказ не может свидетельствовать о нарушении прав и законных интересов общества.
В этой связи суды обоснованно не усмотрели оснований дл удовлетворения заявленного требования.
Приведенные в кассационной жалобе доводы фактически повторяют ранее изложенные в обоснование своей позиции при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций, и нашли свое отражение в судебных актах.
Доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению, так как основаны на ошибочном толковании вышеназванных норм закона, а также направлены на переоценку выводов арбитражного суда апелляционной инстанций, подтвержденных имеющимися в деле доказательствами.
Нарушений норм процессуального права, в силу части 4 статьи 288 АПК РФ являющихся безусловным основанием отмены судебных актов, не допущено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тульской области от 28.03.2018 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2018 по делу N А68-14021/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.В. Бессонова |
Судьи |
В.И. Смирнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу указанной нормы и разъяснений, данных в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8, основанием для признания недействительными ненормативных актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц является одновременное несоответствие этих ненормативных актов, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение ими прав и законных интересов заявителя.
Как верно указали суды, порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления) и требования к их формированию урегулирован Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 26 сентября 2018 г. N Ф10-3786/18 по делу N А68-14021/2017