г. Тула |
|
2 июня 2018 г. |
Дело N А68-14021/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31.05.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 02.06.2018.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Еремичевой Н.В., судей Большакова Д.В. и Мордасова Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Федосеевой Ю.А., при участии от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Жилсистема" - Кочановой Л.В. (доверенность от 23.03.2017), от ответчика - министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области - Комиссаровой Н.В. (доверенность от 09.01.2018 N 21-01-19/13), в отсутствие представителей третьих лиц - государственной жилищной инспекции Тульской области, акционерного общества "ТНС Энерго Тула", извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилсистема" на решение Арбитражного суда Тульской области от 28.03.2018 по делу N А68-14021/2017 (судья Лось Г.Г.),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Жилсистема" (Тульская область, г. Кимовск, ОГРН 1147154036370, ИНН 7115501990) (далее по тексту - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением о признании незаконным отказа министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области (г. Тула, ОГРН 1097154027299, ИНН 7107519810) (далее по тексту - ответчик, министерство) от 08.06.2017 N 24/08 в установлении норматива потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее также - норматив), выраженного в письме от 22.09.2017 N 21-01-21/5621.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: государственная жилищная инспекция Тульской области (г. Тула, ОГРН 1037101135246, ИНН 7107071920), акционерное общество "ТНС Энерго Тула" (г. Тула, ОГРН 1067105008376, ИНН 7105037307).
Решением Арбитражного суда Тульской области от 28.03.2018 заявленное требование оставлено без удовлетворения. Судебный акт мотивирован законностью оспариваемого отказа министерства.
В апелляционной жалобе ООО "Жилсистема" просит данное решение суда отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, и принять по делу новый судебный акт. В обоснование своей позиции ссылается на то, что судом первой инстанции неправильно истолкованы нормы - пункты 9 и 11 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306.
В отзыве на апелляционную жалобу министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области просит решение суда оставить без изменения.
Акционерное общество "ТНС Энерго Тула" в ходатайстве полагает, что решение суда является законным и обоснованным.
Государственная жилищная инспекция Тульской области отзыв на апелляционную жалобу не представила.
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.
Как усматривается из материалов дела, ООО "Жилсистема" обратилось в министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области с заявлением от 25.08.2017 N 509, в котором просило сообщить, на какой стадии находится разработка норматива для заявителя, являющегося управляющей организацией в отношении 98 многоквартирных домов, находящихся в городе Кимовске Тульской области.
В ответ на указанное обращение министерство направило письмо от 22.09.2017 N 21-01-21/5621, в котором сообщило обществу, что установление норматива отдельно для управляющей организации не предусмотрено законодательством Российской Федерации, а также указало, что на территории Тульской области действуют нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах, утвержденные приказом министерства от 30.05.2017 N 44.
Полагая, что указанный отказ министерства не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы общества, ООО "Жилсистема" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассматривая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу указанной нормы и разъяснений, данных в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8, основанием для признания недействительными ненормативных актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц является одновременное несоответствие этих ненормативных актов, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение ими прав и законных интересов заявителя.
Порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления) и требования к их формированию урегулирован Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306.
Согласно пункту 9 Правил N 306 установление нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме производится по инициативе уполномоченных органов, ресурсоснабжающих организаций, а также управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных или иных специализированных потребительских кооперативов либо их объединений (далее - управляющие организации).
В случае если установление нормативов потребления коммунальных услуг или нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме производится по инициативе ресурсоснабжающих организаций или управляющих организаций, указанные организации в соответствии с абзацев вторым пункта 9 Правил представляют в уполномоченные органы документы, перечень и содержание которых определяются нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 10 Правил N 306 нормативы потребления в отношении коммунальных ресурсов, потребляемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, устанавливаются по каждому виду потребляемых коммунальных ресурсов (за исключением тепловой энергии), которые определяются степенью благоустройства многоквартирного дома, а также наличием ресурсопотребляющего оборудования и устройств, включенных в состав общего имущества.
Абзацем первым пункта 11 Правил N 306 предусмотрено, что нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях.
При различиях в конструктивных и технических параметрах, степени благоустройства, а также климатических условиях, в которых расположены многоквартирные дома или жилые дома, указанные нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются в соответствии с категориями многоквартирных домов и жилых домов, предусмотренными приложением N 2 к Правилам.
В силу абзаца второго пункта 11 Правил N 306 при наличии в субъекте Российской Федерации многоквартирных домов и жилых домов, имеющих конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, не предусмотренные категориями жилых помещений, определенными в приложении N 2 к настоящим Правилам, по решению уполномоченного органа категории многоквартирных домов и жилых домов могут быть дополнены.
Согласно пунктам 13 и 14 Правил N 306 нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме определяются с применением расчетного метода с использованием формул согласно приложению N 1 к Правилам и устанавливаются на срок не менее 3 лет (равно как и нормативы потребления коммунальных услуг).
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что совокупность правовых норм, закрепленных в пунктах 9, 10, 11, 13 и 14 Правил N 306 и приложении N 1 к Правилам, регламентирующем порядок расчета норматива, свидетельствует о том, что норматив устанавливается единым для многоквартирных домов, отнесенных к соответствующей категории в соответствии с пунктом 11 Правил N 306.
Судом установлено и подтверждено представителем общества, что все находящиеся в управлении общества многоквартирные дома относятся к одной категории - "Многоквартирные дома, не оборудованные лифтами и электроотопительными и электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения при отсутствии чердаков (технических этажей) и подвалов (технических подвалов)", которая предусмотрена пунктом 1 Приложения N 2 к приказу министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 30.05.2017 N 44 и применительно к которой установлен норматив, составляющий 1,47 кВт. час на 1 кв. метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
Довод общества о возможности установления отдельного норматива для каждой конкретной управляющей организации либо для конкретного перечня домов, находящихся в управлении одной управляющей организации, обоснованно отклонен судом первой инстанции, как основанный на ошибочном толковании Правил N 306.
Отклоняя довод общества о необходимости расчета норматива с учетом включения в состав отобранных многоквартирных домов (выборки) только тех 98 многоквартирных домов, которые находятся в управлении общества, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что данный расчет не согласуется с указанными в приложении N 1 к Правилам формулами, используемыми для определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Признавая несостоятельной ссылку общества на абзац первый пункта 9 Правил, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что в нем лишь перечисляются лица, наделенные правом проявить инициативу по установлению единых нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; установление соответствующих нормативов по инициативе любого из перечисленных в абзаце первом пункта 9 Правил лиц фактически лишает других лиц возможности повторно инициировать рассмотрение аналогичного вопроса.
Поскольку, как отмечено выше, нормативы потребления коммунальных услуг на момент оспариваемого обществом отказа были установлены приказом министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 30.05.2017 N 44, который согласно пункту 4 распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 15.12.2016, то их пересмотр и принятие новых нормативов в течение трехлетнего периода невозможны за исключением случаев, прямо поименованных в пункте 16 Правил 306.
Вместе с тем доказательств наличия указанных случаев заявителем в материалы дела в нарушение положений части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о правомерности выданного министерством оспариваемого отказа и, как следствие, обоснованно оставил без удовлетворения заявленное ООО "Жилсистема" требование.
Доводы апелляционной жалобы основаны на ином ошибочном толковании вышеприведенных нормативных положений во взаимосвязи с установленными по делу фактическими обстоятельствами и не опровергают правомерность выводов суда первой инстанции, в связи с чем оснований для ее удовлетворения у судебной коллегии не имеется.
Из платежного поручения от 20.04.2018 N 262 следует, что ООО "Жилсистема" уплатило государственную пошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 3 000 рублей, в связи с чем на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ 1 500 рублей подлежит возврату обществу.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тульской области от 28.03.2018 по делу N А68-14021/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилсистема" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Жилсистема" (Тульская область, г. Кимовск, ОГРН 1147154036370, ИНН 7115501990) из федерального бюджета госпошлину в сумме 1 500 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 20.04.2018 N 262.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.В. Еремичева |
Судьи |
Е.В. Мордасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А68-14021/2017
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 26 сентября 2018 г. N Ф10-3786/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: АО "ТНС Энерго Тула", Государственная жилищная инспекция ТО, ООО "Жилсистема"
Ответчик: Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области
Третье лицо: Государственная жилищная инспекция Тульской области, ОАО "Тульская энергосбытовая компания"