г. Калуга |
|
2 октября 2018 г. |
Дело N А54-3973/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25.09.2018 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 02.10.2018.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Чаусовой Е.Н. |
Судей |
Радюгиной Е.А. |
|
Ермакова М.Н. |
При участии в заседании: |
|
от предпринимателя Комарова А.В. (ОГРНИП 304623035600304, г. Рязань) |
не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, |
от Межрайонной инспекции ФНС России N 3 по Рязанской области (г. Рязань, ул. Горького, д. 1) |
Масловой И.С. - представителя (доверен. от 22.12.2017 г. N 2.2-10/18071) Курохтина А.А. - представителя (доверен. от 01.12.2017 г. N 2.2-10/16324) |
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Рязанской области, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Комарова Алексея Викторовича на решение Арбитражного суда Рязанской области от 23.01.2018 г. (судья Ушакова И.А.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2018 г. (судьи Тимашкова Е.Н., Мордасов Е.В., Большаков Д.В.) по делу N А54-3973/2017,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Комаров Алексей Викторович обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции ФНС России N 3 по Рязанской области от 23.11.2016 г. N 2.9-12/25.
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 23.01.2018 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2018 г. решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Комаров А.В. просит решение и постановление судов отменить, как принятые с нарушением норм материального и процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, Межрайонной инспекцией ФНС России N 3 по Рязанской области проведена выездная налоговая проверка индивидуального предпринимателя Комарова А.В., по результатам которой составлен акт от 26.08.2016 г. N 2.9-12/204 и принято решение от 23.11.2016 г. N 2.9-12/25 о доначислении налогов, пени, применении налоговых санкций.
Решением Управления ФНС России по Рязанской области от 17.03.2017 г. N 2.15-12/03984 жалоба налогоплательщика оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с решением инспекции, Комаров А.В. обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу пункта 1 статьи 227 НК РФ исчисление и уплату налога в соответствии с настоящей статьей производят физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности.
Согласно статье 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 настоящего Кодекса.
Пунктом 3 статьи 210 НК РФ предусмотрено, что для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 настоящего Кодекса, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 - 221 настоящего Кодекса, с учетом особенностей, установленных настоящей главой.
В соответствии со статьей 221 НК РФ при исчислении налоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 210 настоящего Кодекса право на получение профессиональных налоговых вычетов имеют налогоплательщики, указанные в пункте 1 статьи 227 настоящего Кодекса, - в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов.
При этом состав указанных расходов, принимаемых к вычету, определяется налогоплательщиком самостоятельно в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному главой "Налог на прибыль организаций".
В статье 252 НК РФ определено, что расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Налоговый орган в ходе проверки пришел к выводу о неправомерном включении Комаровым А.В. в 2014 году в состав затрат при исчислении налога на доходы физических лиц расходов на сумму 2871412 руб. 10 коп., сославшись на отсутствие документального подтверждения налогоплательщиком приобретения товара на эту сумму в целях осуществления предпринимательской деятельности.
Рассматривая спор по этому эпизоду, суды первой и апелляционной инстанции установили, что предприниматель не представил доказательств реализации спорного товара на указанную сумму, в том числе в последующих налоговых периодах, или доказательств иного использования этого товара в предпринимательской деятельности, равно и доказательств наличия у него этого товара.
При таких обстоятельствах суды правомерно поддержали позицию инспекции о завышении Комаровым А.В. в 2014 г. профессиональных налоговых вычетов на сумму 2871412 руб. 10 коп.
В соответствии с Соглашением от 25.01.2008 г. "О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе" и Протоколом от 11.12.2009 г. "О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе" (действующими в спорный период), взимание косвенных налогов по товарам, импортируемым на территорию одного государства - члена таможенного союза с территории другого государства - члена таможенного союза, осуществляется налоговым органом государства - члена таможенного союза, на территорию которого импортированы товары, по месту постановки на учет налогоплательщиков - собственников товаров.
Пунктом 2 статьи 2 Протокола установлено, что для целей уплаты НДС налоговая база определяется на дату принятия на учет у налогоплательщика импортированных товаров (но не позднее срока, установленного законодательством государства - члена таможенного союза, на территорию которого импортируются товары) на основе стоимости приобретенных товаров (в том числе товаров, являющихся результатом выполнения работ по договору (контракту) об их изготовлении), а также товаров, полученных по договору (контракту) товарного кредита (товарного займа, займа в виде вещей), товаров, являющихся продуктом переработки давальческого сырья, и акцизов, подлежащих уплате по подакцизным товарам.
Суммы косвенных налогов, подлежащие уплате по товарам, импортированным на территорию одного государства - члена таможенного союза с территории другого государства - члена таможенного союза, исчисляются налогоплательщиком по налоговым ставкам, установленным законодательством государства - члена таможенного союза, на территорию которого импортированы товары (п.5 ст.2 Протокола).
Косвенные налоги, за исключением акцизов по маркируемым подакцизным товарам, уплачиваются не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров (п.8 ст.2 Протокола).
Налогоплательщик обязан представить в налоговый орган соответствующую налоговую декларацию по форме, установленной законодательством государства - члена таможенного союза, на территорию которого импортированы товары, в том числе по договору (контракту) лизинга, не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров (срока платежа, предусмотренного договором (контрактом) лизинга) (п.8 ст.2 Протокола).
В случаях неуплаты, неполной уплаты косвенных налогов по импортированным товарам, уплаты таких налогов в более поздний срок по сравнению с установленным пунктом 7 настоящей статьи, а также в случаях выявления фактов непредставления налоговых деклараций, представления их с нарушением срока, установленного пунктом 8 настоящей статьи, либо в случаях несоответствия данных, указанных в налоговых декларациях, данным, полученным в рамках обмена информацией между налоговыми органами государств - членов таможенного союза, налоговый орган взыскивает косвенные налоги и пени в порядке и размере, установленном законодательством государства - члена таможенного союза, на территорию которого импортированы товары, а также применяет способы обеспечения исполнения обязательств по уплате косвенных налогов, пеней и меры ответственности, установленные законодательством этого государства (п.9 ст.2 Протокола).
Судами установлено, что Комаровым А.В. в 2014 г. не в полном объеме задекларирован товар, ввезенный с территории Республики Беларусь, и не исчислен и не уплачен налог на добавленную стоимость в сумме 975397 руб., что подтверждается товарными накладными, счетами-фактурами, книгами покупок и продаж, заявлениями о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, налоговыми декларациями.
Факт нарушения и произведенный инспекцией расчет доначисленного налога на добавленную стоимость Комаровым А.В. не опровергнут.
Довод кассационной жалобы о несоответствии акта проверки требованиям статьи 100 НК РФ, Приказу ФНС России от 08.05.2015 г. N ММВ-7-2/189@, а также довод о необеспечении возможности участвовать в рассмотрении материалов проверки и нерассмотрении налоговым органом его объяснений, заявлялись в ходе судебного разбирательства, были оценены и отклонены, поскольку нарушения прав и интересов предпринимателя в ходе проведения инспекцией проверки, оформлении ее результатов и рассмотрении материалов проверки, установлено не было.
Материалы дела свидетельствуют о том, что акт проверки вручен предпринимателю лично и все подготовленные им возражения рассмотрены инспекцией, о чем отражено в решении.
Также инспекцией было направлено в адрес предпринимателя решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля, уведомление о вызове для ознакомления с результатами дополнительных мероприятий, протокол об ознакомлении с материалами дополнительных мероприятий, так как предприниматель в налоговый орган не явился.
В соответствии с п.6.1 ст.101 НК РФ предпринимателю было предоставлено право на представление возражений после проведения дополнительных мероприятий налогового контроля.
По заявлениям предпринимателя об ознакомлении с материалами проверки ему предоставлялась такая возможность и предоставлялись копии материалов проверки, направлялись извещения о рассмотрении материалов проверки, которые переносились по заявлениям Комарова А.В. неоднократно, причем в отсутствии документов, подтверждающих его доводы о болезни.
Поскольку извещенный о рассмотрении материалов проверки 23.11.2016 г. предприниматель не явился, налоговый орган правомерно принял оспариваемое решение.
Все доводы, приведенные в кассационной жалобе, выражают лишь несогласие с выводами судов, заявлялись ранее в ходе судебного разбирательства, были рассмотрены судами и обоснованно отклонены.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемые судебные акты, кассационная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Рязанской области от 23.01.2018 г. и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2018 г. по делу N А54-3973/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, предусмотренном ст.291.1, ст.291.2 АПК РФ.
Председательствующий |
Е.Н. Чаусова |
Судьи |
Е.А. Радюгина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.