г.Калуга |
|
17 октября 2018 г. |
Дело N А84-2918/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17.10.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 17.10.2018.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Сорокиной И.В. |
Судей |
Бутченко Ю.В. |
|
Циплякова В.В. |
при участии в заседании: |
|
от истца Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя
от ответчиков публичного акционерного общества "Концерн Галнефтегаз"
частного предприятия "Крым-Леспромстрой" |
- представитель не явился, извещен надлежаще;
- представитель не явился, извещен надлежаще;
- представитель не явился, извещен надлежаще; |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы частного предприятия "КрымЛеспромстрой" и публичного акционерного общества "Концерн Галнефтегаз" на решение Арбитражного суда города Севастополя от 30.01.2018 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2018 (с учетом исправлений, внесенных определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2018) по делу N А84-2918/2017,
УСТАНОВИЛ:
Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, г.Севастополь (ОГРН 1149204009932, ИНН 9204005268), обратился в Арбитражный суд города Севастополя с исковым заявлением к публичному акционерному обществу "Концерн Галнефтегаз", г.Львов, Украина (ЕГРПОУ 31729918, ИНН 317299113060), о взыскании 2 199 092 руб. 99 коп. арендной платы по договору аренды земельного участка от 11.01.2007 и к частному предприятию "Крым-Леспромстрой", г.Симферополь, о взыскании 12 975 307 руб. 21 коп. арендной платы по договору аренды земельного участка от 11.01.2007.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 30.01.2018 (судья Погребняк А.С.) исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2018 (с учетом исправлений, внесенных определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2018) (судьи Колупаева Ю.В., Евдокимов И.В., Тарасенко А.А.), решение суда первой инстанции изменено, исковые требования удовлетворены частично: с ЧП "Крым-Леспромстрой" взыскана задолженность за период с 01.02.2015 по 09.11.2016 в сумме 9 413 343 руб. 17 коп., проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 1 091 983 руб. 70 коп.; с ПАО "Концерн Галнефтегаз" взыскана задолженность по арендной плате за период с 10.11.2016 по 28.02.2017 в сумме 2 105 479 руб. 75 коп., проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 35 520 руб. 29 коп.; в удовлетворении иска в остальной части отказано.
Ссылаясь на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, ЧП "Крым-Леспромстрой" и ПАО "Концерн Галнефтегаз" обратились в суд округа с кассационными жалобами, в которых просят принятые судебные акты отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении иска.
Участвующие в деле лица, извещенные о времени и месте рассмотрения кассационных жалоб надлежащим образом, своих представителей в суд округа не направили. Дело рассмотрено в отсутствие истца и ответчика в порядке, предусмотренном ст.284 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационных жалоб, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в силу следующих обстоятельств.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, решением Инкерманского городского Совета депутатов от 21.03.2006 N 27/584 утвержден проект землеустройства N 05-008 по отводу земельного участка ЧП "Крым-Леспромстрой", согласно которому ЧП "Крым-Леспромстрой" передавался в аренду сроком на 50 лет земельный участок площадью 3,310 га (категория земель: земли промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения) для строительства и обслуживания перевалочно-контейнерной складской базы с АЗС и автомойкой по Симферопольскому шоссе в г. Инкерман.
На основании указанного решения 22.12.2006 между Инкерманским городским Советом депутатов (арендодатель) и ЧП "Крым-Леспромстрой" (арендатор) был заключен договор аренды земли N 7/01/06-3, по условиям которого арендатор принимает в срочное платное пользование земельный участок для строительства и обслуживания перевалочно-контейнерной складской базы с АЗС и автомойкой по Симферопольскому шоссе в г. Инкерман Балаклавского района города Севастополя, площадью 3,3100 га, в том числе под охранными зонами - 1,3551 га, кадастровый номер 8536310300:73:005:0016.
Договор зарегистрирован в Севастопольском филиале ГП "Центр Государственного земельного кадастра при Государственном комитете Украины по земельным ресурсам" 11.01.2007 за N 040776200002.
Согласно п.3.1 договора он заключен на срок 50 лет.
Из п.2.4 договора следует, что нормативная денежная оценка земельного участка составляет (по состоянию на 01.01.2006):
- на период строительства до сдачи объекта в эксплуатацию - 4 869 432 грн;
- после сдачи объекта в эксплуатацию - 9 738 863 грн.
В соответствии с п. 4.2 и 4.3 договора годовая арендная плата составляет (по состоянию на 01.01.2006):
- на период строительства до сдачи объекта в эксплуатацию - 219 124,44 грн;
- после завершения строительства и сдачи объекта в эксплуатацию - 438 247,35 грн.
В силу п.4.4 договора исчисление арендной платы за землю осуществляется с учетом индексов инфляции.
Из п.4.6 договора следует, что арендатор самостоятельно исчисляет сумму арендной платы ежегодно по состоянию на 1 января и до 1 февраля текущего года предоставляет соответствующему органу государственной налоговой службы по местонахождению земельного участка налоговую декларацию на текущий год по форме, установленной центральным налоговым органом с разбивкой годовой суммы равными долями по месяцам. Предоставление такой декларации освобождает от обязанности предоставления ежемесячных деклараций. Арендатор имеет право представлять ежемесячно новую отчетную налоговую декларацию, что не освобождает его от обязанности предоставления налоговой декларации до 01 февраля текущего года.
Согласно п.4.7 договора размер арендной платы пересматривается один раз в год в случаях, в том числе, изменения условий хозяйствования, предусмотренных договором, изменения размеров земельного налога, повышения цен, тарифов, в том числе вследствие инфляции, в иных случаях, предусмотренных законодательством.
Земельный участок передан арендатору в фактическое пользование по акту приема-передачи от 22.12.2006.
Согласно материалам дела ПАО "Концерн Галнефтегаз" является собственником объекта недвижимости - здания операторной с магазином и легковой портальной мойкой, общей площадью 464,60 кв.м. по адресу: г. Севастополь, Симферопольское шоссе, 18а на основании договора купли-продажи автозаправочного комплекса от 10.08.2011. Регистрация права собственности осуществлена 10.11.2016
Как следует из письма Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя (Севреестр) от 10.03.2016 исх.2016/1650, в соответствии с постановлением Правительства Севастополя от 28.11.2014 N 515 "Об утверждении нормативной цены земли" (в редакции постановления Правительства Севастополя от 16.10.2015 N 970-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Севастополя от 28.11.2015 N 515 "Об утверждении нормативной цены земли"), нормативная оценка земельного участка площадью 3,3100 га, расположенного по адресу: г. Инкерман, Симферопольское шоссе, предоставленного для строительства и обслуживания перевалочно-контейнерной складской базы с АЗС и автомойкой, составляет 151 746 288 руб. с учетом коэффициента видов разрешенного использования "для земель предпринимательства".
Руководствуясь установленной Правительством Севастополя нормативной ценой указанного земельного участка, 13.04.2017 истцом в адрес ответчиков направлены официальные уведомления о невыполнении существенных условий заключенного договора аренды земли от 11.01.2007 с указанием на наличие задолженности по арендной плате за землю и штрафным санкциям.
Ссылаясь на неисполнение ЧП "Крым-Леспромстрой" обязательств по внесению арендной платы за период с 01.02.2015 по 09.11.2016 (до момента регистрации права собственности на объект недвижимого имущества за ПАО "Концерн Галнефтегаз"), а также на отсутствие платы за пользование землей со стороны ПАО "Концерн Галнефтегаз" с 10.11.2016, департамент обратился в арбитражный суд с соответствующим иском.
По мнению кассационной инстанции, удовлетворяя заявленные исковые требования в соответствующей части, суд апелляционной инстанции обоснованно исходил из следующего.
Принимая во внимание положения ч.3 ст.1, ст.23 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов Республики Крым и города федерального значения Севастополя", ст.4, ст.422, ст.1211 ГК РФ, ст.14 АПК РФ, суды обеих инстанций пришли к правомерному выводу о том, что при рассмотрении настоящего спора подлежит применению законодательство, действовавшее в период возникновения соответствующих правоотношений, в связи с чем к спорным правоотношениям подлежат применению нормы гражданского и хозяйственного законодательства Украины.
При этом судебные инстанции правомерно отметили, что нормы гражданского законодательства Украины, регулирующие спорные отношения, не должны входить в прямое противоречие с нормами права Российской Федерации в данном вопросе.
Учитывая, что требования Департамента основаны на правоотношениях, возникших из договора аренды земельного участка от 24.12.2004, а иск заявлен после 18.03.2014 (в 2007 году), судебные инстанции пришли к правильному выводу, что спорные отношения являются длящимися, и к ним подлежат применению как нормы законодательства Украины, так и аналогичные нормы законодательства Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями ч.2 ст.31 Устава города Севастополя от 14.04.2014 N 1-ЗС, статей 2, 23 и 25 Закона города Севастополя от 30.04.2014 N 5-ЗС "О Правительстве Севастополя", а также пунктов 1.1, 1.8, 2.1, 2.3 и 4.2 Положения о Департаменте по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 16.06.2015 N 521-ПП, пришел к правомерному выводу о том, что права и обязанности арендодателя по договору, включая право на обращение с исковыми требованиями о взыскании задолженности по заключенному договору, перешли к Департаменту, который и является надлежащим истцом по настоящему делу.
Согласно ст.606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В соответствии с п.1 ст.614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
Аналогичные нормы содержатся в ст.759 Гражданского кодекса Украины и ст.283 Хозяйственного кодекса Украины.
В соответствии со ст.2 Закона Украины от 06.10.1998 N 161-XIV "О плате за землю", статьей 65 Земельного кодекса РФ использование земли является платным.
Размер арендной платы за пользование земельным участком является регулируемым, что соответствует требованиям ст.632 Гражданского кодекса Украины, статей 2, 19 Закона Украины "О плате за землю", ч.4 ст. 22, ст.65 Земельного кодекса РФ, а также разъяснениям, изложенным в пунктах 16, 19 постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды".
Из положений ст.271 Налогового кодекса Украины следует, что базой налогообложения является нормативная денежная оценка земельных участков с учетом коэффициента индексации, определенного в соответствии с порядком, установленным этим разделом.
В силу ст.286.2 Налогового кодекса Украины плательщики платы за землю (кроме физических лиц) самостоятельно исчисляют сумму налога ежегодно по состоянию на 1 января и не позднее 20 февраля текущего года подают соответствующему органу государственной налоговой службы по местонахождению земельного участка налоговую декларацию на текущий год по форме, установленной в порядке, предусмотренном статьей 46 настоящего Кодекса, с разбивкой годовой суммы равными частями по месяцам. При подаче первой декларации (фактического начала деятельности в качестве плательщика платы за землю) вместе с ней подается справка (выписка) о размере нормативной денежной оценки земельного участка, а в дальнейшем такая справка подается в случае утверждения новой нормативной денежной оценки земли.
Статьей 18 Закона Украины "Об оценке земли" предусмотрено, что нормативная денежная оценка земельных участков проводится в соответствии с государственными стандартами, нормами, правилами, а также других нормативно-правовых актов на землях всех категорий и форм собственности. Нормативная денежная оценка земельных участков, расположенных в пределах населенных пунктов независимо от их целевого назначения, проводится не реже чем один раз в 5-7 лет.
При этом согласно положениям статей 20 и 23 указанного Закона по результатам бонитировки почв, экономической оценки земель и нормативной денежной оценки земельных участков в пределах населенных пунктов составляется техническая документация, которая утверждается соответствующим сельским, поселковым, городским советом.
Исходя из толкования вышеприведенных норм, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу о том, что плата за пользование земельным участком находится в прямой зависимости от установленной нормативной денежной оценки земли, и потому изменение данной оценки влечет пересмотр размера арендной платы и подлежит самостоятельному пересчету арендатором, исходя из условий договора и нормативной денежной оценки земли. При этом цена аренды земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности является регулируемой и подлежит определению с учетом фиксированной ставки арендной платы, устанавливаемой компетентными органами государственной (муниципальной) власти.
Частью 1 ст.12.1 Закона N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" установлено, что до 1 января 2019 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Законом города Севастополя от 25.07.2014 N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя" установлены особенности регулирования земельных и иных имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество на территории города Севастополя.
В силу п.1 ст.10 Закона N 46-ЗС порядок определения нормативной цены земли в отношении земельных участков устанавливается Правительством Севастополя.
Согласно положениям п.1 постановления Правительства Севастополя от 11.02.2015 N 88-П (с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Севастополя от 01.04.2016 N 258-ПП) с 01.01.2015 до момента приведения договоров аренды земельных участков, находящихся в собственности города Севастополя, заключенных до 21 марта 2014 года, в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации арендная плата за такие земельные участки рассчитывается согласно условиям договоров аренды (с учетом дополнительных соглашений) с применением нормативной денежной оценки земельных участков, действующей на территории города Севастополя с 01.01.2012, переведенной в рубли по курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на 1 января 2015 г. Данное постановление действует с 01.01.2015 года.
Таким образом, исходя из приведенных положений норм права, судебные инстанции обоснованно указали на то обстоятельство, что при расчете арендной платы по договорам аренды земельных участков, находящихся в собственности города Севастополя, заключенным до 21.03.2014, не может применяться нормативная денежная оценка земельного участка, которая действовала до 01.01.2012, так как она прекратила свое действие в соответствии законодательством Украины и Российской Федерации. Таким образом, нормативная денежная оценка спорного земельного участка действовавшая на территории города Севастополя до 01.01.2012, во всяком случае прекратила свое действие не позднее 01.01.2013 в силу ст.18 Закона Украины "Об оценке земли" и потому не может быть использована в качестве нормативной цены земли при определении размера арендной платы за спорный период.
Также суды правомерно руководствовались разъяснениями, изложенными в постановлении Президиума ВАС РФ от 02.02.2010 N 12404/09, где указано, что стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен. Поскольку ставки арендной платы за пользование земельными участками являются регулируемыми, стороны обязаны руководствоваться этими ставками при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не вправе применять другой размер арендной платы. Поэтому независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом стороны не лишены права требовать друг от друга внесения изменений, обусловленных изменениями законодательства, в заключенный ими договор аренды.
В силу ст.25 Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" под нормативной ценой земли понимается показатель, характеризующий стоимость участка определенного качества и местоположения, исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости. Порядок определения нормативной цены земли устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно п.1 постановления Правительства РФ от 15.03.1997 N 319 "О порядке определения нормативной цены земли" нормативная цена земли применяется в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и ежегодно определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для земель различного целевого назначения по оценочным зонам, административным районам, поселениям или их группам.
Как следует из ч.8 ст.391 Налогового кодекса Российской Федерации, до 1 января года, следующего за годом утверждения на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя результатов массовой кадастровой оценки земельных участков, налоговая база в отношении земельных участков, расположенных на территориях указанных субъектов Российской Федерации, определяется на основе нормативной цены земли, установленной на 1 января соответствующего налогового периода органами исполнительной власти Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
Судами обеих инстанций установлено, что нормативная цена спорного земельного участка определена Департаментом в соответствии с постановлением Правительства Севастополя от 28.11.2014 N 515 "Об утверждении нормативной цены земли", и она составила 151 746 288 руб. с учетом коэффициента видов разрешенного использования земель: "для земель предпринимательства". На основании установленной нормативной цены департаментом определен размер годовой арендной платы за землю в сумме 6 828 582 руб. 96 коп.
Таким образом, исходя из толкования вышеприведенных норм применительно к фактическим обстоятельствам настоящего дела, суды пришли к правильному выводу о том, что поскольку изменение размера арендной платы за пользование землю произошло в силу изменения ставки в соответствии с законом и новой нормативной денежной оценкой земель, а не из волеизъявления сторон договора, то необходимость уплаты арендной платы в новом размере возникла у ответчиков независимо от внесения изменений в договор аренды.
При этом размер арендной платы, хотя и установлен договором, подлежит самостоятельному пересчету арендатором, исходя из условий договора и нормативной денежной оценки земли.
В соответствии с условиями заключенного договора аренды, арендатор обязался вносить арендную плату ежемесячно до 15 числа, следующего за отчетным периодом.
Принимая во внимание установленный факт неисполнения ответчиками денежных обязательств по договору аренды от 11.01.2007, в отсутствие доказательств надлежащего и своевременного погашения имеющейся задолженности и признав произведенный истцом ее расчет верным, суды, руководствуясь положениями статей 309, 310, 614 ГК РФ, статей 525, 526, 530 ГК Украины, правомерно удовлетворили требование о взыскании задолженности с ЧП "Крым-Леспромстрой" за период с 01.02.2015 по 09.11.2016 в сумме 9 413 343 руб. 17 коп.
Кроме того, суды правомерно удовлетворили исковые требования Департамента к ПАО "Концерн Галнефтегаз" в части взыскания задолженности по арендной плате в сумме 2 105 479 руб. 75 коп., мотивируя свои выводы тем обстоятельством, что на территории спорного земельного участка расположено недвижимое имущество, принадлежащее данному ответчику, в силу чего к последнему перешли права и обязанности арендатора, включая обязанность производить оплату за пользование землей.
В силу п.1 ст.35 Земельного кодекса Российской Федерации при переходе права собственности на здание, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
Согласно п.1 ст.552 ГК РФ по договору продажи здания, сооружения или другой недвижимости покупателю одновременно с передачей права собственности на такую недвижимость передаются права на земельный участок, занятый такой недвижимостью и необходимый для ее использования.
По смыслу абзаца 2 п.3 ст.552 ГК РФ при приобретении недвижимости, находящейся на земельном участке, не принадлежащем отчуждателю, покупатель приобретает право пользования соответствующим участком на тех же условиях, что и отчуждатель.
Как следует из разъяснений, содержащихся в п.25 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" и п.14 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", при продаже недвижимости, находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, к покупателю этой недвижимости с момента государственной регистрации перехода права собственности на нее переходит то право на земельный участок, которое принадлежало продавцу недвижимости, а также связанные с этим правом обязанности при наличии таковых (перемена лица в договоре аренды). Покупатель недвижимости находящейся на земельном участке, принадлежащем продавцу на праве аренды, с момента регистрации перехода права собственности на такую недвижимость приобретает право пользования земельным участком, занятым зданием, строением, сооружением и необходимым для их использования на праве аренды, независимо от того, оформлен ли в установленном порядке договор аренды между покупателем недвижимости и собственником участка.
Судами, исходя из материалов дела, установлено, что 10.11.2016 было зарегистрировано право собственности за ПАО "Концерн Галнефтегаз" на объект недвижимости - здание операторной с магазином и легковой портальной мойкой, общей площадью 464,60 кв.м. по адресу: г.Севастополь, Симферопольское шоссе, 18а на основании договора купли-продажи автозаправочного комплекса от 10.08.2011.
С момента государственной регистрации права собственности на объект недвижимости новому собственнику переходит право пользования земельным участком на том же праве, что и у предыдущего собственника, то есть фактически к ПАО "Концерн Галнефтегаз" перешло право аренды по договору от 11.01.2007.
Установив тот факт, что за период пользования земельным участком с 10.11.2016 ПАО "Концерн Галнефтегаз" не вносило соответствующую арендную плату, судебные инстанции правомерно взыскали вышеуказанную сумму задолженности в пользу истца, признав расчет такой задолженности обоснованным.
Кроме того, судебные инстанции справедливо признали право истца на получение процентов по ст.395 ГК РФ по день фактического исполнения обязательства.
Пунктом 1 ст.395 ГК РФ предусмотрено, что в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Из представленного расчета истца, документально не оспоренного ответчиком, усматривается, что проценты за пользование чужими денежными средствами, взыскиваемые с ЧП "Крым-Леспромстрой", составляют 1 091 983 руб. 70 коп., с ПАО "Концерн Галнефтегаз" - 35 520 руб. 29 коп. Расчет судебными инстанциями проверен и признан верным.
Кассационная коллегия соглашается с выводами суда апелляционной инстанции в части отказа во взыскании с ответчиков пени в виде штрафных санкций за ненадлежащее исполнение своих обязательств по договору аренды.
Так, согласно п.4.9 договора от 11.01.2007 в случае невнесения арендной платы в сроки, определенные договором, взимается пеня в размере двойной учетной ставки НБУ от неуплаченной суммы за каждый день просрочки в соответствии с законодательством.
Пунктом 16.4.1 Закона Украины от 21.12.2000 N 2181-III "О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами" предусмотрено, что пеня насчитывается на сумму налогового долга (включая сумму штрафных санкций при их наличии) из расчета 120 процентов годовых учетной ставки Национального банка Украины, действующей на день возникновения такого налогового долга или на день его (его части) погашения, в зависимости от того, которая из величин таких ставок является большей, за каждый календарный день просрочки в его уплате.
Однако, как правильно указал суд апелляционной инстанции, данный Закон Украины утратил силу 01.01.2011 в связи с принятием Налогового кодекса Украины.
Согласно статье 332 ГК РФ кредитор вправе требовать уплаты неустойки, определенной законом, независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон.
В то же время действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрена законная неустойка за нарушения денежного обязательства в сфере арендных правоотношений.
Исходя из изложенного, апелляционная коллегия пришла к правильному выводу о том, что истцом насчитаны штрафные санкции на основании Закона Украины, который с 01.01.2011 утратил силу, при этом применена учетная ставка НБУ. Поскольку действующим законодательством определен порядок перерасчета арендной платы и сумм штрафных санкций, возникших до 31.12.2014, в рубли, то базой для начисления каких-либо штрафных санкций может выступать лишь сумма, указанная в рублях. Поэтому начисление пени в размере учетной ставки НБУ на задолженность, которая определена с 01.01.2015 в рублях, в качестве базы недопустимо и противоречит нормативно-правовому регулированию в части применения меры ответственности за нарушения обязательств.
Довод ПАО "Концерн Галнефтегаз" о необоснованном взыскании с него задолженности по арендной плате ввиду отсутствия между данным ответчиком и истцом договорных отношений по поводу аренды спорного земельного участка подлежит отклонению как противоречащий положениям ст.552 ГК РФ и ст.35 ЗК РФ. В данном случае отсутствие заключенного договора аренды не освобождает собственника недвижимого имущества, расположенного на участке, находящемся в государственной (муниципальной) собственности, от платы за пользование данным земельным участком.
Иные доводы кассаторов не опровергают выводы судов, а выражают лишь несогласие с ними, дают иную правовую оценку установленным обстоятельствам и по существу сводятся к переоценке доказательств, положенных в обоснование содержащихся в обжалуемых судебных актах выводов. В силу статьи 286 АПК РФ переоценка доказательств не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции полагает, что выводы суда первой инстанции в части, оставленной в силе постановлением суда апелляционной инстанции, а также выводы апелляционного суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального и процессуального права. Вместе с тем, поскольку решение суда первой инстанции в части удовлетворения первоначального иска было изменено апелляционной инстанцией, суд кассационной инстанции полагает необходимым оставить в силе постановление апелляционного суда.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2018 (с учетом исправлений, внесенных определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2018) по делу N А84-2918/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном ст. 291.1 АПК РФ.
Председательствующий |
И.В. Сорокина |
Судьи |
Ю.В. Бутченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.