г. Калуга |
|
22 октября 2018 г. |
Дело N А84-175/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16.10.2018.
Полный текст постановления изготовлен 22.10.2018.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Стрегелевой Г.А.,
судей Ключниковой Н.В., Лукашенковой Т.В.,
при участии представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Центр упаковки и дизайна" (ОГРН 1149204022329, ИНН 9204011293, ул.Шабалина, 29, г.Севастополь, 299029) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
от Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя (ул.Ленина, 2, г.Севастополь, 299011) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Центр упаковки и дизайна" на решение Арбитражного суда города Севастополя от 20.03.2018 (судья Александров А.Ю.) и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2018 (судьи Голик В.С., Омельченко В.А., Колупаева Ю.В.) по делу N А84-175/18,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Центр упаковки и дизайна" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением о признании недействительным предписания Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя (далее - Департамент) от 19.12.2017 N 140 о демонтаже рекламных конструкций.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 20.03.2018, оставленным без изменения постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2018, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе ООО "Центр упаковки и дизайна" просит отменить решение и постановление судов и принять новое решение об удовлетворении требования общества, указывая на нарушение и неправильное применения судами норм материального и процессуального права.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания, не явились, в связи с чем, кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность судебных актов проверена кассационной инстанцией по правилам ст. 286 АПК РФ.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены решения и постановления.
Из материалов дела следует, установлено судами, Севастопольской городской государственной администрацией были выданы обществу разрешения на размещение рекламных конструкций от 13.10.2010 N N 108, 149, 1304, 1306, 1307, 1308, 1309, 1310, 1311, сроком действия на 1 год с возможностью пролонгации - до 25.08.2011. Срок действия указанных разрешений первоначально продлен - до 25.08.2012, а в дальнейшем - до 25.08.2017.
В соответствии с Постановлением Правительства Севастополя от 28.10.2014 N 422 "Об особенностях регулирования вопросов в сфере размещения наружной рекламы на территории города Севастополя в переходный период" (далее - постановление N 422) 30.12.2014 между Управлением архитектуры и градостроительства Департамента архитектуры и градостроительства Правительства Севастополя и обществом (пользователь) заключен договор N03-06/19/80-14 на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в собственности города Севастополя (далее - договор N03-06/19/80-14), пунктом 1.1 которого предусмотрено, что управление предоставляет обществу в пользование места для эксплуатации рекламных конструкций согласно приложению N 1 к договору на срок до 25.08.2017. Договор вступает в силу с 01.01.2015 и действует на период действия разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, определяемый в соответствии с постановлением N422 (п. 2.1. договора).
В приложении N 1 к договору перечислено 44 места размещения рекламных конструкций, в том числе 9 спорных, с указанием срока действия разрешения - 25.08.2017.
По результатам мониторинга должностными лицами Департамента территории города Севастополя выявлены рекламные конструкции, размещенные и эксплуатируемые с нарушением требований статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе), а также Правил установки и эксплуатации рекламных конструкций на территории города Севастополя, утвержденных постановлением Правительства Севастополя от 22.12.2016 N 1220-ПП (далее - Правила установки и эксплуатации рекламных конструкций N 1220-ПП), в связи чем, являются самовольными и подлежат монтажу.
Обществу Департаментом выдано 19 декабря 2017 года предписание N 140 о демонтаже 9-ти рекламных конструкций в течение 30 дней со дня выдачи предписания.
Не согласившись с предписанием о демонтаже рекламных конструкций, общество оспорило ненормативный правовой акт Департамента в судебном порядке.
Оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные доказательства, руководствуясь положениями статьи 6 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Федеральный конституционный закон N 6-ФКЗ), Закона о рекламе, Правилами установки и эксплуатации рекламных конструкций N1220-ПП, учитывая положения Постановления правительства Севастополя N422, действовавшего в момент заключения договора N03-06/19/80-14, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, отказал в удовлетворении заявления, признав оспариваемое предписание законным в связи с отсутствием у заявителя разрешения на размещение спорных рекламных конструкций.
Суд округа считает выводы судов обоснованными, соответствующими правильно примененным судами нормам материального права.
Как правильно указано судами, в соответствии со статьей 6 Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ до 1 января 2015 года действует переходный период, в течение которого урегулируются вопросы интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации.
Правительством Севастополя в соответствии с указанной статьей Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ, Законом о рекламе было принято постановление от 28.10.2014 N 422, которым, в том числе, было предусмотрено, что ранее выданные (до 21.03.2014) и срок действия которых не истек по состоянию на 21.03.2014, разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций действуют до окончания срока их действия.
В соответствии с пунктом 7 постановления N 422 между Управлением архитектуры и градостроительства города Севастополя и ООО "Центр упаковки и дизайна" 30.12.2014 был заключен Договор N 03- 06/19/80-14, по условиям которого стороны этой сделки согласовали срок его действия - на период действия разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, определяемый в соответствии с Постановлением N422, а именно - до 25.08.2017.
Несмотря на то, что постановлением Правительства Севастополя от 19.02.2015 N 101-ПП "О признании утратившим силу постановления Правительства Севастополя от 28.10.2014 N 422 "Об особенностях регулирования вопросов в сфере размещения наружной рекламы на территории города Севастополя в переходный период" Постановление N 422 признано утратившим силу, суды обоснованно руководствовались его правовыми положениями, поскольку договор N 03- 06/19/80-14 был заключен по правилам, установленным данным нормативным правовым актом.
В кассационной жалобе общество ссылается на пункты 3 и 5 постановления N 422, полагая, что сохраняется режим законного размещения рекламных конструкций по истечении срока разрешений на их размещение до проведения торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, так как договор от 30.12.2014 N 03-06/19/80-14 был заключен на основании и в период действия постановления N 422.
В соответствии с пунктом 3 Постановления N 422 после истечения срока действия разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, выданного до 21.03.2014, на рекламную конструкцию, соответствующую Схеме размещения рекламных конструкций в городе Севастополе, утвержденной в установленном законом порядке, соответствующее место размещения рекламной конструкции считается свободным (далее - свободное место) до проведения торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 5 Постановления N 422 предписывалось, что до определения победителя торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в собственности города Севастополя, являющемся свободным местом, разрешение на размещение рекламных конструкций на свободном месте, оформленное в установленном порядке по состоянию на 21.03.2014, срок действия которого истекает после этой даты, считается действующим.
Однако, как правильно указали суды, к правоотношениям по размещению обществом спорных рекламных конструкций указанные положения не применимы, поскольку в утвержденные постановлением Правительства Севастополя от 10.05.2016 N 430-ПП, от 14.12.2017 N936-ПП схемы размещения рекламных конструкций места, занимаемые 9 рекламными конструкциями заявителя, не включены. Заявителем также не представлены доказательства включения указанных объектов в схему размещения рекламных конструкций.
Выводы судов соответствуют правовой позиции, содержащейся в определении Верховного Суда Российской Федерации от 2 октября 2017 г. N 310-КГ17-13466.
В соответствии со статьей 19 Закона N 38-ФЗ установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. Установка и эксплуатация рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, не допускаются. В случае установки и (или) эксплуатации рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция.
Постановлением Правительства Севастополя от 22.12.2016 N 1220-ПП утверждены Правила установки и эксплуатации объектов наружной рекламы и информации (Правила N 1220), согласно которым установка и эксплуатация рекламных конструкций на территории города Севастополя осуществляется на основании разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на территории города Севастополя и договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции с собственником недвижимого имущества или остановочного павильона, к которым присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором. По окончании срока действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции обязательства сторон по договору прекращаются (п.5.1).
Поскольку срок выданных обществу разрешений на размещение рекламных конструкций N N 108, 149, 1304, 1306, 1307, 1308, 1309, 1310, 1311 истек, дальнейшее размещение рекламных конструкций не является законным, Департамент правомерно выдал предписание ООО "Центр упаковки и дизайна" о демонтаже рекламных конструкций.
Нарушений порядка принятия предписания о демонтаже рекламных конструкций судами не установлено.
Довод заявителя жалобы об отсутствии у Департамента полномочий на выдачу оспариваемого предписания отклоняется в силу следующего.
К вопросам местного значения муниципального района и вопросам местного значения городского округа в силу подп. 15.1 п. 1 ст. 15 и подп. 26.1 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) относятся выдача разрешений на установку рекламных конструкций на территории муниципального района/городского округа, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций на территории муниципального района/городского округа, осуществляемых в соответствии с Федеральным законом "О рекламе".
Статьей 79 Закона N 131-ФЗ установлены особенности организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения, согласно части 3 которой перечень вопросов местного значения, источники доходов местных бюджетов внутригородских муниципальных образований городов федерального значения определяются законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения исходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства. Предусмотренные федеральными законами полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения в том случае, если соответствующие вопросы определены как вопросы местного значения законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения.
Перечень вопросов местного значения муниципальных образований Севастополя установлен ст. 9 Закона города Севастополя от 30.12.2014 N 102-ЗС "О местном самоуправлении в городе Севастополе" (ред. от 05.12.2017) и является исчерпывающим; полномочия органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований города Севастополя по выдаче предписаний о демонтаже рекламных конструкций эти перечнем не предусмотрены.
В соответствии с п. 1.1. Постановления Правительства Севастополя от 29.12.2016 N 1300-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте архитектуры и градостроительства города Севастополя" (ред. от 09.11.2017) Департамент является исполнительным органом государственной власти города Севастополя, к полномочиям которого относится выдача обязательных для исполнения юридическими и физическими лицами предписаний об устранении нарушений законодательства о рекламе, законодательства, регламентирующего требования к размещению, содержанию и внешнему виду информационных конструкций на территории города Севастополя (п. 3.35).
Таким образом, выдача предписаний о демонтаже рекламных конструкций в Севастополе не входит в компетенцию органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований города, а относится к полномочиям Департамента.
При указанных обстоятельствах основания для признания недействительным оспариваемого предписания отсутствовали.
Суды с достаточной полнотой установили имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применили к ним нормы права, содержащиеся в судебных актах выводы основаны на исследованных доказательствах и переоценке окружным судом кассационной инстанции не подлежат (статьи 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса), несогласие с ними не может служить основанием, достаточным для отмены или изменения судебных актов.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалованных решения и постановления судов в любом случае (часть 4 статьи 288 АПК РФ), не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Севастополя от 20.03.2018 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2018 по делу N А84-175/18 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить ООО "Центр упаковки и дизайна" (ОГРН 1149204022329, ИНН 9204011293, ул.Шабалина, 29, г.Севастополь, 299029) излишне перечисленную по платежному поручению от 20.07.2018 N 1320 государственную пошлину в сумме 1500 рублей за рассмотрение кассационной жалобы.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Г.А. Стрегелева |
Судьи |
Н.В. Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.