4 июля 2018 г. |
Дело N А84-175/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28.06.2018.
В полном объеме постановление изготовлено 04.07.2018.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Голика В.С., судей Омельченко В.А., Колупаевой Ю.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Головченко Я.А.,
при участии представителя от Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя - Сучу Я.С., доверенность от 28.12.2017N 01-33/979-Д,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Центр упаковки и дизайна" на решение Арбитражного суда города Севастополя от 20.03.2018 по делу N А84-175/2018 (судья Александров А.Ю.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Центр упаковки и дизайна" к Департаменту архитектуры и градостроительства города Севастополя об обжаловании предписания на демонтаж рекламных конструкций,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Центр упаковки и дизайна" обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением к Департаменту архитектуры и градостроительства города Севастополя о признании недействительным предписания на демонтаж рекламных конструкций от 19.12.2017 N 140.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 20.03.2018 по делу N А84-175/2018 в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Центр упаковки и дизайна" отказано.
Не согласившись с принятым решением, общество с ограниченной ответственностью "Центр упаковки и дизайна" обжаловало его в апелляционном порядке, просит решение суда первой инстанции отменить, принять решение об удовлетворении его требований. В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на неправильное применение норм материального права, нарушение норм процессуального права.
Определением председателя Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 28 июня 2018 года произведена замена судьи Приваловой А.В. на судью Колупаеву Ю.В. в составе суда по рассмотрению апелляционной жалобы по делу N А84-175/2018.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу www.21aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебное заседание 28.06.2018, после объявленного перерыва от 25.06.2018, общество с ограниченной ответственностью "Центр упаковки и дизайна", явку своего уполномоченного представителя не обеспечило. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя заявителя, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, по имеющимся в деле материалам.
Рассмотрев доводы жалобы, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Севастопольской городской государственной администрацией в период до 21.03.2014 были выданы заявителю следующие разрешения на размещение рекламных конструкций:
- разрешение N 108 от 13 октября 2010 года, протокол N7 от 25.08.2010, на размещение рекламной конструкции по адресу: г. Севастополь, пр. Окт. Революции (район остановки общественного транспорта "ул. Степаняна" из центра) дислокация поз.N62;
- разрешение N 149 от 13 октября 2010 года, протокол N3 от 07.07.2010, на размещение рекламной конструкции по адресу: г. Севастополь, ул. Руднева (п.70);
- разрешение N 1304 от 13 октября 2010 года, протокол N7 от 25.08.2010, на размещение рекламной конструкции по адресу: г. Севастополь, авторынок "Стрелецкий";
- разрешение N 1306 от 13 октября 2010 года, протокол N 7 от 25.08.2010, на размещение рекламной конструкции по адресу: г. Севастополь, ул. Вакуленчука (подъезд к авторынку "Стрелецкий");
- разрешение N 1307 от 13 октября 2010 года, протокол N7 от 25.08.2010, на размещение рекламной конструкции по адресу: г. Севастополь, ул. Вакуленчука;
- разрешение N 1308 от 13 октября 2010 года, протокол N 7 от 25.08.2010, на размещение рекламной конструкции по адресу: г. Севастополь, ул. Вакуленчука-ул. Руднева (поз. 75 дисл.);
- разрешение N 1309 от 13 октября 2010 года, протокол N7 от 25.08.2010, на размещение рекламной конструкции по адресу: г. Севастополь, ул. Вакуленчука (ост. "Студгородок", из центра) (поз. 17);
- разрешение N 1310 от 13 октября 2010 года, протокол N7 от 25.08.2010, на размещение рекламной конструкции по адресу: г. Севастополь, пр. Гер. Сталинграда - ул. Правды;
- разрешение N 1311 от 13 октября 2010 года, протокол N 7 от 25.08.2010, на размещение рекламной конструкции по адресу: г. Севастополь, пр. Ген. Острякова, 248-а;
Срок действия вышеперечисленных разрешений обозначен - до 25.08.2017.
Руководствуясь постановлением Правительства Севастополя от 28.10.2014 N 422 "Об особенностях регулирования вопросов в сфере размещения наружной рекламы на территории города Севастополя в переходный период", 30.12.2014 между Управлением архитектуры и градостроительства города Севастополя, правопреемником которого является Департамент, и ООО "Центр упаковки и дизайна" заключен договор N 03-06/19/80-14 на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельном участке, здании и ином недвижимом имуществе, находящемся в собственности города Севастополя (далее - Договор N 03-06/19/80-14).
В соответствии с пунктом 1.1 Договора N 03-06/19/80-14 Управление архитектуры и градостроительства города Севастополя предоставляет ООО "Центр упаковки и дизайна" в пользование находящиеся в государственной собственности города Севастополя места для эксплуатации рекламных конструкций согласно Приложению 1 к данному договору.
Приложением 1 к Договору N 03-06/19/80-14 согласован перечень мест размещения рекламных конструкций, в том числе тех, которые были ранее установлены заявителем на основании перечисленных выше разрешений, со сроком действия до 25.08.2017.
Пунктом 2.1 Договора N 03-06/19/80-14 предусмотрено, что договор вступает в силу с 01.01.2015 и действует на период действия разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, определяемый в соответствии с Постановлением N 422.
19.12.2017 Департаментом вынесено Предписание на демонтаж рекламных конструкций, в котором, со ссылкой на положения Закона N 38-ФЗ и пункт 6.2 Правил N 1220, Департамент обязал ООО "Центр упаковки и дизайна" в тридцатидневный срок со дня выдачи предписания демонтировать рекламные конструкции с разрешениями N N 108, 149, 1304, 1306, 1307, 1308, 1309, 1310, 1311.
Перечень и характер выявленных нарушений отражены в актах обследования от 15.12.2017 N N 140/1, 140/2, 140/3, 140/4, 140/5, 140/6, 140/7, 140/8, 140/9.
Полагая, что указанное предписание Департамента является незаконным и нарушает права и законные интересы предпринимателя в сфере предпринимательской деятельности, ООО "Центр упаковки и дизайна" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 и частью 3 статьи 201 АПК РФ, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с Уставом города Севастополя и Законом города Севастополя N 6-ЗС от 30.04.2014 "О системе исполнительных органов государственной власти города Севастополя" (статьи 9, 10) исполнительные органы формируются Правительством Севастополя и действуют на основании положения о них, которые утверждаются Правительством Севастополя.
Постановлением Правительства Севастополя от 16.03.2015 N 171-ПП утверждено положение о Департаменте архитектуры и градостроительства Севастополя, согласно пунктам 1.1, 2.1 которого Департамент является исполнительными органом государственной власти города Севастополя, уполномоченным на реализацию государственной политики в сфере архитектуры и градостроительства на территории города Севастополя.
Департамент выдает разрешения на размещение рекламных конструкций, выносит обязательные для исполнения юридическими и физическими лицами предписания об устранении нарушений законодательства о рекламе, законодательства, регламентирующего требования к размещению, содержанию и внешнему виду информационных конструкций (подпункты 3.1.18, 3.1.29 пункта 3.1 Положения).
Судом первой инстанции верно установлено, что Департамент имеет полномочия выдавать предписания о демонтаже рекламных конструкций; лицо, подписавшее оспариваемое предписание, обладало полномочиями по подписанию от имени Департамента, в частности, предписания об устранении нарушений, выявленных в области размещения рекламных конструкций.
Статьей 6 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закон N 6-ФКЗ) установлено, что со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и до 1 января 2015 года действует переходный период, в течение которого урегулируются вопросы интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации.
В силу статьи 12 Закона N 6-ФКЗ на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют разрешительные документы, выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 данного Федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
Согласно части 1 статьи 12.1 Закона N 6-ФКЗ до 01.01.2019 на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Во исполнение Закона N 6-ФКЗ и, руководствуясь Федеральным законом от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 38-ФЗ), в целях координации вопросов в сфере размещения наружной рекламы на территории города Севастополя в переходный период Правительством Севастополя 28.10.2014 принято постановление N 422 "Об особенностях регулирования вопросов в сфере размещения наружной рекламы на территории города Севастополя в переходный период" (далее - Постановление N 422).
Согласно пункту 1 названного ПостановленияN 422 разрешения на размещение рекламных конструкций, выданные в установленном законом порядке и срок действия которых не истек по состоянию на 21 марта 2014 года, действуют до окончания срока их действия.
Пунктом 7 Постановления N 422 предписывалось юридическим и физическим лицам, владеющим рекламными конструкциями на праве собственности или ином вещном (обязательственном) праве, расположенными на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, в срок до 1 января 2015 года заключить договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции с уполномоченным органом государственной власти - Управлением архитектуры и градостроительства в соответствии с ранее выданными разрешениями на срок их действия, установленный данным Постановлением.
Как указывалось выше, во исполнение статьи 12 Закона N 6-ФКЗ и пункта 7 Постановления N 422 между управлением и предпринимателем 29.12.2014 заключен договор N 03-06/6.
Таким образом, после принятия в Российскую Федерацию Республики Крым полученные заявителем в Украине разрешения на размещение внешней рекламы не прекратили своего действия и не требовали какого-либо дополнительного подтверждения, а продолжали являться правоустанавливающими документами на размещение внешней рекламы N N 108, 149, 1304, 1306, 1307, 1308, 1309, 1310, 1311, а поэтому являлись правоустанавливающими документами на размещение заявителем рекламных конструкций на территории города Севастополя в пределах указанного в них срока действия - до 25.08.2017 соответственно.
Не соглашаясь с предписанием Департамента о демонтаже рекламных конструкций с истекшим сроком действия разрешений, заявитель ссылается на пункты 3 и 5 Постановления N 422, полагая, что в силу указанных пунктов сохраняется режим законного размещения рекламных конструкций по истечении срока разрешений на размещение рекламных конструкций до проведения торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
Вместе с тем, указанная позиция является ошибочной.
В соответствии с пунктом 3 Постановления N 422 после истечения срока действия разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, выданного до 21.03.2014, на рекламную конструкцию, соответствующую Схеме размещения рекламных конструкций в городе Севастополе, утвержденной в установленном законом порядке, соответствующее место размещения рекламной конструкции считается свободным (далее - свободное место) до проведения торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 5 Постановления N 422 предписывалось, что до определения победителя торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в собственности города Севастополя, являющемся свободным местом, разрешение на размещение рекламных конструкций на свободном месте, оформленное в установленном порядке по состоянию на 21 марта 2014 года, срок действия которого истекает после этой даты, считается действующим.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что в Схему установки (размещения) рекламных конструкций, устанавливаемых (размещаемых) на земельных участках, независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящемся в собственности города Севастополя, утвержденную постановлением Правительства Севастополя от 14.12.2017 N 936-ПП, места, занимаемые 9 рекламными конструкциями заявителя, не включены. Заявителем также не представлены доказательства включения указанных объектов в схему размещения рекламных конструкций.
Так как указанные пункты Постановления N 422 могли применяться только в отношении рекламных конструкций, соответствующих утвержденной в установленном законом порядке Схеме, т.е. при наличии утвержденной Схемы и в случае, если место размещения рекламной конструкции включено в такую Схему, а подтверждения этому не имеется, то пункты 3 и 5 Постановления к рассматриваемому случаю неприменимы.
Кроме того, по результатам рассмотрения протеста прокуратуры города Севастополя Постановлением Правительства Севастополя от 19.02.2015 N 101-ПП Постановление Правительства Севастополя от 28.10.2014 N 422 признано утратившим силу.
Таким образом, имевшиеся у предпринимателя разрешения на размещение рекламных конструкций N N 108, 149, 1304, 1306, 1307, 1308, 1309, 1310, 1311 согласно пункту 1 Постановления N 422 разрешения действовали до окончания указанного в них срока их действия, который на момент вынесения оспариваемого предписания истек 25.08.2017.
При этом, договор от 30.12.2014 N 03-06/19/80-14 после отмены Постановления N 422 не может быть основанием для установки и эксплуатации спорных рекламных конструкций, срок действия разрешений на которые истек.
Доказательства наличия действующих разрешений на размещение рекламных конструкций по адресам, указанным в разрешениях N N 108, 149, 1304, 1306, 1307, 1308, 1309, 1310, 1311, заявителем не представлены.
В соответствии с пунктами 9, 10 статьи 19 Закона N 38-ФЗ установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. Установка и эксплуатация рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, не допускаются. В случае установки и (или) эксплуатации рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция.
Постановлением Правительства Севастополя от 22.12.2016 N 1220-ПП, в целях формирования благоприятной архитектурной и информационной городской среды, сохранения историко-архитектурного облика, упорядочения мест для установки и эксплуатации рекламных конструкций в городе Севастополе, эффективного использования имущества города Севастополя в целях распространения наружной рекламы, утверждены Правила установки и эксплуатации объектов наружной рекламы и информации (далее - Правила N 1220).
Размещение рекламных конструкций на земельных участках, независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящемся в собственности города Севастополя, осуществляется в соответствии со схемой установки (размещения) рекламных конструкций, устанавливаемых (размещаемых) на земельных участках, независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящемся в собственности города Севастополя (пункт 3.2 Правил N 1220).
В соответствии с пунктом 5.1 Правил N 1220 установка и эксплуатация рекламных конструкций на территории города Севастополя осуществляется на основании разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на территории города Севастополя (далее - Разрешение) по форме согласно приложению N 2 к настоящим Правилам и договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции с собственником недвижимого имущества или остановочного павильона, к которым присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором. По окончании срока действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции обязательства сторон по договору прекращаются.
Согласно пункту 6.2. Правил N 1220 по результатам мониторинга, указанного в пункте 6.1 настоящих Правил, Уполномоченным органом, в случае выявления самовольных рекламных конструкций, составляется акт обследования рекламной конструкции по форме согласно приложению N 4 к настоящим Правилам.
В случае невозможности установить в рамках полномочий, предоставленных Уполномоченному органу, владельца самовольной рекламной конструкции информация об этом отражается в акте.
На основании акта обследования владельцу самовольной рекламной конструкции выносится предписание о необходимости демонтажа данной конструкции по форме согласно приложению N 5 к настоящим Правилам (далее - предписание).
Если в установленный срок владелец самовольной рекламной конструкции не выполнил обязанность по демонтажу рекламной конструкции, или владелец рекламной конструкции неизвестен, Уполномоченный орган выдает предписание собственнику или иному законному владельцу недвижимого имущества или остановочного павильона, к которым присоединена самовольная рекламная конструкция, за исключением случая присоединения самовольной рекламной конструкции к недвижимому имуществу, в том числе земельному участку, находящемуся в собственности города Севастополя, или к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме при отсутствии согласия таких собственников на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
В соответствии с пунктом 21.1 статьи 19 Закона N 38-ФЗ если в установленный срок владелец рекламной конструкции не выполнил указанную в части 21 настоящей статьи обязанность по демонтажу рекламной конструкции или владелец рекламной конструкции неизвестен, орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа выдает предписание о демонтаже рекламной конструкции собственнику или иному законному владельцу недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, за исключением случая присоединения рекламной конструкции к объекту муниципального имущества или к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме при отсутствии согласия таких собственников на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. Собственник или иной законный владелец недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, обязан демонтировать рекламную конструкцию в течение месяца со дня выдачи соответствующего предписания. Демонтаж, хранение или в необходимых случаях уничтожение рекламной конструкции осуществляется за счет собственника или иного законного владельца недвижимого имущества, к которому была присоединена рекламная конструкция. По требованию собственника или иного законного владельца данного недвижимого имущества владелец рекламной конструкции обязан возместить этому собственнику или этому законному владельцу необходимые расходы, понесенные в связи с демонтажом, хранением или в необходимых случаях уничтожением рекламной конструкции.
Учитывая изложенное, поскольку срок выданных заявителю разрешений на размещение внешней рекламы истек и заявитель не демонтировал объекты наружной рекламы, Департамент законно и обоснованно выдал ООО "Центр упаковки и дизайна" предписание о демонтаже рекламных конструкций, содержащее законные требования и являющееся исполнимым.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о законности действий административного органа и отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы, изложенные в обжалуемом решении, фактически направлены на переоценку выводов, данную судом надлежащим образом, и не могут рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Севастополя от 20.03.2018 по делу N А84-175/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Центр упаковки и дизайна" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.С. Голик |
Судьи |
В.А. Омельченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А84-175/2018
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 22 октября 2018 г. N Ф10-3804/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "Центр упаковки и дизайна"
Третье лицо: Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя
Хронология рассмотрения дела:
22.10.2018 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-3804/18
04.07.2018 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-344/18
20.03.2018 Решение Арбитражного суда г.Севастополя N А84-175/18
06.03.2018 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-344/18
22.01.2018 Определение Арбитражного суда г.Севастополя N А84-175/18