г.Калуга |
|
24 октября 2018 г. |
Дело N А83-1962/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 октября 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 октября 2018 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судей при ведении протокола помощником судьи
при участии в судебном заседании: от Министерства сельского хозяйства Республики Крым
от Администрации Масловского сельского поселения Джанкойского района Республики Крым |
Аникиной Е.А., Елагиной О.К., Толкачевой И.Ю.
Жаркиной М.А.
представителя Айкиной А.В. по доверенности N 10 от 07.02.2018,
не явились, извещены надлежаще, |
рассмотрев в открытом судебном заседании путем использования системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Крым кассационную жалобу Министерства сельского хозяйства Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 03.05.2018 (судья Кузнякова С.Ю.) и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2018 (судьи Баукина Е.А., Зарубин А.В., Мунтян О.И.) по делу N А83-1962/2018,
УСТАНОВИЛ:
Министерство сельского хозяйства Республики Крым (ОГРН 1149102017514, ИНН 9102012139; далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с иском к Администрации Масловского сельского поселения Джанкойского района Республики Крым (ОГРН 1149102107032, ИНН 9105004464; далее - Администрация) о взыскании 324 909,22 руб. ущерба, причиненного невыполнением условий достижения показателей результативности использования субсидии.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 03.05.2018, оставленным без изменения постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2018, в удовлетворении иска отказано.
Не соглашаясь с принятыми по делу судебными актами, Министерство обратилось в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просило отменить решение Арбитражного суда Республики Крым от 03.05.2018 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2018, иск удовлетворить.
В обоснование кассационной жалобы заявитель указал на неправомерный отказ судов в возмещении ущерба, причиненного в связи с выполнением мероприятий по реализации мощности распределительных газовых сетей 4,6 км вместо согласованных 8,3 км.
Представитель Министерства в судебном заседании поддержал доводы кассационной жалобы и отзыва на нее.
Ответчик, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в том числе путем публичного извещения на официальном сайте суда в сети Интернет, явки своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не обеспечил, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в его отсутствие.
Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исходя из доводов кассационной жалобы, суд не находит оснований для ее удовлетворения ввиду следующего.
Как установлено судами и следует из материалов дела, между Министерством и Администрацией заключено соглашение от 29.06.2016 N 4 с дополнительным соглашением от 11.08.2016 N 39 о предоставлении субсидий на софинансирование капитальных вложений муниципального образования, на реализацию мероприятий подпрограммы "Устойчивое развитие сельских территорий" Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Крым на 2015-2017 годы, утвержденной постановлением Совета министров Республики Крым от 29.10.2014 N 423: комплексное обустройство населенных пунктов объектами социальной и инженерной инфраструктуры, в том числе развитие газификации, водоснабжения в сельской местности.
Ссылаясь на то, что Администрация в добровольном порядке не исполнила предъявленное Министерством требование от 08.11.2017 N 09/1780 о возмещении 324 909,22 руб. ущерба, причиненного Республике Крым в связи с недостижением согласованного значения показателя результативности использования субсидии, последнее обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Принимая обжалуемые судебные акты, суды руководствовались нормами статей 15, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), 34, 130, 132, 306.8 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) и исходили из надлежащего исполнения Администрацией обязательств по соглашению от 29.06.2016 N 4 и принятия всех мер для выполнения задачи по газификации с. Маслово.
Суд кассационной инстанции считает данные выводы судов правильными и соответствующими установленным обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам. Оснований для иных выводов суд кассационной инстанции не усматривает.
В соответствии с постановлением Совета министров Республики Крым от 05.02.2015 N 29 "Об утверждении порядка распределения и предоставления субсидий бюджетам муниципальных образований Республики Крым на софинансирование расходных обязательств по развитию социальной и инженерной инфраструктуры в сельской местности" в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции сырья и продовольствия Республики Крым на 2015-2017 годы, утвержденной постановлением Совета министров Республики Крым от 29.10.2014 N 423, Администрация подала в Министерство заявку с пакетом документов для участия в конкурсном отборе: "Строительство распределительных сетей газопроводов низкого давления в с. Маслово Джанкойского района АР Крым 3 очередь строительства" (от 28.04.2016 N 236-а/03-08). В пакет документов, приложенных к указанной заявке, входили: положительное заключение государственного автономного учреждения Республики Крым "Государственная строительная экспертиза" от 14.10.2015 по проверке достоверности определения сметной стоимости N 91-1-6-0416-15, объект капитального строительства: "Строительство распределительных сетей газопроводов низкого давления в с. Маслово Джанкойского района АР Крым. 3 очередь строительства. (корректировка)" (Пересчет в текущие цены); постановление Администрации от 20.04.2016 N 3 об утверждении проектно-сметной документации по объекту "Строительство распределительных сетей газопроводов низкого давления в с. Маслово Джанкойский район" в сумме 11 896,27 тыс.руб.; протяженность газопровода - 8 356,4 м.
Согласно протоколу от 05.05.2016 N 1/2016 заседания комиссии по проведению отбора заявочной документации на предоставление субсидий муниципальным образованиям на софинансирование расходных обязательств для реализации мероприятия по комплексному обустройству объектами социальной и инженерной инфраструктуры населенных пунктов, расположенных в сельской местности Республики Крым утверждены результаты отбора объектов, расположенных на территории муниципальных образований, на соответствие всем критериям, для предоставления субсидии по развитию газификации в сельской местности Масловское сельское поселение Джанкойского района с проектом "Строительство распределительных сетей газопроводов низкого давления в с. Маслово Джанкойского района АР Крым. 3 очередь строительства", как соответствующее всем критериям отбора. Комиссией утвержден реестр объектов социальной и инженерной инфраструктуры населенных пунктов, расположенных в сельской местности Республики Крым на 2016 год, куда включено Масловское сельское поселение Джанкойского района с объектом "Строительство распределительных сетей газопроводов низкого давления в с. Маслово Джанкойского района АР Крым. 3 очередь строительства", срок строительства - 2016 год, мощность объекта по проектной документации - 8,3 км, планируемая мощность ввода объекта в эксплуатацию - 8,3 км; сметная стоимость 11 896,27 тыс. руб., объем финансирования из федерального бюджета - 9 041,07 тыс. руб.
В пункте 2.2.3 соглашения от 29.06.2016 N 4 предусмотрено, что муниципальное образование обязуется обеспечить достижение целевых индикаторов и показателей результативности предоставления субсидий, установленных приложением 1 к соглашению.
Целевой индикатор рассчитывался на основании проектной документации, изготовленной в 2015 году (реквизиты положительного заключения экспертизы проектной документации: от 14.10.2015 N 91-1-6-0416-15) в соответствии с законодательством Украины и составляли 8,3 км. Исходя из протокола заседания комиссии по проведению отбора заявочной документации объектов на предоставлении субсидии муниципальным образованиям на софинансирование расходных обязательств для реализации мероприятий по комплексному обустройству объектами социальной и инженерной инфраструктуры населенных пунктов, расположенных в сельской местности Республики Крым от 05.05.2016 N 1/2016, комиссия приняла пакет документов ответчика без замечаний и включила в реестр объектов с учетом критериев и условий участия, а также значением целевого индикатора 8,3 км.
В силу пункта 3.3 соглашения от 29.06.2016 N 4 в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязательств по соглашению стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями соглашения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 15 ГК РФ предусмотрено, что под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно пункту 1 статьи 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В силу статьи 34 БК РФ принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Положения статьи 306.8 БК РФ предусматривают применение бюджетных мер ответственности не только за нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов, но и за нарушения условий их расходования.
Пунктами 16 - 19 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных Постановлением от 30.09.2014 N 999, закреплены положения о возврате субъектами Российской Федерации в федеральный бюджет средств субсидий в случае нарушения ими обязательств по достижению значений показателей результативности использования субсидии в отчетном финансовом году, а также за несоблюдение графика выполнения мероприятий по проектированию и (или) строительству (реконструкции) или приобретению объектов капитального строительства и (или) объектов недвижимого имущества (далее - обязательства, график строительства).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 N 1314 утверждены Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, в соответствии с которыми подключение к подземному газопроводу низкого давления и строительство газопровода, обеспечивающего поставку газа от центральной линии газопровода низкого давления до границ частного домовладения, осуществляется по договору между физическим лицом и организацией, обеспечивающей поставку газа населению и эксплуатирующей данные сети.
После приведения проектно-сметной документации в соответствие с законодательством Российской Федерации согласно показателям проекта по объекту капитального строительства "Строительство распределительных сетей газопроводов низкого давления в с. Маслово Джанкойского района Республики Крым, 3 очередь строительства", получившего положительное заключение ГУП РК "Государственная строительная экспертиза" на "проектную документацию, включая сметы на строительство" от 02.05.2017 N 91-1-6-3357-16, протяженность газопровода низкого давления составляла 4,6 км.
Платежным поручением от 25.01.2017 N 336870 Администрация возвратила Министерству излишне распределенные 250 306,04 руб.
Таким образом, поскольку Администрация приняла все меры для надлежащего исполнения обязательств по соглашению от 29.06.2016 N 4, задача по газификации с. Маслово выполнена в полном объеме, суды пришли к выводу об отсутствии правовых оснований для взыскания 324 909,22 руб. ущерба, причиненного невыполнением условий достижения показателей результативности использования субсидии.
Материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемых судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Министерство сельского хозяйства Республики Крым освобождено от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 03.05.2018 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2018 по делу N А83-1962/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.А. Аникина |
Судьи |
О.К. Елагина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.