г.Калуга |
|
25 октября 2018 г. |
Дело N А62-10143/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 октября 2018 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 октября 2018 г.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Николаевой Н.Н. |
судей |
Смирнова В.И. |
|
Шелудяева В.Н. |
при участии:
от Западного межрегионального управления государственного автодорожного надзора Центрального федерального округа Федеральной службы по надзору в сфере транспорта - не явились;
от общества с ограниченной ответственностью "Спецпроект" - Мозгового А.В. доверенность от 01.08.2018;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Западного межрегионального управления государственного автодорожного надзора Центрального федерального округа Федеральной службы по надзору в сфере транспорта на решение Арбитражного суда Смоленской области от 23.03.2018 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2018 по делу N А62-10143/2017,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Спецпроект" (далее - Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа Западного межрегионального управления государственного автодорожного надзора Центрального федерального округа Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - управление) в выдаче заключения, удостоверяющего выполнение условий регистрации остановочных пунктов в реестре остановочных пунктов по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок, установленных в отношении остановочного пункта и времени перерывов технологического характера в осуществлении отправления транспортных средств из остановочного пункта, в форме уведомления об отказе в предоставлении заключения N 1340 от 27.11.2017 и о возложении на ответчика обязанности в пятидневный срок с момента вступления в законную силу решения суда по настоящему делу выдать обществу заключение, удостоверяющее выполнение условий регистрации остановочных пунктов в реестре остановочных пунктов по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок, установленных в отношении остановочного пункта и времени перерывов технологического характера в осуществлении отправления транспортных средств из остановочного пункта на остановочный пункт, расположенный на автостанции по адресу: г. Смоленск, ул. Кашена, д. 15-Б.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 23.03.2018, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2018, требования удовлетворены.
Не согласившись с выводами суда первой и апелляционной инстанции, управление обратилось с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые решение и постановление и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
Участвующие в деле лица представителей в судебное заседание не направили, о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) кассационная жалоба рассматривается в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов содержащихся в жалобе, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты не подлежат отмене по следующим основаниям.
Как установлено судами, ООО "Спецпроект" является арендатором двух смежных земельных участков с кадастровыми номерами 67:27:0013004:101 и 67:27:0013004:104, общей площадью 995 кв. м, расположенных по адресу: г. Смоленск, ул. Кашена, д. 15-Б, в качестве использования для организации и эксплуатации автостанции, как конечного и начального остановочного пункта при осуществлении междугородних автобусных перевозок.
Приказом Федерального дорожного агентства от 23.12.2016 N 2208 "О присвоении категорий объектам транспортной инфраструктуры" автостанции ООО "Спецпроект" присвоена четвертая категория, и она включена в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (реестровый номер АТА0002132, уведомление от 27.12.2016).
10.05.2017 общество обратилось в Управление Госавтодорнадзора о выдаче заключения, удостоверяющего выполнение условий регистрации остановочных пунктов в реестре остановочных пунктов по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок, установленных в отношении остановочного пункта, и времени перерывов технологического характера в осуществлении отправления транспортных средств из остановочного пункта (далее - заключение о выполнении условий регистрации остановочных пунктов).
12.05.2017 обществу выдано положительное заключение N 91 о выполнении условий регистрации остановочных пунктов со сроком действия до 30.12.2017 (согласно сроку действия договора аренды земельных участков от 15.01.2017).
В соответствии с требованиями части 2 статьи 30 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 220-ФЗ) 26.06.2017 Министерством транспорта Российской Федерации автостанция ООО "Спецпроект" внесена в единый реестр остановочных пунктов по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок с регистрационным номером 67042, что подтверждается письмом от 04.10.2017.
В связи с истечением 30.12.2017 срока действия заключения от 12.05.2017 N 91 общество 31.10.2017 обратилось в Управление с заявлением о выдаче заключения о выполнении условий регистрации остановочных пунктов, предусмотренного пунктом 1 части 4 статьи 31 Закона N 220-ФЗ с приложением соответствующего пакета документов, аналогичного ранее представляемому ответчику в целях получения положительного заключения N 91 от 12.05.2017, за исключением договора аренды земельных участков (31.10.2017 ответчику был представлен договор аренды от 27.09.2017 земельных участков с кадастровыми номерами 67:27:0013004:101 и 67:27:0013004:104, общей площадью 995 кв. м, расположенных по адресу: г. Смоленск, ул. Кашена, д. 15-Б, сроком действия на 10 лет, дата государственной регистрации договора - 11.10.2017).
27.11.2017 уведомлением N 1340 управление отказало обществу в предоставлении заключения по мотивам невыполнения условий, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 31, части 1 статьи 30 Закона N 220-ФЗ.
Полагая, что названный отказ не соответствует требованиям законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку в силу положений части 2 статьи 31 Закона N 220-ФЗ препятствует в осуществлении предпринимательской деятельности по организации и эксплуатации автостанции как конечного и начального остановочного пункта при осуществлении междугородних автобусных перевозок, общество обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суды правомерно исходили из следующего.
В силу части 1 статьи 30 Закона N 220-ФЗ остановочные пункты по межрегиональному маршруту регулярных перевозок должны быть расположены на территориях автовокзалов или автостанций. Использование иных остановочных пунктов допускается в случае, если:
1) в поселении, в границах которого расположен иной остановочный пункт, отсутствуют автовокзал, автостанция;
2) подъезд к автовокзалу, автостанции, находящимся на территории поселения, в границах которого расположен иной остановочный пункт, осуществляется по улицам и (или) автомобильным дорогам, интенсивность движения по которым превышает нормативное значение, либо пропускная способность остановочного пункта, расположенного на территории такого автовокзала или такой автостанции, недостаточна для установления данного маршрута.
Согласно части 2 статьи 30 Закона N 220-ФЗ остановочный пункт по межрегиональному маршруту регулярных перевозок, в том числе расположенный на территории автовокзала или автостанции, должен быть зарегистрирован в реестре остановочных пунктов по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок.
Частью 2 статьи 3 Закона N 220-ФЗ определено, что понятия "маршрут регулярных перевозок", "остановочный пункт", "расписание", "перевозчик", "регулярные перевозки", "перевозки пассажиров и багажа по заказам", "объекты транспортной инфраструктуры" используются в значениях, указанных в Федеральном законе от 8 ноября 2007 года N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта".
Статьей 31 Закона N 220-ФЗ определен порядок регистрации остановочных пунктов в реестре остановочных пунктов по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок.
Часть 1 статьи 31 Закона N 220-ФЗ предусматривает, что регистрация остановочных пунктов в реестре остановочных пунктов по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок осуществляется при соблюдении следующих условий:
1) наличие обстоятельств, указанных в части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, - в отношении остановочного пункта, расположенного вне территории автовокзала или автостанции;
2) соответствие оборудования автовокзала, автостанции минимальным требованиям, установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, - в отношении остановочного пункта, расположенного на территории автовокзала или автостанции;
3) наличие документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации и подтверждающих право использования объекта недвижимости в качестве автовокзала или автостанции.
Согласно части 2 статьи 31 Закона N 220-ФЗ регистрация остановочных пунктов в реестре остановочных пунктов по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на основании заявления в письменной форме владельца остановочного пункта.
К заявлению о регистрации, в том числе, прилагается действующее заключение органа государственного транспортного контроля, удостоверяющее выполнение условий, предусмотренных пунктами 1, 2 части 1 настоящей статьи, и достоверность сведений, предусмотренных пунктом 4 части 3 настоящей статьи (часть 4 статьи 31 Закона N 220-ФЗ).
Предусмотренное пунктом 1 части 4 настоящей статьи заключение предоставляется органом государственного транспортного контроля на основании заявления владельца остановочного пункта о выдаче данного заключения (часть 4 статьи 31 Закона N 220-ФЗ).
Из названных положений закона суд обоснованно заключил, что возможность использования обществом остановочного пункта зависит от включения данного пункта в соответствующий реестр; включение в реестр возможно только по результатам выдачи положительного заключения о выполнении условий регистрации остановочных пунктов.
Изложенное привело суд к выводу о том, что заключение является решением уполномоченного органа, в связи с чем отказ в его выдаче влечет правовые последствия для заявителя, а следовательно, затрагивает его права и законные интересы.
Суд проанализировал решение об отказе и указал, что Управлением не заявлено претензий к пакету документов общества, представленному вместе с заявлением на выдачу вышеуказанного заключения; не изложены основания отказа, в решении содержится лишь ссылка на невыполнение условий, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 31, части 1 статьи 30 Закона N 220-ФЗ без конкретного указания фактов, которые свидетельствовали о несоблюдении названных условий.
Вместе с тем, государственный орган, не конкретизируя основания отказа, утрачивает возможность доказать его законность и обоснованность, поскольку проверить, действительно ли те или иные мотивы послужили основанием отказа, невозможно. Изложенное являлось достаточным основанием полагать такой акт незаконным.
Тем не менее, суды оценили и обоснованность доводов, которые приводило Управление в обоснование отказа в ходе судебного разбирательства, указывая на следующее - объект транспортной инфраструктуры заявителя квалифицирован ответчиком как иной остановочный пункт, а не автостанция, а следовательно, при наличии в г. Смоленске функционирующего автовокзала ПАО "Смоленскоблпассажиртранс", расположенного по адресу: г. Смоленск, ул. Кашена, д. 13 отсутствуют условия, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 31, части 1 статьи 30 Закона N 220-ФЗ.
Признавая позицию управления ошибочной, суды обоснованно указали на неотносимость приводимого мотива отказа положениям пункта 1 части 1 статьи 31, части 1 статьи 30 Закона N 220-ФЗ - действующее на дату вынесения оспариваемого отказа законодательство не содержало положений, ограничивающих количество автостанций и автовокзалов в одном населенном пункте, тем более в региональном центре.
Повторяемый в кассационной жалобе довод управления о том, что спорный объект не отвечает критериям безопасности, поскольку в нем не могут постоянно находиться люди, тогда как автостанция предполагает постоянное нахождение в ней пассажиров, суд двух инстанций правомерно отклонил ввиду его недоказанности, указав, что включение ранее, 26.06.2017 Минтрансом России остановочного пункта Автостанция "ООО "Спецпроект" (под регистрационным N 67042) в реестр остановочных пунктов по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок, сформированном согласно положениям Закона N 220, уже подтверждает соответствие автостанции заявителя минимальным требованиям к оборудованию автостанций, установленным пунктом 3 Приказа Минтранса России от 29.12.2015 N 387 "Об утверждении минимальных требований к оборудованию автовокзалов и автостанций" - опровергающих это утверждение доказательств суду не представлено.
Суд применил нормы Закона N 220-ФЗ в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого решения, ссылка на положения Федерального закона от 29.12.2017 N 480-ФЗ введена в текст судебных актов исключительно для демонстрации подхода законодателя к регулированию спорных правоотношений (расположение остановочных пунктов вне автовокзала или автостанции допускается исключительно при наличии соответствующего регулирования на уровне акта субъекта Российской Федерации), довод кассационной жалобы на этот счет изложенное не учитывает.
По изложенным основаниям кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Смоленской области от 23.03.2018 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2018 по делу N А62-10143/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Н. Николаева |
Судьи |
В.И. Смирнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.