г. Калуга |
|
29 октября 2018 г. |
Дело N А83-8355/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25.10.2018.
Полный текст постановления изготовлен 29.10.2018.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Лукашенковой Т.В.,
судей Ключниковой Н.В., Стрегелевой Г.А.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Крым-Турсервис" (ОГРН 1149102037160, ИНН 9103003923): не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом;
от Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым (ОГРН 1149102017404, ИНН 9102012065): не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом;
от муниципального унитарного предприятия "Бюро технической инвентаризации" муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым (ОГРН 1149102177950, ИНН 9103017531): не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом,рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Крым-Турсервис" на постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2018 (судьи Евдокимов И.В., Голик В.С., Омельченко В.А.) по делу N А83-8355/2016,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Крым-Турсервис" (далее - ООО "Крым-Турсервис", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о признании незаконным отказа Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым (далее - Комитет, Госкомрегистр, регистрирующий орган) в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества: нежилое здание, расположенное по адресу: Россия, Республика Крым, г. Ялта, пгт. Гурзуф, ул. Ялтинская, 18, с кадастровым номером 90:25:030103:530, выраженного в сообщении об отказе в государственной регистрации от 26.08.2016 N 90/016/303/2016-2996, и обязании Госкомрегистр зарегистрировать за ООО "Крым-Турсервис" ранее возникшее право собственности на указанный объект недвижимого имущества.
Дело рассмотрено с участием в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, муниципального унитарного предприятия "Бюро технической инвентаризации" муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 27.02.2017 заявленные требования удовлетворены, отказ Госкомрегистра в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества, выраженный в сообщении об отказе в государственной регистрации от 26.08.2016 N 90/016/303/2016-2996, признан незаконным; на Госкомрегистр возложена обязанность зарегистрировать за обществом ранее возникшее право собственности на объект недвижимого имущества.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2018 решение суда первой инстанции отменено, принят новый судебный об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции, общество обратилось с кассационной жалобой, в которой просит его отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции. В обоснование кассационной жалобы ее заявитель ссылается на неправильное применение судом норм материального права и неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Отзывы на кассационную жалобу Комитетом и третьим лицом не представлены.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку своих представителей в суд округа не обеспечили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность судебного акта проверена кассационной инстанцией по правилам статьи 286 АПК РФ.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что общество привело свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации и 02.09.2014 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о юридическом лице ООО "Крым-Турсервис" (ОГРН 1149102037160).
16.07.2016 ООО "Крым-Турсервис" обратилось в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру по Республике Крым с заявлением о государственной регистрации права собственности на объект недвижимости: нежилое здание (литера 43), расположенное по адресу: Россия, Республика Крым, г. Ялта, пгт. Гурзуф, ул. Ялтинская, 18, с кадастровым номером 90:25:030103:530.
Сообщением об отказе в государственной регистрации от 26.08.2016 N 90/016/303/2016-2996 Госкомрегистр отказал обществу в государственной регистрации права собственности на нежилое здание с кадастровым номером 90:25:030103:530, расположенное по адресу: Россия, Республика Крым, г. Ялта, пгт. Гурзуф, ул. Ялтинская, 18, на основании абзацев 8, 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в связи с непредставлением документов, необходимых для проведения государственной регистрации.
Не согласившись с отказом в государственной регистрации от 26.08.2016 N 90/016/303/2016-2996, ООО "Крым-Турсервис" обжаловало его в судебном порядке.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции признал, что общество представило все документы, необходимые для регистрации права собственности на спорный объект недвижимости, пришел к выводу об отсутствии оснований для отказа в государственной регистрации.
Отменяя решение суда и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд апелляционной инстанции исходил из того, что оспариваемый отказ соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы общества.
Суд округа не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта, исходя из следующего.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", в редакции, действовавшей на момент обращения общества с заявлением о государственной регистрации (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ), государственная регистрация является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 16 Федерального закона N 122-ФЗ предусмотрено, что к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
Требования к документам, представляемым на государственную регистрацию прав, установлены статьей 18 Федерального закона N 122-ФЗ.
В силу пункта 1 статьи 18 Федерального закона N 122-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено данным Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.
Пунктом 3 статьи 9 Федерального закона N 122-ФЗ к компетенции органа, осуществляющего государственную регистрацию, отнесена проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти, а также проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав.
При проведении государственной регистрации проводится правовая экспертиза документов, в том числе проверка законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки) и установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа в государственной регистрации прав или ее приостановления (абзац 3 пункта 1 статьи 13 Федерального закона N 122-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона N 122-ФЗ государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со ст. 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты.
В соответствии с абзацами 8, 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона N 122-ФЗ в государственной регистрации может быть отказано, в частности, если правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества; не представлены документы, необходимые в силу названного Закона для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Согласно пункту 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Согласно разъяснениям, изложенным в абзаце 2 пункта 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", вещь является недвижимой либо в силу своих природных свойств (абзац первый пункта 1 статьи 130 ГК РФ), либо в силу прямого указания закона, что такой объект подчинен режиму недвижимых вещей (абзац второй пункта 1 статьи 130 ГК РФ).
Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) (пункт 1 статьи 131 ГК РФ).
По смыслу указанных положений право собственности может быть зарегистрировано в ЕГРП лишь в отношении тех вещей, которые, обладая признаками недвижимости, способны выступать в гражданском обороте в качестве отдельных объектов гражданских прав (постановление Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 24.09.2013 N 1160/13).
В силу названной нормы понятие объекта недвижимости является правовой категорией, определяемой совокупностью признаков и позволяющей считать имущество объектом гражданских прав, в отношении которого самостоятельно может быть поставлен вопрос о праве.
Вещи, обладающие таким признаком, как физическая связь с землей, могут быть признаны недвижимостью в случае, если они созданы как объекты недвижимости в установленном законом и иными правовыми актами порядке, с получением необходимых разрешений и соблюдением градостроительных норм и правил. Более того, помимо неразрывной связи с землей объект недвижимости должен иметь самостоятельное функциональное назначение.
В соответствии с частью 4 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений) кадастровый паспорт объекта недвижимости представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую необходимые для государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения об объекте недвижимости.
Таким образом, кадастровый паспорт содержит характеристики объекта недвижимости, предназначен для информационного обеспечения государственной регистрации прав на недвижимое имущество. Проведение в отношении сооружений технического и кадастрового учета не может служить основанием для признания объекта недвижимостью.
Следовательно, сам по себе факт постановки на кадастровый учет объекта недвижимого имущества, учитывая технический характер данного учета, в отрыве от реально существующего права не является безусловным основанием для государственной регистрации.
В соответствии со статьей 12 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Федеральный конституционный закон N 6-ФКЗ) на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также таможенные и разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 данного Федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
Особенности регулирования земельных и иных имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество на территории Республики Крым установлены Законом Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (Закон N 38-ЗРК).
В силу статьи 8 Закона N 38-ЗРК к правам, ограничениям прав и обременениям объектов недвижимого имущества, возникшим на территории Республики Крым до вступления в силу Федерального конституционного закона (далее - ранее возникшие права), применяется порядок осуществления государственной регистрации прав, установленный Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав, устанавливается нормативным правовым актом Совета министров Республики Крым.
Подпунктом 18 пункта 1 Перечня документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимых для государственной регистрации, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 11.08.2014 N 264, предусмотрено, что к таким документам относятся, в частности, договоры купли-продажи, мены, дарения и иные договоры, подтверждающие совершение гражданско-правовых соглашений, на основании которых возникает право на объект недвижимого имущества, подлежащее регистрации.
В обоснование своего права на объект недвижимого имущества с кадастровым номером 90:25:030103:530 заявитель ссылается на договор купли-продажи от 15.07.2003 N 01/03 целостного имущественного комплекса, в состав которого, по его утверждению, входит также нежилое здание (литера 43), акт приема передачи целостного имущественного комплекса (совокупные валовые активы) филиала ЗАО "Крымтур" базы отдыха Коралл, являющийся приложением N 1 к договору, извлечение из Реестра прав собственности от 29.08.2003 N 1353636, приложение N 1 к акту приема-передачи (основные фонды) целостного имущественного комплекса.
Как установлено судами, на основании решения исполнительного комитета Ялтинского городского совета Автономной Республики Крым от 12.10.2000 N 373 (1) Крымскому закрытому акционерному обществу по туризму и экскурсиям "Крымтур" 17.10.2000 выдано свидетельство N 576 о праве коллективной собственности на турбазу "Коралл", расположенную по адресу: пгт. Гурзуф, ул. Ялтинская, 18.
По договору купли-продажи от 15.07.2003 N 01/03 общество приобрело у ЗАО "Крымтур" имущество целостного имущественного комплекса - базу отдыха "Коралл", расположенную на земельном участке площадью 3,3253 га согласно Госакту на право постоянного пользования землей II-КМ N 001522, выданному 22.08.1996, по адресу: Республика Крым, пгт. Гурзуф, ул. Ялтинская, 18. Имущественный комплекс передан покупателю по акту приема-передачи от 25.07.2003.
Право собственности общества на целостный имущественный комплекс зарегистрировано коммунальным предприятием "Ялтинское бюро технической инвентаризации" (далее - БТИ) 29.08.2003, номер записи 296 с. 162 в книге 16-Б, что подтверждено извлечением из Государственного реестра прав собственности на недвижимое имущество от 29.08.2003 N 1353636.
Впоследствии приказом БТИ от 16.12.2005 N 60/1 "Об отмене решения о государственной регистрации права собственности ООО "Крым-Турсервис" проведенная 29.08.2003 регистрация права была отменена, извлечение из Реестра прав собственности от 29.08.2003 N 1353636 признано недействительным. В Государственный реестр прав на недвижимое имущество и в инвентарное дело внесены соответствующие записи.
В дальнейшем постановлением Хозяйственного суда Автономной Республики Крым от 23.02.2006 по делу N 2-29/4473-2006, вступившим в законную силу, приказ БТИ от 16.12.2005 N 60/1 признан недействительным; на БТИ возложена обязанность восстановить запись в инвентарном деле о регистрации права собственности общества на домовладение N 18 по ул. Ялтинской в пгт. Гурзуф г. Ялты.
Суд апелляционной инстанции, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, исходил из того, что в представленных к регистрации документах отсутствовали достаточные для идентификации данные, позволяющие однозначно установить, что заявленный к регистрации объект включен в состав приобретенного обществом у Крымского закрытого акционерного общества "Крымтур" имущества. Как было установлено судом, приложение N 1 к акту приема-передачи, подтверждающее, по мнению общества, факт передачи ему спорного имущества, в регистрирующий орган не представлялось.
Из договора купли-продажи целостного имущественного комплекса от 15.07.2003 N 01/03 и извлечения из Реестра прав собственности на недвижимое имущество от 29.08.2003 N 1353636 следует, что право собственности на недвижимое имущество было зарегистрировано за ООО "Крым-Турсервис" в БТИ по законодательству Украины как на одну недвижимую вещь - целостный имущественный комплекс.
Однако общество обратилось за государственной регистрацией на отдельный объект, входящий в состав целостного имущественного комплекса базы отдыха "Коралл". Тем самым волеизъявление общества направлено на государственную регистрацию объекта - нежилое здание (литера 43) в качестве самостоятельного объекта гражданских прав, обладающего признаками объекта недвижимости.
При этом сведений о наличии у общества документов о регистрации права собственности на указанное имущество как на самостоятельный объект недвижимости, а также доказательств того, что строение (литера 43) возводилось как самостоятельный объект недвижимости, не имеется и в регистрирующий орган такие документы не представлялись.
Таким образом, придя к выводу о том, что спорный объект является составной частью целостного имущественного комплекса базы отдыха "Коралл" и не отвечает критериям самостоятельного объекта недвижимого имущества, подлежащего государственной регистрации, суд апелляционной инстанции обоснованно признал оспариваемый отказ не нарушающим права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности и не усмотрел оснований для признания оспариваемого решения ответчика незаконным.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает обжалуемый судебный акт законным и обоснованным.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права, в том числе влекущие безусловную отмену судебного акта, не нарушены, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемого судебного акта.
На основании статьи 104 АПК РФ, статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1500 руб. подлежит возврату заявителю кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2018 по делу N А83-8355/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Крым-Турсервис" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1500 рублей, уплаченную по платежному поручению от 16.08.2018 N 60.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Т.В. Лукашенкова |
Судьи |
Н.В. Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 12 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Федеральный конституционный закон N 6-ФКЗ) на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также таможенные и разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 данного Федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
...
В силу статьи 8 Закона N 38-ЗРК к правам, ограничениям прав и обременениям объектов недвижимого имущества, возникшим на территории Республики Крым до вступления в силу Федерального конституционного закона (далее - ранее возникшие права), применяется порядок осуществления государственной регистрации прав, установленный Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав, устанавливается нормативным правовым актом Совета министров Республики Крым."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 29 октября 2018 г. N Ф10-4406/18 по делу N А83-8355/2016