г.Калуга |
|
31 октября 2018 г. |
Дело N А83-7220/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 октября 2018 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 31 октября 2018 г.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
В.Н.Шелудяева |
||
судей
|
Е.В.Бессоновой В.И.Смирнова |
||
|
|
||
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи |
Е.А. Рихтер |
при участии:
от Компании "Старвиста Лимитед" - не явились, извещены надлежаще;
от Государственного Совета Республики Крым - Бобкова В.В., представитель по доверенности N 28-50/165 от 25.06.2018;
от Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым - не явились, извещены надлежаще;
от Совета Министров Республики Крым - Тихончук С.Г., предстваитель по доверенности N 1/01-58/6765 от 22.10.2018;
от Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым - не явились, извещены надлежаще;
от ГУП Республики Крым "Солнечная Таврика" - не явились, извещены надлежаще;
от Министерства экономического развития Российской Федерации - не явились, извещены надлежаще;
от Государственного комитета по охране культурного наследия Республики Крым - Степанищева Ю.И., представитель по доверенности N 6806/0105 от 10.08.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу компании "Старвиста Лимитед" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 31.01.2018 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2018 по делу N А83-7220/2017,
УСТАНОВИЛ:
Компания "Старвиста Лимитед" (Кипр) обратилась в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о признании недействительным распоряжения Совета министров Республики Крым N 211-р/дсп от 03.03.2017 в части выкупа имущества, принадлежащего заявителю.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 31.01.2018 по делу N А83-7220/2017, оставленным без изменения постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2018, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанными судебными актами, компания "Старвиста Лимитед" обжаловала их в кассационном порядке.
Изучив материалы дела и доводы заявителя кассационной жалобы, заслушав представителей лиц, явившихся в судебное заседание, судебная коллегия считает, что обжалуемые судебные акты отмене или изменению не подлежат в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, по адресу: шоссе Парковое, 14а, пгт. Парковое, г. Ялта, расположено недвижимое имущество, принадлежащее заявителю на праве собственности.
Советом министров Республики Крым 03.03.2017 было принято распоряжение N 211-р/дсп "О выкупе имущества для нужд Республики Крым".
В соответствии с пунктом 3 указанного распоряжения Государственному комитету по охране культурного наследия Республики Крым предписано:
- осуществить мероприятия, связанные с выкупом для нужд Республики Крым, имущества, принадлежащего ООО "Старвиста Лимитед", расположенного по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пгт Парковое, шоссе Парковое, 14а;
- определить порядок работы временной администрации и ее персонального состава совместно с Государственным унитарным предприятием Республики Крым "Солнечная Таврика";
- провести иные мероприятия, направленные на обеспечение стабильного функционирования организаций совместно с ГУП РК "Солнечная Гаврика".
Указанное распоряжение принято о выкупе недвижимого имущества, принадлежащего ООО Компания "Старвиста Лимитед" и ООО "Инвестио".
Не согласившись с принятым актом Совета министров Республики Крым от 03.03.2017 N 211-р/дсп в части выкупа имущества, принадлежащего компании "Старвиста Лимитед", заявитель обжаловал его в судебном порядке.
Признавая оспариваемое распоряжение законным и обоснованным, арбитражный суд первой и апелляционной инстанций обоснованно учитывал следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закон N 6-ФКЗ) законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
Частью 3 статьи 7 Закона N 6-ФКЗ предусмотрено, что Государственный Совет Республики Крым и Совет министров Республики Крым, Законодательное Собрание города Севастополя вправе осуществлять собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов, которые не могут противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
Согласно части 1 статьи 12.1 N 6-ФКЗ до 1 января 2019 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое - имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Статьей 95 Конституции Республики Крым установлено, что до урегулирования вопросов интеграции Республики Крым в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации, а также принятия предусмотренных действующей Конституцией законов и иных нормативных правовых актов Республики Крым, Конституция Республики Крым применяется с учетом положений Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов и положений Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя".
В развитие вышеуказанных норм 08.08.2014 был принят Закон Республики Крым N 47-ЗРК "Об особенностях выкупа имущества в Республике Крым" (далее - Закон N 47-ЗРК), который определяет механизм выкупа для нужд Республики Крым имущества, расположенного на территории Республики Крым и принадлежащего на праве собственности физическим или юридическим лицам.
В соответствии со статьей 1 Закона N 47-ЗРК выкуп имущества для нужд Республики Крым осуществляется в случаях, связанных с необходимостью предотвращения угрозы жизни, здоровью населения Республики Крым, обеспечения функционирования объектов жизнедеятельности, эвакуации людей вследствие катастроф, аварий, несчастных случаев, эпидемий, эпизоотии и других чрезвычайных обстоятельств, использования этого имущества в качестве объекта, имеющего особую социальную, культурную и историческую ценность.
В соответствии со статьей 2 Закона N 47-ЗРК выкуп имущества осуществляется в порядке и сроки, установленные Советом министров Республики Крым, при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости имущества.
Размер возмещения устанавливается Советом министров Республики Крым на основании отчета об оценке, подготовленного субъектом оценочной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Отчет об оценке, в соответствии с которым осуществляется выкуп имущества, может быть оспорен в суде.
Согласно статье 3 Закона N 47-ЗРК перечень имущества, подлежащего выкупу, утверждается Советом министров Республики Крым.
Предложения о выкупе имущества направляются в Совет министров Республики Крым исполнительными органами государственной власти Республики Крым, органами местного самоуправления муниципальных организаций (статья 4 Закона N 47-ЗРК).
Для обеспечения стабильного и безаварийного функционирования организаций, оказывающих влияние на жизнеобеспечение, оборону и безопасность Республики Крым, на период до завершения процедуры выкупа объекта может применяться процедура назначения временной администрации по управлению соответствующей организацией - статья 5 Закона N 47-ЗРК.
Как следует из материалов дела, компании "Старвиста Лимитед" на праве собственности принадлежит объект культурного наследия - памятник истории и монументального искусства "Комплекс "Дача Я.Е. Жуковского "Новый Кучук-Кой", 1902-1913 гг.: Парк. Лестница Якова" по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пгт. Симеиз, п. Парковое, Парковое шоссе, д. 14а, который был поставлен на государственный учет как памятник истории и монументального искусства Приказом Министерства культуры Украины от 13.12.2007 N 1669/0/16-07, учетный N 2053/3-АР.
В соответствии со статьей 3.1 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон об объектах культурного наследия) территорией объекта культурного наследия является территория, непосредственно занятая данным объектом культурного наследия и (или) связанная с ним исторически и функционально, являющаяся его неотъемлемой частью и установленная в соответствии с настоящей статьей. В территорию объекта культурного наследия могут входить земли, земельные участки, части земельных участков, земли лесного фонда, водные объекты или их части, находящиеся в государственной или муниципальной собственности либо в собственности физических или юридических лиц. Границы территории объекта культурного наследия могут не совпадать с границами существующих земельных участков. В границах территории объекта культурного наследия могут находиться земли, в отношении которых не проведен государственный кадастровый учет.
Границы территории объекта культурного наследия, за исключением границ территории объекта археологического наследия, определяются проектом границ территории объекта культурного наследия на основании архивных документов, в том числе исторических поземельных планов, и научных исследований с учетом особенностей каждого объекта культурного наследия, включая степень его сохранности и этапы развития.
Согласно статье 6 Закона об объектах культурного наследия под государственной охраной объектов культурного наследия в целях настоящего Федерального закона понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда.
Учитывая изложенные требования действующего законодательства и обстоятельства спора, арбитражный суд первой и апелляционной инстанций обоснованно пришел к выводу о том, что оспариваемое распоряжение принято исполнительным органом государственной власти Республики Крым в пределах полномочий, предоставленных данному органу, а также в порядке и по основаниям, установленным федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.
Доводы заявителя кассационной жалобы являлись предметом оценки и исследования арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, с которой судебная коллегия соглашается.
Нарушений норм процессуального права, влекущих за собой отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Состоявшиеся судебные акты по настоящему делу приняты с учетом установленных фактических обстоятельств спора и требований действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 289, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 31.01.2018 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2018 по делу N А83-7220/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, непревышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст.291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.Н.Шелудяев |
Судьи |
Е.В.Бессонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.