14 августа 2018 г. |
Дело N А83-7220/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07.08.2018.
В полном объеме постановление изготовлено 14.08.2018.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Голика В.С., судей Омельченко В.А., Малышевой И.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Головченко Я.А.,
при участии представителей: от Государственного Совета Республики Крым - Лукашева М.И., доверенность от 01.06.2018 N 28-50/1150; от Совета Министров Республики Крым - Володькина С.А., доверенность от 12.04.2016 N 1/01-48/1748; от Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым - Кравца А.В., доверенность от 21.12.2017 N 2338-Д; от компании "Старвиста Лимитед" - Салата Я.В., доверенность от 10.01.2018 б/н; от Государственного комитета по охране культурного наследия Республики Крым - Степанищевой Ю.И., доверенность от 11.09.2017 N 6214/0105,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу компании "Старвиста Лимитед" (акционерное общество) на решение Арбитражного суда Республики Крым от 31.01.2018 по делу N А83-7220/2017 (судья Авдеев М.П.),
по заявлению компании "Старвиста Лимитед" (акционерное общество) к Совету министров Республики Крым, Государственному комитету по охране культурного наследия Республики Крым, Государственному Совету Республики Крым,
при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора: ГУП РК "Солнечная Таврика", Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым, Министерства экономического развития Российской Федерации,
о признании недействительным ненормативного правового акта,
установил:
компания "Старвиста Лимитед" обратилась в Арбитражный суд Ресрублики Крым с заявлением о признании недействительным распоряжения Совета министров Республики Крым N 211-р/дсп от 03.03.2017 в части имущества, принадлежащего заявителю.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 31.01.2018 по делу N А83-7220/2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Полагая, что указанное решение принято судом с нарушением норм материального и процессуального права, заявитель обжаловал его в апелляционном порядке, просит решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить.
В судебное заседание ГУП РК "Солнечная Таврика", Министерства экономического развития Российской Федерации, явку своих уполномоченных представителей не обеспечили, в материалы дела представлены ходатайства указанных сторон о рассмотрении апелляционной жалобы в их отсутствие.
Рассмотрев доводы жалобы и отзывы на неё, изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), а также разъяснениям, изложенным в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия (бездействие) незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный акт, решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, по адресу: шоссе Парковое, 14а, пгт. Парковое, г. Ялта, расположено имущество принадлежащее заявителю на основании: договора купли-продажи земельного участка от 11.12.2008; извлечения из Государственного реестра сделок от 11.12.2008; государственного акта на право собственности на земельный участок от 22.04.2009; свидетельства о государственной регистрации права на объект недвижимого имущества от 17.04.2015 с кадастровым номером 90:25:070401:74; договора купли-продажи недвижимого имущества от 11.12.2008; извлечения из Государственного реестра сделок от 11.12.2008; извлечения о регистрации права собственности на недвижимое имущество; свидетельства о государственной регистрации права на объект недвижимого имущества от 06.08.2015 с кадастровым номером 90:25:070401:161; свидетельства о государственной регистрации права на объект недвижимого имущества от 05.08.2015 с кадастровым номером 90:25:070401:191.
03.03.2017 Советом министров Республики Крым было принято распоряжение N 211-р/дсп "О выкупе имущества для нужд Республики Крым ".
В соответствии с пунктом 3 данного распоряжения Государственному комитету по охране культурного наследия Республики Крым необходимо:
- осуществить мероприятия, связанные с выкупом для нужд Республики Крым, имущества, принадлежащего ООО "Старвиста Лимитед", расположенного по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пит Парковое, шоссе Парковое, 14а;
- определить порядок работы временной администрации и ее персонального состава совместно с Государственным унитарным предприятием Республики Крым "Солнечная Таврика";
- провести иные мероприятия, направленные на обеспечение стабильного функционирования организаций совместно с ГУП РК "Солнечная Гаврика".
Указанное распоряжение принято в отношении недвижимого имущества ООО Компания "Старвиста Лимитед" и ООО "Инвестио" (пункт 1 распоряжения). Для обеспечения стабильного функционирования организаций до завершения процедуры выкупа имущества решено применить процедуру назначения Временной администрации по управлению указанных обществ и в отношении имущества, указанного в пункте 1 настоящего распоряжения.
Не согласившись с распоряжением Совета министров Республики Крым от 03.03.2017 N 211-р/дсп "О выкупе имущества для нужд Республики Крым " в части, касающейся имущества компании "Старвиста Лимитед", заявитель обжаловал его в судебном порядке.
Согласно части 1 статьи 23 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закон N 6-ФКЗ) законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
Частью 3 статьи 7 Закона N 6-ФКЗ предусмотрено, что Государственный Совет Республики Крым и Совет министров Республики Крым, Законодательное Собрание города Севастополя вправе осуществлять собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов, которые не могут противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
Согласно части 1 статьи 12.1 N 6-ФКЗ до 1 января 2019 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое - имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Согласно части 3 стать 76 Конституции Российской Федерации, федеральный конституционный закон является нормативным актом более высокой юридической силы по сравнению с федеральным законом.
Статьей 95 Конституции Республики Крым установлено, что до урегулирования вопросов интеграции Республики Крым в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации, а также принятия предусмотренных действующей Конституцией законов и иных нормативных правовых актов Республики Крым, Конституция Республики Крым применяется с учетом положений Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов и положений Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя".
Правовой анализ вышеуказанных норм позволяет сделать вывод, что Российская Федерация на переходный период предоставила Республике Крым право самостоятельного регулирования имущественных правоотношений на территории Республики Крым.
В развитие вышеуказанных норм 08.08.2014 был принят Закон Республики Крым N 47-ЗРК "Об особенностях выкупа имущества в Республике Крым", (далее - Закон N 47-ЗРК), который определяет механизм выкупа для нужд Республики Крым имущества, расположенного на территории Республики Крым и принадлежащего на праве собственности физическим или юридическим лицам.
В соответствии со статьей 1 Закона N 47-ЗРК выкуп имущества для нужд Республики Крым осуществляется в случаях, связанных с необходимостью предотвращения угрозы жизни, здоровью населения Республики Крым, обеспечения функционирования объектов жизнедеятельности, эвакуации людей вследствие катастроф, аварий, несчастных случаев, эпидемий, эпизоотии и других чрезвычайных обстоятельств, использования этого имущества в качестве объекта, имеющего особую социальную, культурную и историческую ценность.
В соответствии со статьей 2 Закона N 47-ЗРК выкуп имущества осуществляется в порядке и сроки, установленные Советом министров Республики Крым, при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости имущества.
Размер возмещения устанавливается Советом министров Республики Крым на основании отчета об оценке, подготовленного субъектом оценочной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Отчет об оценке, в соответствии с которым осуществляется выкуп имущества, может быть оспорен в суде.
Согласно статье 3 Закона N 47-ЗРК перечень имущества, подлежащего выкупу, утверждается Советом министров Республики Крым.
Предложения о выкупе имущества направляются в Совет министров Республики Крым исполнительными органами государственной власти Республики Крым, органами местного самоуправления муниципальных организаций (статья 4 Закона N 47-ЗРК).
Для обеспечения стабильного и безаварийного функционирования организаций, оказывающих влияние на жизнеобеспечение, оборону и безопасность Республики Крым, на период до завершения процедуры выкупа объекта может применяться процедура назначения временной администрации по управлению соответствующей организацией - статья 5 Закона N 47-ЗРК.
Как предусмотрено статьей 7 данного Закона N 47-ЗРК выкупленное имущество переходит в собственность Республики Крым. Орган управления выкупленным имуществом определяется Советом министров Республики Крым.
Таким образом, указанным Законом Совету министров Республики Крым предоставлены полномочия по принятию решения о выкупе имущества по предложению уполномоченных органов, по принятию решения о применении процедуры назначения временной администрации по управлению соответствующей организацией, по определению порядка и сроков осуществления выкупа имущества.
В соответствии со статьями 81, 84 Конституции Республики Крым Совет министров Республики Крым является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Республики Крым, который на основании и во исполнение федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Конституции и законов Республики Крым издает постановления и распоряжения.
Пунктом 8 части 1 статьи 83 Конституции установлено, что Совет министров Республики Крым управляет и распоряжается собственностью Республики Крым в соответствии с законами Республики Крым.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое распоряжение от 03.03.2017 N 211-р/дсп "О выкупе имущества для нужд Республики Крым " в части имущества заявителя, принято Советом министров Республики Крым в пределах предоставленных ему полномочий.
Основанием для принятия распоряжения в оспариваемой части явилось поступившее Совету министров Республики Крым предложение Государственного комитета по охране культурного наследия Республики Крым о необходимости выкупа имущества в целях сохранения и восстановления объекта культурного наследия, имеющего особую культурную и историческую ценность, что соответствует абзацу 6 статьи 1, статье 4 Закона N 47-ЗРК.
Согласно преамбуле Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон об объектах культурного наследия) объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия. В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации. Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Статья 3 Закона об объектах культурного наследия среди объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации выделяет объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
Согласно статье 3.1 Закона об объектах культурного наследия территорией объекта культурного наследия является территория, непосредственно занятая данным объектом культурного наследия и (или) связанная с ним исторически и функционально, являющаяся его неотъемлемой частью и установленная в соответствии с настоящей статьей. В территорию объекта культурного наследия могут входить земли, земельные участки, части земельных участков, земли лесного фонда, водные объекты или их части, находящиеся в государственной или муниципальной собственности либо в собственности физических или юридических лиц. Границы территории объекта культурного наследия могут не совпадать с границами существующих земельных участков. В границах территории объекта культурного наследия могут находиться земли, в отношении которых не проведен государственный кадастровый учет.
Границы территории объекта культурного наследия, за исключением границ территории объекта археологического наследия, определяются проектом границ территории объекта культурного наследия на основании архивных документов, в том числе исторических поземельных планов, и научных исследований с учетом особенностей каждого объекта культурного наследия, включая степень его сохранности и этапы развития.
Проект границ территории объекта культурного наследия оформляется в графической форме и в текстовой форме (в виде схемы границ).
Судом установлено, что объект культурного наследия - памятник истории и монументального искусства "Комплекс "Дача Я. Е. Жуковского "Новый Кучук-Кой", 1902-1913 гг.: Парк. Лестница Якова" по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пгт. Симеиз, п. Парковое, Парковое шоссе, д. 14а был поставлен на государственный учет как памятник истории и монументального искусства Приказом Министерства культуры Украины от 13.12.2007 N 1669/0/16-07, учетный N 2053/3-АР.
В соответствии со статьей 7 Закона об объектах культурного наследия гражданам Российской Федерации гарантируется обеспечение сохранности объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно статье 6 Закона об объектах культурного наследия под государственной охраной объектов культурного наследия в целях настоящего Федерального закона понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что оспоренное в части распоряжение принято Советом министров Республики Крым в соответствии с Законом N 47-ЗРК, предусматривающим возможность выкупа имущества, в том числе земельных участков, имеющих историческую и культурную ценность, и соответствует целям государственной охраны объектов культурного наследия в понимании Федерального закона об объектах культурного наследия.
При этом судебная коллегия отмечает, что Закон N 47-ЗРК не устанавливает критериев оценки такой необходимости и требований к форме соответствующих предложений о выкупе, вносимых исполнительными органами государственной власти Республики Крым, а относит их к усмотрению уполномоченного органа.
Из содержания оспариваемого ненормативного акта исполнительного органа государственной власти, отчуждение указанного имущества путем его выкупа допускается при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости имущества.
Следовательно, для решения вопроса о выкупе имущества у заявителя требовалось принятие уполномоченным органом и других ненормативных правовых актов, связанных с оценкой выкупаемого имущества, созданием и назначением временной администрации предприятия, у которого выкупается имущество.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, исполнение распоряжения Совета министров Республики Крым уполномоченным органом не осуществлялось, каких-либо действий и решений, направленных на выкуп данного имущества, не принималось.
В рассматриваемом случае, оспариваемое распоряжение носит организационно-распорядительный характер, каких-либо обязанностей на заявителя не возлагает и не создает каких-либо реальных препятствий во владении и пользовании имуществом. При этом суд учитывает, что предмет заявленного требования охватывает исключительно распоряжение от 03.03.2017 N 211-р/дсп.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Закон N 47-ЗРК не был согласован с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере также подлежат отклонению.
Из представленных в материалы дела доказательств следует, что 31 июля 2014 года письмом N 18176-АУ/Д08и Минэкономразвития России отчиталось перед заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Козаком Д.Н. об отсутствии разногласий между Министерством экономического развития Российской Федерации, Государственно-правовым управлением Президента Российской Федерации, Советом министров Республики Крым по вопросу согласования проекта Закона N 47-ЗРК и сообщило об отсутствии препятствий для принятия законопроекта, доработанного с учетом мнения Государственно-правового управления Президента Российской Федерации и позиции Минэкономразвития России.
При этом суд также отмечает, что Федеральный конституционный закон N 6-ФКЗ от 21.03.2014, на нарушение положений которого указывает заявитель, не устанавливает сроков согласования принимаемых Республикой Крым нормативно-правовых актов в соответствующей сфере, не определяет процедуру такого согласования и его конечную форму.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно отказал обществу с ограниченной ответственностью компании "Старвиста Лимитед" (акционерное общество) в удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы заявителя, проверенные судебной коллегией, основаны на ином ошибочном толковании вышеприведенных нормативных положений во взаимосвязи с установленными по делу фактическими обстоятельствами и не опровергают правомерность выводов суда, в связи с чем, оснований для ее удовлетворения у судебной коллегии не имеется.
Нарушений норм процессуального и материального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 31.01.2018 по делу N А83-7220/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу компании "Старвиста Лимитед" (акционерное общество) - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.С. Голик |
Судьи |
В.А. Омельченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-7220/2017
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 31 октября 2018 г. N Ф10-4734/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: АО Компания "Старвиста Лимитед"
Третье лицо: ГУП РЕСПУБЛИКИ КРЫМ "СОЛНЕЧНАЯ ТАВРИКА", МИНИСТЕРСТВО ИМУЩЕСТВЕННЫХ И ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, Государственный комитет по охране культурного наследия Республики Крым, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, СОВЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Хронология рассмотрения дела:
31.10.2018 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-4734/18
25.10.2018 Определение Арбитражного суда Республики Крым N А83-7220/17
14.08.2018 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-653/18
31.01.2018 Решение Арбитражного суда Республики Крым N А83-7220/17