г. Калуга |
|
29 ноября 2018 г. |
Дело N А36-15145/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26.11.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 29.11.2018.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Козелкина И.И. Платова Н.В. Толкачевой И.Ю. |
|
судей | ||
|
|
|
при участии в заседании |
|
|
от истца: Управление сельского хозяйства Липецкой области
от ответчика: Сбытовой (торговый), снабженческий, перерабатывающий, сельскохозяйственный потребительский кооператив "Семья" |
не явились, извещены надлежаще,
Плотникова Н.И. (председатель, выписка из ЕГРЮЛ), |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу сбытового, снабженческого, перерабатывающего сельскохозяйственного потребительского кооператива "Семья" на решение Арбитражного суда Липецкой области от 18.04.2018 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2018 по делу N А36-15145/2017,
УСТАНОВИЛ:
Управление сельского хозяйства Липецкой области (далее - Управление, истец; ИНН 4825012212, ОГРН 1024840860340) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с иском к сбытовому (торговому), снабженческому, перерабатывающему, сельскохозяйственному потребительскому кооперативу "Семья" (далее - ССПСПК "Семья", ответчик, кооператив, заявитель; ИНН 4816022849, ОГРН 1114816000750) о взыскании 1 347 160 руб. задолженности в связи с нарушением условия софинансирования субсидии.
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 18.04.2018 (судья Серокурова У.В.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2018 (судьи Миронцева Н.Д., Протасов А.И., Семенюта Е.А.) решение Арбитражного суда Липецкой области от 18.04.2018 оставлено без изменений.
Не согласившись с вынесенными по делу вышеуказанными судебными актами первой и апелляционной инстанций, заявитель обратился в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить.
В обосновании жалобы заявитель указывает на то, что им были соблюдены все условия использования гранта. Указывает, что грант на развитие материально-технической базы должен быть использован в срок не более 18 месяцев со дня поступления средств на счет кооператива.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы кассационной жалобы.
Представители истца в судебное заседание не явились, о дате и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Суд кассационной инстанции на основании ч.3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив в порядке ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в оспариваемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав пояснения лиц, участвующих в судебном заседании, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемых судебных актов исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 24.06.2015 N 623 "Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на грантовую поддержку сельскохозяйственных потребительских кооперативов для развития материально-технической базы", Закона Липецкой области от 14.12.2015 N 468-03 "Об областном бюджете на 2016 год" (далее - Закон о бюджете), постановления Администрации Липецкой области от 07.07.2015 N 336 "Об утверждении Положения о проведении публичного конкурса по отбору сельскохозяйственных потребительских кооперативов и потребительских обществ для предоставления субсидий (грантов) на развитие материальнотехнической базы", постановления администрации Липецкой области от 16.12.2015 г. N 553 "Об утверждении Порядка предоставления субсидий (грантов) на развитие материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов в 2016 году" (далее - Порядок) в рамках реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717, а также Государственной программы Липецкой области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Липецкой области", утвержденной постановлением Администрации Липецкой области от 28.10.2013 N 485 ответчику была предоставлена субсидия на развитие материально-технической базы в размере 6 500 000 руб.
27.05.2016 между Управлением сельского хозяйства Липецкой области и ответчиком было заключено соглашение о предоставлении и использовании субсидии (гранта) (далее - соглашение).
В соответствии с пунктом 2.2.2 соглашения, ответчик должен был оплатить не менее 40% стоимости каждого наименования приобретений за счет собственных средств (л.д. 48-50 т. 1).
Пункт 3.2. соглашения между сторонами предусматривает, что в случае выявления нарушений условий предоставления грантов, их нецелевого использования кооператив возвращает в бюджет полученные денежные средства в 10-дневный срок со дня получения соответствующего уведомления Управления.
31.05.2016 платежными поручениями NN 311189 и 3375 субсидия (грант) в размере 6500000 руб. была полностью перечислена ответчику(л.д. 51, 53 т. 1).
Ответчиком был представлен отчет по состоянию на 01.07.2017 об использовании средств субсидии (гранта), по данным которого Управлением определено, что на строительство помещения для хранения и переработки овощей с модульным складом и покупки автомобиля кооператив должен был использовать 10834000 руб. (из них средства гранта 6500000 руб., собственные средства 4334000 руб.). Фактический размер расходов составил 8575732 руб., в том числе за счет средств субсидии (гранта) 6500000 руб. или 75,8% от общего объема расходов, за счет собственных средств - 2075732 руб. или 24,2% от общего объема расходов (л.д. 54 т. 1).
Эти же обстоятельства зафиксированы актом проверки счетной палаты Липецкой области от 27.07.2017 (л.д. 56-72 т. 1).
Платежным поручением N 81 от 15.09.2017 кооператив возвратил в доход областного бюджета 7400 руб. (л.д. 52 т. 1).
Полагая, что средства субсидии (гранта) в размере 1354560 руб. (6500000 руб. - (8575732 руб. x 60%)) использованы ответчиком без соблюдения условий софинансирования за счет собственных средств в установленный срок, и там самым допущено нарушение условий предоставления субсидии (гранта), Управление направило ответчику уведомление о возврате 1347160 руб. (1354560 руб. - 7400 руб.) (л.д. 73-74 т. 1).
Поскольку ответчик на претензию не ответил, денежные средства не возвратил, истец обратился в арбитражный суд с настоящим требованием.
Арбитражный суд Липецкой области пришел к выводу об удовлетворении исковых требований.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции считает выводы судов законными, обоснованными, основанными на нормах действующего законодательства.
При этом суды правомерно руководствовались следующим.
Согласно части 3.1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в случае нарушения получателями субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Постановлением администрации Липецкой области от 16.12.2015 N 553 утвержден Порядок предоставления субсидий (грантов) на развитие материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов в 2016 году.
Пункт 13 Порядка устанавливает, что возврат неиспользованных остатков грантов, а также возврат грантов в случае выявления нарушения условий их предоставления или их нецелевого использования осуществляется в порядке, предусмотренном Законом о бюджете.
Получатели субсидий в случае выявления нарушений условий их предоставления возвращают в доход областного бюджета полученные денежные средства в 10-дневный срок со дня получения уведомления главного распорядителя бюджетных средств. При отказе от добровольного возврата указанных средств главные распорядители средств областного бюджета обеспечивают их принудительное взыскание и перечисление в доход областного бюджета (абзац 4 части 3 статьи 12 Закона о бюджете, л.д. 75 т. 1).
Уведомление Управления от 09.11.2017 о возврате денежных средств было направлено истцом и получено ответчиком 10.11.2017, что подтверждается подписью председателя кооператива на уведомлении.
В спорных отношениях, участие финансовых средств кооператива в размере не менее 40% от стоимости каждой статьи расходов, софинансируемой за счет средств субсидии (гранта) является условием предоставления субсидии (гранта) в силу пункта 36 Закона о бюджете.
Аналогичные условия закреплены в пункте 3.2. Соглашения.
В нарушение указанных условий ответчиком не произведено софинансирование на сумму 1354560 руб. в срок установленный соглашением для использования гранта.
Данное обстоятельство было установлено на основании документов, представленных ССПСПК "Семья".
Факт заключения соглашения с истцом, получения от истца денежных средств в сумме 6500000 руб. не оспорен.
Пунктом 2.2.3 соглашения между сторонами установлен срок использования гранта - в течение 12 месяцев со дня поступления средств на расчетный счет кооператива. Тем самым подразумевается использование средств гранта на каждое приобретение или оплату подрядных работ при соблюдении условия оплаты не менее 40% за счет собственных средств кооператива от стоимости каждой статьи расходов, софинансируемой за счет субсидии (гранта).
Денежные средства были получены ответчиком 31.05.2016, следовательно, по условиям обязательства, должны были быть использованы до 31.05.2017.
Материалами дела подтверждено, что по состоянию на 01.07.2017 ответчиком была использована полностью сумма субсидии (гранта), но без соблюдения условия софинансирования за счет собственных средств кооператива.
Исходя из вышеуказанного, суды правильно указали на то, что использование ответчиком суммы субсидии (гранта) без соблюдения условия участия финансовых средств кооператива в размере не менее 40% от стоимости каждой статьи расходов, софинансируемой за счет средств субсидии (гранта) в пределах установленного соглашением срока, является нарушением условия предоставления субсидии (гранта), влекущее за собой возврат этих средств в бюджет.
Данные обстоятельства правомерно положены в основание удовлетворения иска.
Довод жалобы о том, что грант на развитие материально-технической базы должен быть использован в срок не более 18 месяцев со дня поступления средств на счет кооператива, отклоняется кассационным судом на основании следующего.
Срок в размере 18 месяцев, установленный п. 4 Правил N 623 не является императивным, поскольку п.п. "в" п. 5 Правил N 623 относит к одному из критериев отбора Минсельхозом России региональных программ наличие утвержденного порядка предоставления гранта на развитие материально-технической базы сельскохозяйственным потребительским кооперативам наличие утвержденного порядка предоставления и соблюдение при отборе принципа сокращения сроков освоения средств гранта на развитие материально-технической базы.
Из указанного следует, что срок в размере 18 месяцев может быть сокращен.
В спорных отношениях данный срок составил 12 месяцев, согласно Постановления администрации Липецкой области от 07.07.2015 N 336 и п. 2.2.3 Соглашения.
Иные доводы кассационной были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка.
Доводы кассационной жалобы не опровергают правильности выводов судов первой и апелляционной инстанции, их соответствия обстоятельствам дела и представленным доказательствам.
Арбитражные суды первой и апелляционной инстанций полно установили фактические обстоятельства дела, всесторонне исследовали имеющиеся в материалах дела доказательства, приняли обоснованные решение и постановление, соответствующие нормам материального и процессуального права.
При таких обстоятельствах, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба без удовлетворения.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Липецкой области от 18.04.2018 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2018 по делу N А36-15145/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.И. Козелкин |
Судьи |
Н.В. Платов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.