Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 29 ноября 2018 г. N Ф10-4982/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Воронеж |
|
27 июля 2018 г. |
Дело N А36-15145/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июля 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 июля 2018 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.
судей Семенюта Е.А.
Протасова А.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Измайловой С.В.,
при участии:
от сбытового (торгового), снабженческого, перерабатывающего, сельскохозяйственного потребительского кооператива "Семья": председатель кооператива Плотникова Н.И., выписка из ЕГРЮЛ, паспорт РФ;
от Управления сельского хозяйства Липецкой области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу сбытового (торгового), снабженческого, перерабатывающего, сельскохозяйственного потребительского кооператива "Семья" на решение Арбитражного суда Липецкой области от 18.04.2018 по делу N А36-15145/2017 (судья Серокурова У.В.) по иску Управления сельского хозяйства Липецкой области (ИНН 4825012212, ОГРН 1024840860340) к сбытовому (торговому), снабженческому, перерабатывающему, сельскохозяйственному потребительскому кооперативу "Семья" (ИНН 4816022849, ОГРН 1114816000750) о взыскании 1347160 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Управление сельского хозяйства Липецкой области (далее - Управление, истец) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с иском к сбытовому (торговому), снабженческому, перерабатывающему, сельскохозяйственному потребительскому кооперативу "Семья" (далее - ССПСПК "Семья", ответчик, кооператив) о взыскании 1 347 160 руб. задолженности в связи с нарушением условия софинансирования субсидии.
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 18.04.2018 заявленные требования удовлетворены.
Со сбытового (торгового), снабженческого, перерабатывающего, сельскохозяйственного потребительского кооператива "Семья" в пользу Управления сельского хозяйства Липецкой области взыскано 1347160 руб. задолженности; в доход федерального бюджета - 26472 руб. государственной пошлины.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ССПСПК "Семья" обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой и просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
Указывает, что недостижение ожидаемых результатов хозяйственной деятельности не указано в Бюджетном кодексе РФ, Порядке и соглашении в числе условий предоставления субсидий и не является основанием для возврата субсидий.
Ссылается на то, что денежные средства использованы по целевому назначению, условия предоставления субсидии кооперативом не нарушены.
Представитель ССПСПК "Семья" поддержал доводы апелляционной жалобы, просил суд обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
В судебное заседание Управления сельского хозяйства Липецкой области явку своих представителей не обеспечило, о месте и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом.
От Управления сельского хозяйства Липецкой области поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Дело рассматривалось в отсутствие указанного лица в порядке ст. ст. 156, 266 АПК РФ.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 24.06.2015 N 623 "Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на грантовую поддержку сельскохозяйственных потребительских кооперативов для развития материально-технической базы", Закона Липецкой области от 14.12.2015 N 468-03 "Об областном бюджете на 2016 год" (далее - Закон о бюджете), постановления Администрации Липецкой области от 07.07.2015 N 336 "Об утверждении Положения о проведении публичного конкурса по отбору сельскохозяйственных потребительских кооперативов и потребительских обществ для предоставления субсидий (грантов) на развитие материальнотехнической базы", постановления администрации Липецкой области от 16.12.2015 г. N 553 "Об утверждении Порядка предоставления субсидий (грантов) на развитие материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов в 2016 году" (далее - Порядок) в рамках реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717, а также Государственной программы Липецкой области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Липецкой области", утвержденной постановлением Администрации Липецкой области от 28.10. 2013 N 485 ответчику была предоставлена субсидия на развитие материально-технической базы в размере 6 500 000 руб.
27.05.2016 между Управлением сельского хозяйства Липецкой области и ответчиком было заключено соглашение о предоставлении и использовании субсидии (гранта) (далее - соглашение).
В соответствии с пунктом 2.2.2 соглашения, ответчик должен был оплатить не менее 40% стоимости каждого наименования приобретений за счет собственных средств (л.д. 48-50 т.1).
Пункт 3.2. соглашения между сторонами предусматривает, что в случае выявления нарушений условий предоставления грантов, их нецелевого использования кооператив возвращает в бюджет полученные денежные средства в 10-дневный срок со дня получения соответствующего уведомления Управления.
31.05.2016 платежными поручениями N N 311189 и 3375 субсидия (грант) в размере 6500000 руб. была полностью перечислена ответчику(л.д. 51, 53 т.1).
Ответчиком был представлен отчет по состоянию на 01.07.2017 об использовании средств субсидии (гранта), по данным которого Управлением определено, что на строительство помещения для хранения и переработки овощей с модульным складом и покупки автомобиля кооператив должен был использовать 10834000 руб. (из них средства гранта 6500000 руб., собственные средства 4334000 руб.). Фактический размер расходов составил 8575732 руб., в том числе за счет средств субсидии (гранта) 6500000 руб. или 75,8% от общего объема расходов, за счет собственных средств - 2075732 руб. или 24,2 % от общего объема расходов (л.д. 54 т.1).
Эти же обстоятельства зафиксированы актом проверки счетной палаты Липецкой области от 27.07.2017 (л.д. 56-72 т.1).
Платежным поручением N 81 от 15.09.2017 кооператив возвратил в доход областного бюджета 7400 руб. (л.д. 52 т.1).
Полагая, что средства субсидии (гранта) в размере 1354560 руб. (6500000 руб. - (8575732 руб. х 60%)) использованы ответчиком без соблюдения условий софинансирования за счет собственных средств, и там самым допущено нарушение условий предоставления субсидии (гранта), Управление направило ответчику уведомление о возврате 1347160 руб. (1354560 руб.-7400 руб.) (л.д. 73-74 т.1).
Поскольку ответчик на претензию не ответил, денежные средства не возвратил, истец обратился в арбитражный суд с настоящим требованием.
Исследовав материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона (статья 309 Гражданского кодекса Российской Федерации). Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются (статья 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг должны определять в том числе порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Указанная норма предполагает возможность возврата субсидий в случае нарушения условий их предоставления, которые установлены в нормативных правовых актах, муниципальных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий.
Согласно части 3.1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в случае нарушения получателями субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Постановлением администрации Липецкой области от 16.12.2015 N 553 утвержден Порядок предоставления субсидий (грантов) на развитие материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов в 2016 году.
Пункт 13 Порядка устанавливает, что возврат неиспользованных остатков грантов, а также возврат грантов в случае выявления нарушения условий их предоставления или их нецелевого использования осуществляется в порядке, предусмотренном Законом о бюджете.
Получатели субсидий в случае выявления нарушений условий их предоставления возвращают в доход областного бюджета полученные денежные средства в 10-дневный срок со дня получения уведомления главного распорядителя бюджетных средств. При отказе от добровольного возврата указанных средств главные распорядители средств областного бюджета обеспечивают их принудительное взыскание и перечисление в доход областного бюджета (абзац 4 части 3 статьи 12 Закона о бюджете, л.д. 75 т.1).
В рассматриваемом случае, участие финансовых средств кооператива в размере не менее 40% от стоимости каждой статьи расходов, софинансируемой за счет средств субсидии (гранта) является условием предоставления субсидии (гранта) в силу пункта 36 Закона о бюджете.
Также указанные условия содержатся в пункте 3.2. Соглашения.
Однако, в нарушение указанных условий ответчиком не произведено софинансирование на сумму 1354560 руб. При этом, данное обстоятельство было установлено на основании документов, представленных ССПСПК "Семья".
Факт заключения соглашения с истцом, получения от истца денежных средств в сумме 6500000 руб. не оспорен.
Пунктом 2.2.3. соглашения между сторонами установлен срок использования гранта - в течение 12 месяцев со дня поступления средств на расчетный счет кооператива. Тем самым подразумевается использование средств гранта на каждое приобретение или оплату подрядных работ при соблюдении условия оплаты не менее 40% за счет собственных средств кооператива от стоимости каждой статьи расходов, софинансируемой за счет субсидии (гранта).
Денежные средства были получены ответчиком 31.05.2016, следовательно, по условиям обязательства, должны были быть использованы до 31.05.2017. Материалами дела подтверждено, что по состоянию на 01.07.2017 ответчиком была использована полностью сумма субсидии (гранта), однако без соблюдения условия софинансирования за счет собственных средств кооператива.
Таким образом, использование ответчиком суммы субсидии (гранта) без соблюдения условия участия финансовых средств кооператива в размере не менее 40% от стоимости каждой статьи расходов, софинансируемой за счет средств субсидии (гранта) в пределах установленного соглашением срока, является нарушением условия предоставления субсидии (гранта), которое влечет возврат этих средств в бюджет.
Уведомление Управления от 09.11.2017 о возврате денежных средств было направлено истцом и получено ответчиком 10.11.2017, что подтверждается подписью председателя кооператива на уведомлении.
Поскольку указанные средства не были возвращены ответчиком, суд обоснованно удовлетворил заявленные требования Управления.
Довод о том, что недостижение ожидаемых результатов хозяйственной деятельности не является основанием для возврата субсидий, подлежит отклонению, поскольку в рассматриваемом случае основанием для возврата является нарушение условий предоставления субсидии (гранта), выразившееся в не участии финансовых средств кооператива в размере не менее 40% расходов, софинансируемых за счет субсидии (гранта).
Также суд не принимает довод ответчика о том, что средства субсидии были направлены на строительство хозяйственных помещений, необходимых для деятельности кооператива, поскольку Управлением не зафиксировано нецелевое использование кооперативом бюджетных денежных средств.
Иные доводы апелляционной жалобы фактически повторяют доводы, изложенные в обоснование своей позиции при рассмотрении дела судом первой инстанции, не опровергают выводы суда, сделанные с учетом установленных фактических обстоятельств, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены законно принятого судебного акта.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, апелляционная коллегия не усматривает.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
В связи с чем, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения не усматривается.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в силу ст. 110 АПК РФ относятся на заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 269 и статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Липецкой области от 18.04.2018 по делу N А36-15145/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
Н.Д. Миронцева |
Судьи |
Е.А. Семенюта |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.