г.Калуга |
|
3 декабря 2018 г. |
Дело N А36-7596/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 ноября 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 3 декабря 2018 года.
председательствующего судьи |
Смирнова В.И. |
cудей |
Бессоновой Е.В. Шелудяева В.Н. |
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Городская энергосбытовая компания" (г.Липецк, пр.Победы, д.87"А"): не явились, о месте и времени слушания дела извещено надлежащим образом;
от Государственной жилищной инспекции Липецкой области (г.Липецк, ул.Советская, д.3, оф.414): Молчанова О.А. - представитель по доверенности от 19.01.2018;
от общества с ограниченной ответственностью "Карусель-К" (г.Липецк, ул.Водопьянова, д.14): не явились, о месте и времени слушания дела извещено надлежащим образом;
от общества с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания 3" (г.Липецк, ул.Б.Хмельницкого, д.8, пом.1): не явились, о месте и времени слушания дела извещено надлежащим образом;
от Департамента градостроительства и архитектуры администрации города Липецка (г.Липецк, пл.Театральная, д.1): не явились, о месте и времени слушания дела извещён надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ГЖИ Липецкой области на решение Арбитражного суда Липецкой области от 28.02.2018 (судья Карякина Н.И.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2018 (судьи Семенюта Е.А., Миронцева Н.Д., Донцов П.В.) по делу N А36-7596/2016,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Городская энергосбытовая компания" (далее - ООО "ГЭСК", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Липецкой области (далее - Инспекция, ответчик) о признании недействительным предписания N 2285 от 08.06.2016.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), привлечены - общество с ограниченной ответственностью "Карусель-К"; общество с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания 3"; Департамент градостроительства и архитектуры администрации города Липецка.
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 28.02.2018 предписание Инспекции N 2285 от 08.06.2016 признано недействительным. Суд взыскал с ответчика в пользу заявителя судебные расходы в сумме 3 000 рублей.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2018 решение Арбитражного суда Липецкой области от 28.02.2018 оставлено без изменения.
Не согласившись с решением и постановлением ГЖИ Липецкой области обратилась с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление, приняв по делу новый судебный акт, указывая на установление по результатам проверки того, что при расчёте размера платы за электроэнергию на ОДН ООО "ГЭСК" с апреля 2016 года не использует в расчетах площадь одного из нежилых помещений. Указали, что отсутствие фактического пользования общим имуществом и получение по отдельной линии энергоресурса для собственных нужд не освобождает собственника помещения в многоквартирном доме от обязанности нести расходы на содержание общего имущества в этом доме в целях получения электроэнергии на ОДН.
ООО "Городская энергосбытовая компания" в отзыве указало, что из акта ввода в эксплуатацию общежития не следует, что в его состав входит пристроенное нежилое помещение, просит отказать в удовлетворении кассационной жалобы.
ООО "Карусель-К" в отзыве указало, что нежилое помещение имеет отдельное архитектурное решение, является пристройкой к зданию дома и не входит в состав жилого дома.
ООО "Городская управляющая компания 3" и Департамент градостроительства и архитектуры администрации города Липецка отзывов, либо пояснений суду округа не представили.
Представитель ГЖИ Липецкой области в судебном заседании поддержала доводы изложенные в кассационной жалобе, иные стороны представителей не направляли, что в силу положений части 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, доводы указанные в жалобе и отзывах на неё, выслушав представителя инспекции, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ законность решения и постановления, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, ООО "ГЭСК" в соответствии с договором энергоснабжения N 14046 потребителей, присоединенная мощность которых не превышает 750 кВ*А от 28.12.2007, зарегистрированного ООО "ГЭСК" 08.02.2008 N 41 с 01.02.2014 осуществляет поставку коммунальных ресурсов на объект нежилое помещение (кафе "Карусель") ул.Водопьянова, д.14 в г.Липецке.
На основании договора заявителем осуществляется расчет платы за коммунальные услуги и выставляются счета на оплату оказанных услуг.
По утверждению заявителя, нежилое помещение не входит в учет МЖД.
ГЖИ Липецкой области на основании распоряжения руководителя Инспекции от 22.04.2016 N 5424 проведена внеплановая документарная проверка в отношении ООО "Городская энергосбытовая компания" по факту обращения N 1-15-3695 от 13.04.2016 жильцов МКД по адресу: г.Липецк, ул.Водопьянова, д.14 в целях определения размера платы за электроэнергию.
По результатам проверки ответчиком составлен акт проверки N 1684 от 08.06.2016, согласно которому в ходе проверки выявлены нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами (с указанием (нормативных) правовых актов, а также установлено, что поставку электроэнергии в дом по адресу: г.Липецк, ул.Водопьянова, д.14 осуществляет ООО "ГЭСК". При расчете размера платы за электроэнергию на ОДН ООО "ГЭСК" с апреля 2016 года не использует в расчете площадь одного из нежилых помещений, расположенных в доме N 14 по указанному адресу. Так как указанное нежилое помещение, которое находится по адресу: г.Липецк, ул.Водопьянова, д.14, пристроено к многоквартирному дому по указанному адресу, его площадь должна учитываться при расчете размера платы за электроэнергию на ОДН.
По данным выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 13.05.2016 N 90-18555675 на объект кафе с подвалом (основная пристройка к лит."А") (кадастровый (или условный) номер 48:20:0044701:43, назначение объекта: помещение; нежилое, площадь объекта 629,1 м? зарегистрировано право собственности на указанный объект и право аренды согласно договору N 1 аренды от 01.01.2008, заключенному с ООО "Карусель-К".
По результатам проверки ГЖИ выдано предписание N 2285 от 08.06.2016.
Указанным предписанием ООО "ГЭСК" предложено в срок до 22.08.2016 выполнить перерасчет размера платы за электроэнергию на общедомовые нужды в соответствии с пунктами 40-44 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых доме", утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 учитывая площадь нежилого помещения кафе "Карусель" 629.1 м? за апрель-май 2016 года и использовать в расчетах последующих периодов.
Считая предписание Инспекции незаконным ООО "ГЭСК" обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением.
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 28.02.2018, оставленным в силе постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2018, предписание признано недействительным.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2018 решение Арбитражного суда Липецкой области от 28.02.2018 оставлено без изменения.
Не согласившись с решением и постановлением ГЖИ Липецкой области обратилась с кассационной жалобой.
Суд округа считает жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно частям 1, 2 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
Исходя из положений части 1 статьи 37 ЖК РФ, доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.
Частью 4 статьи 154 ЖК РФ предусмотрено, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение.
В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" утверждены "Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354).
В соответствии с пунктом 1 Правил N 354 настоящие Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг.
Пунктом 18 Правил N 354 установлено, что собственник нежилого помещения в многоквартирном доме вправе в целях обеспечения коммунальными ресурсами принадлежащего ему нежилого помещения в многоквартирном доме заключать договоры холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления (теплоснабжения) непосредственно с ресурсоснабжающими организациями. Указанные договоры заключаются в порядке и в соответствии с требованиями, установленными гражданским законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, газоснабжении, теплоснабжении. В случае приобретения собственником нежилого помещения в многоквартирном доме коммунальных ресурсов по указанным договорам такой собственник обязан вносить в порядке, установленном настоящими Правилами, плату за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, а также предоставлять исполнителю, предоставляющему коммунальные услуги потребителям коммунальных услуг в многоквартирном доме, в котором расположено нежилое помещение собственника, в порядке и сроки, которые установлены настоящими Правилами для передачи потребителями информации о показаниях индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета, данные об объемах коммунальных ресурсов, потребленных за расчетный период по указанным договорам.
Потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды) (пункт 40 Правил N 354).
Пунктом 44 указанных Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Согласно разъяснениям, содержащимся в Письме Министерства регионального развития Российской Федерации от 22.11.2012 N 29433-ВК/19, используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги в соответствии с Правилами N 354 значения общей площади жилого помещения (квартиры), нежилого помещения в многоквартирном доме надлежит определять на основе данных, содержащихся в документе, подтверждающем право собственности (пользования) на помещение в многоквартирном доме, передаточном акте или ином документе о передаче застройщиком помещения в многоквартирном доме, техническом паспорте жилого помещения (квартиры) или техническом паспорте многоквартирного дома, а значения общей площади всех помещений в многоквартирном доме, общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, общей площади всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме надлежит определять на основе данных, содержащихся в техническом паспорте многоквартирного дома.
Таким образом, суд округа поддерживает вывод обжалуемых судебных актов о том, что с учетом указанных разъяснений для определения размера расходов по содержанию общего имущества многоквартирного дома и по оплате коммунальных услуг потребленных в местах общего пользования правовое значение имеет факт расположения нежилого помещения в многоквартирном жилом доме.
По результатам проведенной проверки Инспекция пришла к выводу, что ООО "ГЭСК" при расчете размера платы за электроэнергию на общедомовые нужды в нарушение пунктов 40-44 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утверждённых постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 за апрель-май 2016 года не учитывало площадь нежилого помещения кафе "Карусель" 629.1 м?.
Как разъяснено в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 64 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания" (далее - постановление Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 64), отношения собственников помещений, расположенных в нежилом здании, возникающие по поводу общего имущества в таком здании, прямо законом не урегулированы.
Собственнику квартиры в многоквартирном доме наряду с принадлежащим ему помещением, занимаемым под квартиру, принадлежит также доля в праве собственности на общее имущество дома (статья 289 ГК РФ). Собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры (пункт 1 статьи 290 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 64 к общему имуществу здания относятся, в частности, помещения, предназначенные для обслуживания более одного помещения в здании, а также лестничные площадки, лестницы, холлы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном здании оборудование (технические подвалы), крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции этого здания, механическое, электрическое и иное оборудование, находящееся за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены "Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме" (далее - Правила N 491), которые регулируют отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.
Состав общего имущества в многоквартирном доме определен частью 1 статьей 36 ЖК РФ, а также пунктом 2 Правил N 491 и является исчерпывающим.
В соответствии с пунктом 24 "Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, сведения о составе и состоянии общего имущества отражаются в технической документации на многоквартирный дом.
Вместе с тем, суды на основе оценки в порядке статьи 71 АПК РФ, имеющихся в материалах дела доказательств пришли к выводу, что спорные площади помещений ООО "Карусель-К" не входят в состав площади общего имущества многоквартирного жилого дома, в 2007 году проводилась реконструкция помещений кафе, не имеется доказательств того, что спорное помещение предназначено для обслуживания МКД, а также того, что общество потребляет электроэнергию, приходящуюся на общедомовые нужды дома.
Так оценку судов получили: заключение ОАО "Липецкий гипромез", выкопировка из технического паспорта на многоквартирный жилой дом ул.Водопьянова, д.14 по состоянию на 03.10.2007, данные ФГИС ЕГРН, градостроительный паспорт объекта "реконструкция кафе "Лебедь" по ул.Водопьянова, д.14, градостроительный план земельного участка реконструкция кафе "Лебедь", архитектурно-планировочное задание N 75 от 11.04.2007, заключение N 86 по отводу земельного участка под строительство от 26.02.2007, заключение N 92 Управления экологии по отводу земельного участка под строительство (размещение) от 17.02.2007, лист N 21 для получения технических условий подключения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и заключение инспектирующих организаций, положительное заключение N 215-07-3 ОГУ "Управления государственной экспертизы Липецкой области, разрешение на строительство N RU48320000-235 реконструкцию объекта капитального строительства здания кафе "Лебедь" общей площадью 664,56 м?, расположенного по вышеуказанному адресу от 14.08.2007, разрешение на ввод в эксплуатацию N RU48320000-204 указанного объекта здания, свидетельства о государственной регистрации права от 15.11.2007 N 48-АВ N 454790, N 48-АВ N 454791, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию N RU 48320000-204 от 02.11.2007, приказ Инспекции государственного строительного надзора Липецкой области от 12.10.2007 N 722 об утверждении заключения от 12.10.2007 N 173 о соответствии реконструированного объекта капитального строительства: "реконструкция здания кафе "Лебедь", расположенного по адресу: ул.Водопьянова, д.14 требованиям технических регламентов (норм и правил) иных нормативных правовых актов и проектной документации, акт-разрешение Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору N 1421-07-ЭЛ от 17.10.2007 на допуск в эксплуатацию энергопринимающих устройств объекта, акт государственной приемочной комиссии о приемке законченного строительства объекта в эксплуатацию от 27.09.1985 в отношении общежития, акт государственной приемочной комиссии о приемке законченного строительства объекта в эксплуатацию от 27.09.1985 в отношении кафе, общей площадью 324,037 м?, технический план здания, согласно которому здание отвечает требованиям законодательства в части обособленности и изолированности, а также является индивидуально определенной вещью, а кроме того экспертное заключение N СТ-086 от 21.03.2017, выполненное ООО "Независимая экспертиза".
В соответствии с положениями Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства Российской Федерации по земельной политике, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 04.08.1998 N 37, признаками единства здания служат: фундамент и общая стена с сообщением между частями, независимо от назначения последних и их материала; при отсутствии сообщения между частями одного здания признаком единства может служить общее назначение здания; однородность материала стен, общие лестничные клетки, единое архитектурное решение.
Представленные в материалы дела доказательства подтверждают, что нежилое помещение кафе введено в эксплуатацию на основании акта государственной приемочной комиссии о приемке законченного строительством объекта в эксплуатацию от 27.09.1985 в качестве самостоятельного объекта, реконструировано в 2007 году в качестве самостоятельного объекта.
Вопреки доводам жалобы, ссылка ГЖИ на свидетельство о государственной регистрации права от 08.09.2006 правомерно отклонена судами, поскольку право собственности на указанный объект: Кафе с подвалом (основная пристройка к лит."А") (лит."А1", под."А1") общей площадью 629,1 м?, расположенное по адресу: г.Липецк, ул.Водопьянова, д.14 зарегистрировано за собственниками на основании разрешения на ввод в эксплуатацию N RU48320000-204 от 02.11.2007.
То обстоятельство, что согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 13.05.2006 N 90-18555675 спорный объект 12 значится как Кафе с подвалом (основная пристройка к лит."А") помещение нежилое, как верно отметил суд области, не свидетельствует о том, что указанный объект является неотъемлемой частью многоквартирного дома.
Согласно письму ООО "ГУК-3" (управляющая компания МКД N 14 по ул.Водопьянова, г.Липецк) от 07.11.2016 нежилое помещение имеет отдельные коммуникации, договорных отношений с управляющей компанией и собственником спорного помещения не имеется, оплата в счет содержания и ремонта общего имущества МКД собственником не производится.
Указанное обстоятельство подтверждено актом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 24.10.2007 N 459 на допуск в эксплуатацию тепловых установок и тепловых сетей, актом N 00000023Б от 22.10.2007 ООО "Липецкая городская энергетическая компания" на установку счетчика от ТП N 296, актом технической готовности наружной теплотрассы, договором N 10513 поставки коммунальных ресурсов от 17.03.2004.
Таким образом, выводы судебных актов о том, что спорное помещение имеет отдельное архитектурное решение, спорный объект является пристройкой к зданию дома, при этом представляет собой самостоятельный обособленный объект, имеет отдельные обособленные входы, собственный фундамент, собственные несущие ограждающие стены, собственную крышу, и не входит в состав жилого дома, имеет свои отдельные точки подключения сетей теплоснабжения, водопровода, канализации и электроснабжения, которые не запитаны от внутридомовых сетей жилого дома, пристрой не имеет общих с многоквартирным домом помещений и инженерных сетей; в отношении указанного помещения заключены самостоятельные договоры с обслуживающими организациями коммунального комплекса и поставщиками соответствующих ресурсов, над его кровлей отсутствуют какие-либо помещения примыкающего к нему многоквартирного дома; местами общего пользования многоквартирного дома для доступа в помещение пристроя и его обслуживания ООО "Карусель" не пользуется, соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявления ООО "ГЭСК" и признания предписания N 2285 от 08.06.2016 ГЖИ Липецкой области незаконным и нарушающим права и интересы заявителя. Оснований для переоценки выводов судов первой и апелляционной инстанций, установленных им фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств у суда кассационной инстанции в силу статьи 286 АПК РФ не имеется.
Доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению, так как они не опровергают выводы судов, направлены на переоценку установленных ими обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, были предметом их рассмотрения и им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ основанием к отмене обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Липецкой области от 28.02.2018 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2018 по делу N А36-7596/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.И. Смирнов |
Судьи |
Е.В. Бессонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.