г. Калуга |
|
14 декабря 2018 г. |
Дело N А64-1198/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10.12.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 14.12.2018.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Толкачевой И.Ю. |
судей |
Елагиной О.К. |
|
Сладкопевцевой Н.Г. |
при участии в заседании: |
|
от истца |
представитель не явился, извещен надлежаще; |
от Тамбовского отделения ФГКУ "Западрегионжилье"
от ФГКУ "Центральное ТУИО" |
представитель не явился, извещен надлежаще;
Гаврикова А.М. (дов от 02.10.2018), |
|
|
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного казенного учреждения "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 06.06.2018 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2018 по делу N А64-1198/2018,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ЖилТехСервис" (далее - ООО "ЖилТехСервис") обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с иском к Тамбовскому отделению федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - Тамбовское отделение ФГКУ "Западрегионжилье"), федеральному государственному казенному учреждению "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России) о взыскании задолженности за жилищные и коммунальные услуги, предоставленные собственнику квартиры N 4 дома N 4 по ул. Чичерина г. Тамбова за период с 01.08.2015 по 28.02.2016 в размере 23 808 руб. 27 коп., пени в размере 10 896 руб. 46 коп. за период с 11.09.2015 по 05.06.2018 (с учетом уточнения исковых требований в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 06.06.2018 (судья Захаров А.В.) исковые требования ООО "ЖилТехСервис" к ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России удовлетворены. В иске к ФГКУ "Западрегионжилье" отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2018 (судьи Кораблева Г.Н., Ушакова И.В., Щербатых Е.Ю.) решение Арбитражного суда Тамбовской области от 06.06.2018 оставлено без изменения.
Не согласившись с вынесенными решением и постановлением, ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России обратилось в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять новый судебный акт об отказе в иске в полном объеме, ссылаясь на несоответствие выводов, содержащихся в судебных актах, обстоятельствам дела, неправильное применение судами норм материального права, нарушение норм процессуального права.
В судебном заседании представитель ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представители ООО "ЖилТехСервис" и Тамбовского отделения ФГКУ "Западрегионжилье", надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения соответствующей информации в Картотеке арбитражных дел на официальном Интернет-сайте "Федеральные арбитражные суды Российской Федерации", открытом для публичного просмотра, не явились. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в порядке ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их отсутствие.
Изучив материалы дела, выслушав представителя ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России, в соответствии с положениями ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия полагает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит в связи с нижеизложенным.
Как установлено судами и усматривается из материалов дела, 01.08.2012 между ООО "ЖилТехСервис" (управляющая организация) и собственниками помещений многоквартирного дома (собственники) был заключен договор N 114 управления многоквартирным домом N 4 по ул. Чичерина города Тамбова.
Согласно пункту 2.1 договора управляющая организация по поручению собственников в течение согласованного договором срока за плату, указанную в разделе 4 договора, обязуется оказывать жилищные услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставлять коммунальные услуги собственнику и лицам, пользующимся его помещением(ями) в этом доме, осуществлять иную деятельность, направленную на достижение целей управления многоквартирным домом.
В пункте 3.1.3 договора установлено, что управляющая организация обязана предоставлять необходимые коммунальные услуги собственникам помещений, а также лицам, пользующимся помещениями в многоквартирном доме, в соответствии с обязательными требованиями Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Правительством Российской Федерации, в том числе: холодное водоснабжение; горячее водоснабжение; водоотведение; электроснабжение; газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах); отопление.
В силу пункта 3.3.1 договора собственник должен своевременно и в полном объеме вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. В случае невнесения в установленный срок платы за жилые и коммунальные услуги собственник уплачивает управляющей организации пени в размере, установленном Жилищным кодексом РФ.
Согласно пункту 4.1 договора цена договора определяется как сумма платы за жилое помещение (жилищные услуги): содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме согласно приложению N 1; техническое обслуживание и страхование лифта; вывоз ТБО; обслуживание газовых сетей; техническое обслуживание общедомовых приборов учета и платы за коммунальные услуги, которые обязан оплатить собственник помещения управляющей организации в период действия договора.
Тариф за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме устанавливается (согласно приложениям 1,2) в размере 7 руб. 10 коп. за один кв.м общей площади помещения(й) собственника в месяц и складывается из суммы за содержание и техническое обслуживание многоквартирного дома и суммы за текущий ремонт общего имущества (пункт 4.2 договора).
Согласно пункту 4.5 договора размер платы за содержание и ремонт жилого помещения один раз в год может быть изменен на основании решения общего собрания собственников помещений по предложению управляющей организации об изменении платы за ремонт и содержание жилого помещения. В случае, если общее собрание не проводилось или признано несостоявшимся, то управляющая организация вправе проиндексировать тариф за содержание и ремонт жилья дома в соответствии с изменением базового индекса потребительских цен (индекса инфляции) по г. Тамбову по данным федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по формированию официальной статистической информации.
В пункте 4.7 договора установлено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно, до десятого числа месяца, следующего за расчетным, на основании единого платежного документа, представляемого управляющей организацией в соответствии с условиями договора.
Согласно пункту 9.1 договора он заключен на один год. Пунктом 9.4 договора предусмотрено, что при отсутствии заявления одной из сторон о прекращении договора по окончании срока его действия, такой договор считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, какие были предусмотрены таким договором.
В многоквартирном доме N 4 по ул. Чичерина города Тамбова находится квартира N 4 общей площадью 70,1 кв. м, которая принадлежит на праве оперативного управления Тамбовской квартирно-эксплуатационной части (номер и дата государственной регистрации права: 68-68-01/029/2007-095, 15.08.2007), что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости N 68-0-1-122/5555/2018-7461 от 16.05.2018.
Судами установлено, что ФГКЭУ "Тамбовская КЭЧ района" Минобороны России прекратило деятельность путем реорганизации в форме присоединения к ФГУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, что подтверждается сведениями о юридическом лице от 22.01.2018.
Впоследствии организационно-правовая форма ФГУ "Центральное ТУИО" Минобороны России была изменена на Федеральное государственное казенное учреждение "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на основании Распоряжения Правительства Российской Федерации от 29.03.2012 N 422-р.
29.02.2016 между отделением ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (наймодатель) и Власовым А.А. (наниматель) был заключен договор найма служебного жилого помещения N 68-52/07.
В пункте 1 договора установлено, что наймодатель предоставляет нанимателю и членам его семьи во временное пользование служебное жилое помещение, находящееся в государственной собственности, по адресу: Тамбовская область, г. Тамбов, ул. Чичерина, д. 4, кв. 4, состоящее из отдельной трехкомнатной квартиры общей площадью 70,7 кв.м, а наниматель принимает указанное жилое помещение и обязуется в добровольном порядке полностью освободить и передать его наймодателю по истечении срока настоящего договора, а также в случаях, указанных в договоре.
В пункте 24 договора установлено, что договор вступает в силу с момента его подписания.
Ссылаясь на то, что в рамках исполнения обязательств по договору управления многоквартирным домом от 01.08.2012 N 114 в период с 01.08.2015 по 28.02.2016 истец в качестве управляющей организации оказал собственнику указанной квартиры жилищные и коммунальные услуги на сумму 23 808 руб. 27 коп., выставив для оплаты оказанных услуг за спорный период счета-квитанции, указывая, что плата за эти услуги за период с 01.08.2015 по 28.02.2016 в размере 23 808 руб. 27 коп. собственником помещения не внесена, а претензии истца N 4263 от 25.12.2017, N 4264 от 25.12.2017, N 4265 от 25.12.2017 о необходимости погашения задолженности оставлены без удовлетворения, ООО "ЖилТехСервис" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования в части взыскания задолженности с ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России, суды исходили из следующего.
В силу ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ч. 1, ч. 2 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации, в том числе собственники помещений, обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с ч. 2 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.
Согласно ч. 1 ст. 39 Жилищного кодекса Российской Федерации бремя расходов по содержанию общего имущества в многоквартирном доме несут собственники помещений.
В соответствии со ст. 249 Гражданского кодекса Российской Федерации каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
В силу ч.1 ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Согласно пункту 17 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.
В силу п. 31 Правил N 491 размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, определяется решением общего собрания собственников помещений в таком доме и принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
В п. 4 ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с ГК РФ (статьи 294, 296 ГК РФ).
Согласно п. 1 ст. 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
В силу абз. 5 п. 1 ст. 216 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации (п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав").
Статьями 296, 298 Гражданского кодекса, определяющими права и обязанности собственника и учреждения в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении, не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного в оперативное управление имущества, поэтому собственник, передав во владение имущество на данном ограниченном вещном праве, возлагает на учреждение и обязанность по его содержанию.
В этой связи, обладатели права оперативного управления с момента его возникновения обязаны нести расходы на содержание общего имущества.
Установив факт принадлежности ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России спорного помещения на праве оперативного управления, а также оценив в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, доказательства, предоставленные в подтверждение оказания ООО "ЖилТехСервис" в качестве управляющей организации в спорный период услуг по содержанию общего имущества многоквартирного дома, в котором находится принадлежащая на праве оперативного управления ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России квартира, суды пришли к выводу о наличии у ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России обязанности по оплате оказанных истцом услуг за период с 01.08.2015 до 28.02.2016.
Поскольку доказательств погашения задолженности не представлено, суды обоснованно удовлетворили исковые требования истца о взыскании с ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России долга в сумме 23 808 руб. 27 коп, а также, руководствуясь ч. 14 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, пени за период с 11.09.2015 по 05.06.2018 в сумме 10 896 руб. 46 коп.
Расчеты указанных сумм, произведенные истцом, судами проверены, признаны верными и ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России не оспорены.
Довод кассационной жалобы о том, что доказательства выполнения работ по содержанию общего имущества многоквартирного дома не представлены, отклоняется со ссылкой на постановление Президиума ВАС РФ от 09.11.2010 N 4910/10, в котором указано, что в силу характера правоотношений по содержанию общего имущества управляющая компания не должна доказывать размер фактических расходов, возникших у нее в связи с содержанием общего имущества, выделяя их по отношению к одному из собственников помещений.
Ссылка заявителя кассационной жалобы на то, что в его адрес истцом не направлялись ежемесячно платежные документы не может быть принята во внимание, поскольку сроки и порядок оплаты услуг по содержанию общего имущества многоквартирного дома установлены нормами жилищного законодательства, обязательными для применения.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что нарушений норм процессуального права или материального права, допущенных судами первой и апелляционной инстанций при вынесении обжалуемых судебных актов и влекущих их отмену, кассационной коллегией не установлено, а обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, и доводы сторон, в том числе приведенные в кассационной жалобе ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России, были предметом исследования и оценки судов, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 284, 286, п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 06.06.2018 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2018 по делу N А64-1198/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.Ю. Толкачева |
Судьи |
О.К. Елагина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку доказательств погашения задолженности не представлено, суды обоснованно удовлетворили исковые требования истца о взыскании с ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России долга в сумме 23 808 руб. 27 коп, а также, руководствуясь ч. 14 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, пени за период с 11.09.2015 по 05.06.2018 в сумме 10 896 руб. 46 коп.
...
Довод кассационной жалобы о том, что доказательства выполнения работ по содержанию общего имущества многоквартирного дома не представлены, отклоняется со ссылкой на постановление Президиума ВАС РФ от 09.11.2010 N 4910/10, в котором указано, что в силу характера правоотношений по содержанию общего имущества управляющая компания не должна доказывать размер фактических расходов, возникших у нее в связи с содержанием общего имущества, выделяя их по отношению к одному из собственников помещений."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 14 декабря 2018 г. N Ф10-5493/18 по делу N А64-1198/2018