г.Калуга |
|
24 декабря 2018 г. |
Дело N А83-18082/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 декабря 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 декабря 2018 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Сладкопевцевой Н.Г. |
|||
судей |
Аникиной Е.А. Шильненковой М.В. |
|||
|
|
|||
при ведении протокола судебного заседания
при участии в заседании: |
помощником судьи Ковтуновой И.Б. |
|||
от истца ООО "Яхтстройсервис"
|
|
Неклюдовой Н.Е. (доверенность от 01.12.2018 N 01), Козловского Д.А. (приказ от 08.12.2017 N 01/17-к), |
||
от ответчика ГУП "Крымские морские порты" |
|
Долорниковой Ю.А. (доверенность от 15.01.2018), |
||
от третьих лиц: ООО "Галеон" |
|
представитель не явился, извещен, |
||
|
|
|
||
ФГБУ "Администрация морских портов Черного моря" |
|
представитель не явился, извещен, |
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Двадцать первого арбитражного апелляционного суда кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Яхтстройсервис" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 06.04.2018 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2018 по делу N А83-18082/2017,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Яхтстройсервис" (далее - ООО "Яхтстройсервис") обратилось с иском к Государственному унитарному предприятию Республики Крым "Крымские морские порты" в лице филиала Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымские морские порты" "Евпаторийский торговый порт" (далее - ГУП "Крымские морские порты") о признании незаконными действий ответчика по выставлению счета от 26.07.2017 N 88 на оплату навигационного сбора в сумме 2 937 444,80 руб., как противоречащих пункту 1.20 Правил применения ставок портовых сборов в морских портах Российской Федерации, утвержденных приказом Федеральной антимонопольной службы от 10.03.2016 N 223/16 "Об утверждении правил применения ставок портовых сборов в морских портах Российской Федерации"; понуждении ответчика осуществить перерасчет задолженности в сумме 2 937 444,80 руб. на сумму, рассчитанную в соответствии с пунктом 1.20 указанных Правил и равной 34 928,00 руб.; понуждении выставлять последующие счета на оплату навигационного сбора в соответствии с пунктом 1.20 названных Правил.
ГУП "Крымские морские порты" 18.12.2017 обратилось со встречным иском к ООО "Яхтстройсервис" о взыскании 3 681 411,20 руб. задолженности по навигационному сбору, 185 319,24 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами и 368 141,12 руб. штрафа. (с учетом уточнения в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены по первоначальному иску на стороне истца общество с ограниченной ответственностью "Галеон" ( далее - ООО "Галеон"), на стороне ответчика Федеральное государственное бюджетное учреждение "Администрация морских портов Черного моря" в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Администрация морских портов Черного моря" в городе Евпатория ( далее - ФГБУ "Администрация морских портов Черного моря").
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 06.04.2018, оставленным без изменения постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2018, в удовлетворении основного иска отказано.
Встречный иск удовлетворен частично. С ООО "Яхтстройсервис" в пользу ГУП "Крымские морские порты" взыскано 3 671 559,62 руб. задолженности по навигационному сбору, 185 319,24 руб. процентов, 367 155,96 руб. штрафа. Во взыскании 9 851,58 рубля задолженности по навигационному сбору и 985,16 рублей штрафа отказано.
Оспаривая законность принятых по делу судебных актов, считая, что они приняты с нарушением норм материального и процессуального права, а выводы суда не соответствуют материалам дела, ООО "Яхтстройсервис" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять новое решение.
Заявитель считает, что судом неправильно применены положения пункта 1.20 приложения к приказу Федеральной антимонопольной службы от 10.03.2016 N 223/16 "Об утверждении правил применения ставок портовых сборов в морских портах Российской Федерации", в силу которого в случае получения судами разрешения на многократный кратковременный выход из порта и вход в порт, предусмотренного обязательными постановлениями в морском порту, портовые сборы уплачивают один раз при первом выходе из порта и входе в порт в соответствии с указанным разрешением.
По мнению заявителя жалобы, из системного толкования норм права, сборы взимаются за первый вход и последний выход в/из порта.
Кроме того, что иск предъявлен к ненадлежащему ответчику, поскольку ООО "Яхтстройсервис" не является судовладельцем судна ОКА-1.
В письменном отзыве на кассационную жалобу ГУП "Крымские морские порты" с доводами жалобы не согласилось и просило оставить ее без удовлетворения, полагая, что принятые по делу судебные акты являются законными и обоснованными.
При этом ГУП "Крымские морские порты" указало, что приказом Минтранса России от 31.10.2012 N 387 утвержден перечень портовых сборов в морских портах РФ, в соответствии с пунктом 20.1 которого в морском порту г.Евпатория взимается в том числе навигационный сбор. С учетом указанного приказа, а также исходя из принципа платности оказываемых портом услуг по обслуживанию судов, обществу "Яхтстройсервис", осуществлявшему добычу песка т/х "Ока 1" на своем карьере, расположенном в части акватории, установленной в районе Южной косы и разгрузку в части акватории у причала Северной косы оз.Донузлав, был начислен навигационный сбор за период с 20.02.2016 по 24.12.2017 на сумму 3 671 559 руб. 62 коп. поскольку судно выходя на добычу и возвращаясь под выгрузку, осуществляло вход и выход в/из акватории порта.
В письменном отзыве на жалобу ФГБУ "Администрация морских портов Черного моря" указало, что в соответствии со ст.19 ФЗ от 08.11.2007 N 261-ФЗ "О морских портах в РФ" и о внесении в отдельные законодательные акты РФ" в морском порту и на подходах к нему взимается плата за оказание услуги по использованию отдельных объектов инфраструктуры морского порта, обеспечению безопасности мореплавания и сбор на строительство и реконструкцию объектов инфраструктуры морского порта, относящихся к объектам федеральной собственности. Установленные федеральным органом исполнительной власти в области транспорта портовые сборы подлежат обязательной уплате администрации морского порта. При этом просил рассмотреть дело без участия своего представителя.
В силу ч. 1 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность судебных актов в обжалуемой части, исходя из доводов, изложенных в жалобе и возражениях на нее.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов кассационной жалобы и возражений на нее, выслушав представителей сторон, кассационная инстанция не находит оснований для отмены оспариваемых судебных актов исходя из следующего.
Как установлено судом, 25.12.2015 между ООО "Яхстройсервис" (судовладелец) и ГУП РК "Крымские морские порты" в лице филиала "Евпаторийский торговый порт" (Порт) заключен договор на обслуживание судов N 203-Д-ЕТП-15, которым определен порядок взаимоотношений между портом и судовладельцем при организации приема и оказания услуг (согласно Приложению 1) судна "ОКА 1", обеспечении оплаты портовых сборов и услуг порта (далее - договор).
Согласно пункту 2.1 договора порт выставляет судовладельцу счета на портовые сборы в соответствии с приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 31.10.2012 N 387 "Об утверждении перечня портовых сборов, взимаемых в морских портах Российской Федерации" и другие услуги, оказываемые судну в порту. Полный перечень тарифов на работы и услуги, оказываемые портом, указаны в Приложении N 1 к данному договору.
В соответствии с пунктом 2.7 договора ООО "Яхстройсервис" обязуется, согласно заявкам путем внесения 100% предоплаты, оплачивать счета на портовые сборы и услуги, оказываемые судну до выхода из порта. Своевременно производить расчеты с портом за предоставленные портом услуги в порядке, предусмотренном разделом 3 настоящего договора. В случае неуплаты счетов на портовые сборы и другие услуги до выхода из порта судно может быть задержано капитаном морского порта согласно статье 80 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации.
В случае несвоевременной или неполной оплаты платежей по настоящему договору судовладелец уплачивает порту пеню в размере двойной учетной ставки ЦБ РФ от суммы долга за каждый день просрочки платежа. В случае просрочки платежа свыше 30 дней, судовладелец дополнительно оплачивает порту штраф в размере 10% от суммы долга (пункт 4.2 договора).
В пункте 6.1 договора стороны установили срок его действия с 01.01.2016 по 31.12.2016.
Дополнительными соглашениями к договору N 5/73-Д-ЕТП-16 от 20.12.2016 сторонами были внесены изменения в Приложение 1, пункты 2.7.1 и 6.1 договора, реквизиты сторон. Тем самым стороны внесли изменения в тарифы за оказываемые портом услуги, договорились оплачивать счета на услуги по швартовым операциям за каждую отдельную операцию и пролонгировали действие договора до 31.12.2017.
В ходе выполнения договора судовладельцу был выставлен дисбурсментский счет от 26.07.2017 N 88 на сумму 2 937 444,80 рублей за навигационный сбор (т. 1 л.д. 26), который начислен исходя из количества судозаходов, произведенных в период с 20.02.2016 по 26.07.2017, на основании сведений предоставленных порту капитаном морского порта ФГБУ "Администрация морских портов Черного моря" о количестве судозаходов в указанный период.
Помимо этого также в ходе рассмотрения дела были выставлены еще несколько дисбурсментских счетов за навигационный сбор в ноябре-декабре 2017 года (т. 3 л.д. 57-62).
ООО "Яхтстройсервис", полагая, что в период с 20.02.2016 по 26.07.2017 рефулерный теплоход "ОКА 1", осуществляя плавание между несмежными акваториями одного порта согласно схеме движения, имел право на оплату портового сбора один раз при первом выходе из порта и входе в порт в соответствии с разрешением на право плавания, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
ГУП "Крымские морские порты" обратилось со встречным иском о взыскании задолженности за навигационный сбор.
Рассматривая спор по существу, оценив в порядке главы 7 АПК РФ представленные сторонами доказательства, руководствуясь статьями 309, 310, 779 ГК РФ, Федеральным законом от 08.11.2007 N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон о морских портах), а также Кодексом торгового мореплавания, суд пришел к выводу о том, что первоначальный иск не подлежит удовлетворению, а встречное требование - частичному удовлетворению.
Суд кассационной инстанции считает выводы суда правильными, соответствующими нормам материального права исходя из следующего.
Как установлено судом, правоотношения сторон, вытекающие из договора от 25.12.2015 N 203-Д-ЕТП-15, регулируются главой 39 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Федеральный закон от 08.11.2007 N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон о морских портах) регулирует отношения, возникающие из торгового мореплавания в морских портах в Российской Федерации (далее также - морские порты), устанавливает порядок создания, открытия, закрытия морских портов, порядок осуществления в них деятельности, в том числе оказания услуг, а также устанавливает основы государственного регулирования деятельности в морских портах. Под морскими портами в настоящем Федеральном законе понимаются морские порты в том значении, как они определены в Кодексе торгового мореплавания Российской Федерации.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.02.2017 N 262-р установлены границы морского порта Евпатория в части акватории.
В соответствии со статьей 19 Закона о морских портах оказание в морских портах услуг по использованию отдельных объектов инфраструктуры морского порта, а также по обеспечению безопасности мореплавания в морском порту и на подходах к нему осуществляется на платной основе (портовые сборы). Портовые сборы подлежат уплате администрации морских портов, хозяйствующему субъекту, осуществившему оказание соответствующих услуг в морском порту. В морском порту могут устанавливаться следующие портовые сборы: 1) корабельный; 2) канальный; 3) ледокольный; 4) лоцманский; 5) маячный; 6) навигационный; 7) причальный; 8) экологический; 9) транспортной безопасности акватории морского порта.
Перечень портовых сборов, взимаемых непосредственно в каждом морском порту, устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области транспорта. Ставки портовых сборов и правила их применения, включающие порядок применения понижающих коэффициентов к ставкам портовых сборов, взимаемых в отношении судов, используемых на морской линии, устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о естественных монополиях.
Пунктом 2 приказа Минтранса России от 31.10.2012 N 387 "Об утверждении перечня портовых сборов в морских потах Российской Федерации" (с изменениями, внесенными приказом Минтранса России от 06.11.2014 N 306) установлено, что канальный, навигационный, маячный сборы в морском порту Евпатория взимает ГУП РК "Крымские морские порты".
В соответствии с пунктом 1.3 Порядка ведения раздельного учета доходов и расходов по регулируемым видам деятельности ГУП РК "Крымские морские порты", утвержденного приказом ГУП РК "Крымские морские порты" от 30.12.2016 N 340, услуги по предоставлению судам акваторий, рейдов, якорных стоянок и услуги систем управления движением судов (далее - СУДС) в морском порту и на подходах к нему, предусматривающие в качестве основных производственных процессов ремонтное землечерпание на акватории, очистку акватории и берегоукрепительных сооружений от загрязнений, эксплуатацию и ремонт молов и гидротехнических сооружений, промерные работы по контролю глубин на акватории, обслуживание якорных стоянок, обеспечение работы СУДС и других радиолокационных систем, оплачивается навигационным сбором и предусматривает содержание в безопасном для плавания состоянии акватории морского порта и расположенных на ней гидротехнических сооружений, содержание и обслуживание технических систем обеспечения безопасности мореплавания в границах морского порта и на подходах к нему (том 3 л.д. 24-25).
Приказом Федеральной антимонопольной службы от 10.03.2016 N 223/16 утверждены Правила применения ставок портовых сборов в морских портах Российской Федерации, в соответствии с пунктом 1.20 которого установлено, что суда, осуществляющие плавание между несмежными акваториями одного порта, в случае получения разрешения на многократный кратковременный выход из порта и вход в порт, предусмотренного обязательными постановлениями в морском порту, портовые сборы уплачивают один раз при первом выходе из порта и входе в порт в соответствии с указанным разрешением.
В морском порту Евпатория и на подходах к нему действует разрешительный порядок движения и стоянки судов в соответствии с графиком движения и расстановки судов в морском порту и на подходах к нему. Движение судов в акватории морского порта Евпатория и на подходах к нему и проведение операций по постановке судов на якорь и снятию их с якоря регулируется в соответствии с Графиком движения и расстановки судов в морском порту, который утверждается капитаном морского порта ежедневно на основании информации о заходе судов.
Оформление прихода судов в морской порт и выхода из морского порта осуществляется круглосуточно.
Капитаном морского порта Евпатория не производится оформление прихода судов в морской порт Евпатория и их выхода из морского порта Евпатория если:
- судно совершает плавание исключительно в акватории морского порта;
- судно совершает плавание из одной части акватории морского порта в другую;
- судно выходит за границы морского порта с возвращением в морской порт, без захода в другой морской порт, при условии, что продолжительность разового пребывания такого судна за границами морского порта не превышает 72 часа.
В этих случаях капитаном морского порта выдается разрешение на право плавания в акватории морского порта и за его границами без захода в другой морской порт (далее - Разрешение) на срок не более 90 суток или до окончания срока действия любого из судовых документов, которое оформляется в установленном порядке и регулирует взаимоотношения между капитаном морского порта и судовладельцем либо морским агентом в области безопасности мореплавания, охраны человеческой жизни на море и защиты морской среды от загрязнения и дает право капитану судна в течение срока, на который выдано, осуществлять плавание без оформления каждого прихода/отхода судна, тем самым упрощая процедуру оформления прихода/выхода в/из морского порта.
Согласно Общим правилам движение судов на подходах к морскому порту и на акватории морского порта осуществляется с использованием совокупности организационных и технических средств, а также персонала службы управления движением судов, предназначенных для передачи судам информации, выдачи рекомендаций, организации движения судов и их контроля.
Суда, осуществляющие плавание в морском порту Евпатория, начинают движение (постановка на якорь, снятие с якоря, подход и швартовка к причалу, отшвартовка и отход от него, перешвартовка и т.п.) только с разрешения инспекции государственного портового контроля службы капитана морского порта Евпатория (далее - ИГПК).
Судно "ОКА 1" запрашивало разрешение на отход от причала по каналам связи ОВЧ и сообщало район следования, о чем делались соответствующие записи в судовом журнале.
В соответствии с Правилами ведения журналов судов, утвержденных приказом Минтранса России от 10.05.2011 N 133, в судовой журнал вносятся сведения, касающиеся повседневной жизни судна, в том числе сведения навигационного характера, которые позволяют вместе с прокладкой на навигационных картах и информацией технических средств регистрации восстановить маршрут плавания судна. Координаты места судна определяются и записываются во всех случаях изменения курса, а также когда, по мнению капитана или вахтенного помощника капитана, это необходимо.
Как установлено судом, согласно выписок из судового журнала в период с 25.03.2016 по 24.12.2017 судно "ОКА 1" начинало движение по маршруту от грузового причала Северной Косы участка N 2 акватории морского порта Евпатория к району добычи (том 3 л.д. 118-150, том 4 л.д. 1-150, том 5 л.д. 1-46). Запросив разрешение у государственного инспектора ИГПК на отход от причала и выход из морского порта Евпатория, следовало в район добычи (подтверждается записью в вахтенном журнале ИГПК). Становилось на якорь и начинало добычу. Окончив добычу, снималось с якоря и следовало в порт. Запрашивало разрешение у государственного инспектора ИГПК на вход в морской порт Евпатория и швартовку к грузовому причалу Северной Косы участка N 2 акватории морского порта Евпатория (подтверждается записью в вахтенном журнале ИГПК).
Таким образом, при плавании по данному маршруту судно "ОКА 1" осуществляло движение, минуя участок N 3 акватории морского порта Евпатория.
Целью выхода судна "ОКА 1" из морского порта Евпатория, являлось следование в район добычи песка, а не заход в участок N 3 несмежной акватории морского порта Евпатория.
Поскольку в спорном периоде обязательные постановления в морском порту Евпатория утверждены не были разрешения на многократный кратковременный вывод из порта и вход в порт ответчику в указанный период не выдавалось.
Такие Обязательные постановления в морском порту Евпатория утверждены приказом Минтранса России от 23.01.2018 N 25, зарегистрированы в Минюсте России 20.02.2018 N 50086.
Указанные Обязательные постановления не содержат положения о возможности получения разрешения на многократный кратковременный выход из порта и вход в порт для плавания между несмежными акваториями морского порта Евпатория.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд пришел к обоснованному выводу о том, что исходя из целей выхода из участка N 2 акватории морского порта Евпатория движение судна "ОКА 1" по данному маршруту не может считаться как плавание между несмежными акваториями одного порта, в связи с чем портовые сборы судно "ОКА 1" обязано уплачивать при каждом входе в морской порт Евпатория и выходе из морского порта Евпатория.
Доводы ООО "Яхтстройсервис", изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и им дана надлежащая правовая оценка, оснований для переоценки которых у суда кассационной инстанции не имеется.
С учетом отказа суда в удовлетворении первоначального иска, суд обоснованно пришел к выводу об удовлетворении встречного иска о взыскании задолженности по навигационному сбору.
При этом суд руководствовался Приказом ГУП РК "Крымские морские порты" N 316 от 31.12.2014 "О введении в действие ставок портовых сборов и Правил применения портовых сборов, взимаемых ГУП РК "Крымские морские порты" в морских портах Керчь, Феодосия, Евпатория, Ялта", в Приложении N 1 которого были определены ставки портовых сборов взимаемых, в том числе и в морском порту Евпатория: 1) канальный сбор; 2) маячный сбор; 3) навигационный сбор; 4) экологический сбор.
Проверив представленный ГУП "Крымские морские порты" расчет, суд пришел к выводу, что заявленные встречные требования подлежат частичному удовлетворению с учетом того, что по данным порта, отраженным в направленном судовладельцу акте сверки взаимных расчетов за 2017 год, задолженность ООО "Яхтстройсервис" с учетом произведенных платежей по состоянию на 31.12.2017 составляла 3 671 559,62 рублей, и на дату принятия судом решения не изменилась.
Кассационная жалоба не содержит доводов относительно указанного расчета, а также взысканных судом процентов в порядке статьи 395 ГК РФ, контррасчет которых в процессе рассмотрения спора также представлен не был.
Довод заявителя жалобы о том, что он не является судовладельцем не заявлялся им в суде первой и апелляционной инстанции, в связи с чем не может рассматриваться судом кассационной инстанции.
Учитывая изложенные обстоятельства, кассационная инстанции не усматривает законных оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены оспариваемых судебных актов.
Приведенные заявителем в кассационной жалобе доводы не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права и не опровергают выводы судов первой и апелляционной инстанций, а направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не установлено и оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 06.04.2018 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2018 по делу N А83-18082/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, установленном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев.
Председательствующий |
Н.Г.Сладкопевцева |
Судьи |
Е.А.Аникина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.