14 августа 2018 г. |
Дело N А83-18082/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 августа 2018 года.
В полном объёме постановление изготовлено 14 августа 2018 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мунтян О.И., судей Баукиной Е.А. и Зарубина А.В., при ведении протокола и аудиозаписи секретарем судебного заседания Григорьевой А.С.,
при участии в заседании:
от ООО "Яхтстройсервис" Неклюдова Н.Е. - представитель
(доверен. от 01.02.2018);
Салата Я.В. - представитель
(доверен. от 29.03.2018);
Козловский Д.А. - директор;
от ГУП "Крымские морские порты" Джус Е.Ю. - представитель
(доверен. от 16.07.2018 N 25);
Щукина Н.В. - представитель
(доверен. от 15.01.2018 N 7);
от ООО "Галеон" не явились, извещены надлежаще
от ФГБУ "Администрация морских портов не явились, извещены надлежаще
Черного моря"
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Яхтстройсервис" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 06 апреля 2018 года по делу N А83-18082/2017 (судья Шкуро В.Н.) по иску общества с ограниченной ответственностью "Яхтстройсервис" (ул. Платановая, 1, каб. 20, г. Алушта, Республика Крым, 298500) к Государственному унитарному предприятию Республики Крым "Крымские морские порты" (ул. Кирова, 28, г. Керчь, Республика Крым, 298312) в лице филиала Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымские морские порты" "Евпаторийский торговый порт" (пл. Моряков, 1, г. Евпатория, Республика Крым, 297416); при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца - общества с ограниченной ответственностью "Галеон" (ул. Киевская, 77/4, каб. 404а, г. Симферополь, Республика Крым, 295034); на стороне ответчика Федерального государственного бюджетного учреждения "Администрация морских портов Черного моря" (ул. Хворостянского, 2, г. Новороссийск, Краснодарский край, 353925) в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Администрация морских портов Черного моря" в городе Евпатория (пл. Моряков, 1, г. Евпатория, Республика Крым, 297408) о признании действий ответчика в части выставления счета по оплате навигационного сбора незаконными и обязании осуществить перерасчет суммы задолженности, по встречному иску Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымские морские порты" в лице филиала Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымские морские порты" "Евпаторийский торговый порт" к обществу с ограниченной ответственностью "Яхтстройсервис" о взыскании денежных средств,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Яхтстройсервис" (далее - ООО "Яхтстройсервис") обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с иском к Государственному унитарному предприятию Республики Крым "Крымские морские порты" в лице филиала Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымские морские порты" "Евпаторийский торговый порт" (далее - ГУП "Крымские морские порты") о признании незаконными действий ответчика в части выставления счета от 26.07.2017 N 88 на сумму 2 937 444,80 руб. навигационного сбора, как противоречащих пункту 1.20 Правил применения ставок портовых сборов в морских портах Российской Федерации, утвержденных приказом Федеральной антимонопольной службы от 10.03.2016 N 223/16 "Об утверждении правил применения ставок портовых сборов в морских портах Российской Федерации"; понуждении ответчика осуществить перерасчет задолженности в сумме 2 937 444,80 руб. на сумму, рассчитанную в соответствии с пунктом 1.20 указанных Правил и равной 34 928,00 руб.; понуждении выставлять последующие счета на оплату навигационного сбора в соответствии с пунктом 1.20 названных Правил.
ГУП "Крымские морские порты" 18.12.2017 обратилось с встречным иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к обществу с ограниченной ответственностью "Яхтстройсервис" о взыскании 3 681 411,20 руб. задолженности по навигационному сбору, 185 319,24 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами и 368 141,12 руб. штрафа.
Определением Арбитражного суда Республики Крым 26 декабря 2017 года встречно исковое заявление ГУП "Крымские морские порты" принято к совместному рассмотрению в первоначальным иском ООО "Яхтстройсервис".
Определением Арбитражного суда Республики Крым 18 января 2018 года привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора по первоначальному иску на стороне истца общество с ограниченной ответственностью "Галеон", на стороне ответчика Федеральное государственное бюджетное учреждение "Администрация морских портов Черного моря" в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Администрация морских портов Черного моря" в городе Евпатория.
Решением Арбитражного суда Республики Крым 06 апреля 2018 года в первоначальном иске отказано полностью.
Встречный иск удовлетворен частично.
Взыскано с ООО "Яхтстройсервис" в пользу ГУП "Крымские морские порты" в лице его филиала "Евпаторийский торговый порт" 3 671 559,62 руб. задолженности по навигационному сбору, 185 319,24 руб. пени, 367 155,96 руб. штрафа, 44 060,96 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
Во взыскании 9 851,58 рубля задолженности по навигационному сбору, 985,16 рублей штрафа отказано.
Взыскано с ГУП "Крымские морские порты" в доход федерального бюджета 159 рублей государственной пошлины.
Не согласившись с указанным решением суда ООО "Яхтстройсервис" обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Податель жалобы указывает, что суд первой инстанции не применил подлежащие применению к возникшим правоотношениям положения п.1.20 приложения к приказу Федеральной антимонопольной службы от 10.03.2016 N 223/16 "Об утверждении правил применения ставок портовых сборов в морских портах Российской Федерации". Полагает, что судом первой инстанции неправильно истолкован закон. Считает, что судом не установлено как в действительности истцом по встречному иску начислен навигационный сбор - с применением п.1.20 Правил или без. Кроме того, указывает что судом не дана оценка нарушений порядка осуществления расчетов по договору, что привело к значительному ухудшению положения ООО "Яхтстройсервис". Полагает, что судом первой инстанции удовлетворен иск, предъявленный к ненадлежащему ответчику.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2018 апелляционная жалоба ООО "Яхтстройсервис" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 06 апреля 2018 года по делу N А83-18082/2017 оставлена без движения.
От ООО "Яхтстройсервис" поступили доказательства устранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления апелляционной жалобы без движения.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2018 апелляционная жалоба принята к производству, назначено судебное заседание на 15 час. 15 мин., 10.07.2018.
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Администрация морских портов Черного моря" в отзыве на апелляционную жалобу просит решение Арбитражного суда Республики Крым от 06 апреля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
ГУП "Крымские морские порты" в отзыве на апелляционную жалобу обжалуемый судебный акт оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Определением председателя третьего судебного состава от 07.08.2018 произведена замена судьи Горбуновой Н.Ю. на судью Зарубина А.В.
В судебных заседаниях 10.07.2018 и 07.08.2018 представители ООО "Яхтстройсервис" поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил ее удовлетворить обжалуемый судебный акт отменить.
Представители ГУП "Крымские морские порты" в судебных заседаниях 10.07.2018 и 07.08.2018 возражали против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, просили отказать в её удовлетворении обжалуемый судебный акт оставить без изменений.
Третьи лица, явку уполномоченных представителей в судебные заседание 10.07.2018 и 07.08.2018 не обеспечили, уведомлены надлежащим образом.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru), что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
С учетом изложенного, коллегия судей посчитала возможным рассмотреть жалобу в отсутствие представителей третьих лиц, по имеющимся в деле материалам.
Законность решения суда первой инстанции проверена в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
При повторном рассмотрении дела апелляционным судом установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения дела, обстоятельства.
Как следует из материалов дела, 25.12.2015 между ООО "Яхстройсервис" (Судовладелец) и ГУП РК "Крымские морские порты" в лице филиала "Евпаторийский торговый порт" (Порт) заключен договор на обслуживание судов N 203-Д-ЕТП-15, которым определили порядок взаимоотношений между Портом и Судовладельцем при организации приема и оказания услуг (согласно Приложению 1) судна "ОКА 1", обеспечении оплаты портовых сборов и услуг Порта (далее - Договор) (т. 1 л.д. 14-18).
Согласно пункту 2.1 Договора Порт выставляет Судовладельцу счета на портовые сборы в соответствии с приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 31.10.2012 N 387 "Об утверждении перечня портовых сборов, взимаемых в морских портах Российской Федерации" и другие услуги, оказываемые судну в порту. Полный перечень тарифов на работы и услуги, оказываемые Портом, указаны в Приложении N1 к данному Договору. Плата за возмещение затрат при пользовании электроэнергией взимается отдельно по тарифам поставщиков энергоресурсов.
В соответствии с пунктом 2.7 Договора ООО "Яхстройсервис" обязуется, согласно заявкам путём внесения 100% предоплаты, оплачивать счета на портовые сборы и услуги, оказываемые судну до выхода из Порта. Своевременно производить расчеты с Портом за предоставленные услуги Портом в порядке, предусмотренном разделом 3 настоящего договора. В случае неуплаты счетов на портовые сборы и другие услуги до выхода из порта судно может быть задержано капитаном морского порта согласно статье 80 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации.
В случае несвоевременной или неполной оплаты платежей по настоящему договору Судовладелец уплачивает Порту пеню в размере двойной учетной ставки ЦБ РФ от суммы долга за каждый день просрочки платежа. В случае просрочки платежа свыше 30 дней, Судовладелец дополнительно оплачивает Порту штраф в размере 10% от суммы долга (пункт 4.2 Договора).
В пункте 6.1 стороны установили срок действия договора с 01.01.2016 по 31.12.2016.
Далее между сторонами заключался ряд дополнительных соглашений к Договору N 5/73-Д-ЕТП-16 от 20.12.2016 (т. 1 л.д. 19-25), которыми, были внесены изменения в Приложение 1, пункты 2.7.1 и 6.1 Договора, реквизиты сторон. Тем самым стороны внесли изменения в тарифы за оказываемые Портом услуги, договорились оплачивать счета на услуги по швартовым операциям за каждую отдельную операцию и пролонгировали действие Договора до 31.12.2017.
В ходе выполнения договора Судовладельцу был выставлен дисбурсментский счет от 26.07.2017 N 88 на сумму 2 937 444,80 рублей за навигационный сбор (т. 1 л.д. 26). Указанный навигационный сбор начислен исходя из количества судозаходов, произведенных в период с 20.02.2016 по 26.07.2017, на основании сведений предоставленных Порту капитаном морского порта Федерального государственного бюджетного учреждения "Администрация морских портов Черного моря" в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Администрация морских портов Черного моря" в городе Евпатория о количестве судозаходов в указанный период. Также в ходе рассмотрения дела выставлялись дисбурсментские счета за навигационный сбор от 26.11.2017 N 194 на сумму 64 616,80 рублей, от 30.11.2017 N 197 на сумму 43 660 рублей, от 03.12.2017 N 200 на сумму 12 224,80 рублей, от 10.12.2017 N 202 на сумму 26 196 рублей, от 17.12.2017 N 204 на сумму 27 942,40 рублей, от 24.12.2017 N 206 на сумму 34 928 рублей (т. 3 л.д. 57-62).
Как считает истец по первоначальному иску, в период с 20.02.2016 по 26.07.2017 рефулерный теплоход "ОКА 1" осуществлял плавание между несмежными акваториями одного порта согласно схеме движения (т. 1 л.д. 31), при наличии разрешений на многократный кратковременный выход из порта и вход в порт (т. 1 л.д. 32-41), что соответствует обязательным условиям для применения пункта 1.20 Правил применения ставок портовых сборов, в связи с чем портовые сборы подлежат оплате один раз при первом выходе из порта и входе в порт в соответствии с разрешением на право плавания.
Изложенное послужило основанием для обращения истца с иском в суд.
ГУП "Крымские морские порты" обратилось с встречным иском.
Решением суда первой инстанции в удовлетворении первоначального иска отказано полностью, встречный иск удовлетворен частично.
Заслушав пояснения представителей сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, исследовав в совокупности материалы дела, суд апелляционной инстанции, пришел к выводу, что обжалуемое решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
Правоотношения сторон в рамках заключенного договора по своей правовой природе являются отношениями по договору возмездного оказания услуг и регулируются главой 39 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
В соответствии со статьей 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг (статья 781 ГК РФ).
Федеральный закон от 08.11.2007 N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон о морских портах) регулирует отношения, возникающие из торгового мореплавания в морских портах в Российской Федерации (далее также - морские порты), устанавливает порядок создания, открытия, закрытия морских портов, порядок осуществления в них деятельности, в том числе оказания услуг, а также устанавливает основы государственного регулирования деятельности в морских портах. Под морскими портами в настоящем Федеральном законе понимаются морские порты в том значении, как они определены в Кодексе торгового мореплавания Российской Федерации.
Согласно статье 9 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации под морским портом понимаются его территория и совокупность размещенных в границах этой территории объектов инфраструктуры морского порта, используемых для осуществления деятельности в целях торгового мореплавания, в том числе для оказания услуг.
В соответствии со статьёй 5 Закона о морских портах территория морского порта включает в себя земли, земельные участки, акваторию морского порта, используемые в целях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, либо предназначенные для использования в указанных целях.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.02.2017 N 262-р установлены границы морского порта Евпатория в части акватории.
Согласно статье 17 Закона о морских портах, в морском порту осуществляется оказание услуг по обслуживанию судов, осуществлению операций с грузами, в том числе по перевалке грузов, обслуживанию пассажиров, обеспечению безопасности мореплавания в морском порту и на подходах к нему, обеспечению готовности к проведению аварийно - спасательных работ, обеспечению транспортной безопасности акватории морского порта и иных услуг.
В соответствии со статьёй 19 Закона о морских портах оказание в морских портах услуг по использованию отдельных объектов инфраструктуры морского порта, а также по обеспечению безопасности мореплавания в морском порту и на подходах к нему осуществляется на платной основе (портовые сборы). Портовые сборы подлежат уплате администрации морских портов, хозяйствующему субъекту, осуществившему оказание соответствующих услуг в морском порту. В морском порту могут устанавливаться следующие портовые сборы: 1) корабельный; 2) канальный; 3) ледокольный; 4) лоцманский; 5) маячный; 6) навигационный; 7) причальный; 8) экологический; 9) транспортной безопасности акватории морского порта.
В соответствии с пунктом 1.3 Порядка ведения раздельного учета доходов и расходов по регулируемым видам деятельности ГУП РК "Крымские морские порты", утвержденного приказом ГУП РК "Крымские морские порты" от 30.12.2016 N 340 услуги по предоставлению судам акваторий, рейдов, якорных стоянок и услуги систем управления движением судов (далее - СУДС) в морском порту и на подходах к нему, предусматривающие в качестве основных производственных процессов ремонтное землечерпание на акватории, очистку акватории и берегоукрепительных сооружений от загрязнений, эксплуатацию и ремонт молов и гидротехнических сооружений, промерные работы по контролю глубин на акватории, обслуживание якорных стоянок, обеспечение работы СУДС и других радиолокационных систем, оплачивается навигационным сбором и предусматривает содержание в безопасном для плавания состоянии акватории морского порта и расположенных на ней гидротехнических сооружений, содержание и обслуживание технических систем обеспечения безопасности мореплавания в границах морского порта и на подходах к нему (том 3 л.д. 24-25).
Портовые сборы подлежат уплате администрации морских портов, хозяйствующему субъекту, осуществившим оказание соответствующих услуг в морском порту.
Перечень портовых сборов, взимаемых непосредственно в каждом морском порту, устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области транспорта. Ставки портовых сборов и правила их применения, включающие порядок применения понижающих коэффициентов к ставкам портовых сборов, взимаемых в отношении судов, используемых на морской линии, устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о естественных монополиях.
Пунктом 2 приказа Минтранса России от 31.10.2012 N 387 "Об утверждении перечня портовых сборов в морских потах Российской Федерации" (с изменениями, внесенными приказом Минтранса России от 06.11.2014 N 306) установлено, что канальный, навигационный, маячный сборы в морском порту Евпатория взимает ГУП РК "Крымские морские порты".
Приказом Федеральной антимонопольной службы от 10.03.2016 N 223/16 утверждены Правила применения ставок портовых сборов в морских портах Российской Федерации (том 2 л.д. 79-86).
В соответствии с Правилами применения ставок портовых сборов, ставки портовых сборов применяются для расчетов за услуги, оказываемые субъектами естественных монополий, по использованию отдельных объектов инфраструктуры морского порта, обеспечению безопасности мореплавания в морских портах Российской Федерации и на подходах к ним. Портовые сборы уплачивают российские и иностранные судовладельцы или уполномоченные ими лица за заход судна в порт, выход судна из порта, а также проход судном акватории порта транзитом.
Согласно пункта 1.20 Правил применения ставок портовых сборов суда, осуществляющие плавание между несмежными акваториями одного порта, в случае получения разрешения на многократный кратковременный выход из порта и вход в порт, предусмотренного обязательными постановлениями в морском порту, портовые сборы уплачивают один раз при первом выходе из порта и входе в порт в соответствии с указанным разрешением.
В морском порту Евпатория и на подходах к нему действует разрешительный порядок движения и стоянки судов в соответствии с графиком движения и расстановки судов в морском порту и на подходах к нему. Движение судов в акватории морского порта Евпатория и на подходах к нему и проведение операций по постановке судов на якорь и снятию их с якоря регулируется в соответствии с графиком движения и расстановки судов в морском порту.
Информация о заходе судна в морской порт и выходе судна из морского порта, также при проходе транзитом через акваторию морского порта и/или подходы к нему передается капитану морского порта в соответствии с Общими правилами плавания и стоянки судов в морских портах Российской Федерации и на подходах к ним, утвержденными приказом Минтранса России от 20.08.2009 N 140 (далее - Общие правила). График движения и расстановки судов в морском порту и на подходах к нему утверждается капитаном морского порта ежедневно на основании информации о заходе судов.
Оформление прихода судов в морской порт и выхода их из морского порта осуществляется круглосуточно.
Капитаном морского порта Евпатория не производится оформление прихода судов в морской порт Евпатория и их выхода из морского порта Евпатория если:
- судно совершает плавание исключительно в акватории морского порта;
- судно совершает плавание из одной части акватории морского порта в другую;
- судно выходит за границы морского порта с возвращением в морской порт, без захода в другой морской порт, при условии, что продолжительность разового пребывания такого судна за границами морского порта не превышает 72 часа.
В этих случаях капитаном морского порта выдается разрешение на право плавания в акватории морского порта и за его границами без захода в другой морской порт (далее - Разрешение) на срок не более 90 суток или до окончания срока действия любого из судовых документов.
Разрешение выдается капитаном морского порта при условии соответствия судна, его экипажа, корпуса, машин, механизмов и устройств применимым к требованиям в области безопасности мореплавания, охраны человеческой жизни на море и защиты морской среды от загрязнения на основании документов, предусмотренных Общими правилами, и заявления капитана судна (судовладельца) либо морского агента.
Разрешение выдается капитаном морского порта в письменном виде с указанием в нем сведений, приведенных в заявлении капитана судна (судовладельца) либо морского агента, а также ограничений, установленных для судна, даты выдачи и срока действия Разрешения. При изменении сведений, указанных в заявлении капитана судна (судовладельца) либо морского агента, для оформления Разрешения во время действия Разрешения, капитан судна (судовладельца) либо морского агент, извещает об этом капитана морского порта для оформления нового Разрешения.
При каждом выходе из морского порта и каждом заходе в морской порт в период действия Разрешения судно запрашивает разрешение на вход в морской порт и выход из морского порта на установленных каналах связи ОВЧ.
Таким образом, Разрешение регулирует взаимоотношения между капитаном морского порта и судовладельцем либо морским агентом в области безопасности мореплавания, охраны человеческой жизни на море и защиты морской среды от загрязнения и дает право капитану судна в течение срока, на который выдано, осуществлять плавание без оформления каждого прихода/отхода судна, тем самым упрощая процедуру оформления прихода/выхода в/из морского порта.
ООО "Яхтстройсервис" в апелляционной жалобе указывает на то, что судом первой инстанции не применен закон, подлежащий применению, а именно к возникшим правоотношениям не применена норма п.1.20 положения к Приказу ФАС от 10.03.2016 года N 223/16 "Об утверждении правил применения ставок портовых сборов в морских портах РФ".
Данный довод подлежит отклонению по следующим основаниям.
Согласно Общим правилам движение судов на подходах к морскому порту и на акватории морского порта осуществляется с использованием совокупности организационных и технических средств, а также персонала службы управления движением судов, предназначенных для передачи судам информации, выдачи рекомендаций, организации движения судов и их контроля.
Суда, осуществляющие плавание в морском порту Евпатория, начинают движение (постановка на якорь, снятие с якоря, подход и швартовка к причалу, отшвартовка и отход от него, перешвартовка и т.п.) только с разрешения инспекции государственного портового контроля службы капитана морского порта Евпатория (далее - ИГПК).
Судно "ОКА 1" запрашивало разрешение на отход от причала по каналам связи ОВЧ и сообщало район следования, о чем делались соответствующие записи в судовом журнале.
В соответствии с Правилами ведения журналов судов, утвержденных приказом Минтранса России от 10.05.2011 N 133, в судовой журнал вносятся сведения, касающиеся повседневной жизни судна, в том числе сведения навигационного характера, которые позволяют вместе с прокладкой на навигационных картах и информацией технических средств регистрации восстановить маршрут плавания судна. Координаты места судна определяются и записываются во всех случаях изменения курса, а также когда, по мнению капитана или вахтенного помощника капитана, это необходимо.
Согласно выписок из судового журнала в период с 25.03.2016 по 24.12.2017 судно "ОКА 1" начинало движение по маршруту от грузового причала Северной Косы участка N 2 акватории морского порта Евпатория к району добычи (том 3 л.д. 118-150, том 4 л.д. 1-150, том 5 л.д. 1-46). Запрашивает разрешение у государственного инспектора ИГПК на отход от причала и выход из морского порта Евпатория, следовало в район добычи (подтверждается записью в вахтенном журнале ИГПК). Становилось на якорь и начинало добычу. Окончив добычу, снималось с якоря и следовало в порт. Запрашивало разрешение у государственного инспектора ИГПК на вход в морской порт Евпатория и швартовку к грузовому причалу Северной Косы участка N 2 акватории морского порта Евпатория (подтверждается записью в вахтенном журнале ИГПК).
Таким образом, при плавании по данному маршруту судно "ОКА 1" осуществляло движение, минуя участок N 3 акватории морского порта Евпатория.
Целью выхода судна "ОКА 1" из морского порта Евпатория, являлось следование в район добычи песка, а не заход в участок N 3 несмежной акватории морского порта Евпатория.
Но даже если, следуя к месту добычи, судно по утверждению истца проходило участок N 3 акватории морского порта Евпатории (том 1 л.д. 31), оснований для применения пункта 1.20 Правил применения ставок портовых сборов не имеется, поскольку получения разрешения на многократный кратковременный выход из порта и вход в порт для плавания между несмежными акваториями одного порта, должно быть предусмотрено обязательными постановлениями в морском порту.
В спорном периоде обязательные постановления в морском порту Евпатория утверждены не были. Такие Обязательные постановления в морском порту Евпатория утверждены приказом Минтранса России от 23.01.2018 N 25, зарегистрированы в Минюсте России 20.02.2018 N 50086.
Указанные Обязательные постановления не содержат положения о возможности получения разрешения на многократный кратковременный выход из порта и вход в порт для плавания между несмежными акваториями морского порта Евпатория.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, исходя из целей выхода из участка N 2 акватории морского порта Евпатория движение судна "ОКА 1" по данному маршруту не может считаться как плавание между несмежными акваториями одного порта, портовые сборы судно "ОКА 1" обязано уплачивать при каждом входе в морской порт Евпатория и выходе из морского порта Евпатория.
Следовательно, вывод суд первой инстанции об отказе в удовлетворении первоначальных исковых требований является правильным, основанным на представленных доказательства и нормах права.
Податель жалобы указывает на разночтения в корреспонденции истца по встречному иску относительно применения п.1.20. положения к Приказу ФАС от 10.03.2016 года N 223/16 "Об утверждении правил применения ставок портовых сборов в морских портах РФ", а также на отсутствие оценки суда данным фактам.
Ввиду отсутствия разъяснений о практике применения норм положения к Приказу ФАС от 10.03.2016 года N 223/16 "Об утверждении правил применения ставок портовых сборов в морских портах РФ", портом 28.11.2017 года за исх.N 10/6069 в адрес ФАС России направлен запрос о разъяснении порядка взымания портовых сборов по настоящему спору.
04.04.2018 года в адрес порта поступил ответ ФАС России от 27.03.2018 года за исх. N ЦА/20402/18, согласно которому, при рассмотрении данного вопроса необходимо руководствоваться Правилами применения ставок портовых сборов в морских портах РФ, утвержденных приказом ФАС от 10.03.2016 года N223/16, а также информацией, представленной ФГБУ "Администрация морских портов Черного моря".
Доводы ООО "Яхтстройсервис" о ненадлежащем ответчике несостоятельным, поскольку в рамках Договора N 3007-01 от 30.07.2015 года на оказание услуг по гидромеханизированному перемещению песка, заключенному между ООО "Галеон" - исполнитель и ООО "Яхтстройсервис" - заказчик (предоставленного в адрес порта при заключении Договора), Затраты по оплате портовых сборов, которые могут возникнуть в процессе эксплуатации Судна в соответствии с условиями настоящего Договора возложить на Заказчика (п.2.1.5.). Таким образом, обязанность по оплате навигационного сбора возникла за ООО "Яхтстройсервис", который верно определен ответчиком по встречному иску.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции судебная коллегия не усматривает.
Иных убедительных доводов, позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержит.
Оценивая изложенные в апелляционной жалобе доводы, судом установлено, что отсутствуют ссылки на факты, которые не были предметом рассмотрения суда первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленного требования по существу, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции признаются несостоятельными.
Оснований для безусловной отмены принятого судом первой инстанции судебного акта коллегия не усматривает.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на заявителя.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд,
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 06 апреля 2018 года по делу N А83-18082/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Яхтстройсервис" без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.И. Мунтян |
Судьи |
Е.А. Баукина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-18082/2017
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 24 декабря 2018 г. N Ф10-5289/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "ЯХТСТРОЙСЕРВИС"
Ответчик: ГУП Республики Крым "Крымские морские порты" в лице филиала Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымские морские порты" "Евпаторийский торговый порт", ФИЛИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИТАРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ "КРЫМСКИЕ МОРСКИЕ ПОРТЫ" "ЕВПАТОРИЙСКИЙ ТОРГОВЫЙ ПОРТ"
Третье лицо: ООО "Галеон", ФГБУ "Администрация морских портов Черного моря" в лице ФГБУ "Администрация морских портов Черного моря" г. Евпатория
Хронология рассмотрения дела:
24.12.2018 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-5289/18
18.12.2018 Определение Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-1182/18
14.08.2018 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-1182/18
06.04.2018 Решение Арбитражного суда Республики Крым N А83-18082/17
01.12.2017 Определение Арбитражного суда Республики Крым N А83-18082/17