г.Калуга |
|
14 января 2019 г. |
Дело N А64-9337/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09.01.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 14.01.2019.
Арбитражный суд Центрального округа в составе председательствующего Елагиной О.К., судей Серокуровой У.В., Толкачевой И.Ю.
при участии от акционерного общества "Тамбовская сетевая компания" Мусорина А.В. по доверенности от 24.12.2018 N 006/239,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Служба единого заказчика" на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 16.07.2018 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.10.2018 по делу N А64-9337/2017,
установил:
акционерное общество "Тамбовская сетевая компания", ОГРН 1056882300694, ИНН 6829012231 (далее - АО "ТСК") обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Служба единого заказчика", ОГРН 1076816000777, ИНН 6830004965 (далее - ООО "Служба единого заказчика") о взыскании 1 992 407 руб. 42 коп. задолженности по договору водоснабжения и водоотведения от 01.06.2009 N 231/в, образовавшейся в период с 01.09.2017 по 30.09.2017 включительно.
К участию в деле в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Тамбовское областное государственное унитарное предприятие "Единый расчетный центр" (далее - ТОГУП "ЕРЦ") и Управление по регулированию тарифов Тамбовской области (далее - Управление по регулированию тарифов).
Определением от 28.05.2018 судом выделено в отдельное производство требование АО "ТСК" к ООО "Служба единого заказчика" о взыскании 1 373 397 руб. 79 коп. задолженности за горячее водоснабжение с присвоением выделенному в отдельное производство требованию самостоятельного номера дела А64-3709/2018.
В судебном заседании 05.07.2018 истец в соответствии со статьей 49 АПК РФ уточнил исковые требования и просил взыскать с ответчика 351 470 руб. 41 коп. задолженности по договору водоснабжения и водоотведения от 01.06.2009 N 231/в за период с 01.09.2017 по 30.09.2017.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 16.07.2018 (с учетом определения от 25.07.2018 об исправлении опечатки) (судья Зотова С.О.), оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.10.2018 (судьи Серегина Л.А., Мокроусова Л.М., Сурненков А.А.), исковые требования удовлетворены в полном объеме.
ООО "Служба единого заказчика", не соглашаясь с вынесенными судебными актами, ссылаясь на несоответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, обстоятельствам дела и представленным доказательствам, неправильное применение судами норм материального права, обратилось в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить указанные судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Тамбовской области.
ООО "Служба единого заказчика" в кассационной жалобе ссылается на незаконность применения судами подпункта "в(4)" пункта 21 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договором с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124). Полагает, что судами не дана оценка факту незаконности реализованного в спорном периоде алгоритма начисления платы за услугу водоотведения, при наличии утвержденного норматива потребления при определении размера платы за коммунальную услугу по водоотведению, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме. Считает, что у судов отсутствовали правовые основания при определении объема (количества) сточных вод, в целях предоставления коммунальной услуги по водоотведению, руководствоваться показаниями общедомовых приборов учета, фиксирующих количество холодной и горячей воды, поставляемых в многоквартирный дом.
АО "ТСК" в возражениях на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании кассационной инстанции с доводами, изложенными в жалобе, не согласились, просят судебные акты первой и апелляционной инстанций оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
ООО "Служба единого заказчика" направило в суд кассационной инстанции ходатайство от 21.12.2018 N 1776 о рассмотрении жалобы в отсутствие своего представителя.
Управление по регулированию тарифов в отзыве на кассационную жалобу просит рассмотреть ее в отсутствие своего представителя, считает судебные акты первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, а кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
ООО "Служба единого заказчика", ТОГУП "ЕРЦ" и Управление по регулированию тарифов надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в том числе путем публичного извещения на официальном сайте суда в сети Интернет, явку своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не обеспечили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в кассационной жалобе и в возражениях на нее, проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, заслушав представителя АО "ТСК", судебная коллегия считает, что обжалуемые судебные акты не подлежат отмене или изменению в связи со следующим.
Как установлено судами и видно из материалов дела, 01.06.2009 открытым акционерным обществом "Тамбовская сетевая компания" (в настоящее время - АО "ТСК") (поставщик), ООО "Служба единого заказчика" (исполнитель) и областным государственным унитарным предприятием "Тамбовтеплоэнергоресурс" (в настоящее время - ТОГУП "ЕРЦ") (участник в расчетах) заключен договор водоснабжения и водоотведения N 231/в (в редакции протокола разногласий от 19.06.2009, протоколов согласования разногласий от 26.06.2009 и от 06.07.2009) (далее - договор), по условиям которого поставщик обязался осуществлять холодное и горячее водоснабжение, водоотведение в количестве, параметрах и по цене, установленных настоящим договором, а исполнитель взял на себя обязательства оплачивать полученную воду и сброшенные сточные воды в объеме, сроки и на условиях, предусмотренных договором, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся на его балансе сетей, приборов и оборудования, связанных с водоснабжением и водоотведением.
К указанному договору сторонами подписаны дополнительные соглашения от 26.02.2010 N 1 (в редакции протокола разногласий от 05.03.2010), от 25.08.2010 N 3, от 01.03.2011 N 4 (в редакции протокола разногласий от 01.03.2011), от 21.03.2013 N 5 с дополнением от 08.04.2013, от 30.04.2013 N 6 (в редакции протокола разногласий от 30.04.2013), от 01.06.2013 N 7 и от 05.02.2015, в которых уточнили, в том числе, перечень многоквартирных домов, в отношении которых исполнитель приобретает коммунальные ресурсы.
В соответствии с пунктом 2.2.6 договора исполнитель обязан своевременно производить оплату поставщику за водоснабжение и водоотведение в порядке, установленном разделом 4 договора.
Расчеты за водоснабжение и водоотведение производятся согласно тарифам, утвержденным соответствующим регулирующим органом, которые на момент заключения настоящего договора составляют 11 руб. 06 коп. за м3 питьевой воды, кроме того НДС 18%, и 14 руб. 10 коп. за м3 сточных вод, кроме того НДС 18%. Изменение тарифов на водоснабжение и водоотведение, осуществленное в соответствии с законодательством Российской Федерации и Тамбовской области, доводится до исполнителя через средства массовой информации и не требует переоформления договора (пункт 4.1 договора).
Согласно пункту 4.2 договора расчетный период равен одному календарному месяцу.
Пунктами 4.5 и 4.6 договора установлено, что исполнитель берет на себя обязательство по организации собственниками помещений в многоквартирных домах оплаты за водоснабжение и водоотведение до 10-го числа месяца, следующего за расчетным, по выставленным поставщиком исполнителю для оплаты счетам-фактурам.
В случае неполной оплаты за водоснабжение и водоотведение потребителями (представляющей собой разницу между начисленным поставщиком объемом за расчетный период по многоквартирному дому и объемом, фактически оплаченным потребителями) в срок, указанный в пункте 4.5 договора, исполнитель обязуется самостоятельно или с привлечением иного лица (агента) взыскивать в судебном порядке задолженность с потребителей и перечислять ее на расчетный счет поставщика.
Исполнитель несет ответственность за неполное или несвоевременное поступление денежных средств от собственников помещений многоквартирных домов за услуги водоснабжения и водоотведения (пункт 5.3 договора).
Договор вступает в силу с 01.06.2009 и действует по 31.12.2009, а по расчетам - до полного исполнения сторонами своих обязательств, и может быть продлен на следующий календарный год на условиях, изложенных в пункте 6.1 договора.
Во исполнение условий договора истец в сентябре 2017 года осуществлял водоснабжение многоквартирных домов, находящихся в управлении ответчика, и оказывал услуги по водоотведению, конечные потребители принимали коммунальные услуги, на оплату выставлены счета на общую сумму 5 612 512 руб. 16 коп.
Частичная оплата задолженности за оказанные услуги, оставление претензии от 09.11.2017 N 001/1035 без удовлетворения, послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции удовлетворяя исковые требования исходил из наличия между сторонами договора, доказанного факта поставки коммунальных ресурсов в многоквартирные дома, находящиеся в управлении ответчика, отсутствие доказательств исполнения ответчиком обязательств по их оплате, правильности определения истцом объема водоотведения по формуле, предусмотренной подпунктом "в(4)" пункта 21 Правил N 124.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов в силу следующего.
Как видно из материалов дела, разногласия сторон связаны с определением объема услуг водоотведения за сентябрь 2017 года.
К спорным отношениям по отпуску (получению) питьевой воды и приему (сбросу) сточных вод, применяются правила о договоре энергоснабжения, нормы Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), Правил N 124, Правил организации коммерческого учета воды и сточных вод, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 N 776 (далее - Правила N 776), Правил предоставления коммунальных услуг собственниками и пользователям помещения в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
В соответствии с пунктом 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 названного Кодекса) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В силу пункта 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
На основании пункта 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 14 Закона N 416-ФЗ по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения.
Согласно части 11 статьи 20 Закона N 416-ФЗ в случае отсутствия у абонента прибора учета сточных вод объем отведенных абонентом сточных вод принимается равным объему воды, поданной этому абоненту из всех источников централизованного водоснабжения, при этом учитывается объем поверхностных сточных вод в случае, если прием таких сточных вод в систему водоотведения предусмотрен договором водоотведения.
В пункте 23 Правил N 776 определено, что при отсутствии у абонента прибора учета или неисправности прибора учета (в том числе при демонтаже прибора учета в связи с его поверкой, ремонтом или заменой), нарушении сроков представления показаний приборов учета, за исключением случаев предварительного уведомления абонентом организации, осуществляющей водоотведение, о временном прекращении сброса сточных вод, объем отведенных абонентом сточных вод принимается равным объему воды, поданной этому абоненту из всех источников водоснабжения, в том числе определенному расчетным способом в соответствии с разделом III Правил.
Поскольку спорные правоотношения сложились из договора поставки ресурса и оказания услуг в целях оказания коммунальных услуг конечным потребителям - жителям многоквартирных домов, к ним также подлежат применению положения Жилищного кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
В соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу части 9.1 статьи 156 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности дома предусматривают возможность потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 Правил N 124 к коммунальным ресурсам приравниваются сточные воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения.
Порядок определения объема коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, заключенному исполнителем в целях предоставления коммунальных услуг и потребляемого при содержании общего имущества в многоквартирном доме, установлен пунктом 21 Правил N 124.
Пункт 21 Правил N 124 дополнен подпунктом "в(4)", согласно которому с 01.06.2017 объем сточных вод, отводимых за расчетный период от многоквартирного дома, не оборудованного общедомовым прибором учета сточных вод, принимается равным сумме объемов поставленной в многоквартирный дом в расчетном периоде холодной и горячей воды.
Данный порядок расчета платы не вступает в противоречие с пунктом 13 Правил N 354 (условия договоров с ресурсоснабжающими организациями не должны противоречить названному нормативно-правовому акту).
Поскольку истцом заявлены требования по договору за сентябрь 2017 года, к отношениям сторон подлежит применению порядок определения объема отведенных сточных вод, установленный подпунктом "в(4)" пункта 21 Правил N 124.
С учетом изложенного суды пришли к обоснованному выводу о правильности определения истцом объема отведенных от многоквартирных домов сточных вод.
Проверив расчет истца, суды признали его арифметически правильным и соответствующим действующему законодательству.
Ответчиком контррасчет в опровержение расчета истца не представлен.
Доводы заявителя жалобы о том, что ответчик несет обязательства перед истцом в пределах размера денежных средств, полученных от потребителей коммунальных услуг, аналогичны приводимым в судах первой и апелляционной инстанций, были предметом исследования судов, получили надлежащую правовую оценку, с которой соглашается суд кассационной инстанции.
Довод ООО "Служба единого заказчика" о необходимости применения к спорным правоотношениям пункта 48 Правил N 354 отклоняется судом кассационной инстанции, поскольку указанная норма права применима в случае отсутствия коллективного (общедомового) прибора учета. В данном случае многоквартирные дома оснащены приборами учета холодного и горячего водоснабжения.
Иные доводы кассационной жалобы не содержат обстоятельств, которые не были проверены и учтены судами при рассмотрении дела и могли повлиять на обоснованность и законность принятых по делу судебных актов, либо опровергнуть выводы судов первой и апелляционной инстанций.
По существу доводы кассационной жалобы о несогласии с выводами арбитражных судов о приемлемом в рассматриваемой ситуации порядке расчета стоимости коммунальных услуг по водоотведению основаны на неверном толковании и понимании норм права, регулирующих спорные правоотношения.
Поскольку все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, установлены судами на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, отвечающих признакам относимости, допустимости и достаточности, им дана надлежащая правовая оценка, неправильного применения норм материального права и нарушения положений действующего процессуального законодательства не допущено, оснований для отмены или изменения оспариваемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы у суда кассационной инстанции не имеется.
Суд кассационной инстанции считает, что при принятии судебных актов судами не допущено нарушений норм материального и процессуального права, выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Основания для отмены обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 АПК РФ отсутствуют.
В соответствии с требованиями статьи 110 АПК РФ государственная пошлина за рассмотрение кассационной жалобы относится на ее заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тамбовской области от 16.07.2018 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.10.2018 по делу N А64-9337/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня вынесения, в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.К. Елагина |
Судьи |
У.В. Серокурова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу части 9.1 статьи 156 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности дома предусматривают возможность потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
...
Пункт 21 Правил N 124 дополнен подпунктом "в(4)", согласно которому с 01.06.2017 объем сточных вод, отводимых за расчетный период от многоквартирного дома, не оборудованного общедомовым прибором учета сточных вод, принимается равным сумме объемов поставленной в многоквартирный дом в расчетном периоде холодной и горячей воды.
Данный порядок расчета платы не вступает в противоречие с пунктом 13 Правил N 354 (условия договоров с ресурсоснабжающими организациями не должны противоречить названному нормативно-правовому акту).
...
Довод ООО "Служба единого заказчика" о необходимости применения к спорным правоотношениям пункта 48 Правил N 354 отклоняется судом кассационной инстанции, поскольку указанная норма права применима в случае отсутствия коллективного (общедомового) прибора учета. В данном случае многоквартирные дома оснащены приборами учета холодного и горячего водоснабжения."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 14 января 2019 г. N Ф10-5745/18 по делу N А64-9337/2017