г. Калуга |
|
22 января 2019 г. |
Дело N А83-8438/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17.01.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 22.01.2019.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Толкачевой И.Ю. |
судей |
Аникиной Е.А. |
|
Козелкина И.И. |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи
|
Кузиной И.А. |
при участии в заседании: |
|
от истца |
Ельновой А.П. (дов. N 45/754 от 09.10.2018); |
от ответчика
от третьего лица |
Астафьевой И.А. (дов. N 27 от 09.01.2019);
Лисового И.В. ( дов. N 12 от 28.12.2018), |
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Крым и Арбитражного суда города Севастополя, кассационную жалобу государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымское межотраслевое предприятие промышленного железнодорожного транспорта" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 03.04.2018 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2018 по делу N А83-8438/2017,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное казенное учреждение "Управление Черноморского флота" (далее - истец, ФКУ "Управление Черноморского флота") обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с иском к Государственному унитарному предприятию Республики Крым "Крымское межотраслевое предприятие промышленного железнодорожного транспорта" (далее - ответчик, ГУП РК "Крымское МППЖТ") о взыскании 35 808 руб.60 коп. в счет возмещения убытков, возникших у истца в связи с оплатой штрафных санкций за задержку вагонов (цистерн) под грузовыми операциями на железнодорожных путях необщего пользования более чем на 24 часа по истечении технологических сроков оборота вагонов.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное государственное унитарное предприятие "Крымская железная дорога" (далее - ФГУП "Крымская железная дорога").
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 03.04.2018 (судья Гайворонский В.И.) исковые требования удовлетворены.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2018 (судьи Евдокимов И.В., Остапова Е.А., Сикорская Н.И.) решение Арбитражного суда Республики Крым от 03.04.2018 оставлено без изменения.
Не согласившись с вынесенными решением и постановлением, ГУП РК "Крымское МППЖТ" обратилось в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на несоответствие выводов, содержащихся в судебных актах, обстоятельствам дела, неправильное применение судами норм материального права.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель истца возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Представитель третьего лица - ФГУП "Крымская железная дорога" пояснил, что с ФКУ " Управление Черноморского флота" взыскан штраф за задержку шести цистерн под разгрузкой на путях необщего пользования в течение 34 часов.
Изучив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, в соответствии с положениями ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва на неё и письменных пояснений сторон, судебная коллегия полагает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит в связи с нижеизложенным.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, 25.03.2016 между Федеральным казенным учреждением "Управление Черноморского флота" (заказчик) и Государственным унитарным предприятием Республики Крым "Крымское межотраслевое предприятие промышленного железнодорожного транспорта" (исполнитель) был заключен государственный контракт N 89/1/1-2016/ЕП/3 на оказание услуг по транспортному обслуживанию железнодорожного пути необщего пользования.
В соответствии с пунктом 1.1.1 контракта услуга по транспортному обслуживанию предусматривает подачу вагонов локомотивом исполнителя от выставочных путей исполнителя до грузовых фронтов получателя (войсковая часть 63876), а также уборку вагонов с грузовых фронтов получателя (войсковая часть 63876) до выставочных путей исполнителя.
Судами установлено, что подъездной путь получателя расположен на железнодорожном пути необщего пользования и примыкает к инфраструктуре перевозчика через подъездной путь ГУП РК "Крымское МППЖТ", подача вагонов для нужд войсковой части 63876 осуществлялась на выставочный путь ответчика, примыкающий к путям общего пользования ФГУП "Крымская железная дорога" (станция Евпатория - Товарная).
Дальнейшее передвижение вагонов осуществлялось ГУП РК "Крымское МППЖТ" принадлежащим ему локомотивом с расстановкой вагонов на фронт выгрузки войсковой части согласно принятым на себя обязательствам по государственному контракту на оказание услуг по транспортному обслуживанию железнодорожного пути необщего пользования для нужд ФКУ "Управление Черноморского флота".
В соответствии с условиями заключенного контракта ответчик осуществляет транспортное обслуживание войсковой части 63876 на пути необщего пользования, примыкающем к пути исполнителя. Услуга по транспортному обслуживанию предусматривает осуществление подачи и уборки вагонов локомотивом ГУП РК "Крымское МППЖТ" от выставочных путей ГУП РК "Крымское МППЖТ" до грузовых фронтов получателя - войсковой части 63876.
В пункте 3.1 контракта предусмотрено, что подача вагонов на фронт погрузки, выгрузки получателя - войсковой части 63876 производится по уведомлению, не позднее чем через 2 часа с момента передачи вагонов от ФГУП "Крымская железная дорога" на выставочные пути ГУП РК "Крымское МППЖТ".
В соответствии с пунктом 3.9 контракта передача вагонов ГУП РК "Крымское МППЖТ" получателю производится на подъездном пути получателя. В случае отсутствия получателя в момент подачи прибывших вагонов на месте выгрузки, вагоны считаются поданными и с момента подачи ответчик не несет ответственности за сохранность груза, техническое и коммерческое состояние поданных вагонов.
Согласно пункту 4.5 контракта получатель обязан принимать вагоны круглосуточно, в том числе в выходные и праздничные дни; обеспечивать своевременную выгрузку вагонов, исключающую предъявление штрафных санкций за задержку вагонов со стороны ФГУП "Крымская железная дорога".
Технологический срок оборота вагонов контрактом не установлен.
Трехсторонний договор, устанавливающий порядок подачи и уборки вагонов, плату за пользование вагонами, ответственность сторон, грузоотправителей/грузополучателей, перевозчика, владельца пути необщего пользования, лицами, участвующими в деле, не заключен.
Судами установлено, что 26.09.2016 в 09.00 часов ФГУП "Крымская железная дорога" были поданы под выгрузку на выставочные пути ГУП РК "Крымское МППЖТ" прибывшие в адрес войсковой части 63876 цистерны в количестве 6 штук.
Однако их подача на грузовой фронт получателя под выгрузку ответчиком в установленный контрактом срок не была произведена в связи с поломкой обслуживающего локомотива ответчика.
Локомотив находился в неисправном состоянии с 09.00 час. 26.09.2016 до 14.00 час. 27.09.2016, о чем сторонами был составлен акт общей формы N 1. Вагоны были готовы к подаче 27.09.2016 в 16.00 час.
Выгрузка поданных истцу вагонов осуществлялась с 10.00 час. до 19.00 час. 28.09.2016.
Указанные обстоятельства подтверждаются представленными в материалы дела копиями дорожных ведомостей 066221, 066222, 066223, 06624, 066232, 066233, копиями памяток приемосдатчика на подачу и уборку вагонов, копией ведомости подачи и уборки N 29090015, копией акта общей формы N 1, копией накопительной ведомости формы ФДУ-92 N 29090001.
Как указывает истец, общее время нахождения вагонов на железнодорожных путях необщего пользования с момента их передачи на выставочные пути ответчика составило 58 часов. Из них: 31 час (период с 09.00 час. 26.09.2016 по 16.00 час. 27.09.2016) - время нахождения вагонов на выставочных путях ответчика из-за поломки локомотива; 27 часов (период с 16.00 час. 27.09.2016 по 19.00 час. 28.09.2016) - начало течения времени готовности вагонов к подаче под выгрузку и фактическая выгрузка.
Судами установлено, что 31.01.2017 истцу по настоящему делу - ФКУ "Управление Черноморского флота" предъявлен ФГУП "Крымская железная дорога" счет N 205/79 на оплату штрафа в сумме 81 600 руб., который начислен перевозчиком - ФГУП "Крымская железная дорога" за 34 часа задержки вагонов на пути необщего пользования сверх допустимых 24 часов (58 час. - 24 час. = 34 час.).
В судебном заседании представитель ФГУП "Крымская железная дорога", привлеченного к участию в настоящем деле в качестве третьего лица, пояснил, что штраф начислен за задержку вагонов на период 34 часа на основании ст.ст. 62, 99, 100 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав).
Согласно ч. 6 ст. 62 Устава за задержку вагонов, контейнеров, принадлежащих перевозчику, под погрузкой, выгрузкой на местах общего и необщего пользования, в том числе на железнодорожных путях необщего пользования, более чем на двадцать четыре часа по истечении установленных договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договорами на подачу и уборку вагонов технологических сроков оборота вагонов, контейнеров либо по истечении тридцати шести часов с момента подачи вагонов под погрузку, выгрузку локомотивами, принадлежащими перевозчику, грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожных путей необщего пользования несут перед перевозчиком ответственность в соответствии со статьей 99 настоящего Устава.
Как разъяснено в п. 35 Постановления Пленума ВАС РФ от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", за указанные в ч. 6 ст. 62 Устава нарушения грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожных путей необщего пользования уплачивают перевозчику штрафы, установленные ст. 99 Устава, без внесения при этом платы за пользование вагонами, контейнерами. Штраф подлежит взысканию за нарушения, указанные в ст. 62 Устава, независимо от того, предусмотрен ли он в договоре.
Время нахождения вагонов, контейнеров на железнодорожных путях необщего пользования, обслуживаемых локомотивом владельца или пользователя этих путей (технологический срок оборота вагонов), исчисляется с момента передачи владельцу таких путей вагонов, контейнеров на выставочных путях до момента их возвращения на железнодорожные выставочные пути.
Счет, выставленный ФГУП "Крымская железная дорога" на сумму 81 600 руб., оплачен ФКУ "Управление Черноморского флота", что подтверждается платежным поручением N 449021 от 15.02.2017.
Ссылаясь на то, что убытки у ФКУ "Управление Черноморского флота" в виде штрафа, уплаченного перевозчику в сумме 74 400 руб., из которой 38 591 руб. 40 коп. добровольно оплачены ответчиком, возникли у истца в связи с задержкой на путях необщего пользования под грузовыми операциями вагонов (цистерн), прибывших в его адрес, по причине поломки тепловоза ответчика, после направления ответчику претензии с требованием о возмещении убытков в полном объеме, истец предъявил вышеназванный иск.
Удовлетворяя исковые требования, суды исходили из следующего.
В силу ч. 1, ч. 2 ст. 393 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) должник обязан возместить убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств; убытки определяются по правилам, предусмотренным статьей 15 ГК РФ.
Согласно положениям ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Исковые требования о взыскании убытков подлежат удовлетворению в случае, если истцом доказаны факт их наличия, причинно-следственная связь между неправомерными действиями (бездействием) ответчика и возникновением у истца убытков, их размер.
Суды пришли к выводу о том, что истцом представлены доказательства, подтверждающие наличие указанных обстоятельств в совокупности.
Как следует из расчета истца (л.д. 37-38 т. 1, л.д. 40 т. 2), сумма убытков в связи с оплатой штрафа по причине простоя цистерн из-за поломки тепловоза ответчика в течение 31 часа (с 9-00 час. 26.09.2016 по 16-00 час. 27.09.2016) рассчитана истцом следующим образом: 31 (час.) х 200 (руб.) х 2 (коэффициент за задержку цистерн) х 6 (количество цистерн) = 74 400 руб.
Расчет суммы штрафа, предъявленного истцу, ФГУП "Крымская железная дорога" произведен в соответствии со ст.ст. 99, 100 Устава по такой же формуле.
Судами расчет убытков, представленный истцом, признан верным.
Поскольку ФГУП "Крымская железная дорога" с ФКУ "Управление Черноморского флота" взыскан штраф за простой цистерн в течение 34 часов сверх допустимых 24 часов в сумме 81 600 руб., истец по настоящему делу, признав свою вину в простое цистерн в течение 3 часов, предъявил требование о взыскании с ответчика убытков в сумме 35 808 руб. 60 коп. исходя из суммы убытков 74 400 руб. с учетом их частичной оплаты, произведенной ответчиком в размере 38 591 руб. 40 коп.
Факт неисправности тепловоза в течение 31 часа ответчиком не оспаривается.
Придя к выводу о том, что убытки возникли у истца по причине неисправности тепловоза ответчика и взыскания в этой связи с истца штрафа перевозчиком, суды обоснованно удовлетворили исковые требования.
Довод ответчика о применении установленного Уставом двадцати четырех часового времени нахождения вагонов под грузовыми операциями без взимания штрафа в период поломки локомотива был предметом оценки судов и отклонен со ссылкой на то, что в течение 31 часа неисправности локомотива цистерны не были и не могли быть в пользовании войсковой части 63876, истец не имел возможности производить их разгрузку.
Кроме того, принимается во внимание, что ФГУП "Крымская железная дорога" с ФКУ "Управление Черноморского флота" взыскан штраф именно за 31 час простоя вагонов на пути необщего пользования, т.е. фактически за период неисправности локомотива, и за 3 часа простоя, за которые убытки истцом по настоящему делу не взыскиваются, поскольку вина ответчика в этом простое отсутствует.
Нарушений норм процессуального права или материального права, допущенных судами при вынесении обжалуемых судебных актов и влекущих их отмену, судебной коллегией не установлено.
Доказательства, на основании которых судами установлены обстоятельства дела, оценены судами и в силу положений ст. 286, ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежат переоценке со стороны суда кассационной инстанции.
Оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 284, 286, п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 03.04.2018 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2018 по делу N А83-8438/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.Ю. Толкачева |
Судьи |
Е.А. Аникина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 22 января 2019 г. N Ф10-5435/18 по делу N А83-8438/2017
Хронология рассмотрения дела:
22.01.2019 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-5435/18
17.01.2019 Определение Арбитражного суда Республики Крым N А83-8438/17
18.12.2018 Определение Арбитражного суда Республики Крым N А83-8438/17
29.08.2018 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-1132/18
03.04.2018 Решение Арбитражного суда Республики Крым N А83-8438/17