г.Калуга |
|
30 января 2019 г. |
Дело N А68-2407/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23.01.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 30.01.2019.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Смолко С.И. |
судей
при участии в заседании: |
Лукашенковой Т.В. Стрегелевой Г.А. |
от заявителя: общества с ограниченной ответственностью "Водо-ресурс" (301264, Тульская область, Киреевский район, г. Липки, ул. Советская, д.15а, оф.3, ОГРН 1177154025113, ИНН 7128013180) - Кузнецов Ю.Л., (дов. от 09.01.2019);
от административного органа: Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Тульской области (300041, г. Тула, ул. Свободы, д.38, ОГРН 1047101134475, ИНН 7107084990) - Осипова Е.А. (дов. от 25.09.2018 N 29/7);
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Тульской области на решение Арбитражного суда Тульской области от 19.10.2018 (судья Чубарова Н.И.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2018 (судьи Стаханова В.Н., Большаков Д.В., Мордасов Е.В.) по делу N А68-2407/2018,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Водо-ресурс" (далее -общество) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Тульской области (далее - управление Росприроднадзора, управление) от 28.02.2018 N 02-022/2018, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 800 000 руб.
Решением суда от 19.10.2018 оспариваемое постановление в части назначенного обществу наказания в виде штрафа в размере 800 000 рублей изменено, назначено административное наказание в виде предупреждения.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2018 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе управление Росприроднадзора просит состоявшиеся судебные решения в части изменения назначенного обществу административного наказания отменить, принять новый судебный акт, ссылаясь на необоснованное изменение меры наказания со штрафа на предупреждение.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель управления поддержала доводы кассационной жалобы, представитель общества просил оставить судебные решения без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав пояснения явившихся в судебное заседание представителей, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, в связи с поступившим в управление Росприроднадзора обращением АО "ТНС энерго Тула" в период с 8 по 21 февраля 2018 года работниками управления была проведена внеплановая документарная проверка общества, в ходе которой установлено, что общество осуществляет водоснабжение населения и организаций г.Липки Киреевского района Тульской области, для чего осуществляет забор пресных подземных вод из водозабора "Северный" (2 скважины), расположенного в 1,5 км севернее г. Липки, и водозабора "Нижняя насосная станция" (3 скважины), расположенного в 2,5 км южнее г. Липки, без лицензии на право пользования недрами.
С января 2017 года по 7 февраля 2018 года всего добыто подземных вод 136,51 тыс.м3, в том числе в январе 2018 - 44,055 тыс.м3, с 1 по 7 февраля 2018 года - 5,95 тыс.м3).
Скважины водозаборов подземных вод "Северный" и "Нижняя насосная станция", обустроенные на упинский водоносный горизонт, используемый для централизованного водоснабжения населения Киреевского района, расположены на муниципальных земельных участках, права общества на участки не оформлены. Добываемая вода обеззараживается и подается потребителям. Имущество по водозаборам, включая скважины, является собственностью муниципального образования г. Липки и передано в пользование обществу по краткосрочным договорам аренды объектов водоснабжения и водоотведения, заключенным с администрацией муниципального образования город Липки Киреевского района.
По результатам проверки составлен акт проверки от 21.02.2018 N 30.
По факту пользования обществом недрами без специального разрешения (лицензии) 21.02.2018 управлением составлен протокол N 02-024/2018 об административном правонарушении, которым действия общества квалифицированы по части 1 статьи 7.3 КоАП РФ.
28 февраля 2018 г. управлением в отношении общества вынесено постановление N 02-022/2018 о назначении административного наказания, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 800 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции исследовал представленные доказательства, доводы участвующих в деле лиц, дал им надлежащую правовую оценку и, придя к выводу о том, что общество осуществляет забор воды из скважин без наличия лицензии для водоснабжения города Липки в связи со сложившейся чрезвычайной ситуацией по водоснабжению в данном населенном пункте, пришел к выводу о необходимости изменить постановление административного органа в части назначенного наказания, заменить наказание в виде штрафа на предупреждение.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены принятых судебных актов.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность для юридических лиц в виде административного штрафа от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей за пользование недрами без лицензии на пользование недрами, за исключением случаев, предусмотренных статьей 7.5 настоящего Кодекса.
В силу статьи 11 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Согласно статье 9 названного Закона права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр, при предоставлении права пользования участком недр на условиях соглашения о разделе продукции - с даты вступления такого соглашения в силу.
Статья 22 Закона о недрах устанавливает обязанность пользователя недр при осуществлении своей деятельности соблюдать законодательство, нормы и правила в области использования и охраны недр, соблюдать требования по рациональному использованию и охране недр, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, охране окружающей среды.
Так как факт пользования обществом недрами без лицензии на пользование недрами нашел своё подтверждение в суде, суд пришел к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ. Процедура привлечения общества к административной ответственности управлением не нарушена. Срок привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не истек.
При этом суд установил, что пользование обществом недрами без лицензии на право пользования вызвано сложившимся в г.Липки чрезвычайным положением по водоснабжению населенного пункта.
Администрация города Липки Киреевского района не завершила программу концессии, а поэтому не может объявить конкурс на аренду муниципального имущества и создано чрезвычайное положение, когда населенные пункты: г.Липки, пос. Комсомольский, пос. Шахты N 3, дер. Гамовка, в которых помимо населения имеются школы, детские сады, федеральные учебные заведения, предприятия, остаются без водоснабжения. В связи с этим на внеочередных заседаниях комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности на территории муниципального образования город Липки Киреевского района было решено рекомендовать главе администрации муниципального образования г.Липки заключить договор аренды объектов водоснабжения и водоотведения с обществом, согласившимся оказывать водоснабжение города, и осуществлять водоснабжение населенного пункта, несмотря на отсутствие лицензии у общества.
Учитывая сложившееся чрезвычайное положение по водоснабжению в городе Липки, суд пришел к выводу о возможности смягчения обществу назначенного наказания путем замены штрафа на предупреждение.
Согласно части 3 статьи 3.4 КоАП РФ в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 настоящего Кодекса.
Частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ предусмотрена возможность замены административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса.
Частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ предусмотрено, что предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Судами установлено, что общество внесено в реестр субъектов малого предпринимательства, сведений о том, что общество ранее привлекалось к административной ответственности, не имеется, осуществление забора воды с целью обеспечения водоснабжения населенного пункта способствует недопущению угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей.
Исходя из изложенного, суд обоснованно заменил обществу меру наказания в виде штрафа на предупреждение.
Доводы кассационной жалобы аналогичны доводам апелляционной жалобы и были предметом подробного исследования суда апелляционной инстанции, им дана надлежащая оценка. В силу части 1 статьи 286 АПК РФ суд кассационной инстанции не вправе переоценивать установленные судами первой и апелляционной инстанций обстоятельства.
Оснований для отмены обжалуемых судебных решений не усматривается.
Руководствуясь п.1 ч.1 ст.287, ст.289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тульской области от 19.10.2018 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2018 по делу N А68-2407/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение двух месяцев в порядке, предусмотренном ст.291.1 АПК РФ.
Председательствующий судья |
С.И. Смолко |
Судьи |
Т.В. Лукашенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно части 3 статьи 3.4 КоАП РФ в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 настоящего Кодекса.
Частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ предусмотрена возможность замены административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса.
Частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ предусмотрено, что предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 30 января 2019 г. N Ф10-6493/18 по делу N А68-2407/2018