г. Калуга |
|
31 января 2019 г. |
Дело N А54-4865/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30.01.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 31.01.2019.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Ключниковой Н.В.,
судей Лукашенковой Т.В., Смолко С.И.,
при ведении протокола в судебном заседании кассационной инстанции помощником судьи Частиковой О.В.,
при участии в судебном заседании:
от индивидуального предпринимателя Тереховой Натальи Николаевны (ОГРНИП 304622508600042, ИНН 622500945003) - Деева А.В. - представителя по доверенности от 28.10.2016;
от администрации муниципального образования - Шиловский муниципальный район Рязанской области (ОГРН 1026200851214, ИНН 6225002583, ул. Советская, д.14А, р.п. Шилово, Шиловский район, Рязанская область, 391500) - Богомоловой Т.О. - представителя по доверенности от 17.01.2019 N 2,
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Рязанской области, кассационную жалобу администрации муниципального образования - Шиловский муниципальный район Рязанской области на решение Арбитражного суда Рязанской области от 17.08.2018 (судья Костюченко М.Е.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2018 (судьи Большаков Д.В., Мордасов Е.В., Тимашкова Е.Н.) по делу N А54-4865/2018,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Терехова Наталья Николаевна (далее - ИП Терехова Н.Н., Предприниматель, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением о признании незаконным отказа администрации муниципального образования - Шиловский муниципальный район Рязанской области (далее - Администрация) в выдаче градостроительного плана земельного участка, изложенного в письме от 14.03.2018 N 935.
Решением суда от 17.08.2018, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 30.10.2018, заявленное требование удовлетворено.
В кассационной жалобе Администрация просит отменить решение, постановление суда, принять по делу новый судебный акт.
Проверив материалы дела, изучив доводы, указанные в жалобе, заслушав объяснения представителей Администрации, Предпринимателя, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены оспариваемых судебных актов.
Как видно из материалов дела и установлено судом, ИП Терехова Н.Н. является собственником земельного участка площадью 17 300 кв.м с кадастровым номером 62:25:0000000:179, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения и обслуживания зданий, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир жилой дом, участок находится примерно в 65 м от ориентира по направлению на восток, почтовый адрес ориентира: Рязанская область, Шиловский район, с. Мосолово, ул. Рощина, д. 20 (свидетельство о государственной регистрации права от 03.09.2013 N 62-МД 703721).
13.02.2018 Предприниматель обратился в Администрацию с заявлениями N 707, N 708 о выдаче градостроительного плана вышеназванного земельного участка в связи с необходимостью реконструкции расположенного на участке здания металлообработки с котельной инв. N 4400.
Письмом от 14.03.2018 N 935 Администрация отказала Предпринимателю в выдаче градостроительного плана земельного участка в связи с отсутствием возможности изготовления топографической съемки, необходимой для разработки градостроительного плана земельного участка, по причине отказа Предпринимателя в доступе на земельный участок для проведения геодезических работ.
Не согласившись с отказом, заявитель обратился в арбитражный суд с заявленным требованием, удовлетворяя которое суд правомерно исходил из следующего.
В силу части 1 статьи 198 и части 2 статьи 201 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов и незаконных решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления принципиальное значение имеет выявление совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) государственные информационные системы обеспечения градостроительной деятельности - создаваемые и эксплуатируемые в соответствии с требованиями настоящего Кодекса информационные системы, содержащие сведения, документы, материалы о развитии территорий, об их застройке, о существующих и планируемых к размещению объектах капитального строительства и иные необходимые для осуществления градостроительной деятельности сведения.
В силу части 3 названной статьи целью ведения государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности является обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц достоверными сведениями, необходимыми для осуществления градостроительной деятельности.
При этом в состав дела о застроенном или подлежащем застройке земельном участке входит и градостроительный план земельного участка (пункт 1 части 5 статьи 56 ГрК РФ).
Сведения, документы и материалы, содержащиеся в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, систематизируются в соответствии с кадастровым делением территории Российской Федерации (часть 7 статьи 56 ГрК РФ).
Согласно части 1 статьи 57.3 ГрК РФ градостроительный план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка.
Источниками информации для подготовки градостроительного плана земельного участка являются документы территориального планирования и градостроительного зонирования, нормативы градостроительного проектирования, документация по планировке территории, сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, федеральной государственной информационной системе территориального планирования, информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, а также технические условия подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (часть 2 статьи 57.3 ГрК РФ).
Согласно части 5 статьи 57.3 ГрК РФ в целях получения градостроительного плана земельного участка правообладатель земельного участка обращается с заявлением в орган местного самоуправления по месту нахождения земельного участка. Заявление о выдаче градостроительного плана земельного участка может быть подано заявителем через многофункциональный центр.
Орган местного самоуправления в течение двадцати рабочих дней после получения заявления, указанного в части 5 статьи 57.3 ГрК РФ, осуществляет подготовку, регистрацию градостроительного плана земельного участка и выдает его заявителю. Градостроительный план земельного участка выдается заявителю без взимания платы.
Исходя из системного толкования вышеприведенных нормативных положений следует, что градостроительный план относится к градостроительной документации и является документом, в котором зафиксирована информация, позволяющая ее идентифицировать. Градостроительный план как документ не устанавливает каких-либо прав и ограничений, а определяет информацию как сведения и, тем самым, обеспечивает ее сохранение и накопление, возможность передачи другому лицу, многократное использование, возвращение к информации во времени.
Сведения, содержащиеся в градостроительном плане, прежде всего, позволяют идентифицировать земельный участок (форма плана содержит обязательное условие об указании кадастрового номера земельного участка), а также позволяют определить его месторасположение по отношению к другим земельным участкам, объектам капитального строительства, объектам недвижимости, линейным объектам и другим объектам и зонам. Такие сведения необходимы для подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику земельного участка.
Фактически градостроительный план является информационным документом, который содержит данные и сведения, необходимые для проектирования и строительства объекта капитального строительства на конкретном земельном участке, а не разрешительным документом, поскольку не устанавливает и не изменяет существующего публичного порядка, представляя собой выписку из существующих правил землепользования и застройки.
Данный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.07.2013 N 1633/13.
С выдачей градостроительного плана, как части документации по планировке территорий, закон связывает реализацию ряда возможностей правообладателей земельных участков и иных субъектов градостроительной деятельности.
Так, в частности данный документ необходим для осуществления архитектурно-строительного проектирования (статья 48 ГрК РФ), для обращения за разрешением на строительство (статья 51 ГрК РФ). При этом оценка соответствия планируемого Обществом строительства правилам землепользования и застройки и утвержденному регламенту определенной территории может осуществляться только после выдачи градостроительного плана земельного участка, на других этапах градостроительного регулирования.
Применительно к обстоятельствам настоящего спора установлено, что принадлежащий Предпринимателю земельный участок, за выдачей градостроительного плана на который он обращался в Администрацию, прошел кадастровый учет, то есть участок уже обладает уникальными признаками и градостроительный план нужен Предпринимателю для реконструкции принадлежащего ему здания, расположенного на принадлежащем ему земельном участке.
Отказывая в выдаче градостроительного плана Администрация указала на отсутствие топографической съемки земельного участка необходимой для изготовления проекта чертежа градостроительного плана земельного участка.
Рассматривая данный спор, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу, что отказ Администрации не соответствует закону и нарушает права ИП Терехововой Н.Н., поскольку Предпринимателем были представлены все необходимые документы для получения градостроительного плана.
Довод кассационной жалобы о том, что в соответствии с приказом Минстроя России от 25.04.2017 N 741/пр чертеж (чертежи) градостроительного плана земельного участка выполняются на топографической основе, отклоняется судом кассационной инстанции, поскольку Градостроительным кодексом Российской Федерации такое основание для отказа в выдаче градостроительного плана, как отсутствие топографической съемки земельного участка, не предусмотрено.
Неправильное применение норм материального права и нарушения норм процессуального права, которые могли бы послужить основанием для отмены принятых по делу судебных актов в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в кассационной жалобе не указаны и судом кассационной инстанции не установлены, а потому кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Рязанской области от 17.08.2018 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2018 по делу N А54-4865/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.В. Ключникова |
Судьи |
Т.В. Лукашенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"С выдачей градостроительного плана, как части документации по планировке территорий, закон связывает реализацию ряда возможностей правообладателей земельных участков и иных субъектов градостроительной деятельности.
Так, в частности данный документ необходим для осуществления архитектурно-строительного проектирования (статья 48 ГрК РФ), для обращения за разрешением на строительство (статья 51 ГрК РФ). При этом оценка соответствия планируемого Обществом строительства правилам землепользования и застройки и утвержденному регламенту определенной территории может осуществляться только после выдачи градостроительного плана земельного участка, на других этапах градостроительного регулирования.
...
Довод кассационной жалобы о том, что в соответствии с приказом Минстроя России от 25.04.2017 N 741/пр чертеж (чертежи) градостроительного плана земельного участка выполняются на топографической основе, отклоняется судом кассационной инстанции, поскольку Градостроительным кодексом Российской Федерации такое основание для отказа в выдаче градостроительного плана, как отсутствие топографической съемки земельного участка, не предусмотрено."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 31 января 2019 г. N Ф10-5958/18 по делу N А54-4865/2018