Калуга |
|
14 февраля 2019 г. |
Дело N А83-6415/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 7 февраля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 февраля 2019 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Сладкопевцевой Н.Г. |
|||
судей |
Толкачевой И.Ю. Шильненковой М.В. |
|||
при ведении протокола судебного заседания
при участии в заседании: |
помощником судьи Ковтуновой И.Б. |
|||
от истца ГУП РК "Крымские морские порты" в лице филиала "Керченский рыбный порт" |
|
Павленко М.Н. (доверенность от 20.12.2018 N 177), |
||
от ответчиков: ООО "Крымская транспортная логистическая компания" |
|
представитель не явился, извещен, |
||
ООО "НовоИнтерТранс" |
|
представитель не явился, извещен, |
||
от третьего лица Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации |
|
представитель не явился, извещен, |
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Крым кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "НовоИнтерТранс" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 16.08.2018 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2018 по делу N А83-6415/2015,
УСТАНОВИЛ:
Государственное унитарное предприятие Республики Крым "Крымские морские порты" в лице филиала "Керченский рыбный порт" (далее - ГУП РФ "Крымские морские порты", истец) обратилось с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Крымская транспортная логистическая компания" (далее - ООО "Крымская транспортная логистическая компания", ответчик) о взыскании 9 043 422 рублей 50 копеек задолженности за оказанные в период с 31.08.2015 по 31.12.2015 услуги по договору от 05.06.2015 N 76-Д-КРП-15 и пени в размере 475 465 рублей 33 копеек за период с 15.09.2015 по 01.03.2016.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "НовоИнтерТранс".
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 13.12.2016, оставленным без изменения постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 02.05.2017, в удовлетворении иска отказано.
Арбитражный суд Центрального округа постановлением от 20.11.2017 названные судебные акты отменил и направил дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Крым.
При новом рассмотрении спора привлечены к участию в деле привлечены в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Федеральная антимонопольная служба РФ, в качестве соответчика - ООО "НовоИнтерТранс".
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 16.08.2018 с учетом дополнительного решения от 23.11.2018, оставленными без изменения постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2018, исковые требования удовлетворены частично. С ООО "НовоИнтерТранс" в пользу ГУП РК "Крымские морские порты" взысканы 8 901 556 руб. 14 коп., в том числе долг в размере 8 450 229 руб. 73 коп., пени в размере 451 326 руб. 41 коп. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ООО "НовоИнтерТранс" обратилось с кассационной жалобой, в которой просило отменить принятые по делу судебные акты и отказать в удовлетворении иска.
Заявитель считает, что законодательством РФ не предусмотрено взыскание платы с судовладельцев за использование гидротехнических сооружений, поскольку использование причалов в портах входит в причальный сбор, взыскиваемый в случаях, предусмотренных частью 4 статьи 19 ФЗ N 261-ФЗ. Вместе с тем, причальный сбор в перечень портовых сборов, взимаемых в морском порту Керчь, как субъекта естественной монополии, осуществляющего регулируемую деятельность, не входит.
Согласно договору N 76-д-крп-15 истец предоставляет ответчику оборудованный причал для захода паромов, судов типа RO-RO для осуществления наката-выката автотранспортных средств своим ходом.
По мнению заявителя жалобы, истец не доказал факт предоставления услуг, а также не обосновал правомерность применения в расчете задолженности за услуги платы, установленной заключенным договором.
В письменном отзыве на кассационную жалобу истец с доводами жалобы не согласился и просил отказать в ее удовлетворении, полагая, что судом сделан верный вывод о доказанности факта оказания услуг по погрузке-выгрузке АТС в порту Керчь при осуществлении ООО "НИТ" деятельности по перевозке АТС между портами Крыма и Краснодарского края и обоснованности действий истца по самостоятельному установлению тарифа за фактически оказанные услуги.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения на нее, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты в части удовлетворения иска о взыскании 8 450 229 руб. 73 коп задолженности и 451 326 руб. 41 коп. пени с общества с ограниченной ответственностью "НовоИнтерТранс" подлежат отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 05.06.2015 между Портом и ООО "КТЛК" (клиент) был заключен договор на оказание услуг N 76-Д-КРП-15, по условиям которого Порт предоставляет клиенту оборудованный причал для захода паромов, судов типа RO-RO для осуществления наката/выката автотранспортных средств с грузом (порожних) своим ходом в режиме каботажа в сообщении порт Кавказ-порт Керчь (рыбный).
Согласно п. 2.1.1 договора Порт принял также на себя обязательства по обеспечению проезда транспортных средств через проходную Порта.
В силу п. 2.2.5 договора клиент обязался производить оплату по действующим на предприятии тарифам Порта на основании счетов по установленным договором ставкам, а также подписывать акты за оказанные услуги и выполненные работы.
Дополнительным соглашением N 1 от 15.09.2015 стороны определили наименование услуг - по накату/выкату автотехники с/на паромы и суда типа RO-RO и стоимость услуг за единицу, а также за проезд автотранспорта через пункт пропуска проходной на территорию Порта.
Пунктом 4.1 договора предусмотрено, что расчеты за оказанные услуги производятся по предельным тарифам, указанным в п. 4.1.1 договора, согласно протоколу тарифного совета N 20 от 14.09.2015 ГУП РК "Крымские морские порты".
В пункте 4.1.2 договора в редакции дополнительного соглашения установлена плата за проезд автотранспорта через пункт пропуска проходной на территорию Порта в размере 110 -17 руб. за единицу в сутки.
Судом установлено, что во исполнение договора N 76-Д-КРП-15 в период с августа по декабрь 2015 года предприятие "Крымские морские порты" оказало услуги по использованию причала (наката\выката АТС) и въезду автомашин на территорию порта, что подтверждается подписанными сторонами без разногласий актами оказания услуг за спорный период.
Доказательств, свидетельствующих об оспаривании указанной сделки и признании ее недействительной в материалы дела не представлено.
Из представленных в деле копий актов и счетов следует, что причал в порту г. Керчь предоставлялся для захода судна "Yener C". В графах наименование работ, услуг указывалось использование причала (накат/выкат АТС), въезд автомашин на территорию порта.
Судом также установлено, что между фрахтователем судна "Yener C" - ООО "НовоИнтерТранс" и агентом - ООО "КТЛК" был заключен агентский договор N 16/04-1 от 16.04.2015, по которому агент по поручению и за счет принципала осуществлял действия, связанные с обслуживанием судна "Yener C" в порту (КРП), в том числе, с заходом судна в порт, начислением портовых сборов и услуг своевременной швартовки судна к причалу порта.
Во исполнение агентского договора N 16/04-1, агентом ООО "КТЛК" был также заключен агентский договор с портом N 69-Д-КРП-15 от 24.04.2015 г., в рамках которого агент подавал порту заявки на заход и выход судна "Yener C", на предоставление буксира и швартовых операций по постановке судна к причалу. Портом в подтверждение оказанных услуг (буксирных и швартовых) предоставлялись квитанции и расписки за подписью капитана судна и печатью судна, что подтверждается документально.
Также между ООО "КТЛК" и судовладельцем был заключен договор N 16/04-2 от 16.04.2015 г. на транспортно-экспедиторское обслуживание. Согласно Регламенту к договору, ответчик оказывал судну услуги по подготовке автотранспортных средств (АТС) к морской перевозке, организовывал накопление, учет, и сопровождение АТС до аппарели судна, формировал грузовой манифест, и передавал АТС согласно заявленным в манифесте судну, а судно принимало накатом эти АТС. По окончании приема судовой партии в месте погрузки на судне капитан судна от имени судовладельца подписывал грузовой манифест и заверял печатью (п. 5 Регламента).
Стоимость оказанных Портом услуг в размере 25 044 730 руб. 96 коп., оплачена клиентом частично в сумме 16 001 308 руб. 46 коп., вследствие чего задолженность составляет 9 043 422 руб. 50 коп.
В связи с образовавшейся задолженностью, ГУП РК "Крымские морские порты" в лице филиала "Керченский рыбный порт" обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании с ООО "КТЛК" задолженности и пени по договору.
Частично удовлетворяя исковые требования, суд первой и апелляционной инстанции, руководствуясь пунктом 1 статьи 424 ГК РФ, частью 1 статьи 18, статьей 19 Федерального закона N 261-ФЗ от 08.11.2007 "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон о морских портах) исходил из того, что с учетом подписания актов выполненных работ (предоставленных услуг), наличия конкретных указаний морскому агенту со стороны ООО "НовоИнтерТранс", требования в части взыскания 8 450 229 руб. 73 коп. задолженности за услуги по накату/выкату автотехники с/на судно, а также 451 326 руб. 41 коп. пени подлежат удовлетворению за счет судовладельца. В остальной части исковые требования оставлены без удовлетворения, поскольку суд счет неправомерным установление субъектом естественной монополии платы за проезд автотранспортных средств на территорию порта с целью возместить расходы по содержанию объектов инфраструктуры порта, а также возложение платы на лицо, не являющееся владельцем транспортного средства.
Суд кассационной инстанции считает, что спорная сумма задолженности взыскана судом с ненадлежащего ответчика - судовладельца, который стороной спорного обязательства по договору оказания услуг не является.
Предприятие "Крымские морские порты" в силу особенностей осуществляемой им экономической деятельности (услуги портах) и на основании положений ст.ст. 3 и 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон о естественных монополиях) является субъектом естественной монополии.
В морском порту могут устанавливаться портовые сборы: корабельный; канальный; ледокольный; лоцманский; маячный; навигационный; причальный; экологический.
В отношении порта Керчь приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 31.10.2012 N 387 утвержден перечень портовых сборов: корабельный, канальный, лоцманский, маячный, навигационный, экологический, транспортной безопасности акватории морского порта сборы.
Таким образом, для порта Керчь причальный сбор не установлен.
Согласно статье 17 Закона о морских портах в морском порту осуществляется оказание услуг по обслуживанию судов, осуществлению операций с грузами, и иных услуг.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2008 N 293 утвержден Перечень услуг субъектов естественных монополий в морских портах, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством.
Согласно п. 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 N 1546 до введения в действие цен (тарифов, сборов) на оказание услуг в морских портах, аэропортах Республики Крым и г. Севастополя в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.02.2008 N 293, указанные цены (тарифы, сборы) устанавливаются хозяйствующим субъектом, оказывающим такие услуги.
Предприятие "Крымские морские порты" в соответствии с названными постановлениями утвердило стоимость оказанных услуг (протокол от 19.09.2015 N 20, приказ от 12.05.2015 N 191 и от 29.05.2015 N 222).
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 20.04.2015 N 86-ФЗ, вступившего в силу 22.05.2015 и действовавшего до 01.01.2018 Постановлением Правительства РФ от 16.07.2015 N 707 утверждены Правила государственного регулирования цен (тарифов) на услуги по перевозкам пассажиров, багажа, автомобильных транспортных средств, железнодорожного подвижного состава с использованием судов, обеспечивающих сообщение между морскими портами Республики Крым, г. Севастополя и морскими портами Краснодарского края, и на связанные с такими перевозками дополнительные услуги. Определено осуществлять государственное регулирование цен (тарифов) на эти услуги с 01.09.2015.
Согласно пункту 3 Правил перечень услуг по перевозкам и связанных с такими перевозками дополнительных услуг, в отношении которых осуществляется государственное регулирование цен (тарифов), приведен в приложении.
Предусмотренные в дополнительном соглашении N 1 от 15.09.2015 услуги соответствуют услугам, перечисленным в п. 3 Перечня, в соответствии с которым к услугам по перевозкам относятся морская перевозка грузовых автотранспортных средств, в том числе организация их погрузки на (с) морские суда (морских судов).
Цены (тарифы) на услуги по перевозкам и на связанные с такими перевозками дополнительные услуги применяются лицами, оказывающими эти услуги в соответствии с правилами организации оказания услуг по перевозкам, утверждаемыми Минтрансом России.
В соответствии с Правилами организации оказания услуг по перевозкам пассажиров, багажа, автомобильных транспортных средств, железнодорожного подвижного состава с использованием судов, обеспечивающих сообщение между морскими портами Республики Крым, города федерального значения Севастополя и морскими портами Краснодарского края, утвержденными приказом Минтранса России от 26.07.2016 N 211 (действует с 04.09.2016 г.) услуги, оказываемые истцом по накату-выкату (съезду - заезду) автотранспортных средств на (с) морские суда (морских судов) включены в услуги по морской перевозке автотранспортных средств.
Понятие - накат - выкат АТС, которое применено в договоре N 76-Д-КРП-15 от 05.06.2015 г., погрузка выгрузка накатным способом, погрузка выгрузка своим ходом автотехники с горизонтальным способом погрузки, понятия съезд и заезд автотранспортных средств на аппарель (с аппарели) через причалы порта, как это предусмотрено приказом Минтранса РФ N 211 по своей природе тождественные понятия.
Учитывая, что в спорный период с 31.08.2015 по 31.12.2015 предельно максимальный уровень цен на услуги по перевозке между морскими портами Республики Крым, г. Севастополя и морскими портами Краснодарского края государством урегулирован не был, действия ГУП РК "Крымские морские порты" по самостоятельному установлению тарифов на фактически оказываемые услуги по накату-выкату автотранспортных средств на (с) морские суда (морских судов) в рамках договора N 76-Д-КРП-15 от 05.06.2015 являются обоснованными.
Суд кассационной инстанции считает указанные выводы суда первой и апелляционной инстанции законными и соответствующими фактическим обстоятельствам дела.
Вместе с тем при рассмотрении спора, судом не было учтено следующее.
Согласно пункта 1 статьи 307 ГК РФ в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, внести вклад в совместную деятельность, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
В силу пунктов 2 и 3 статьи 308 ГК РФ если каждая из сторон по договору несет обязанность в пользу другой стороны, она считается должником другой стороны в том, что обязана сделать в ее пользу, и одновременно ее кредитором в том, что имеет право от нее требовать.
Обязательство не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон (для третьих лиц).
Как следует из материалов дела, сторонами договора на оказание услуг N 76-Д-КРП-15 от 05.06.2015 являются Порт и ООО "КТЛК" (клиент), которому по условиям названного договора был предоставлен оборудованный причал для захода паромов, судов типа RO-RO для осуществления наката/выката автотранспортных средств с грузом (порожних) своим ходом в режиме каботажа в сообщении порт Кавказ-порт Керчь (рыбный) и который принял также на себя обязательства производить оплату по действующим на предприятии тарифам Порта на основании счетов по установленным договором ставкам, а также подписывать акты за оказанные услуги и выполненные работы.
Таким образом, ООО "НовоИнтерТранс" стороной названного договора не является.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1005 ГК РФ по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.
По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.
Как следует из материалов дела, агентский договор N 16/04-1 от 16.04.2015 был заключен агентом - ООО "Крымская Транспортная Логистическая Компания" и ООО "НовоИнтерТранс".
Пунктом 1.1. договора предусмотрено, что по поручению Принципала Агент от своего имени, но за счет Принципала осуществляет действия, связанные с обслуживанием судов Принципала в морских портах Керчь, Кавказ, Крым и других портах Азово-Черноморского бассейна.
Следовательно, из содержания договора усматривается, что агент заключает соответствующие договоры от своего имени.
С учетом данных обстоятельств лицом, обязанным оплатить оказанные портом услуги является Агент - ООО "Крымская Транспортная Логистическая Компания", как сторона обязательства по спорному договору оказания услуг.
При изложенных обстоятельствах суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене в связи с неправильным применением норм материального права с принятием нового решения.
Доводы заявителя кассационной жалобы были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, получили надлежащую оценку и были обоснованно отклонены. Основания для переоценки доводов заявителя в силу статьи 286, части 2 статьи 287 АПК РФ у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частями 1-3 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 16.08.2018 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2018 по делу N А83-6415/2015 в части удовлетворения иска о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "НовоИнтерТранс" 8 450 229 руб. 73 коп задолженности и 451 326 руб. 41 коп. пени отменить.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Крымская транспортная логистическая компания" в пользу Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымские морские порты" " 8 450 229 руб. 73 коп задолженности и 451 326 руб. 41 коп. пени.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, установленном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев.
Председательствующий |
Н.Г.Сладкопевцева |
Судьи |
И.Ю.Толкачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункта 1 статьи 307 ГК РФ в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, внести вклад в совместную деятельность, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
В силу пунктов 2 и 3 статьи 308 ГК РФ если каждая из сторон по договору несет обязанность в пользу другой стороны, она считается должником другой стороны в том, что обязана сделать в ее пользу, и одновременно ее кредитором в том, что имеет право от нее требовать.
...
В соответствии с пунктом 1 статьи 1005 ГК РФ по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 14 февраля 2019 г. N Ф10-3364/17 по делу N А83-6415/2015
Хронология рассмотрения дела:
11.03.2019 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-101/17
14.02.2019 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-3364/17
07.02.2019 Определение Арбитражного суда Республики Крым N А83-6415/15
03.12.2018 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-101/17
23.11.2018 Решение Арбитражного суда Республики Крым N А83-6415/15
16.08.2018 Решение Арбитражного суда Республики Крым N А83-6415/15
20.11.2017 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-3364/17
02.05.2017 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-101/17
13.12.2016 Решение Арбитражного суда Республики Крым N А83-6415/15