г.Калуга |
|
22 февраля 2019 г. |
Дело N А62-11059/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20.02.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 22.02.2019.
Арбитражный суд Центрального округа в составе председательствующего Елагиной О.К., судей Серокуровой У.В., Толкачевой И.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Смоленска на решение Арбитражного суда Смоленской области от 04.07.2018 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2018 по делу N А62-11059/2017,
установил:
Управление Федерального казначейства по Смоленской области, ОГРН 1026701447816, ИНН 6731010703 (далее - УФК по Смоленской области) обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с иском к Управлению жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Смоленска, ОГРН 1086731003457, ИНН 6730075289 (далее - Управление ЖКХ Администрации города Смоленска) о взыскании в доход федерального бюджета денежных средств в размере 12 307 867 руб. 95 коп. в качестве ущерба, причиненного Российской Федерации в результате нарушения бюджетного законодательства, а в случае недостаточности денежных средств с Администрации города Смоленска, ОГРН 1026701449719, ИНН 6730012070, в порядке субсидиарной ответственности.
Определением от 20.02.2018 к участию в деле в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечено Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, ОГРН 1127746554320, ИНН 7707780887 (далее - Минстрой России).
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 04.07.2018 (судья Красильникова В.В.), оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2018 (судьи Еремичева Н.В., Большаков Д.В., Стаханова В.Н.), исковые требования удовлетворены; с Управления ЖКХ Администрации города Смоленска в доход федерального бюджета взыскан ущерб в размере 12 307 867 руб. 95 коп., а в случае недостаточности денежных средств - с Администрации города Смоленска в порядке субсидиарной ответственности.
Не соглашаясь с вынесенными судебными актами, ссылаясь на несоответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, обстоятельствам дела, неправильное применение судами норм материального и процессуального права, Управление ЖКХ Администрации города Смоленска обратилось в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Смоленской области от 04.07.2018 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2018, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что вопреки выводам суда учредителем Управления ЖКХ Администрации города Смоленска является Смоленский городской Совет, а не Администрация города Смоленска, в связи с чем применение норм Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) относительно субсидиарной ответственности в отношении Администрации города Смоленска безосновательны. Ссылается, что в соответствии с пунктом 1.6 Положения о финансовом органе Администрации города Смоленска главным распорядителем бюджетных средств города Смоленска является Финансово-казначейское управление Администрации города Смоленска, в связи с чем считает, что судами первой и апелляционной инстанций при вынесении обжалуемых судебных актов были затронуты права и интересы третьего лица - Финансово-казначейского управления Администрации города Смоленска, которое необоснованно не было привлечено к участию в деле.
Управление ЖКХ Администрации города Смоленска направило в суд кассационной инстанции ходатайство от 19.02.2019 о рассмотрении жалобы в отсутствие своего представителя.
Администрация города Смоленска в отзыве на кассационную жалобу с доводами, изложенными в жалобе, согласилась, просит кассационную жалобу удовлетворить, судебные акты первой и апелляционной инстанций отменить, направить дело на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
УФК по Смоленской области представило в суд кассационной инстанции отзыв на кассационную жалобу, в котором с доводами жалобы не согласилось, просит обжалуемые судебные акты оставить без изменений, а жалобу - без удовлетворения. Кроме того, направило в суд кассационной инстанции ходатайство от 18.02.2019 N 1.15-12/125 о рассмотрении жалобы в отсутствие своего представителя.
Управление ЖКХ Администрации города Смоленска, УФК по Смоленской области, Администрация города Смоленска и Минстрой России извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе путем публичного извещения на официальном сайте суда в сети Интернет, явку представителей в судебное заседание не обеспечили. В соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Поскольку решение суда первой и постановление апелляционной инстанций обжалуются только в части возложения меры субсидиарной ответственности на Администрацию города Смоленска по обязательствам Управления ЖКХ Администрации города Смоленска, Арбитражный суд Центрального округа в силу статьи 286 АПК РФ проверяет законность и обоснованность данных судебных актов исключительно в обжалуемой части.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзывах на нее, проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, судебная коллегия считает, что судебные акты в обжалуемой части не подлежат отмене или изменению в связи со следующим.
Как установлено судами и видно из материалов дела, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.2011 N 202 "О предоставлении субсидий из федерального бюджета, главным распорядителем в отношении которых является Министерство регионального развития Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации, не включенных в федеральные целевые программы, бюджетные инвестиции в которые осуществляются из бюджетов субъектов Российской Федерации, и (или) на предоставление соответствующих субсидий из бюджетов Российской Федерации на софинансирование объектов капитального строительства муниципальной собственности, не включенные в федеральные целевые программы, бюджетные инвестиции в которые осуществляются из местных бюджетов" в целях реализации долгосрочной целевой программы "Подготовка к празднованию 1150-летия города Смоленска на 2010-2013 годы", утвержденной постановлением администрации города Смоленска от 20.01.2010 N 33-адм "Об утверждении муниципальной программы "Подготовка к празднованию 1150-летия города Смоленска" на 2010-2014 годы" бюджету Смоленской области в 2012 году предоставлены денежные средства из федерального бюджета в виде субсидий, в том числе на реализацию мероприятий: реконструкция котельной N 36 "Ситники-4" с ликвидацией ЦТП-118, расположенной в районе дома N 54б по улице Лавочкина (далее - котельная N 36 "Ситники-4"); реконструкция котельной N 13 ОГБУЗ "Смоленская областная клиническая больница" с изменением схемы теплоснабжения (далее - котельная N 13 ОГБУЗ "СОКБ").
УФК по Смоленской области в отношении Управления ЖКХ Администрации города Смоленска в 2016-2017 годах проведены выездные проверки правомерности и эффективности использования средств, выделенных Минстроем России на финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и проведением празднования 1150-летия основания города Смоленска (распоряжение Правительства Российской Федерации от 16.01.2010 N 11-р "О плане основных мероприятий, связанных с подготовкой и проведением празднования 1150-летия основания города Смоленска") (модернизация инженерно-технических сетей с проведением ремонтно-восстановительных работ).
По результатам выездной проверки составлен акт от 29.12.2016 N 1.45-22/5, в котором установлено неправомерное расходование средств федерального бюджета в сумме 5 444 338 руб. 00 коп.
По итогам проверки Управлению ЖКХ Администрации города Смоленска выдано предписание от 27.02.2017 N 63-1.10-12/1.45-1170 об устранении в срок до 26.05.2017 нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации или возмещении причиненного ущерба Российской Федерации путем принятия мер по выполнению невыполненных работ по реконструкции котельной N 13 ОГБУЗ "СОКБ" или возмещения причиненного ущерба Российской Федерации в сумме 2 233 000 руб. 00 коп.; а также по выполнению невыполненных работ по реконструкции котельной N 36 "Ситники-4" или возмещения причиненного ущерба Российской Федерации в сумме 3 211 338 руб. 00 коп.
Управление ЖКХ Администрации города Смоленска в ответе от 25.05.2017 N 20/1413исх на предписание сообщило, что в рамках выявленных нарушений им направлены претензии в адрес подрядчиков по муниципальным контрактам - общества с ограниченной ответственностью "МосОблСтрой" и открытого акционерного общества "Смоленскэнергоремонт", с требованием принять меры по выполнению невыполненных работ или возместить причиненный ущерб в сумме 5 444 338 руб. 00 коп.
Требования, установленные в предписании, Управлением ЖКХ Администрации города Смоленска исполнены не были.
При этом предписание УФК по Смоленской области от 27.02.2017 N 63-1.10-12/1.45-1170 в установленном законом порядке оспорено не было, как и не признано недействительным; ходатайств о продлении срока исполнения предписания Управлением ЖКХ Администрации города Смоленска не заявлялось.
Кроме того, на основании приказа территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Смоленской области (далее - ТУ Росфиннадзор в Смоленской области) от 12.11.2015 N 173 "О назначении внеплановой выездной проверки в Управлении жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Смоленска" в соответствии с пунктом 5 Правил осуществления Федеральной службой финансово-бюджетного надзора полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1092, в 2015 году проводилась внеплановая выездная проверка в части правомерного и эффективного использования средств федерального бюджета, связанных с подготовкой и проведением празднования 1150-летия основания города Смоленска (распоряжение Правительства Российской Федерации от 16.01.2010 N 11-р) (модернизация инженерно-технических и коммуникационных сетей с проведением ремонтно-восстановительных работ) (расширение и реконструкция канализации (11 очередь) новое здание решеток на площадке КОС за период с 01.01.2013 по 16.12.2015.
В ходе проверки выявлены нарушения бюджетного законодательства на сумму 2 144 374 руб. 87 коп. - неправомерно оплачены фактически не выполненные строительно-монтажные работы, а также работы, выполненные с применение материалов, не соответствующих проектным решениям по муниципальному контракту от 19.10.2012 N 82 на сумму 9 498 667 руб. 24 коп., а также другие нарушения.
ТУ Росфиннадзора в Смоленской области выдано предписание от 30.12.2015 N 63-01-01-12/02/805 с требованием Управлению ЖКХ Администрации города Смоленска рассмотреть информацию об указанных в предписании нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и устранить выявленные нарушения путем принятия мер к подрядной организации - обществу с ограниченной ответственностью "МосОблСпортСтрой" (далее - ООО "МосОблСпортСтрой"), а именно: выполнить невыполненные работы на общую сумму 7 345 221 руб. 52 коп.; по взысканию денежных средств, оплаченных за счет средств федерального бюджета, за работы по завышенной стоимости и фактически невыполненные в общей сумме 2 144 374 руб. 87 коп.; по взысканию денежных средств выставленной неустойки в общей сумме 328 470 руб. 09 коп.
УФК по Смоленской области проведена выездная проверка устранения нарушений Управлением ЖКХ Администрации города Смоленска по проверки устранения нарушений Управлением ЖКХ Администрации города Смоленска, выявленных предыдущей проверкой, проведенной ТУ Росфиннадзора в Смоленской области (акт от 28.12.2015 N 01-01-12/02), по результатам которой составлен акт от 24.06.2016 N 01.45-22/1, в котором установлено неправомерное расходование средств федерального бюджета в сумме 6 863 529 руб. 95 коп., а также установлено, что Управлением ЖКХ Администрации города Смоленска оплачены строительно-монтажные работы на сумму 4 719 155 руб. 08 коп., фактически не выполненные подрядной организацией ООО "МосОблСпортСтрой"; не взысканы с подрядчика и не перечислены в доход федерального бюджета денежные средства, оплаченные за работы по доставке оборудования, включая транспортировку, растамаживание, пошлину, НДС, которые фактически не выполнялись и не требовали выполнения.
По результатам рассмотрения акта проверки и приложенных к нему материалов УФК по Смоленской области в адрес Управления ЖКХ Администрации города Смоленска вынесено предписание от 29.07.2016 N 63-1.10-12/1.45-2405 об устранении в срок до 30.09.2016 нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации или возмещении причиненного ущерба Российской Федерации путем принятия мер к ООО "МосОблСпортСтрой": по выполнению невыполненных работ на строительстве объекта "Расширение и реконструкция канализации (II очередь). Новое здание решеток на площадке КОС" и (или) возместить причиненный ущерб Российской Федерации в сумме 4 719 155 руб. 08 коп.; по взысканию в доход федерального бюджета денежных средств, оплаченных за счет средств федерального бюджета, за работы, которые фактически не выполнялись в сумме 2 144 374 руб. 87 коп.
В ответе от 30.09.2016 N 1713-20/2 на предписание Управление ЖКХ Администрации города Смоленска сообщило, что принятие мер по взысканию денежных средств с ООО "МосОблСпортСтрой" в размере 2 144 374 руб. 87 коп. не представляется возможным, поскольку данная сумма является необоснованной.
До настоящего времени Управлением ЖКХ Администрации города Смоленска требования, установленные в предписании от 29.07.2016 N 63-1.10-12/1.45-2405, не исполнены; в установленном законом порядке данное предписание оспорено и признано недействительным не было.
Претензией от 29.09.2017 N 63-1.10-12/1.15-4168 УФК по Смоленской области обратилось в адрес Управления ЖКХ Администрации города Смоленска с требованием в добровольном порядке до 01.12.2017 перечислить в доход федерального бюджета сумму ущерба, причиненного Российской Федерации в размере 12 307 867 руб. 00 коп. либо предоставить документы, подтверждающие выполнение невыполненных работ на объектах "Реконструкция с ликвидацией ЦТП-118 котельной N 36 "Ситники-4", расположенной в районе дома N 54б по улице Лавочкина", "Реконструкция котельной N 13 ОГБУЗ "СОКБ" и "Расширение и реконструкция канализации (II очередь). Новое здание решеток на площадке КОСМ".
Неисполнение Управлением ЖКХ Администрации города Смоленска претензионных требований послужили основанием для обращения УФК по Смоленской области в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь статьей 15, ГК РФ, статьями 162, 219, 265, 270.2 БК РФ и установив факт нарушения Управлением ЖКХ Администрации города Смоленска норм бюджетного законодательства вследствие неправомерного использования средств федерального бюджета, что привело к причинению ущерба Российской Федерации, обоснованно удовлетворили исковые требования в размере 12 307 867 руб. 95 коп.
При этом, судами принято во внимание, что размер причиненного ущерба подтвержден материалами дела, а именно предписаниями УФК по Смоленской области от 29.07.2016 N 63-1.10-12/1.45-2405 и от 27.02.2017 N 63-1.10-12/1.45-1170, которые ответчиком в установленном законом порядке не были оспорены и не признаны недействительными.
В указанной части судебные акты не обжалуются.
Принимая решение по делу в части возложения на Администрацию города Смоленска субсидиарной ответственности по обязательствам основного должника - Управления ЖКХ Администрации города Смоленска, суды, руководствуясь статьями 123.22, 399 ГК РФ, статьями 158, 161 БК РФ, указали на правомерность заявленных требований и наличие оснований для их удовлетворения.
Суд кассационной инстанции считает данные выводы судов правильными и соответствующими установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам. Оснований для иных выводов суд кассационной инстанции не усматривает.
В соответствии с пунктом 1 статьи 56 ГК РФ юридическое лицо отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.
Особенности ответственности казенного предприятия и учреждения по своим обязательствам определяются правилами абзаца третьего пункта 6 статьи 113, пункта 3 статьи 123.21, пунктов 3 - 6 статьи 123.22 и пункта 2 статьи 123.23 ГК РФ.
В соответствии пунктом 4 статьи 123.22 ГК РФ казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
Согласно статье 399 ГК РФ до предъявления требований к лицу, которое в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником (субсидиарную ответственность), кредитор должен предъявить требование к основному должнику.
Пунктом 7 статьи 161 БК РФ предусмотрено, что при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени муниципального образования отвечает орган местной администрации, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение.
Как установлено судами и усматривается из материалов дела, согласно Положению об органе Администрации города Смоленска в сфере жилищно-коммунального хозяйства - Управлении ЖКХ Администрации города Смоленска, утвержденным решением Смоленского городского Совета от 29.04.2016 N 153, Управление ЖКХ является юридическим лицом в форме муниципального казенного учреждения, финансирование расходов на его содержание осуществляется за счет средств бюджета города Смоленска в пределах предусмотренных бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных по бюджетной смете на год.
В силу абзаца 2 части 6, части 7 статьи 48 устава города Смоленска (в новой редакции), принятого решением Смоленского городского Совета от 28.10.2005 N 164 (ред. от 25.08.2017), Администрация города Смоленска осуществляет функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений.
Исходя из изложенного, Администрация города Смоленска от имени муниципального образования субсидиарно отвечает по обязательствам муниципальных казенных учреждений и обеспечивает их исполнение в порядке, установленном федеральным законом.
Таким образом, судами обоснованно сделан вывод о привлечении к субсидиарной ответственности Администрации города Смоленска в случае недостаточности денежных средств у основного должника - Управления ЖКХ Администрации города Смоленска.
В целом, доводы, изложенные в кассационной жалобе были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку и не опровергают выводы судов с учетом установленных конкретных обстоятельств, а направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств и сделанных на их основании выводов, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции в силу статьи 286 АПК РФ.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ основанием для безусловной отмены принятых по делу судебных актов, судом округа не установлено.
При таких обстоятельствах по результатам рассмотрения кассационной жалобы суд округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем, на основании пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ, подлежат оставлению без изменения.
Вопрос об уплате государственной пошлины не рассматривался окружным судом, поскольку в соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации Управление ЖКХ Администрации города Смоленска освобождено от ее уплаты.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 04.07.2018 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2018 по делу N А62-11059/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня вынесения, в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.К. Елагина |
Судьи |
У.В. Серокурова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 22 февраля 2019 г. N Ф10-331/19 по делу N А62-11059/2017