г.Калуга |
|
21 февраля 2019 г. |
Дело N А08-15389/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14.02.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 21.02.2019.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Шильненковой М.В. |
||
судей |
Козелкина И.И. Платова Н.В. |
||
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи
при участии в заседании |
Малиновской А.Н. |
||
от истца: ГУП "Белводоканал"
от ответчика: АО "ВРК-3" |
Колупаева Г.В. (дов. от 03.08.2018),
не явились, извещены надлежаще,
|
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Белгородской области кассационную жалобу государственного унитарного предприятия Белгородской области "Белгородский водоканал" на решение Арбитражного суда Белгородской области от 26.07.2018 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.10.2018 по делу N А08-1539/2017,
УСТАНОВИЛ:
Государственное унитарное предприятие "Белводоканал", ОГРН 1023101682559, ИНН 3123000623, (далее - ГУП "Белводоканал") обратилось в Арбитражный суд Белгородской области с иском к акционерному обществу "Вагонная ремонтная компания - 3", ОГРН 1117746294115, ИНН 7708737500, (далее - АО "ВРК-3") о взыскании 67 260 руб. платы за превышение предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в сбрасываемых стоках.
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 26.07.2018 (судья Иванова Л.Л.) в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.10.2018 (судьи Мокроусова Л.М., Сурненков А.А., Маховая Е.В.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ссылаясь на несоответствие выводов, содержащихся в обжалуемых решении и постановлении, обстоятельствам дела и представленным доказательствам, неправильное применение судами норм материального права и нарушение норм процессуального права, ГУП "Белводоканал" обратилось в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит об отмене решения Арбитражного суда Белгородской области от 26.07.2018 и постановления Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.10.2018 и удовлетворении заявленных требований.
В представленном отзыве на кассационную жалобу АО "ВРК-3" просило оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель заявителя поддержал доводы жалобы по изложенным в ней мотивам.
АО "ВРК-3", извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе путем размещения соответствующих сведений на официальном сайте Арбитражного суда Центрального округа, открытом для публичного просмотра, своего представителя для участия в судебном заседании не направило.
Арбитражный кассационный суд в порядке ст. 284 АПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя ответчика.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на неё ответчика, выслушав представителя истца, суд кассационной инстанции считает, что решение суда области и постановление суда апелляционной инстанции подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Белгородской области.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 31.01.2016 между МУП "Горводоканал", в настоящее время - ГУП "Белводоканал", (организация водопроводно-канализационного хозяйства (ВКХ)) и АО "ВРК-3" (абонент) заключен единый договор холодного водоснабжения и водоотведения N 5935/01-2016, по условиям которого организация ВКХ обязалась осуществлять холодное водоснабжение и прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения, обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент - соблюдать режимы водоснабжения и водоотведения, а также требования к составу и свойствам отводимых сточных вод.
Согласно п. 4.3.18 договора абонент обязан соблюдать установленные нормативы и лимиты на сбросы сточных вод, принимать меры по соблюдению указанных нормативов и требований, соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на централизованную систему водоотведения.
Пунктом 4.2.1 договора предусмотрено право истца осуществлять контроль за объемом и составом отведенных сточных вод абонента.
В силу п. 4.2.5 договора организация водопроводно-канализационного хозяйства имеет право взимать с абонента плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему и составу отводимых сточных вод в централизованную систему водоотведения, за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
Размер платы за нарушение абонентом нормативов по объему и составу отводимых сточных вод рассчитывается в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
29.03.2017 представителями ГУП "Белводоканал" в присутствии представителя ответчика произведен отбор проб сточных вод, отводимых абонентом в централизованную систему водоотведения, о чем составлен акт отбора проб сточных вод.
Результаты лабораторных исследований данных проб выявили превышение концентраций загрязняющих веществ в сточных водах ответчика, что зафиксировано в протоколе лабораторных исследований проб воды от 04.04.2017 N 082/17.
По результатам лабораторных исследований истцом произведен расчет повышенной платы в размере 67 260 руб. за сброс в систему водоотведения предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ.
Ссылаясь на неисполнение АО "ВРК-3" требований истца об оплате указанной суммы за превышение предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в централизованную систему водоотведения в добровольном порядке, ГУП "Белводоканал" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении иска, суды, указав, что отбор проб сточных вод произведен ГУП "Белводоканал" с нарушением установленного порядка, пришли к выводу об отсутствии оснований для взимания с ответчика платы за превышение лимита сброса загрязняющих веществ.
Указанный вывод не может быть признан обоснованным и соответствующим положениям действующего законодательства и материалам дела.
В силу п. 2 ст. 548 Гражданского кодекса российской Федерации (далее - ГК РФ) к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539-547 ГК РФ) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В соответствии со ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу п. 1 ст. 14 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон N 416-ФЗ) по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения.
Пунктом 25 Правил холодного водоснабжения и водоотведения", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644), определено, что организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент - соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные Федеральным законом N 416-ФЗ, законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды и настоящими Правилами, нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, а также производить организации водопроводно-канализационного хозяйства оплату водоотведения в порядке, размере и сроки, которые определены в договоре водоотведения.
Абонент также обязан соблюдать нормативы допустимых сбросов, лимиты на сбросы, обеспечивать реализацию плана снижения сбросов (для категорий абонентов, в отношении которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов), соблюдать нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, принимать меры по соблюдению указанных требований (пп. "и" п. 35 Правил N 644).
Согласно пп. "г" п. 36 Правил N 644 организация водопроводно-канализационного хозяйства вправе взимать с абонентов плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также плату за сброс веществ, запрещенных или не разрешенных к сбросу в централизованные системы водоотведения.
Абонент, в свою очередь, вправе, в том числе: принимать участие в отборе проб холодной воды и сточных вод в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в том числе осуществлять параллельный отбор проб (пп. "б" п. 37 Правил).
Согласно пунктам 113, 114 Правил N 644 сточные воды, отводимые в централизованные системы водоотведения, не должны содержать загрязняющие вещества, запрещенные к сбросу в централизованную систему водоотведения (приложение N 2), и вещества, запрещенные к применению в Российской Федерации, в том числе ратифицированными Российской Федерацией международными нормативными правовыми актами.
Состав и свойства сточных вод, принимаемых (отводимых) в централизованные системы водоотведения, должны соответствовать нормативным показателям общих свойств сточных вод и допустимым концентрациям загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения (приложение N 3).
Пунктом 118 Правил N 644 определено, что в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным п.п. 113, 114 Правил, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения, в порядке и размере, которые определены настоящими Правилами.
Пунктом 8.1 договора сторон предусмотрено, что контроль состава и свойств сточных вод в отношении абонентов, для объектов которых установлены нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, осуществляется в соответствии с Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2013 N 525 "Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод" (далее - Правила N 525).
Сведения о нормативах допустимых сбросов и требованиях к составу и свойствам сточных вод, установленных для абонента АО "ВРК-З" содержатся в приложении N 6 к единому договору холодного водоснабжения и водоотведения N 5935/01-2016.
Отбор проб сточных вод, анализ отобранных проб сточных вод, оформление результатов анализов проб сточных вод и информирование о таких результатах абонентов и уполномоченных органов государственной власти в рамках контроля состава и свойств сточных вод в отношении абонентов, для объектов которых нормы допустимых сбросов не устанавливаются, также осуществляются в порядке, предусмотренном Правилами N 525 (п. 8.2 договора).
В соответствии с п.п. 18, 19 Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.06.2013 N 525 (далее - Правила N 525), отбор проб сточных вод производится организацией, осуществляющей водоотведение. Отбор проб сточных вод осуществляется в присутствии абонента, за исключением случаев его неявки к месту отбора проб.
По результатам отбора проб сточных вод на месте отбора проб сточных вод организация, осуществляющая водоотведение, составляет в 2-х экземплярах акт отбора проб сточных вод, кооторый подписывается организацией, осуществляющей водоотведение, и абонентом (п. 27 Правил N 525).
При несогласии с содержанием акта отбора проб сточных вод абонент обязан подписать этот акт с указанием в нем своих возражений. Акт отбора проб сточных вод в случае отказа абонента от его подписания подписывается организацией, осуществляющей водоотведение, с отметкой "абонент от подписи отказался". В случае неявки абонента к месту отбора проб сточных вод в установленное время акт отбора проб сточных вод подписывается организацией, осуществляющей водоотведение, с отметкой о неявке абонента. Один экземпляр акта отбора проб сточных вод в течение 3-х рабочих дней со дня отправки пробы в аккредитованную лабораторию направляется абоненту любым способом, позволяющим подтвердить факт получения этого акта абонентом (п. 28 Правил N 525).
Факт сброса ответчиком в централизованную систему канализации сточных вод, в которых концентрация загрязняющих веществ превышала установленные нормативы сброса, установлен актом от 29.03.2017 отбора проб сточных вод, протоколом лабораторных исследований проб воды от 04.04.2017.
При проведении отбора проб присутствовал представитель абонента - главный инженер Коломиец Р.В., который, подписав данный акт, не высказал каких-либо замечаний относительно порядка, способа и места отбора проб. На нарушения, допущенные представителями организации ВКХ при отборе проб, в том числе касающиеся отсутствия пломб на емкостях, представитель абонента при проведении такого отбора также не ссылался.
Спорный акт отбора проб содержит информацию об абоненте, организации и конкретных лицах, осуществляющих такой отбор, о месте и времени проведения отбора проб воды, о методе отбора, что соотествует требованиям ГОСТа 31861-2012.
Лабораторный анализ проб был проведен в аккредитованной лаборатории истца - Центр исследования воды ГУП "Белводоканал".
При этом параллельный отбор проб и его анализ в иной лаборатории, опровергающие результаты, зафиксированные в протоколе исследования от 04.04.2017 N 082/17, абонентом не проводились.
Указав, что истцом при отборе проб были допущены нарушения (отсутствие маркировки на емкостях, в которые отбирались пробы сточных вод, отсутствие сведений о номере пломбы на таких емкостях), суд не принял во внимание, что в материалах дела отсутствуют документальные доказательства, подтверждающие, что истцом допущены существенные нарушения процедуры отбора проб, которые повлекли или могли повлечь иной результат исследования либо повлияли на достоверность результатов анализа от 04.04.2017.
Признавая несостоятельной ссылку истца на решение Совета депутатов города Белгорода от 08.12.2009 N 291, которым утверждены нормативы сброса в систему коммунальной канализации города Белгорода по составу сточных вод, судом не принято во внимание, что данное решением N 291 было опубликовано 19.12.2009 в средствах массовой информации - издание "Наш Белгород".
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 4, п. 3 ст. 7 Федерального закона N 416-ФЗ холодное водоснабжение и водоотведение осуществляется в соответствии с правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации и определяющими, в том числе требования к составу и свойствам сточных вод, сбрасываемых в централизованные системы водоотведения, которые устанавливаются в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, в том числе с учетом таких систем.
Приложением N 5 Правил холодного водоснабжения и водоотведения N 644 установлен перечень максимальных допустимых значений нормативных показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения.
Таким образом, с принятием указанных Правил N 644, регулирование вопросов, связанных с превышением предельно допустимой концентрации загрязняющих веществ в сточных водах, сбрасываемых в централизованные системы водоотведения и оказывающие на них негативное воздействие, отнесено к полномочиям Правительства Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.2015 N 5 абзац пятый пункта 61 Правил N 167, в соответствии с которым органы местного самоуправления наделялись полномочиями по установлению абоненту нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод с учетом необходимости защиты сетей и сооружений системы коммунальной канализации, признан утратившим в силу.
Данное изменение в Правила N 167 вступило в силу 16.01.2015.
В связи с изложенным, суд пришел к выводу, что с указанной даты (16.1.2015) муниципальные правила (нормативы) в оспариваемой части вступили в противоречие с нормативными правовыми актами, имеющими большую юридическую силу, следовательно, в части, противоречащей нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, решение Совета депутатов г.Белгорода от 08.12.2009 N 291 не было приведено в соответствие с действующим законодательством и не может быть применено к спорным правоотношениям.
Отказывая в иске в полном объеме, суд сослался на правовую позицию, изложенную в Определении Верховного Суда РФ от 01.03.2018 N 4-АПГ18-1.
Однако, выводы арбитражного суда основаны на ошибочном толковании норм действующего в спорных отношениях законодательства и неправильном применении правоприменительной практики Верховного Суда РФ.
В настоящее время одновременно действуют и подлежат применению два вида требований (нормативов) к качеству сточных вод абонентов, имеющих различную правовую природу и целевую направленность: предотвращение негативного воздействия на окружающую среду и негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения.
Соблюдение абонентами указанных требований обеспечивается взиманием организациями водопроводно-канализационного хозяйства двух самостоятельных видов платы: платы за превышение нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод, порядок расчета и взимания которой в соответствии с Постановлением от 31.12.1995 N 1310 определяется нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации; и платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, порядок расчета и взимания которой определяется Правилами N 644.
В соответствии с п. 61 Правил N 167 органы местного самоуправления устанавливают нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод исходя из необходимости предотвращения негативного воздействия на водные объекты организациями водопроводно-канализационного хозяйства.
В то же время Правила N 644 устанавливают требования к сточным водам в части предотвращения их негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения.
Таким образом, исходя из действующего законодательства, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в пределах своей компетенции определяют порядок взимания платы с абонентов, осуществляющих сброс загрязняющих веществ в системы канализаций населенных пунктов, исходя из приоритета защиты водных объектов от негативного воздействия загрязняющих веществ, содержащихся в сточных водах.
В соответствии с п. 1 положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1038, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, является Минстрой России, который вправе давать разъяснения по вопросам применения Постановления Правительства Российской Федерации N 644 и иных нормативных актов в указанной сфере.
Согласно письму Минстроя России от 09.10.2017 N 36109-АЧ/04 нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, изданные во исполнение Постановления N 1310 до вступления в силу изменений, внесенных Постановлением N 3, и устанавливающих общий (единый) порядок расчета платы абонентов за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ без дифференциации его по характеру вредного воздействия загрязняющих веществ, содержащихся в сточных водах абонентов (вредное воздействие на окружающую среду или сети и сооружения централизованной системы водоотведения), обязательному изменению либо отмене с последующим принятием новых порядков не подлежит, и продолжают применяться при расчете платы абонентов, взимаемой в целях предотвращения вреда окружающей среде, с учетом установленных в соответствии с п. 61 Правил N 167 нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод.
В случае, если ранее принятые нормативные правовые акты, определявшие порядок исчисления и взимания платы за превышение абонентами нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод, были признаны органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации утратившими силу без одновременного принятия нового порядка, новый нормативный правовой акт, устанавливающий порядок исчисления и взимания платы за превышение абонентами нормативов водоотделения (сброса) по составу сточных вод, должен распространять свое действие на отношения, возникшие в период с даты признания утратившим силу нормативного правового акта, ранее определявшего такой порядок.
Однако, указанные нормативно-правовые акты и разъяснения Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по порядку их применения, не были учтены судом при рассмотрении настоящего дела.
Поскольку арбитражным судом дана неполная оценка обстоятельствам дела и представленным доказательствам, не установлены все значимые для дела обстоятельства, кассационная инстанция находит принятые по делу решение и постановление подлежащими отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Суду при новом рассмотрении следует устранить отмеченные недостатки, дать оценку всем имеющим значение для разрешения спора обстоятельствам и доказательствам в их совокупности и с учетом доводов и возражений сторон, разрешить спор, применив соответствующие нормы права.
Руководствуясь ст. 287 ч. 1 п. 3, ст. 288, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Белгородской области от 26.07.2018 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.10.2018 по делу N А08-15389/2017 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Белгородской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном ст.291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев.
Председательствующий |
М.В.Шильненкова |
Судьи |
И.И.Козелкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с п. 1 положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1038, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, является Минстрой России, который вправе давать разъяснения по вопросам применения Постановления Правительства Российской Федерации N 644 и иных нормативных актов в указанной сфере.
Согласно письму Минстроя России от 09.10.2017 N 36109-АЧ/04 нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, изданные во исполнение Постановления N 1310 до вступления в силу изменений, внесенных Постановлением N 3, и устанавливающих общий (единый) порядок расчета платы абонентов за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ без дифференциации его по характеру вредного воздействия загрязняющих веществ, содержащихся в сточных водах абонентов (вредное воздействие на окружающую среду или сети и сооружения централизованной системы водоотведения), обязательному изменению либо отмене с последующим принятием новых порядков не подлежит, и продолжают применяться при расчете платы абонентов, взимаемой в целях предотвращения вреда окружающей среде, с учетом установленных в соответствии с п. 61 Правил N 167 нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 21 февраля 2019 г. N Ф10-68/19 по делу N А08-15389/2017