г. Калуга |
|
04 марта 2019 г. |
Дело N А62-3390/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04.03.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 04.03.2019.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Солодовой Л.В. |
судей
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи |
Леоновой Л.В. Циплякова В.В.
Тянниковой М.А. |
при участии в заседании: от истца: ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации |
Миронова Ю.В. - представитель (дов-ть N 4/103-18 от 18.12.2018) Зарецкого К.П. - представитель (дов-ть N 4/17-19 от 30.01.2019) |
от ответчиков: Департамент Смоленской области по охране, контролю и регулированию использования лесного хозяйства, объектов животного мира и среды их обитания
ООО "Спортивно-охотничий клуб "Земляки"
от третьих лиц: Министерство обороны РФ
Брянское лесничество Министерства обороны РФ-филиал ФГКУ Управление Лесного хозяйства и природопользования Министерства обороны Российской Федерации |
не явился, извещен надлежаще
Васенкова В.С. - генеральный директор (выписка из протокола N 1 от 16.03.2017)
Кучма С.В. - представитель (дов-ть N 207/10/ОЮ/д/257 от 18.12.2018)
не явился, извещен надлежаще |
рассмотрев в открытом судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Брянской области кассационную жалобу Федерального государственного казенного учреждения "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Смоленской области от 03.08.2018 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2018 по делу N А62-3390/2017,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное казенное учреждение "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Спортивно-охотничий клуб "Земляки" (правопредшественник - некоммерческое партнерство "Спортивно-охотничий клуб "Земляки") и Департаменту Смоленской области по охране, контролю и регулированию использования лесного хозяйства, объектов животного мира и среды их обитания о признании недействительным охотхозяйственного соглашения от 25.07.2011 N 14 в части предоставления (включения в границы охотничьих угодий) кварталов 82-85; 100; 101; 102 выделов 1-12; 116 выделов 4, 11, 12; 118 выделов 1-7, 11-14, 24, 30, 32, 35; 130; 139 выделов 3,5,6,11-15; 140; 141; 151-154; 160-164; 166 выделов 6-8, 16, 18-23; 167-176 Дорогобужского участкового лесничества Брянского лесничества Минобороны России, входящих в границы земельного участка с кадастровым номером 67:06:0060202:92, и применить последствия недействительной ничтожной сделки, а также запретить обществу охотхозяйственную деятельность и использование земельного участка с кадастровым номером 67:06:0060202:92 в кварталах 82-85; 100; 101; 102 выделах 1-12; 116 выделах 4, 11, 12; 118 выделах 1-7, 11-14, 24, 30, 32, 35; 130; 139 выделах 3,5,6,11-15; 140; 141; 151-154; 160-164; 166 выделах 6-8, 16, 18-23; 167-176 Дорогобужского участкового лесничества Брянского лесничества Минобороны России, входящих в состав охотничьих угодий в соответствии с охотхозяйственным соглашением от 25.07.2011 N 14, до заключения договора на пользование земельным участком в предусмотренном законом порядке.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Министерство обороны Российской Федерации, Брянское лесничество Министерства обороны Российской Федерации - филиал Федерального государственного казенного учреждения "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 03.08.2018, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2018, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с выводами судов обеих инстанций, ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации, обратилось в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит вышеуказанные судебные акты отменить и заявленные требования удовлетворить.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы и проверив в порядке ст. 286 АПК РФ правильность применения судами норм материального и процессуального права, кассационная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как установлено судебными инстанциями и следует из материалов дела, ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит земельный участок с кадастровым номером 67:06:0060202:92, площадью 44 996 444 кв. м, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования: для прочих объектов лесного хозяйства, расположенный по адресу: Смоленская область, Дорогобужский район.
ООО"Спортивно-охотничий клуб "Земляки" является пользователем объектами животного мира и территорией, необходимой для осуществления такого пользования, на основании выданной 27.10.2004 его правопредшественнику - некоммерческому партнерству "Спортивно-охотничий клуб "Земляки" долгосрочной лицензии N 7840 сроком действия по 27.10.2024.
Как следует из материалов дела ранее, Администрацией Смоленской области на основании договора N 26 от 27.10.2004, правопрешественнику общества - НП "Спортивно-охотничий клуб "Земляки" была предоставлена в пользование территория площадью 20 тыс. га, необходимая для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты.
В соответствии с ч. 3 ст. 71 Закона об охоте,25.07.2011 между Департаментом
Смоленской области по охране, контролю и регулированию использования лесного хозяйства, объектов животного мира и среды их обитания и НП "Спортивно-охотничий клуб "Земляки", было заключено охотхозяйственное соглашение N 14 сроком действия 49 лет, по условиям которого охотопользователь обязуется обеспечить проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и создание охотничьей инфраструктуры, а департамент обязуется предоставить на срок, равный сроку действия соглашения, право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий согласно соглашению. В пункте 2.2.1 соглашения указано, что земельные и лесные участки в границах охотничьего угодья не предоставлены.
Ссылаясь на то, что охотхозяйственное соглашение заключено без согласия министерства и в границы охотничьих угодий, предоставленных обществу, вошла часть земельного участка с кадастровым номером 67:06:0060202:92, принадлежащего учреждению на праве постоянного бессрочного пользования (кварталы 82-85; 100; 101; 102, выделы 1-12; 116 выделы 4, 11, 12; 118 выд.1-7, 11-14, 24, 30, 32, 35; 130; 139, выделы 3,5,6,11-15; 140; 141; 151-154; 160-164; 166 выделы 6-8, 16, 18-23; 167-176), ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации обратилось в суд с настоящим иском.
Дав оценку всем обстоятельствам дела и представленным доказательствам, судебные инстанции не выявили предусмотренных ст.ст.166, 168 ГК РФ оснований для удовлетворения требований истца.
В соответствии с п. 5.1 ст. 93 Земельного кодекса РФ допускается включать земельные участки, указанные в пункте 5 данной статьи, в границы охотничьих угодий с согласия федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, или федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области безопасности.
Согласно Федеральному закону от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире" в редакции, действовавшей до 01.04.2010, юридические лица могли получить право пользования животным миром, включая такой вид пользования, как охота, на основании долгосрочной лицензии - специального разрешения на осуществление хозяйственной и иной деятельности, связанной с использованием и охраной объектов животного мира. При этом, неотъемлемым элементом выдачи такой лицензии являлось заключение договора, которым заинтересованному лицу предоставлялась территория (акватория), необходимая для осуществления пользования животным миром, в соответствии с гражданским, земельным, водным и лесным законодательством.
Как следует из материалов дела, общество пользовалось спорными территориями с 27.10.2004 на основании долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира серии ХХ N 7840, выданной на срок по 27.10.2024,
Оспариваемое соглашение N 14 от 25..07.2011 заключено в соответствии с ч. 3 ст. 71 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов" в соответствии с которой юридические лица, индивидуальные предприниматели, у которых право долгосрочного пользования животным миром возникло на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, при исполнении ими условий таких лицензий вправе заключить охотхозяйственные соглашения в отношении охотничьих угодий, указанных в договорах о предоставлении в пользование территорий или акваторий, без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений.
При этом в п.5.3 Постановления Конституционного Суда РФ от 25.06.2015 N 17-П отмечено, что в целях обеспечения стабильности правоотношений в области охотхозяйственной деятельности, а также соблюдения баланса законных интересов субъектов данных правоотношений, право занятия охотхозяйственной деятельностью, возникшее у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в силу полученных долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов, прекращению по основаниям, предусмотренным ч. 9 ст. 71 Закона об охоте, не подлежит.
Кроме того, Конституционный Суд РФ указал, что охотхозяйственные соглашения, заключенные в соответствии с ч. 3 ст. 71 Закона об охоте к моменту провозглашения настоящего Постановления, пересмотру (изменению, отмене) в связи с их заключением на установленные на основании ч. 1 ст. 27 данного Закона сроки их действия, в том числе в случае судебного оспаривания, не подлежат.
Таким образом, принимая во внимание фактические обстоятельства рассматриваемого спора и руководствуясь приведенными выше нормами права с учетом их толкования Конституционным Судом РФ, судебные инстанции пришли в правомерному и обоснованному выводу о том, что спорное охотхозяйственное соглашение от 25.07.2011 N 14 заключено ответчиком в порядке реализации права на переоформление ранее возникших правоотношений, основанных на долгосрочной лицензии N 7840 от 27.10.2004,сроком действия по 27.10.2024. При этом необходимость получения согласия Минобороны России во исполнение новых требований законодательства, предусмотренных п.5.1 ст. 93 Земельного кодекса РФ, не требуется.
При этом следует отметить, что Распоряжение Смоленской области N 941 от 15.10.2004 о предоставлении ответчику в пользование территории, площадью 20 тыс.га и договор N 26 от 27.10.2004 о предоставлении в пользование территории, необходимой для осуществления охотничьей деятельности, а также выданная долгосрочная лицензия от 27.10.2004 N 7840 никем не оспаривались и не признавались недействительными
При таких обстоятельствах судами первой и апелляционной инстанций верно отмечено, что поскольку основанием для заключения спорного охотхозяйственного соглашения в порядке статьи 71 Закона об охоте являлась действующая долгосрочная лицензия на право пользования животным миром, то требования истца в такой ситуации удовлетворению не подлежат.
Правовая позиция по данному вопросу сформирована в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2017 N 309-ЭС17-11650 и N 309-ЭС17-5322 от 26.05.2017.
Довод кассационной жалобы о том, что в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 N 405 "Об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил РФ" на спорных земельных участках не допускается ведение охотхозяйственной деятельности, является несостоятельным.
Согласно п. 7 ст. 93 ЗК РФ в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты населения, бесперебойного функционирования объектов в области обороны страны и безопасности государства могут устанавливаться запретные и иные зоны с особыми условиями использования земель.
Порядок установления указанных зон и использования в их границах земельных участков определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 N 405, вступившим в силу с 15.05.2014, утверждено Положение об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны.
Между тем, оспариваемое охотхозяйственное соглашение заключено 25.07.2011, а территория площадью 20 тыс. га, необходимая для осуществления пользования объектам животного мира, была предоставлена в пользование правопредшественнику ответчика -НП "Спортивно-охотничий клуб "Земляки" по договору N 26 от 27.10.2004.
В соответствии с п. 1 ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Таким образом, поскольку на момент заключения оспариваемого охотхозяйственного соглашения ограничения в использовании земельного участка установлено не было, отсутствуют основания для признания его недействительности сделки.
Кроме того, в материалах дела отсутствуют доказательства того, что на территории запретной зоны осуществляется охотхозяйственная деятельность.
С учетом вышеизложенного, кассационная коллегия не находит нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену вынесенных по делу судебных актов, в связи с чем оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и им дана надлежащая правовая оценка.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Смоленской области от 03.08.2018 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2018 по делу N А62-3390/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.В. Солодова |
Судьи |
Л.В. Леонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Довод кассационной жалобы о том, что в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 N 405 "Об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил РФ" на спорных земельных участках не допускается ведение охотхозяйственной деятельности, является несостоятельным.
Согласно п. 7 ст. 93 ЗК РФ в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты населения, бесперебойного функционирования объектов в области обороны страны и безопасности государства могут устанавливаться запретные и иные зоны с особыми условиями использования земель.
...
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 N 405, вступившим в силу с 15.05.2014, утверждено Положение об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны.
...
В соответствии с п. 1 ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 4 марта 2019 г. N Ф10-245/19 по делу N А62-3390/2018
Хронология рассмотрения дела:
04.03.2019 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-245/19
29.10.2018 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-6512/18
03.08.2018 Решение Арбитражного суда Смоленской области N А62-3390/18
01.08.2018 Определение Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-12194/18
11.07.2018 Определение Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-12194/18