г. Калуга |
|
06 марта 2019 г. |
Дело N А84-3986/2016 |
Резолютивная часть постановления принята 28.02.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 06.03.2019.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Егоровой С.Г. |
||||
судей |
Сладкопевцевой Н.Г. |
||||
|
Толкачевой И.Ю. |
||||
при участии в заседании: |
|
||||
от истца |
не явились, извещены надлежаще; |
||||
от ответчиков от третьих лиц |
не явились, извещены надлежаще; не явились, извещены надлежаще; |
||||
|
|
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Правительства Севастополя и Министерства обороны Российской Федерации на постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2018 по делу N А84-3986/2016,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Энергетическая компания "Севастопольэнерго" в лице филиала публичного акционерного общества "Энергетическая компания "Севастопольэнерго" в г. Севастополь обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с иском к Федеральному казенному учреждению "Управление Черноморского Флота" о взыскании стоимости бездоговорного потребления электроэнергии в сумме 3 109 674,45 руб.
Определением Арбитражного суда города Севастополя от 29.11.2016 в качестве соответчиков по делу привлечены Министерство обороны Российской Федерации, ФГКУ "Крымское территориальное управление имущественных отношений".
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 03.03.2017, оставленным без изменения постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2017, в удовлетворении иска ПАО "ЭК "Севастопольэнерго" в лице филиала ПАО "ЭК "Севастопольэнерго" к ФКУ "Управление Черноморского Флота", ФГКУ "Крымское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России отказано.
Иск ПАО "ЭК "Севастопольэнерго" в лице филиала ПАО "ЭК "Севастопольэнерго" к Министерству обороны Российской Федерации удовлетворен частично. Взыскано с Министерства обороны Российской Федерации в пользу истца стоимость бездоговорного потребления электрической энергии в сумме 1 306 680,66 руб.
В остальной части иска отказано.
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 28.09.2017 решение Арбитражного суда города Севастополя от 03.03.2017 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2017 отменены, дело направлено на новое рассмотрение Арбитражного суда города Севастополя.
Определением Арбитражного суда города Севастополя от 04.12.2017 привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика - Правительство Севастополя, Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя.
Определением Арбитражного суда города Севастополя от 25.01.2018 Правительство Севастополя исключено из числа третьих лиц и привлечено к участию в деле в качестве соответчика.
08.02.2018 публичное акционерное общество "Энергетическая компания "Севастопольэнерго" в лице филиала ПАО "Энергетическая компания "Севастопольэнерго" уточнило исковые требования и просило взыскать с Правительства Севастополя стоимость электрической энергии, начисленной по актам о бездоговорном потреблении в сумме 792 326,65 руб. за период с 18.12.2014 по 20.03.2015, а также с Министерства обороны Российской Федерации стоимость электрической энергии начисленной по актам о бездоговорном потреблении за период с 21.03.2015 по 17.12.2015 в сумме 2 317 347,80 руб.
Определением Арбитражного суда города Севастополя от 06.03.2018 привлечено к участию в деле в качестве соответчика - Федеральное казенное учреждение "Объединенное стратегическое командование Южного военного округа".
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 12.04.2018 (судья Погребняк А.С.) исковые требования удовлетворены частично.
Взыскано с Федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Южного военного округа" в пользу публичного акционерного общества "Энергетическая компания "Севастопольэнерго" в лице филиала публичного акционерного общества "Энергетическая компания "Севастопольэнерго" стоимость бездоговорного потребления электрической энергии в сумме 332 934,60 руб., а также расходы по оплате госпошлины в сумме 4 125 руб.
Взыскано с Министерства обороны Российской Федерации в пользу публичного акционерного общества "Энергетическая компания "Севастопольэнерго" в лице филиала публичного акционерного общества "Энергетическая компания "Севастопольэнерго" в городе Севастополе стоимость бездоговорного потребления электрической энергии в сумме 973 746,06 руб., а также расходы по оплате госпошлины в сумме 12 066 руб.
В остальной части иска отказано.
Иск публичного акционерного общества "Энергетическая компания "Севастопольэнерго" в лице филиала публичного акционерного общества "Энергетическая компания "Севастопольэнерго" в городе Севастополе к ответчикам: Федеральному казенному учреждению "Управление Черноморского Флота", Федеральному государственному казенному учреждению "Крымское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России, Правительству Севастополя оставлен без удовлетворения.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2018 (судьи: Мунтян О.И., Баукина Е.А., Рыбина С.А.) решение Арбитражного суда города Севастополя от 12.04.2018 отменено.
С Правительства Севастополя в пользу публичного акционерного общества "Энергетическая компания "Севастопольэнерго" в лице филиала публичного акционерного общества "Энергетическая компания "Севастопольэнерго" взыскана стоимость бездоговорного потребления электрической энергии в сумме 332 934,60 руб.
С Министерства обороны Российской Федерации в пользу публичного акционерного общества "Энергетическая компания "Севастопольэнерго" в лице филиала публичного акционерного общества "Энергетическая компания "Севастопольэнерго" взыскана стоимость бездоговорного потребления электрической энергии в сумме 941 526,98 руб.,
В остальной части иска отказано.
Иск публичного акционерного общества "Энергетическая компания "Севастопольэнерго" в лице филиала публичного акционерного общества "Энергетическая компания "Севастопольэнерго" к ответчикам: Федеральному казенному учреждению "Управление Черноморского Флота", Федеральному государственному казенному учреждению "Крымское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России, Федеральному казенному учреждению "Объединенное стратегическое командование Южного военного округа" оставлен без удовлетворения.
Не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции в части удовлетворения заявленных требований, Правительство Севастополя обратилось в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2018, оставив в силе решение Арбитражного суда города Севастополя от 12.04.2018.
В обоснование своей позиции кассатор ссылается на несоответствие выводов суда апелляционной инстанции фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, неправильное применение норм права.
Правительство Севастополя указывает на то, что титульным собственником спорных общежитий в период с 18.03.2014 по 25.03.2015 в силу закона являлся город федерального значения Севастополь в лице Правительства Севастополя, а фактическим - ФКУ "ОСК ЮВО", с 25.03.2015 - Министерство обороны России, т.е. фактически спорные общежития в собственность Правительства Севастополя не передавались.
Министерство обороны Российской Федерации также обратилось в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2018, и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование своей позиции кассатор на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение норм материального и процессуального права. Министерство обороны Российской Федерации полагает, что бездоговорного потребления электрической энергии в общежитиях быть не может.
В порядке части 3 статьи 284 АПК РФ судебное заседание проведено в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы (в том числе, в публичном порядке путем размещения информации на официальном интернет-сайте Арбитражного суда Центрального округа).
Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов суда о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исходя из доводов кассационных жалоб и отзывов на них, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалоб ввиду следующего.
Как следует из материалов дела, 02.09.2003 между ОАО "ЭК Севастопольэнерго" (далее - поставщик) и "64 Управление начальника работ" Минобороны РФ (далее - потребитель) был заключен Договор 3456 на поставку электроэнергии, по условиям которого поставщик поставляет электроэнергию потребителю, а потребитель оплачивает поставщику стоимость электроэнергии и осуществляет другие платежи, согласно условиям Договора.
Дополнительным соглашением от 27.07.2006 включены точки учета в Договор поставки, а именно: общежитие N 4 б. Голландия; общежитие N 1 по ул. Флагманской, 4; общежитие N 2 по ул. Бреста 55; общежитие 3 по ул. Острякова, 61, общежитие бух. Казачья 20.
Согласно письма от 23.06.2014 N 77/1/528 Командующего ЧФ Минобороны РФ в адрес и.о. Губернатора Севастополя указанном на нахождение на территории города Севастополя ряда военных городков, используемых в интересах Вооруженных сил РФ, а также необходимость заключения договоров на оказание коммунальных услуг и снабжению топливно-энергетическими услугами, для обеспечения возможности их функционирования.
25.06.2014 между городом федерального значения Севастополем (ссудодатель) и Федеральным казенным учреждением "Объединенное стратегическое командование Южного военного округа" (ссудополучатель) был заключен договор безвозмездного пользования N 8/166ОМИС недвижимым имуществом, согласно которому ссудодатель передает, а ссудополучатель принимает на праве безвозмездного пользования недвижимое имущество, указанное в приложении N 1 к Договору для использования в целях обеспечения обороны и безопасности РФ. Имущество считается принятым ссудополучателем с момента подписания договора. Договор вступил в силу с момента подписания и действует до 31.12.2014.
Согласно п. 5 Договора, ссудополучатель обязуется заключить необходимые договоры на предоставление коммунальных услуг и техническую эксплуатацию объекта и оплачивать коммунальные, административно-хозяйственные, эксплуатационные и другие услуги, связанные с содержанием, поддержанием в исправном состоянии имущества.
Согласно дополнительного соглашения N 1 к договору от 25.06.2014 N 8/166ОМИС безвозмездного пользования недвижимым имуществом, договор дополнен приложением N 2 (перечень государственного имущества, подлежащего передаче в безвозмездное пользование ФКУ "ОСК ЮВО").
31.10.2014 "64 Управление начальника работ" Минобороны РФ обратилось в адрес ПАО "ЭК "Севастопольэнерго" с просьбой в срок до 20.12.2014 произвести расчет и выставить счета за услуги, представить акт сверки в связи с окончанием договорных отношений 31.12.2014.
01.03.2015 между ПАО "ЭК "Севастопольэнерго" (гарантирующий поставщик) и ГУПС "УК "Общежития Севастополя" (исполнитель) был заключен Договор энергоснабжения N 384893126, по условиям которого ГП обязался осуществлять продажу электрической энергии в точках поставки на границе балансовой принадлежности в необходимом объеме, в пределах мощности, разрешенной техническими условиями на присоединение и (или) АРБП, оказывать через привлеченные Сетевые организации услуги по передаче электроэнергии и иные услуги, непосредственно связанные с процессом снабжения электроэнергией, а исполнитель обязался оплачивать приобретенную для нужд потребителей электроэнергию и оказанные услуги, а также обеспечивать безопасность эксплуатации, находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых приборов и оборудования, связанного с потреблением электроэнергии.
Распоряжением Правительства Севастополя от 20.03.2015 N 195-РП "О передаче имущества, находящегося в собственности города Севастополя в федеральную собственность" из собственности города Севастополя в федеральную собственность было передано недвижимое имущество, согласно представленного перечня, в том числе: общежития, расположенные по ул. Г. Бреста, 55, ул. Флагманской, 4, причал бухты Голландия, ул. Казачья, 20, общежитие 5 Фиолент.
26.03.2015 ПАО "ЭК "Севастопольэнерго" (далее - Гарантирующий поставщик) и ФКУ "Управление ЧФ" (далее - государственный заказчик) заключили Государственный контракт на энергоснабжение N 481501111/4, по условиям которого Гарантирующий поставщик обязался продавать электрическую энергию (мощность) в точке (точках) поставки на границе балансовой принадлежности энергопринимающих устройств потребителя в пределах мощности, разрешенной технической документации на присоединение и (или) актом разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон, оказывать через привлеченные сетевые организации услуги по передаче электроэнергии Потребителю, а потребитель обязался оплачивать приобретаемую продукцию.
21.09.2015 филиал ПАО "ЭК "Севастопольэнерго" обратился в адрес Департамента городского хозяйства Правительства Севастополя с просьбой предоставить информацию о том, под чьим управлением находятся объекты общежитий, ранее находящихся на балансе УНР-64.
При этом, с начала 2015 года по данным объектам не проводятся начисления и оплата за потребленную энергию, учитывая что договор от 02.09.2003 N 3456 между ОАО "ЭК Севастопольэнерго" и "64 Управление начальника работ" Минобороны РФ окончил свое действие 31.12.2014.
Фактическое потребление энергии на указанных объектах проходит без договора, на основании чего, истец просил назначить управляющую компанию, которая будет являться исполнителем коммунальных услуг для общежитий с января 2015 года и примет на себя образовавшиеся долги за бездоговорной период, после чего истцом будут оформлены договорные отношения на поставку коммунального ресурса на объекты общежитий.
Аналогичное письмо было направлено Командующему ЧФ РФ 15.10.2015.
12.11.2015 Департамент городского хозяйства Севастополя сообщил, что общежития, ранее находящиеся на балансе УНР 64 находятся в собственности Минобороны РФ, закреплены за Черноморским Флотом РФ.
18.11.2015 заместитель командующего ЧФ по материально-техническому обеспечению сообщил ПАО "ЭК Севастопольэнерго" о том, что вопросы оплаты за потребленную электроэнергию с января 2015 года необходимо решать с управляющими компаниями, учитывая совместное решение Правительства Севастополя и МО РФ от 13.10.2015 об организации эксплуатации жилищного фонда управляющими компаниями города Севастополя без передачи на баланс.
10.12.2015 между Минобороны РФ (заказчик) и ГУПГС "Управляющая компания "Общежития Севастополя" был заключен Договор N 935 управления жилищным фондом, закрепленным за вооруженными силами РФ на основании решения N 1 от 01.11.2015, по условиям которого заказчик передает Управляющей организации в управление и эксплуатацию жилищный фонд, указанный в Перечне жилищного фонда, а Управляющая организация по заданию заказчика в соответствии с приложениями к Договору принимает в управление жилищный фонд и обязуется оказывать услуги по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества жилищного фонда по адресам, указанным в Перечне жилищного фонда, предоставлять коммунальные услуги нанимателям жилых помещений по договорам социального найма и членам их семей, нанимателям жилых помещений по договорам найма специализированного жилья, арендаторам, иным законным пользователям помещений, осуществлять иную направленную на достижение целей управления жилым фондом деятельность.
Согласно п. 4.1 управляющая организация обязалась осуществлять расчеты и сбор оплаты за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения; за коммунальные услуги по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, в порядке, установленном законодательством РФ.
Размер платы за коммунальные услуги, потребляемые в помещениях, оснащенных приборами учет, а также при оборудовании домов жилищного фонда общедомовыми приборами учета в соответствии с объемами фактического потребления коммунальных услуг, определяется в соответствии с правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, а при отсутствии квартирных или общедомовых приборов учета - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ, в порядке, установленном Правительством РФ.
Согласно п. 4.3 Договора деятельность управляющей организации в рамках договора финансируется из платежей, осуществляемых нанимателями, проживающими в жилищном фонде.
Согласно п. 4.5 Договора наниматели вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги управляющей организации на расчетный (лицевой счет), а также плату за текущий ремонт общего имущества МКД и коммунальные услуги до 10 числа, следующего за расчетным, месяца.
Договор вступил в силу с момента его подписания и действует до 09.12.2016.
Согласно приложению N 2-1, перечень объектов, переданных в обслуживание обслуживающей организации: ул. Флагманская, 4, ул. Г. Бреста, 55, просп. Ген. Острякова 61, 14 причал, ул. Авиаторов 16, 13, м. Фиолент, в/ч 60135, ул. Федоровская, 47, ул. Военных Строителей 10/5, 10/4, Любимовка, в/ч 80159.
В соответствии с письмом Департамента городского хозяйства города Севастополя от 29.09.2015 N 4938-01 по информации начальника ФГКУ "Крымское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны России не подлежит передаче городу жилой фонд: общежития в бухте Голландия, по ул. Флагманской, 4, ул. Бреста, 56, просп. Ген. Острякова, 61, мыс Фиолент.
В соответствии с письмом от 12.11.2015 N 6683-01 Департамента городского хозяйства города Севастополя общежития, закреплены за Черноморским Флотом РФ. Проект договора управления общежитиями, закрепленными за ЧФ РФ, подписанный управляющей организацией ГУПС "Общежития Севастополя" передан в 166 отдел морской инженерной службы для рассмотрения. До заключения вышеуказанного договора все вопросы, связанные с обслуживанием общежитий, а также с погашением образовавшейся задолженности, необходимо решать с собственником общежитий - Министерством обороны РФ.
В соответствии с письмом Департамента городского хозяйства от 12.11.2015 N 6683-01, Министерством обороны РФ выдана доверенность на право осуществления действий по вопросам управления жилищным фондом, закрепленным за Вооруженными силами РФ в Севастополе на имя начальника 166 отдела морской инженерной службы Скучилина А.А. 29.10.2015 (письмо Департамента городского хозяйства от 12.11.2015 N 6683-01).
17.12.2015 ПАО "ЭК "Севастопольэнерго" был составлен Акт N ОТОП-5-12/15 о бездоговорном потреблении электрической энергии на объекте - Общежитие N 3 по ул. Острякова, д. 61, корпус 1, 2.
Указанный акт был направлен в адрес ФКУ "Управление ЧФ" вместе со счетом на оплату стоимости бездоговорного электропотребления N 65546 от 28.12.2015 на сумму 1802993,79 рублей.
21.12.2015 филиал ПАО "ЭК "Севастопольэнерго" направил уведомление в адрес начальника ОМИС ЧФ РФ Скучилина А.А. о предоставлении уполномоченного представителя для совместного обследования объектов по адресам: ул. Гер. Бреста, 55-21.12.2015 в 14-00; по ул. Флагманской, 4, просп. Острякова, 61-21.12.2015 в 15-20; Голландия, 14 причал - 23.12.2015 в 10-00; общежитие N 5-23.12.2015 в 13-00; Казачья, 20-24.12.2015 в 13-00.
25.12.2015 истец направил в адрес ФКУ "Управление ЧФ" акт N ОТОП-5-12/15 от 17.12.2015 о бездоговорном потреблении электроэнергии общежития ЧФ РФ по адресу: ул. Острякова 61, а также счет на оплату суммы бездоговорного потребления электроэнергии.
Письмом от 22.12.2015 истец направил в адрес ответчика (ФКУ "Управление ЧФ") акт ОТОП-1-12/15 от 21.12.2015 о бездоговорном потреблении энергии общежития N 2 ЧФ РФ по адресу: Г. Бреста 55.
Письмом от 23.12.2015 истец направил в адрес ответчика (ФКУ "Управление ЧФ") акт ОТОП-3-12/15 от 22.12.2015 о бездоговорном потреблении энергии общежития ЧФ РФ по адресу: Голландия 14 причал ТП- 897.
Письмом от 23.12.2015 истец направил в адрес ответчика (ФКУ "Управление ЧФ") акт ОТОП-2-12/15 от 21.12.2015 о бездоговорном потреблении энергии общежития ЧФ РФ по адресу: Флагманская, д. 4.
Письмом от 23.12.2015 истец направил в адрес ответчика (ФКУ "Управление ЧФ") акт ОТОП-5-12/15 от 23.12.2015 о бездоговорном потреблении энергии общежития ЧФ РФ по адресу: Фиолент ТП-197.
Также в адрес ФКУ "Управление ЧФ РФ" после проведенной проверки были направлены следующие документы:
- Акт о бездоговорном потреблении электроэнергии N ОТОП-4-12/15 от 24.12.2015 по общежитию ул. Казачья, 20;
- счет на оплату стоимости бездоговорного электропотребления N 65542 от 25.12.2015 на сумму 1306680,66 руб.
Указанный счет был получен ФКУ "Управление ЧФ РФ" 28.12.2015.
Согласно представленных в материалы дела актов о бездоговорном потреблении электроэнергии, с 18.12.2014 по 17.12.2015 потребитель осуществляет потребление электроэнергии в указанных в актах точках присоединения к электросети в отсутствие заключенного в установленном порядке договора энергоснабжения.
23.05.2016 Филиал ПАО "ЭК "Севастопольэнерго" обратился к ФКУ "Управление ЧФ" с претензией по оплате счета за бездоговорное электропотребление в соответствии с Актами о бездоговорном потреблении электроэнергии: N ОТОП-1-12/15 от 21.12.2015 по общежитию N 2 по ул. Гер. Бреста, 65; N ОТОП-2-12/15 от 21.12.2015 по общежитию по ул. Флагманская, 4; N ОТОП-3-12/15 от 23.12.2015 по общежитию 14 причал Голландия; N ОТОП-4-12/15 от 24.12.2015 по общежитию ул. Казачья, 20; N ОТОП-6-12/15 от 23.12.2015 по общежитию 5 Фиолент, согласно выставленного к оплате счету на N 65542 от 25.12.2015 на сумму 1 306 680,66 руб.
23.05.2016 филиал ПАО "ЭК "Севастопольэнерго" обратился к ФКУ "Управление ЧФ" с претензией по оплате счета за бездоговорное электропотребление в соответствии с Актом о бездоговорном потреблении электроэнергии N ОТОП-5-12/15 от 17.12.2015 по общежитию N 3 по пр. Ген. Острякова, 61 - корп. 1 и 2, по выставленному к оплате счету на N 65546 от 28.12.2015 на сумму 1 802 993,79 руб.
Указанную задолженность истец просил оплатить в 10-дневный срок.
01.07.2016 ФКУ "Управление ЧФ" направило ответ на претензию по оплате счета за бездоговорное потребление электроэнергии, указав, что в государственный контракт энергоснабжения от 26.03.2015 N 481501111, заключенный между ФКУ "Управление ЧФ РФ" и филиалом ПАО "ЭК "Севастопольэнерго", общежития, указанные претензии от 23.05.2016 N 4872/0/2-16: общежитие N 2 ул. Гер. Бреста, 55, общежитие по ул. Флагманская, 4, общежитие причал 14 Голландия, общежитие ул. Казачья, 20, общежитие N 5 Фиолент включены не были.
Согласно распоряжению Правительства Севастополя от 20.03.2015 N 195 РП "О передаче имущества, находящегося в собственности города Севастополя в федеральную собственность" определен Перечень недвижимого имущества военных городков, подлежащих передаче в федеральную собственность Министерства обороны РФ в лице ФГКУ Крымское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ.
В соответствии с приложением к распоряжению Правительства Севастополя от 20.03.2015 N 195-РП в перечень переданного имущества вошли общежития, указанные в претензии от 23.05.2016 N 4872/0/2-16: общежитие N 2 по ул. Г. Бреста, д. 55, общежитие по ул. Флагманская, 4, общежитие причал 14 Голландия, общежитие ул. Казачья 20, общежитие N 5 Фиолент, общежитие N 3, расположенное по адресу: просп. Ген. Острякова 61 (п. 214).
Исходя из изложенного, ФКУ "Управление ЧФ" указало, что не является стороной данных правоотношений, в связи с чем, бездоговорное потребление электроэнергии собственниками и пользователями помещений общежитий в отношении него возникнуть не может.
01.07.2016 ФКУ "Управление ЧФ" направило ответ на претензию по оплате счета за бездоговорное потребление электроэнергии, указав, что в соответствии с распоряжением Правительства Севастополя от 20.03.2015 N 195-РП "О передаче имущества, находящегося в собственности города Севастополя в федеральную собственность" определен Перечень недвижимого имущества военных городков, подлежащих передаче в федеральную собственность Министерства обороны РФ в лице ФГКУ "Крымское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ.
Согласно бухгалтерской справке ПАО "ЭК "Севастопольэнерго" договорные отношения за период с декабря 2014 года по декабрь 2015 с физическими лицами, проживающими в общежитиях по адресам: Г. Бреста, 55, ул. Флагманская, 4, Голландия 14, причал; б. Казачья 20, Фиолент (ТП-197), общежитие 5, пр. Острякова 61, корпус 1, 2 - отсутствуют.
Платежи за электроэнергию от физических лиц, проживающих по вышеуказанным адресам, на расчетный счет истца не поступали.
Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящими исковыми требованиями.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что удовлетворению подлежат исковые требования, адресованные Федеральному казенному учреждению "Объединенное стратегическое командование Южного военного округа", а также Министерству обороны Российской Федерации. Исковые требования, предъявленные к остальным ответчикам, удовлетворению не подлежат.
Отменяя решение суда первой инстанции, и частично удовлетворяя исковые требования, суд апелляционной инстанции исходил из следующего.
Предметом настоящего спора является бездоговорное потребление электрической энергии объектам - общежития по адресам: ул. Героев Бреста, д. 55, ул. Флагманская, д. 4, ул. Казачья, д. 20, 14 причал Голландия, Фиолент общежитие N 5, ул. Острякова, д. 61, общежитие N 3 за период с 18.12.2014 по 17.12.2015.
Собственником спорных объектов с 2003 года являлось Министерство обороны России, что подтверждается договором на поставку электрической энергии от 02.09.2003 года N 3456, заключенным ранее Истцом с УНР 64 от имени 166 ОМИС МО ЧФ, Договором управления жилищным фондом, закрепленным за вооруженными силами Российской федерации от 10.12.2015 года N 935.
Пунктом 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 11 августа 2014 г. N 792 "Об особенностях применения законодательства Российской Федерации в сфере электроэнергетики на территориях Республики Крым и г. Севастополя", установлено, что Потребители, за исключением граждан, обязаны заключить до 1 января 2015 года договоры, обеспечивающие продажу электрической энергии (мощности), договоры оказания услуг по передаче электрической энергии в соответствии с Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, а также в соответствии с Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861 "Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям", с условием о начале исполнения обязательств по указанным договорам с 1 января 2015 г.
Обязательства по заключенным до 1 января 2015 г. договорам, регулирующим отношения на розничных рынках электрической энергии, не соответствующим Основным положениям функционирования розничных рынков электрической энергии, а также Правилам недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, прекращаются.
В случае отсутствия у потребителя, за исключением граждан, по состоянию на 1 января 2015 г. заключенных договоров, обеспечивающих продажу электрической энергии (мощности), оказание услуг по передаче электрической энергии на условиях, предусмотренных настоящим пунктом, потребление электрической таким потребителем является бездоговорным потреблением и влечет последствия такого потребления, указанные в Основных положениях функционирования розничных рынков электрической энергии.
Договор на электроснабжение спорных объектов не был заключен до установленного законодательством срока - 01.03.2015 года.
Ответчиками не оспаривается факт отсутствия у них договора, заключенного с истцом, на поставку электрической энергии.
Суд апелляционной инстанции принял в качестве надлежащих доказательств акты о бездоговорном потреблении электроэнергии:
- N ОТОП-1-12/15 от 21.12.2015 по общежитию N 2 по ул. Г. Бреста, 65;
- N ОТОП-2-12/15 от 21.12.2015 по общежитию по ул. Флагманская, 4;
- N ОТОП-3-12/15 от 23.12.2015 по общежитию 14 причал Голландия;
- N ОТОП-4-12/15 от 24.12.2015 по общежитию ул. Казачья, 20;
- N ОТОП-6-12/15 от 23.12.2015 по общежитию 5 Фиолент.
Вместе с тем, акт от 17.12.2015 N ОТОП-5-12/15 о бездоговорном потреблении электрической энергии на объекте (общежитие N 3 по ул. Острякова, д. 61, корпус 1, 2) не был принят судами двух инстанций во внимание, поскольку составлен в отсутствие потребителя.
Поскольку доказательства уведомления кого-либо о проведении проверки 17.12.2015 истцом представлены не были, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что исковые требования о взыскании 1 802 993,79 руб. согласно акта о бездоговорном потреблении электроэнергии N ОТОП-5-12/15 от 17.12.2015 по общежитию N 3 по Ген. Острякова 61, корп. 1, 2 удовлетворению не подлежат.
Соглашаясь с выводом суда апелляционной инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований по акту о бездоговорном потреблении электроэнергии N ОТОП-5-12/15 от 17.12.2015, суд кассационной инстанции считает необходимым отметить, что в спорных правоотношениях бездоговорного потребления быть не может по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно пункту 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В пункте 136 Основных положений N 442 предусмотрено, что определение объема потребления (производства) электрической энергии (мощности) на розничных рынках, оказанных услуг по передаче электрической энергии, а также фактических потерь электрической энергии в сектах электросетевого хозяйства осуществляется на основании данных, полученных с использованием указанных в данном разделе приборов учета электрической энергии, в том числе включенных в состав измерительных комплексов, систем учета; при отсутствии приборов учета и в определенных случаях - путем применения расчетных способов.
Поскольку поставка электрической энергии осуществлялась собственнику жилищного фонда не в целях дальнейшей перепродажи, а для предоставления коммунальных услуг гражданам, к правоотношениям сторон в спорный период подлежат применению положения Жилищного кодекса РФ, Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
В соответствии с пунктом 51 Правил N354 расчет размера платы за коммунальные услуги, предоставленные потребителям в жилых помещениях в общежитиях коридорного, гостиничного и секционного типа (с наличием на этажах общих кухонь, туалетов или блоков душевых), производится в порядке, установленном для расчета размера платы за коммунальные услуги для потребителей, проживающих в коммунальной квартире.
Согласно пункта 52 Правил N 354 расчет размера платы за коммунальные услуги, предоставленные потребителям в жилых помещениях в общежитиях квартирного типа, производится в порядке, установленном для расчета размера платы за коммунальные услуги для потребителей, проживающих в жилых помещениях в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 13 Правил N 354, условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом названных Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Таким образом, учет объема электроэнергии, поступившей в многоквартирный дом, является одним из ключевых обстоятельств, влияющих на обязательства граждан по оплате коммунальных ресурсов. Поэтому жилищным законодательством установлен порядок установки общедомового (коллективного) прибора учета, фиксации его показаний, а при его отсутствии - порядок определения объема коммунального ресурса с использованием норматива потребления.
Из норм статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" следует, что приоритетным методом расчета объема обязательств по энергоснабжению законодательством признается тот, где используются приборы учета.
Системное толкование ч. 1 ст. 157 ЖК РФ, п. 13 Правил N 354 исключает возложение на обязанное лицо в отношениях с ресурсоснабжающими организациями обязанностей по оплате коммунальных ресурсов в большем объеме, чем аналогичные коммунальные ресурсы подлежали бы оплате в случае получения гражданами - пользователями коммунальных услуг указанных ресурсов напрямую от ресурсоснабжающих организаций.
Коммунальные ресурсы должны быть оплачены в том объеме, в котором его должны оплатить в совокупности конечные потребители по установленным для них правилам (определение Верховного Суда Российской Федерации от 18.08.2016 N 305-ЭС16-3833, определение Верховного суда РФ от 08.08.2016 по делу N 305-ЭС16-4138).
Из материалов дела следует, что договорные отношения между ПАО "ЭК "Севастопольэнерго" и 64 УНР МО РФ в отношении спорных общежитий существовали ранее с 2006 года, которые были изначально технологически присоединены к электрическим сетям, находящимся в настоящее время в границе балансовой принадлежности истца, причем из актов об использовании электрической энергии за период ноября 2014 года следует, что расчет объема потребленной энергии в спорных общежитиях производился по приборам учета.
По состоянию на 09.12.2015 спорные общежития переданы собственником в управление управляющей компании ГУП города Севастополя "Управляющая компания "Общежития Севастополя", что подтверждается договором управления жилищным фондом, закрепленным за вооруженными силами Российской Федерации от 09.12.2015 (т. 1 л.д. 94 - 112), в то время как ранее перечисленные акты о бездоговорном потреблении электрической энергии составлены 17, 21, 23, 24 декабря 2015 года, при этом ссылка на бездоговорное потребление охватывает период с 18 декабря 2014 года по 17 декабря 2015 года, что свидетельствует о том, что данные акты были составлены уже в период действия договора управления ГУП города Севастополя "Управляющая компания "Общежития Севастополя" жилищным фондом.
Таким образом, при наличии фактически сложившихся договорных отношений с учетом отсутствия нарушения порядка подключения к присоединенной сети потребление электрической энергии нельзя признать бездоговорным, в связи с чем в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за потребленную электроэнергию должен быть исчислен исходя из нормативов потребления коммунальных услуга, утверждаемых органами местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации либо по показаниям приборов учета.
Поскольку материалами дела подтверждено, что с 2006 года спорные общежития получали в установленном порядке электроэнергию, подключенную к системе энергоснабжения истца, соответственно в рассматриваемом случае бездоговорного потребления быть не может.
Аналогичная правовая позиция изложена в Определениях Верховного Суда Российской Федерации от 12.11.2018 N 304-ЭС18-17677 по делу N А67-6138/2016 и от 08.08.2016 N 305-ЭС16-4138 по делу N А40-41713/2014.
Несмотря на то, что суды неверно мотивировали свой отказ во взыскании 1 802 993,79 руб., суд кассационной инстанции признает его правомерным, поскольку объем электроэнергии по акту ОТОП-5-12/15 от 17.12.2015 определен истцом расчетным путем по сечению вводного кабеля по формуле для трехфазного ввода (т.1 л.д.16, т.5 л.д.17).
В части удовлетворения заявленных требований по остальным 5-ти актам: N ОТОП-1-12/15 от 21.12.2015 по общежитию N 2 по ул. Г. Бреста, 65; N ОТОП-2-12/15 от 21.12.2015 по общежитию по ул. Флагманская, 4; N ОТОП-3-12/15 от 23.12.2015 по общежитию 14 причал Голландия; N ОТОП-4-12/15 от 24.12.2015 по общежитию ул. Казачья, 20; N ОТОП-6-12/15 от 23.12.2015 по общежитию 5 Фиолент, суд кассационной инстанции считает необходимым отметить, что расчет потребленного объема электрической энергии по данным общежитиям произведен в указанных актах на основании показаний общедомовых приборов учета и тарифов для жилых домов и общежитий города, что подтверждено расчетом самого истца (т. 1 л.д. 15, т.5 л.д. 17).
Из материалов дела усматривается и не оспаривается сторонами, что оплата за поставленный энергоресурс на указанные объекты за период с 18.12.2014 по 17.12.2015 года в адрес гарантирующего поставщика не поступала, договоры на энергоснабжение спорных общежитий в указанный период не заключены.
В соответствии с ч. 1 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Жилищным Кодексом.
Обязанность по содержанию имущества установлена ч. 3 ст. 30 ЖК РФ и возлагается на собственника жилого помещения.
Управляющая организация на основании пунктов 2, 3 части 3 статьи 162 ЖК РФ и подпункта "и" пункта 34 Правил должна заключить с ресурсоснабжающими организациями договоры на приобретение всех коммунальных ресурсов, предоставление которых возможно исходя из степени благоустройства многоквартирного дома.
Только в декабре 2015 года в целях реализации обязанностей собственника по содержанию данных общежитий Министерством обороны в лице начальника 166 ОМИС Скучилина А.А был заключен Договор N 935 управления жилищным фондом, закрепленным за вооруженными силами Российской Федерации с ГУПС "УК "Общежития Севастополя".
Следовательно, до заключения договора с ГУП города Севастополя "УК "Общежития Севастополя", в отсутствие у истца сведений о пользователях и нанимателях жилых помещений в спорных общежитиях, и неоплаты последними потребленной электроэнергии за спорный период, обязанность по оплате потребленного общежитиями энергоресурса правомерно возложена судом на собственников спорного имущества.
Судом апелляционной инстанции установлено, что в соответствии с распоряжением Правительства Севастополя от 20.03.2015 N 195-РП Министерству обороны Российской Федерации, в лице Федерального государственного казенного учреждения "Крымское территориальное управление имущественных отношений" переданы общежития, расположенные по адресам ул. Героев Бреста, 65; ул. Флагманская, 4; 14 причал пос. Голландия; ул. Казачья, 20, общежитие N 5 Фиолент; ул. Ген. Острякова, 61 корп. 1 и 2.
Таким образом, в период до 20.03.2015 года собственником указанного имущества (общежитий) являлось Правительство Севастополя, с 21.03.2015 собственником является Министерство обороны России.
Судом апелляционной инстанции правомерно принят уточненный расчет истца от 25.10.2018, из которого следует, что по заявленному требованию 332 934, 60 руб. начислены за период с 18.12.2014 по 20.03.2015 Правительству Севастополя, 941526,98 руб. за период с 21.03.2015 по 08.12.2015 - Министерству Обороны РФ, 32 219,08 руб. за период с 09.12.2015 по 17.12.2015, когда спорные общежития были переданы по договору в управление ГУПС "УК "Общежития Севастополя" (т.7 л.д.45-46).
С учетом вышеизложенного, суд апелляционной инстанции правомерно взыскал с Правительства Севастополя 332 934,60 руб., с Министерства обороны РФ - 941 526,98 руб. При этом уточненный расчет сторонами не оспорен, контррасчет не представлен.
В части отказа в исковых требованиях, судебный акт не оспаривается, в связи с чем, на основании ст.286 АПК РФ не является предметом исследования и оценки окружного суда кассационной инстанции.
Довод кассационной жалобы Правительства Севастополя о том, что оно лишь юридически являлось собственником спорных общежитий, а фактически ему спорное имущество не передавалось, не является правоопределящим, поскольку лишь подтверждает вывод суда о том, что собственником и распорядителем спорного имущества в заявленный период с 18.12.2014 по 20.03.2015 являлся именно субъект Российской Федерации, в связи с чем подлежит отклонению судом кассационной инстанции. Кроме того, передавая по договору от 25.06.2014 N 8/166ОМИС недвижимое имущество ФКУ "Объединенное стратегическое командование Южного военного округа" в безвозмездное пользование, город федерального значения Севастополь выступал в данных правоотношениях как собственник - ссудодатель.
Доводы кассационной жалобы Министерства обороны Российской Федерации о том, что бездоговорного потребления электрической энергии в общежитиях быть не может, суд округа признает правомерными, но вместе с тем, это не освобождает его как собственника имущества от обязанности по оплате фактически потребленного энергоресурса данными объектами.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе, подтверждающих существенные нарушения норм материального и процессуального права, которые могли повлиять на исход дела и являются достаточным основанием для отмены или изменения постановления в кассационном порядке, кассаторами не представлено.
Принимая во внимание, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, были предметом рассмотрения арбитражного суда, им дана надлежащая правовая оценка, нарушений норм процессуального права при принятии обжалуемого судебного акта не выявлено, суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Центрального округа
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2018 по делу N А84-3986/2016 оставить без изменения, а кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Г. Егорова |
Судьи |
Н.Г. Сладкопевцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По состоянию на 09.12.2015 спорные общежития переданы собственником в управление управляющей компании ГУП города Севастополя "Управляющая компания "Общежития Севастополя", что подтверждается договором управления жилищным фондом, закрепленным за вооруженными силами Российской Федерации от 09.12.2015 (т. 1 л.д. 94 - 112), в то время как ранее перечисленные акты о бездоговорном потреблении электрической энергии составлены 17, 21, 23, 24 декабря 2015 года, при этом ссылка на бездоговорное потребление охватывает период с 18 декабря 2014 года по 17 декабря 2015 года, что свидетельствует о том, что данные акты были составлены уже в период действия договора управления ГУП города Севастополя "Управляющая компания "Общежития Севастополя" жилищным фондом.
Таким образом, при наличии фактически сложившихся договорных отношений с учетом отсутствия нарушения порядка подключения к присоединенной сети потребление электрической энергии нельзя признать бездоговорным, в связи с чем в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за потребленную электроэнергию должен быть исчислен исходя из нормативов потребления коммунальных услуга, утверждаемых органами местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации либо по показаниям приборов учета.
...
В соответствии с ч. 1 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Жилищным Кодексом.
Обязанность по содержанию имущества установлена ч. 3 ст. 30 ЖК РФ и возлагается на собственника жилого помещения.
Управляющая организация на основании пунктов 2, 3 части 3 статьи 162 ЖК РФ и подпункта "и" пункта 34 Правил должна заключить с ресурсоснабжающими организациями договоры на приобретение всех коммунальных ресурсов, предоставление которых возможно исходя из степени благоустройства многоквартирного дома."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 6 марта 2019 г. N Ф10-3809/17 по делу N А84-3986/2016
Хронология рассмотрения дела:
06.03.2019 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-3809/17
19.12.2018 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-718/17
12.04.2018 Решение Арбитражного суда г.Севастополя N А84-3986/16
28.09.2017 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-3809/17
30.05.2017 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-718/17
03.03.2017 Решение Арбитражного суда г.Севастополя N А84-3986/16