г.Калуга |
|
15 марта 2019 г. |
Дело N А14-13065/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11.03.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 15.03.2019.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Смолко С.И. |
судей |
Ключниковой Н.В. Лукашенковой Т.В. |
при ведении протокола
помощником судьи Тарасовой О.В.
при участии в заседании:
от заявителя - открытого акционерного общества "Газпром газораспределение Воронеж" (394018, г. Воронеж, ул. Никитинская, д.50а, ОГРН 1023601560036, ИНН 3664000885) - не явились;
от заинтересованного лица - государственного учреждения - Воронежского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (394006, г. Воронеж, ул. Станкевича, д.43, ОГРН 1023601551071, ИНН 3666016915) - Миневич А.А. (дов. от 09.06.2017 N 48 на 3 года);
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда, кассационную жалобу государственного учреждения - Воронежского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Воронежской области от 01.10.2018 (судья Аришонкова Е.А.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2018 (судьи Осипова М.Б., Михайлова Т.Л., Протасов А.И.) по делу N А14-13065/2018,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Газпром газораспределение Воронеж" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании недействительным решения государственного учреждения - Воронежского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - фонд социального страхования, фонд) от 17.05.2018 N 55 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Решением суда от 01.10.2018 оспариваемое решение фонда признано недействительным, на фонд возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2018 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе фонд просит состоявшиеся судебные решения отменить, ссылаясь на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, неправильное применение судами норм материального права.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель фонда поддержала доводы кассационной жалобы.
Общество надлежаще извещено о времени и месте судебного разбирательства, но его представитель в суд округа не явился. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие представителя общества в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ).
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав пояснения представителя фонда, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, фондом проведена выездная проверка общества в лице его филиала в г. Бобров Воронежской области за период с 01.01.2015 по 31.12.2016 по вопросу правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, по результатам которой 12.04.2018 составлен акт выездной проверки N 55-осс, а 17.05.2018 принято оспариваемое решение N 55. Решением обществу отказано в принятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, произведенных обществом, в сумме 37 923,20 руб., предложено произвести корректировку суммы расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством путем отражения суммы не принятых к зачету расходов в сумме 37 923,20 руб. в бухгалтерском учете и отчетности за период с 01.01.2018 по 30.06.2018 и доплатить страховые взносы в сумме не принятых к зачету расходов в счет уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 37 923,20 руб.
Как видно из акта проверки и решения, основанием для отказа в принятии к зачету суммы расходов на выплату пособий по беременности и родам, а также пособий по временной нетрудоспособности в размере 5 994,48 руб. послужил вывод фонда о необоснованности включения страхователем в расчет среднего заработка для исчисления указанных пособий сумм материальной помощи в пределах 4 000 руб., выплачиваемой работникам при их уходе в очередной ежегодный отпуск. При этом страхователь исчислял с указанной материальной помощи (со всего ее размера) страховые взносы на социальное страхование, полагая, что выплата данной материальной помощи обусловлена выполнением работниками трудовых обязанностей, качеством такого выполнения и, соответственно, является стимулирующей выплатой. Кроме того, фонд пришел к выводу о неправомерном принятии к зачету расходов общества на выплату пособий по временной нетрудоспособности работникам Малееву А.А. (19434,38 руб.) и Иванову Н.В. (12494,34 руб.) по причине оформления листков нетрудоспособности с нарушением установленного порядка.
Не согласившись с решением от 17.05.2018 N 55, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд исследовал представленные доказательства, доводы участвующих в деле лиц, дал им надлежащую правовую оценку и, придя к выводу об обоснованности заявленных требований, удовлетворил заявление общества.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены принятых судебных актов.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения в системе обязательного социального страхования регулируются Федеральным законом от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ).
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 9 Закона N 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию у страхователя (работодателя) возникают по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора.
Согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 12 названного Закона страхователи обязаны выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования, в том числе за счет собственных средств.
Статьей 8 Закона N 165-ФЗ установлены виды страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию, к числу которых отнесены, в том числе, пособие по временной нетрудоспособности, пособие по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком.
В соответствии с частью 1, пунктом 1 части 2 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ) финансовое обеспечение расходов на выплату рассматриваемого пособия застрахованным лицам осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, а также за счет средств страхователя.
Согласно части 1 статьи 4.6 Закона N 255-ФЗ страхователи, производящие выплаты физическим лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию, выплачивают страховое обеспечение застрахованным лицам в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации (за исключением случаев, указанных в пункте 1 части 2 статьи 3 названного Федерального закона, когда выплата страхового обеспечения осуществляется за счет средств страхователей).
В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 11 Закона N 165-ФЗ страховщики имеют право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.
Частью 4 статьи 4.7 Закона N 255-ФЗ предусмотрено, что в случае выявления расходов на выплату страхового обеспечения, произведенных страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденных документами, произведенных на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов, территориальный орган страховщика, проводивший проверку, выносит решение о непринятии таких расходов к зачету.
В соответствии с частью 2 статьи 14 Закона N 255-ФЗ в средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, на которые начислены страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ в редакции, действующей в проверяемый период, объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
В силу части 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона.
В пункте 11 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ указано, что не подлежат обложению страховыми взносами суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, не превышающие 4 000 рублей на одного работника за расчетный период.
При проверке фондом установлено, что работникам общества один раз в год выплачивается материальная помощь к ежегодному основному оплачиваемому отпуску. Полагая, что суммы этой материальной помощи не носят стимулирующего характера, фонд пришел к выводу о том, что страховые взносы не должны начисляться на суммы материальной помощи, не превышающие 4000 руб. на одного работника за расчетный период.
Согласно статье 191 Трудового Кодекса Российской Федерации (ТК РФ) работодатель вправе поощрять работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии). Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине.
Пунктом 10.16 Коллективного договора ОАО "Воронежоблгаз" (в настоящее время - ОАО "Газпром газораспределение Воронеж"), действующего с 2011 года и до 31.12.2016, Положением об оплате труда и материальном стимулировании работников общества предусмотрено оказывать один раз в год материальную помощь к ежегодному основному оплачиваемому отпуску работникам, проработавшим в обществе не менее 11 месяцев, в размере в зависимости от стажа работы.
Исходя из изложенного, суды пришли к правильному выводу о том, что указанная материальная помощь носит стимулирующий характер, а поэтому сумма такой материальной помощи является элементом заработной платы, подлежит включению в расчетную базу для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование и облагается страховыми взносами.
В соответствии с частью 5 статьи 13 Закона N 255-ФЗ назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам осуществляются на основании листка нетрудоспособности, выданного медицинской организацией в форме документа на бумажном носителе_ Форма, порядок выдачи и порядок оформления листков нетрудоспособности устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и Фондом социального страхования Российской Федерации.
Основанием для непринятия фондом к зачету сумм 19434,38 руб. и 12494,34 руб. послужил вывод фонда о том, что в нарушение пункта 58 Порядка выдачи листков нетрудоспособности, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 N 624н (далее - Порядок N 624н), при заполнении раздела "Заполняется врачом медицинской организации" листка нетрудоспособности N 249956464363, выданного Малееву А.А., в строке "ФИО" в отчестве нетрудоспособного лица допущена ошибка, а именно: вместо "Анатольевич" напечатано "Ананатольевич" (т.1 л.д.25); в нарушение пункта 60 Порядка N 624н в таблице "Освобождение от работы" в графе "С какого числа" во второй строке листка нетрудоспособности N 193800564730, выданного Иванову Н.В., исправлен год "2015" на "2016" (т.1 л.д.29). По мнению фонда, листки нетрудоспособности, оформленные с нарушением установленного Порядка, считаются испорченными и у страхователя отсутствуют основания для выплаты застрахованному лицу страхового обеспечения в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования.
Согласно части 1 статьи 22 Закона N 165-ФЗ основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.
Судами установлено, что Малееву Александру Анатольевичу был выдан листок нетрудоспособности N 249922848063 БУЗ ВО Бобровская РБ за период с 10.10.2016 по 17.10.2016, а затем в качестве продолжения данного листка нетрудоспособности оформлены листки нетрудоспособности N 249956464363 на период с 18.10.2016 по 31.10.2016 и N 949923249925 - на период с 01.11.2016 по 08.12.2016. Только в одном промежуточном листке нетрудоспособности N 249956464363 неточно указано отчество Малеева и очевидно, что допущена опечатка - "Ананатольевич". Листок нетрудоспособности N 193800564730 выдан Иванову Н.В. БУЗ ВО Бобровская РБ 25.01.2016. В данном листке в графе "освобождение от работы" указаны периоды с 25.01.2016 по 01.02.2016, с 02.02.2016 по 05.02.2016. В строке "с 02.02.2016" заметно исправление года "2015" на "2016". Учитывая, что листок нетрудоспособности Иванову Н.В. выдан 25.01.2016, в графе "причитается пособие за период" указано с 25.01.2016 по 05.02.2016, поэтому в дате "02.02.2016" очевидно допущена описка и исправлена.
Исходя из изложенного, суды пришли к правильному выводу о том, что доказательств, опровергающих факт наступления страхового случая (в виде временной нетрудоспособности Малеева А.А. и Иванова Н.В.), не представлено, незначительные очевидные опечатки (описки), допущенные при оформлении больничных листков, не могут являться основанием для отказа застрахованному лицу в начислении и выплате пособия по временной нетрудоспособности. А поэтому суды признали незаконным непринятие к зачету расходов страхователя на пособия по временной нетрудоспособности в сумме 31928,72 руб.
Таким образом, суд по праву признал оспариваемое решение фонда недействительным и обязал фонд устранить нарушения прав и законных интересов общества.
Доводы кассационной жалобы являлись и доводами апелляционной жалобы и были предметом подробного исследования суда апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка. В соответствии с частью 1 статьи 286 АПК РФ суд кассационной инстанции не вправе переоценивать установленные судами первой и апелляционной инстанций обстоятельства.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов не усматривается.
Руководствуясь п. 1 ч.1 ст.287, ст.289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 01.10.2018 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2018 по делу N А14-13065/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение двух месяцев в порядке, предусмотренном ст.291.1 АПК РФ.
Председательствующий судья |
С.И. Смолко |
Судьи |
Н.В. Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 15 марта 2019 г. N Ф10-815/19 по делу N А14-13065/2018
Хронология рассмотрения дела:
15.03.2019 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-815/19
11.03.2019 Определение Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-8962/18
19.12.2018 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-8962/18
01.10.2018 Решение Арбитражного суда Воронежской области N А14-13065/18