г.Калуга |
|
26 марта 2019 г. |
Дело N А83-21389/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19.03.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 26.03.2019.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Смолко С.И. |
судей |
Ключниковой Н.В. Лукашенковой Т.В. |
при ведении протокола
помощником судьи Тарасовой О.В.
при участии в заседании:
от заявителя: индивидуального предпринимателя Халиловой Урхие Сеит-Аметовны (297548, Республика Крым, Симферопольский район, с. Тепловка, ул. Заречкая, д.62, ОГРНИП 315910200424174, ИНН 910906676600) - Михалькова А.А. (дов. от 10.01.2019);
от заинтересованного лица: Совета министров Республики Крым (295005, Республика Крым, г. Симферополь, проспект Кирова, д.13, ОГРН 1149102016414, ИНН 9102011424) - Володькин С.А. (дов. от 12.04.2016 на 3 года);
от третьих лиц:
Администрации Сакского района Республики Крым (296500, Республика Крым, г. Саки, ул. Ленина, д.15, ОГРН 1149102093612, ИНН 9107002769) - не явились;
Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым (295015, Республика Крым, г. Симферополь, ул. Севастопольская, д.17, ОГРН 1149102017426, ИНН 9102012080) - Тришкин Д.Ю. (дов. от 27.12.2018 N 1531-Д);
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Крым, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Халиловой У.С.-А. на решение Арбитражного суда Республики Крым от 09.08.2018 (судья Куртлушаев М.И.) и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2019 (судьи Привалова А.В., Омельченко В.А., Яковлев А.С.) по делу N А83-21389/2017,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Халилова Урхие Сеит-Аметовна (далее - предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о признании недействительным распоряжения Совета министров Республики Крым (далее - совет министров) от 28.11.2017 N 1355-р "О прекращении действия разрешения на размещение объектов на землях, находящихся в государственной собственности Республики Крым".
Суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрацию Сакского района Республики Крым (далее - администрация района), Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым (далее - министерство).
Решением суда от 09.08.2018 в удовлетворении требования предпринимателя отказано.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2019 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе предприниматель просит состоявшиеся судебные решения отменить, её требование удовлетворить, ссылаясь на то, что суды не сослались на нормативно-правовые акты, запрещающие ведение торговой деятельности на спорном земельном участке; в соответствии с ГОСТ Р 51303-2013 "Торговля. Термины и определения", Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ) павильоны и киоски - это нестационарные торговые объекты, а ей разрешено размещать временные павильоны, киоски. Кроме того, предприниматель сослалась на отсутствие доказательств осуществления ею торговой деятельности (в материалы дела не представлены товарные накладные, кассовые чеки).
В отзывах на кассационную жалобу совет министров и министерство просят принятые судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на необоснованность доводов жалобы.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель предпринимателя поддержала доводы кассационной жалобы, представители совета министров и министерства поддержали доводы отзывов на жалобу.
Администрация района надлежаще извещена о времени и месте судебного разбирательства, но своего представителя в суд округа не направила. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие представителя администрации в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ).
Проверив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзывов на жалобу, заслушав пояснения явившихся в судебное заседание представителей, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, на основании заявления предпринимателя от 14.04.2017 в адрес администрации района с просьбой выдать заключение на размещение временных павильонов и киосков на территории Штормовского сельского поселения Сакского района сроком на 5 лет в тот же день 14.04.2017 администрация района выдала предпринимателю заключение N 01.22/5-4/110 на размещение временных объектов на землях или земельном участке: на кадастровом плане территории 90:11:240901 и схему границ предполагаемых к использованию земель (т.3 л.д.61,30).
3 мая 2017 г. предприниматель обратилась в министерство с заявлением о выдаче ей разрешения на размещение временных объектов (павильонов, киосков, общественных туалетов) на землях (земельном участке) 90:11:240901, адресный ориентир: Штормовское сельское поселение, с.Поповка, напротив кафе "Сезам", на срок 5 лет, приложив заключение администрации и схему границ (т.3 л.д.59).
На основании заявления предпринимателя от 06.06.2017 в адрес совета министров с просьбой разрешить ей размещение нестационарных объектов (временные павильоны, киоски, туалеты) для организации обслуживания зон отдыха населения, в том числе на пляжных территориях в прибрежных защитных полосах водных объектов, кадастровый квартал 90:11:240901, а именно: павильоны, киоски - 11 шт., клумбы - 3 шт., скамейки для отдыха - 4 шт., туалеты - 3 шт., во исполнение вынесенного в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300, Законом Республики Крым от 01.07.2016 N 264-ЗРК/2016 распоряжения совета министров от 15.08.2017 N 896-р, которым предпринимателю разрешено размещение объектов (за исключением нестационарных торговых объектов) на землях, находящихся в государственной собственности Республики Крым, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, расположенных на территории Штормовского сельского поселения Сакского района Республики Крым, сроком на 5 лет с момента выдачи разрешения на размещение объектов, 21.08.2017 министерство выдало предпринимателю сроком на 5 лет разрешение N 5 на размещение объектов (за исключением нестационарных торговых объектов) для организации обслуживания зоны отдыха населения, в том числе на пляжных территориях в прибрежных защитных полосах водных объектов (временные павильоны, киоски, туалеты); элементов благоустройства территории (скамейки, клумбы) на землях или земельном участке, находящихся в государственной собственности Республики Крым, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, расположенных на территории Штормовского сельского поселения Сакского района Республики Крым, за границами населенных пунктов, номер кадастрового квартала 90:11:240901, общей площадью 377 кв.м, согласно координатам характерных точек границ территории, указанных в приложении к настоящему разрешению (т.3 л.д.2, 43, 46).
В разрешении указано, что действие данного разрешения может быть досрочно прекращено по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации и Законом Республики Крым от 01.07.2016 N 264-ЗРК/2016 "О порядке и условиях размещения на территории Республики Крым объектов, которые могут быть размещены на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов" (далее - Закон N 264-ЗРК/2016).
Проведенными администрацией района 19.07.2017 и 25.08.2017 проверками установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 90:11:240901:704 общей площадью 377 кв.м, расположенном на территории Штормовского сельского поселения, с северо-западной стороны с.Поповка, предприниматель разместила 11 нестационарных торговых объектов, в 9-ти из которых ведется торговая деятельность (т.1 л.д. 49-50, 124, 125).
На основании обращений администрации района и в соответствии с приказом руководителя министерства от 07.09.2017 N 84-к должностными лицами министерства в отношении предпринимателя проведена внеплановая проверка наличия, сохранности и использования недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Республики Крым, по результатам которой 04.10.2017 составлен акт проверки. В акте зафиксировано, что на территории указанного выше земельного участка находится 11 некапитальных строений, представляющих собой торговые павильоны, 3 из которых на день проверки открыты и осуществляют торговую деятельность по продаже сувенирной продукции, товаров народного потребления, текстиля, 8 павильонов закрыты. Указанные торговые павильоны принадлежат предпринимателю Халиловой У.С-А. и сдаются в аренду другим предпринимателям для осуществления торговой деятельности. В качестве основания для ведения торговой деятельности реализаторами представлены копии разрешения министерства от 21.08.2017 N 5 на размещение объектов (т.1 л.д.117).
Кроме того, по факту незаконного размещения предпринимателем на спорном земельном участке нестационарных торговых объектов прокурором Республики Крым в адрес министерства 07.11.2017 вынесено представление N 7/2-843-2017/Прд25-2017 (т.1 л.д.86).
Указанные обстоятельства явились основанием для принятия советом министров распоряжения от 28.11.2017 N 1355-р, которым признано утратившим силу распоряжение совета министров от 15.08.2017 N 896-р "О выдаче разрешения на размещение объектов на землях, находящихся в государственной собственности Республики Крым", действие разрешения N 5 от 21.08.2017 на размещение объектов (за исключением нестационарных торговых объектов) прекращено.
Полагая, что распоряжение от 28.11.2017 N 1355-р является незаконным и нарушает её права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, предприниматель обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции исследовал представленные доказательства, доводы участвующих в деле лиц, дал им надлежащую правовую оценку и, придя к выводу о необоснованности заявленного требования, отказал в его удовлетворении.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены состоявшихся судебных актов.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (далее - Перечень N 1300). Согласно пункту 19 Перечня N 1300 к таким объектам отнесены нестационарные объекты для организации обслуживания зон отдыха населения, в том числе на пляжных территориях в прибрежных защитных полосах водных объектов (теневые навесы, аэрарии, солярии, кабинки для переодевания, душевые кабинки, временные павильоны и киоски, туалеты, питьевые фонтанчики и другое оборудование, в том числе для санитарной очистки территории, пункты проката инвентаря, медицинские пункты первой помощи, площадки или поляны для пикников, танцевальные, спортивные и детские игровые площадки и городки), для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
Законом N 264-ЗРК/2016 урегулирован порядок и условия размещения на территории Республики Крым объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, перечень которых установлен Постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 N 1300.
И в Постановлении Правительства РФ от 03.12.2014 N 1300 и в Законе N 264-ЗРК/2016 речь идет о размещении временных объектов, в том числе павильонов, киосков, за исключением нестационарных торговых объектов.
Довод кассационной жалобы о том, что павильоны и киоски - есть нестационарные торговые объекты несостоятелен, так как заявитель жалобы при этом ссылается на ГОСТ Р 51303-2013 "Торговля. Термины и определения" и Закон N 381-ФЗ. Однако разрешение на размещение предпринимателем временных объектов принималось не в соответствии с указанными нормативными актами, а в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 N 1300 и Законом N 264-ЗРК/2016. Как указано выше, данные нормативные акты не регулируют размещение нестационарных торговых объектов.
Несостоятелен и довод кассационной жалобы о том, что отсутствует запрет на размещение нестационарных торговых объектов на спорном земельном участке. Выданным предпринимателю разрешением от 21.08.2017 N 5 предусмотрено размещение временных объектов для организации обслуживания зон отдыха населения (за исключением нестационарных торговых объектов).
Довод кассационной жалобы о недоказанности факта осуществления торговой деятельности в павильонах, установленных предпринимателем, противоречит установленным судами обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, в частности фотоснимками, полученными при проведении проверок 19.07.2017 и 25.08.2017 (т.1 л.д.47, 47 об., 124, 125).
В силу статьи 6 Закона N 264-ЗРК/2016 использование земельного участка не в соответствии с целями, указанными в разрешении на размещение объектов (ненадлежащее использование), является основанием для принятия уполномоченным органом решения о прекращении действия разрешения.
Исходя из изложенного, суд пришел к правильному выводу о законности оспариваемого распоряжения совета министров и отказал предпринимателю в удовлетворении её заявления.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов не усматривается.
Руководствуясь п.1 ч.1 ст.287, ст.289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 09.08.2018 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2019 по делу N А83-21389/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение двух месяцев в порядке, предусмотренном ст.291.1 АПК РФ.
Председательствующий судья |
С.И. Смолко |
Судьи |
Н.В. Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Законом N 264-ЗРК/2016 урегулирован порядок и условия размещения на территории Республики Крым объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, перечень которых установлен Постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 N 1300.
И в Постановлении Правительства РФ от 03.12.2014 N 1300 и в Законе N 264-ЗРК/2016 речь идет о размещении временных объектов, в том числе павильонов, киосков, за исключением нестационарных торговых объектов.
Довод кассационной жалобы о том, что павильоны и киоски - есть нестационарные торговые объекты несостоятелен, так как заявитель жалобы при этом ссылается на ГОСТ Р 51303-2013 "Торговля. Термины и определения" и Закон N 381-ФЗ. Однако разрешение на размещение предпринимателем временных объектов принималось не в соответствии с указанными нормативными актами, а в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 N 1300 и Законом N 264-ЗРК/2016. Как указано выше, данные нормативные акты не регулируют размещение нестационарных торговых объектов."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 26 марта 2019 г. N Ф10-1004/19 по делу N А83-21389/2017
Хронология рассмотрения дела:
26.03.2019 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-1004/19
19.03.2019 Определение Арбитражного суда Республики Крым N А83-21389/17
29.01.2019 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-2597/18
25.09.2018 Определение Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-2597/18
09.08.2018 Решение Арбитражного суда Республики Крым N А83-21389/17