Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 26 марта 2019 г. N Ф10-1004/19 настоящее постановление оставлено без изменения
29 января 2019 г. |
Дело N А83-21389/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 января 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 января 2019 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Приваловой А.В., судей Омельченко В.А., Яковлева А.С.,
при ведении протоколирования судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Головченко Я.А.,
при участии в заседании до перерыва:
от индивидуального предпринимателя Халиловой Урхие Сеит-Аметовны - Михалькова Анна Алексеевна, представитель по доверенности от 10.01.2019 б/н;
от Совета министров Республики Крым - Еланский Михаил Михайлович, представитель по доверенности от 12.12.2018 N 1/01-58/8021;
от Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым - Тришкин Денис Юрьевич, представитель по доверенности от 21.12.2017 N 2341-Д;
при участии после перерыва:
от индивидуального предпринимателя Халиловой Урхие Сеит-Аметовны - Михалькова Анна Алексеевна, представитель по доверенности от 10.01.2019 б/н;
от Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым - Кравец Андрей Владимирович, представитель по доверенности от 27.12.2018 N 1532-Д;
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о месте и времени судебного разбирательства;
продолжив после перерыва в судебном заседании рассмотрение апелляционной жалобы индивидуального предпринимателя Халиловой Урхие Сеит-Аметовны на решение Арбитражного суда Республики Крым от 09 августа 2018 года по делу N А83-21389/2017 (судья Куртлушаев М.И.), принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Халиловой Урхие Сеит-Аметовны к Совету министров Республики Крым, при участии третьих лиц: Администрации Сакского района Республики Крым, Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым о признании распоряжения недействительным,
установил:
индивидуальный предприниматель Халилова Урхие Сеит-Аметовна (далее -заявитель, предприниматель, ИП Халилова У.С-А.) обратилась в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением к Совету министров Республики Крым (далее - Совмин, уполномоченный орган) о признании недействительным распоряжения от 28.11.2017 N 1355-р "О прекращении действия разрешения на размещение объектов на землях, находящихся в государственной собственности Республики Крым".
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечены Администрация Сакского района Республики Крым (далее - Администрация), Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым (далее - Министерство).
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 09.08.2018 в удовлетворении заявленного требования отказано, разрешен вопрос о возврате из федерального бюджета излишне уплаченной государственной пошлины в размере 2700,00 рублей.
Не согласившись с принятым решением, предприниматель обратилась с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств дела, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и нормам права, просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования. В обоснование апелляционной жалобы предприниматель приводит доводы о том, что размещенные на предоставленном земельном участке объекты (временные павильоны) соответствуют ранее выданному Министерством разрешению; факт ведения в них именно торговой деятельности не доказан; разрешением запрещено размещение нестационарных торговых объектов, но не осуществление предпринимательской деятельности на земельном участке.
В отзыве на апелляционную жалобу Совет министров Республики Крым просит в ее удовлетворении отказать, судебный акт оставить без изменения, ссылаясь на установленный факт нарушения предпринимателем подпункта 1 пункта 1 статьи 5 Закона Республики Крым от 01.07.2016 N 264-ЗРК/2016 "О порядке и условиях размещения на территории Республики Крым объектов, которые могут быть размещены на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов" (далее - Закон N 264-ЗРК/2016), что выразилось в использовании предоставленного ей земельного участка для установки нестационарных торговых объектов, не предусмотренных ранее выданным разрешением.
Министерство в письменных пояснениях полагает принятое по делу решение законным и обоснованным, поддерживает изложенные в отзыве доводы Совмина.
В судебном заседании представитель предпринимателя поддержала доводы апелляционной жалобы и просила ее удовлетворить, судебное решение отменить. Представители Совмина и Министерства, напротив, возражали против доводов апелляционной жалобы, просили оставить решение суда без изменений, а жалобу - без удовлетворения,
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в судебном заседании объявлялся перерыв, заседание продолжено 22.01.2019.
В соответствии с частями 3, 5 статьи 156 и частью 1 статьи 266 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены апелляционным судом в порядке статей 266, 268 АПК РФ.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе, выслушав пояснения представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований по доводам апелляционной жалобы для отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом, распоряжением Совета министров Республики Крым от 15 августа 2017 года N 896-р "О выдаче разрешения на размещение объектов на землях, находящихся в государственной собственности Республики Крым" разрешено ИП Халиловой У.С-А. размещение объектов (за исключением нестационарных торговых объектов) на землях, находящихся в государственной собственности Республики Крым, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, расположенных на территории Штормовского сельского поселения Сакского района Республики Крым, за границами населенных пунктов, общей площадью 377 кв. м. согласно координатам характерных точек границ территории, указанных в приложении к настоящему распоряжению, для размещения нестационарных объектов для организации обслуживания зоны отдыха населения, в том числе на пляжных территориях (временные павильоны, киоски, туалеты); элементов благоустройства территории (скамейки, клумбы) при условии строительства объектов некапитального строительства, для размещения которых не требуется разрешение на строительство, сроком на 5 лет с момента выдачи разрешения на размещение объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов при условии:
-ограничения хозяйственной деятельности и соблюдения режима использования в водоохраной зоне Чёрного моря в соответствии с требованиями статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации;
-обеспечения свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам;
-выполнения условий и требований по обсечению безопасности людей на водных объектах в соответствии с правилами охраны жизни людей на водных объектах Республики Крым, утвержденными постановлением Совета министров Республики Крым от 25.11.2014 N 480.
Пунктом 3 названного распоряжения заявителю разъяснено, что действие разрешения может быть досрочно прекращено по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации и Законом Республики Крым N 264-ЗРК/2016, а также в случае предоставления используемого заявителем земельного участка (земель) физическому или юридическому лицу, за исключением случая, предусмотренного частью 4 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Этим же распоряжением Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым поручено выдать ИП Халиловой У.С-А. разрешение на размещение объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
21.08.2017 Министерством выдано предпринимателю разрешение N 5 на размещение объектов на земельном участке с условным кадастровым номером 90:11:240901:704, общей площадью 377 кв.м. сроком действия на 5 лет.
Согласно заявлению предпринимателя и приложению к разрешению для указанных выше целей на земельном участке разрешено размещение 11 временных павильонов, 3 клумб, 4 скамеек для отдыха и 3 туалетов.
Ранее при осуществлении мероприятий по муниципальному земельному контролю по результатам проверки, проведенной в отношении предпринимателя отделом муниципального контроля администрации Сакского района Республики Крым (акт проверки от 29.05.2017 года N 76/13/3-12/2017-26), был выявлен факт размещения нестационарных торговых объектов на занятом ИП Халиловой У.С-А. земельном участке (кадастровый номер 90:11:240901:704) в отсутствие соответствующих разрешений. Предпринимателю выдано предписание об устранении требований земельного законодательства, установлен срок освобождения земельного участка от строений либо для приобретения прав на использование земельного участка (срок исполнения - 08.07.2017).
19.07.2017 администрацией Сакского района Республики Крым при проверке исполнения выданного предписания установлено, что предписание не исполнено (акт проверки от 19.07.2017 N 77/16/3-12/2017-39) и зафиксировано, что земельный участок имеет бетонную площадку, на которой сооружен каркас из профильной трубы и обшит металлопрофилем. Данное помещение поделено на 11 помещений (киосков). К акту приложена фототаблица, из которой усматривается ведение в некоторых киосках торговой деятельности. По результатам проведенной проверки предпринимателю выдано повторное предписание и установлен срок его исполнения в течение 16 дней с момента получения.
25.08.2017 администрацией Сакского района Республики Крым при проверке исполнения повторного предписания, выданного на основании проверки от 19.07.2017, установлено, что нарушения устранены, предпринимателем получено разрешение на размещение объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, выданное Министерством 21.08.2017. Однако проверкой установлено, что на данном земельном участке размещено 11 нестационарных торговых объектов (НТО), из которых в девяти велась торговая деятельность (согласно прилагаемой фототаблице), что противоречит выданному разрешению. В связи с чем Администрация направила информацию Министерству для принятия мер реагирования в установленном законом порядке.
На основании обращения Администрации Министерством в порядке процедуры, установленной Положением о порядке организации контроля за сохранностью и использованием по назначению имущества Республики Крым, утвержденным постановлением Совета министров Республики Крым от 25.09.2014 N 346, в соответствии с приказом Министерства от 07.09.2017 N 84-к о проведении внеплановой проверки и образовании рабочей группы для проведения проверки в период с 11.09.2017 по 06.10.2017 земельного участка, находящегося в государственной собственности Республики Крым и используемого ИП Халиловой У.С-А., проведена внеплановая проверка наличия, сохранности и использования недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Республики Крым (пункты 3.1, 3.2 Положения).
Проверкой установлено и актом от 04.10.2017 зафиксировано, что на территории земельного участка находится 11 некапитальных строений, представляющих собой торговые павильоны, 3 из которых открыты и осуществляют торговую деятельность по продаже сувенирной продукции, товаров народного потребления, текстиля, 8 павильонов закрыты. Указанные торговые павильоны принадлежат ИП Халиловой У.С-А. и сдаются в аренду другим предпринимателям для осуществления торговой деятельности. В качестве основания для ведения торговой деятельности реализаторами торговых объектов были представлены копии разрешения Министерства от 21.08.2017 N 5 на размещение объектов (за исключением нестационарных торговых объектов).
По результатам проведенной проверки Министерство пришло к выводу, что в нарушение подпункта 1 пункта 1 статьи 5 Закона Республики Крым от 01.07.2016 N 264-ЗРК/2016 "О порядке и условиях размещения на территории Республики Крым объектов, которые могут быть размещены на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов" предприниматель фактически использовала земельный участок, предоставленный ей согласно выданному разрешению, для размещения НТО, не предусмотренных разрешением, и необходимости в этой связи рассмотрения вопроса о прекращении действия разрешения в виду ненадлежащего использования земельного участка.
Кроме того, по факту выявленного нарушения использования земельного участка в обход установленной конкурентной процедуры размещения нестационарных торговых объектов прокуратурой Республики Крым в адрес Министерства была выдано представление об устранении нарушений законодательства в сфере земельных отношений от 07.11.2017 N 7/2-843-2017/Прд25-2017.
Указанные обстоятельства явились основанием для принятия Советом министров Республики Крым распоряжения от 28.11.2017 N 1355-р "О прекращении действия разрешения на размещение объектов на землях, находящихся в государственной собственности Республики Крым" в порядке, предусмотренном пунктом 2 части 1 статьи 6 Закона Республики Крым от 01.07.2016 N 264-ЗРК/2016.
Не согласившись с отменой разрешительного документа и указывая на отсутствие установленных нарушений использования земельного участка, предприниматель оспорила принятое распоряжение в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции пришел к выводу о законности оспоренного распоряжения, принятого уполномоченным органом, при наличии к этому достаточных оснований и, как следствие, отсутствии нарушенных прав предпринимателя.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции на основании следующего.
Согласно пункту 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Пунктом 19 Перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300, к таким объектам отнесены временные павильоны и киоски для организации обслуживания зон отдыха населения.
С целью совершенствования процесса размещения временных сооружений на территории Республики Крым Законом Республики Крым от 01.07.2016 N 264-ЗРК/2016 "О порядке и условиях размещения на территории Республики Крым объектов, которые могут быть размещены на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов" установлен порядок и условия размещения на территории Республики Крым объектов, которые могут быть размещены на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, перечень которых установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 года N 1300.
Статьей 2 данного Закона предусмотрено, что размещение объектов на территории Республики Крым осуществляется на основании разрешения на размещение объектов, выдаваемого уполномоченным органом (далее - разрешение). В случае размещения объекта на земельном участке, находящемся в государственной собственности Республики Крым, уполномоченным органом на выдачу разрешения является Совет министров Республики Крым.
Согласно статье 7 Закона N 264-ЗРК/2016 порядок рассмотрения заявлений о выдаче разрешений и предоставления согласований заинтересованными исполнительными органами государственной власти Республики Крым устанавливается Советом министров Республики Крым.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 20.01.2017 N 10 утвержден Порядок рассмотрения заявлений о выдаче разрешений на размещение объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, и предоставления согласований заинтересованными исполнительными органами государственной власти Республики Крым (далее - Порядок N 10).
Положениями названного Порядка предусмотрена выдача разрешений на срок не более 5 лет на размещение объектов, поименованных в пункте 2.2 Положения, в частности нестационарных объектов для организации обслуживания зон отдыха населения, в том числе на пляжных территориях в прибрежных защитных полосах водных объектов (теневые навесы, аэрарии, солярии, кабинки для переодевания, душевые кабинки, временные павильоны и киоски, туалеты, питьевые фонтанчики и другое оборудование, в том числе для санитарной очистки территории, пункты проката инвентаря, медицинские пункты первой помощи, площадки или поляны для пикников, танцевальные, спортивные и детские игровые площадки и городки), для размещения которых не требуется разрешение на строительство.
Как следует из материалов дела, разрешение от 21.07.2017 N 5 для размещения на земельном участке именно таких объектов в целях организации обслуживания зон отдыха населения и было выдано предпринимателю, не допускающее при этом осуществление в них торговой деятельности.
Между тем проведенными контрольным мероприятиями установлено, что согласованные к размещению объекты используются предпринимателем фактически для ведения в них торговой деятельности (продажа товаров), что выданным разрешением не предусмотрено и в рамках правового регулирования, устанавливающего размещение объектов без предоставления земельного участка для организации обслуживания зон отдыха населения, не допускается.
Согласно Федеральному закону от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" под торговой деятельностью понимается вид предпринимательской деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров; под торговым объектом - здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.
Размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов (статья 10 Закона N 381-ФЗ).
Таким образом, вопреки доводам заявителя независимо от вида реализуемых товаров любая торговая деятельность во временных павильонах, на размещение которых предпринимателем было получено разрешение и предназначаемых для организации обслуживания зон отдыха населения, не допускается. В рассматриваемом случае предприниматель не вправе осуществлять свою деятельность по собственному усмотрению, а только исходя из целей предоставленного разрешения.
В силу статьи 6 Закона N 264-ЗРК/2016 использование земельного участка не соответствующее целям, указанным в разрешении (ненадлежащее использование), является основанием для принятия уполномоченным органом решения о прекращении действия разрешения.
При таких установленных обстоятельствах у Совета министров Республики Крым, как уполномоченного органа, имелись достаточные основания для принятия оспариваемого распоряжения, действие выданного заявителю разрешения прекращено правомерно.
Доводы апелляционной жалобы о недоказанности уполномоченным органом факта ведения торговой деятельности подлежат отклонению, поскольку опровергаются имеющимися в деле материалами проверочных мероприятий, с прилагаемой к ним фотофиксацией. Доказательств, опровергающих установленные проверками обстоятельства, заявителем в жалобе не приведено и суду не представлено.
При этом установленная положениями статьи 200 АПК РФ обязанность органа, принявшего оспариваемый ненормативный правовой акт, доказывать соответствие этого акта закону, а также обстоятельства, послужившие основанием для принятия оспариваемого акта, не освобождает заявителя от обязанности, установленной статьей 65 АПК РФ, доказывать обстоятельства, на которые он ссылается как на основание своих требований и возражений.
Доводы жалобы о несоблюдении Министерством при проведении внеплановой проверки порядка ее проведения были предметом исследования суда первой инстанции и они нашли надлежащую правовую оценку в обжалуемом судебном акте. Нарушений порядка проведения внеплановой проверки, установленного Положением о порядке организации контроля за сохранностью и использованием по назначению имущества Республики Крым, утвержденным постановлением Совета министров Республики Крым от 25.09.2014 N 346, судом не установлено. Иных доводов, которые не были бы проверены судом первой инстанции, заявителем в жалобе не приведено, оснований для переоценки установленных обстоятельств по доводам жалобы не имеется.
Иное толкование заявителем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судом норм права, влекущим отмену судебного акта.
Поскольку все юридически значимые обстоятельства при рассмотрении дела, имеющие существенное значение для разрешения спора, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, которым дана надлежащая правовая оценка, при этом нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 09 августа 2018 года по делу N А83-21389/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Халиловой Урхие Сеит-Аметовны - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.В. Привалова |
Судьи |
В.А. Омельченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-21389/2017
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 26 марта 2019 г. N Ф10-1004/19 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ИП Халилова Урхие Сеит-Аметова
Ответчик: СОВЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Третье лицо: Министерство Имущественных и Земельных Отношений Республики Крым, АДМИНИСТРАЦИЯ САКСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Хронология рассмотрения дела:
26.03.2019 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-1004/19
19.03.2019 Определение Арбитражного суда Республики Крым N А83-21389/17
29.01.2019 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-2597/18
25.09.2018 Определение Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-2597/18
09.08.2018 Решение Арбитражного суда Республики Крым N А83-21389/17