10 апреля 2019 г. |
Дело N А62-1100/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 3 апреля 2019 года.
г. Калуга
Постановление изготовлено в полном объеме 10 апреля 2019 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Ермакова М.Н. |
судей |
Бутченко Ю.В. |
|
Чаусовой Е.Н. |
|
|
при участии в заседании: |
|
|
|
от ООО "АЛВО" 127247, г.Москва, Дмитровское шоссе, д.100, стр.2, пом.1214 ОГРН 1167746208794
от Смоленской таможни 214032, г.Смоленск, ул.Лавочкина, д.105 ОГРН 1026701425849 |
не явились, извещены надлежаще
не явились, извещены надлежаще |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Смоленской таможни на решение Арбитражного суда Смоленской области от 11.09.18г. (судья А.М.Ерохин) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.12.18г. (судьи Е.Н.Тимашкова, Е.В.Мордасов, В.Н.Стаханова) по делу N А62-1100/2018,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "АЛВО" (далее - Общество) обратилось в суд с заявлением о признании недействительным решения Смоленской таможни (далее - Таможня) от 11.12.17г. о корректировке таможенной стоимости товаров по ДТ N 10113110/110917/0119781 и обязания Таможни возвратить излишне уплаченные таможенные платежи в размере 1626943,52 руб.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 11.09.18г. заявление удовлетворено.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.12.18г. решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Таможня просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Общество в отзыве на жалобу просит оставить ее без удовлетворения.
Определением суда кассационной инстанции от 14.02.19г. удовлетворено ходатайство таможни об участии е представителя в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Смоленской области. Поскольку в назначенное время надлежаще уполномоченные представители Таможни и Общества в судебное заседание не явились, дело рассмотрено судом в общем порядке.
В соответствии с ч.1 ст.286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Рассмотрев доводы жалобы и отзыва, выслушав представителей сторон, поддержавших доводы жалобы и отзыва, изучив материалы дела, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, Общество в рамках внешнеторгового контракта от 12.05.2017 N 12/05-17, заключенного с компанией "SMARTOOLS OU" (Эстония) ввезло на территорию Российской Федерации товар - пластиковые лотки для проращивания семян и выращивания рассады в промышленных теплицах (код ТН ВЭД ЕАЭС 3926909200. Таможенное оформление было осуществлено по декларации на товары N 10113110/110917/0119781, их таможенная стоимость была определена Обществом по 1-му методу - по цене сделки (1,45 долларов США за кг), с предоставлением необходимого пакета документов (учредительные документы, контракт, дополнительное соглашение от 30.08.17г. N 6, инвойсы от 01.09.17г., паспорт сделки, договор на транспортно-экспедиционное обслуживание, счет на оплату фрахта и иные документы).
.
12.09.17г. Таможней в порядке ст.69 Таможенного кодекса Таможенного союза (действовавшего в указанный период) было принято решение о проведении дополнительной проверки в связи с признаками недостоверного декларирования таможенной стоимости товаров, а также несоответствия сведений, влияющих на их таможенную стоимость, в документах, представленных при декларировании; у Общества запрошены дополнительные документы для подтверждения заявленной таможенной стоимости.
Обществом в установленные сроки представлен комплект дополнительных документов (инвойс RS-01/17 от компании производителя "RUBIROX SYSTEMS LTD", контракт и приложение от 30.08.17г. N 6, экспортные декларации 17PL412020E0257356, 17PL412020E0259090, 17PL412020E0259074 и 17PL412020E0258899, заверенные таможней отправителя, документы по оплате товара (ведомость банковского контроля, инвойсы), документы по поставке товара на учет, счета на оплату транспортных услуг, договор на оказание транспортных услуг, платежный документ об оплате транспортных услуг, заявка на перевозку, документы по продаже товара на единой таможенной территории ТС, а также письменные пояснения о невозможности представить иные запрошенные документы), в результате рассмотрения которого Таможней принято решение о корректировке таможенной стоимости товаров, заявленной в ДТ N 10113110/110917/011978 в связи с тем, что представленные Обществом документы не устраняют основания для проведения дополнительной проверки, и не подтверждают заявленные им сведения о таможенной стоимости товаров.
Оспариваемым решением стоимость товаров была определена Таможней по 3 методу - по стоимости сделки с однородными товарами, поскольку Таможня исходила из сомнений в заявленном Обществом таможенной стоимости, не устраненных в результате дополнительной проверки.
Удовлетворяя заявление Общества, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно руководствовались следующим.
В силу п.п.1, 3 ст.64 ТК ТС таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, определяется в соответствии с международным договором государств - членов таможенного союза, регулирующим вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу. Таможенная стоимость товаров определяется декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта, а в случаях, установленных указанным Кодексом, - таможенным органом.
Согласно ст.65 ТК ТС декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путем заявления сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов (п. 2); заявляемая таможенная стоимость товаров и представляемые сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации (п. 4).
В силу п.1 ст.69 ТК ТС в случае обнаружения таможенным органом при проведении контроля таможенной стоимости товаров до их выпуска признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, таможенный орган проводит дополнительную проверку в соответствии с названным Кодексом, срок и порядок проведения которой устанавливаются решением Комиссии таможенного союза.
Для проведения дополнительной проверки заявленных сведений о таможенной стоимости товаров таможенный орган вправе запросить у декларанта дополнительные документы и сведения и установить срок для их представления, который должен быть достаточен для этого, но не превышать срока, установленного ст.170 ТК ТС. Декларант обязан представить запрашиваемые таможенным органом дополнительные документы и сведения либо предоставить в письменной форме объяснение причин, по которым они не могут быть представлены. Декларант имеет право доказать правомерность использования избранного им метода определения таможенной стоимости товаров и достоверность представленных им документов и сведений (п. 3 ст.69 ТК ТС).
Единые правила определения таможенной стоимости товаров установлены в Соглашении между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного Союза" от 25.01.08г., согласно п.3 ст.1 которого таможенная стоимость товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза, определяется в соответствии с настоящим Соглашением с учетом принципов и положений по оценке товаров для таможенных целей Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года (ГАТТ 1994).
Согласно п.1 ст.2 Соглашения основой определения таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, установленном в ст.4 Соглашения.
При этом в силу п.3 ст.2 Соглашения таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации. Процедура определения таможенной стоимости товаров должна быть общеприменимой, то есть не различаться в зависимости от источников поставки товаров (страны происхождения, вида товаров, участников сделки и др.).
На основании п.1 ст.4 Соглашения таможенной стоимостью товаров, ввозимых на единую таможенную территорию таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию таможенного союза и дополненная в соответствии с положениями ст.5 Соглашения, при любом из следующих условий:
1) отсутствуют ограничения в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами, за исключением ограничений, которые:
- установлены совместным решением органов таможенного союза;
- ограничивают географический регион, в котором товары могут быть перепроданы;
- существенно не влияют на стоимость товаров;
2) продажа товаров или их цена не зависят от каких-либо условий или обязательств, влияние которых на цену товаров не может быть количественно определено;
3) никакая часть дохода или выручки от последующей продажи, распоряжения иным способом или использования товаров покупателем не причитается прямо или косвенно продавцу, кроме случаев, когда в соответствии со ст.5 настоящего Соглашения могут быть произведены дополнительные начисления;
4) покупатель и продавец не являются взаимосвязанными лицами или покупатель и продавец являются взаимосвязанными лицами таким образом, что стоимость сделки с ввозимыми товарами приемлема для таможенных целей в соответствии с п.4 настоящей статьи.
Ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или в пользу продавца. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме, не запрещенной законодательством государства соответствующей стороны (п.2 ст.4 Соглашения).
На основании ст.66 ТК ТС таможенный орган в рамках проведения таможенного контроля имеет право на осуществление контроля таможенной стоимости товаров, по результатам которого, в соответствии со ст.67 данного Кодекса, таможенный орган принимает решение о принятии заявленной таможенной стоимости товаров или решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров.
Согласно п.1 с.68 ТК ТС решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров принимается таможенным органом при осуществлении контроля таможенной стоимости как до, так и после выпуска товаров, если таможенным органом или декларантом обнаружено, что заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров, в том числе неправильно выбран метод определения таможенной стоимости товаров и (или) определена таможенная стоимость товаров.
Оценив доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, суды пришли к мотивированному выводу о том, что соответствие закону оспариваемого решения Таможней не доказано, поскольку Обществом был представлен достаточный комплект документов, подтверждающих структуру заявленной таможенной стоимости товара, характеристики ввозимого товара и условия поставки. Сведения, содержащиеся в данных документах, не давали Таможне оснований для определения таможенной стоимости спорных товаров по иному методу.
При этом все доводы Таможни, заявлявшиеся при рассмотрении дела, были проверены судами и отклонены, как необоснованные.
Так, отклоняя довод Таможни о непредставлении Обществом приложений 1-5 к контракту, суды указали, что данные приложения содержат информацию по совершенным ранее поставкам товара по контракту. Поскольку предусмотренные данными приложениями обязательства сторон были исполнены, в момент декларирования товара по приложению N 6 они не являлись действующими, и их представление для определения таможенной стоимости ввозимого товара не требовалось.
Отклоняя довод Таможни о разнице в суммах стоимости товара, указанной в экспортной декларации, и стоимости, указанной в инвойсах, суды указали, что в инвойсах стоимость товара указана в долларах США, тогда как в экспортной декларации, оформлявшейся в Польше (граница с территорией ЕЭС пересекалась в пункте пропуска Польша - Белоруссия), стоимость товара была указана в валюте страны оформления - польских злотых.
Проверяя доводы Таможни о неполной оплате Обществом заявленной стоимости товара суды установили, что оплата товара была осуществлена двумя платежами: от 19.09.17г. N 54 на сумму 30000 евро и от 09.10.17г. N 58 на сумму 10849,88 евро. При этом платеж на сумму 10849,88 евро не был отражен в соответствующем разделе II ведомости банковского контроля по контракту, поскольку данная ведомость была сформирована по состоянию на 05.10.17г., тогда как платеж был осуществлен 09.10.17г.
Суд кассационной инстанции находит, что оценка доказательств произведена судами первой и апелляционной инстанций с соблюдением положений ст.71 АПК РФ, сделанные судами выводы основаны на правильном применении норм материального права и соответствуют разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации, изложенным в Постановлении Пленума ВС РФ "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства" от 12.05.16г. N 18, а также обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы кассационной жалобы Таможни повторяют доводы, заявлявшиеся Таможней в обоснование своей позиции в судах первой и апелляционной инстанций. Все эти доводы исследованы и оценены судами, повторение их в кассационной жалобе суд кассационной инстанции находит направленными на переоценку доказательств, что в силу положений ст.ст.286, 287 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Таким образом, оснований для отмены обжалуемых судебных актов по изложенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь п.1 ч.1 ст.287, ст.289 АПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Смоленской области от 11 сентября 2018 года и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 4 декабря 2018 года по делу N А62-1100/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу Смоленской таможни - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев, в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Росийской Федерации
Председательствующий |
М.Н.Ермаков |
Судьи |
Ю.В.Бутченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Для проведения дополнительной проверки заявленных сведений о таможенной стоимости товаров таможенный орган вправе запросить у декларанта дополнительные документы и сведения и установить срок для их представления, который должен быть достаточен для этого, но не превышать срока, установленного ст.170 ТК ТС. Декларант обязан представить запрашиваемые таможенным органом дополнительные документы и сведения либо предоставить в письменной форме объяснение причин, по которым они не могут быть представлены. Декларант имеет право доказать правомерность использования избранного им метода определения таможенной стоимости товаров и достоверность представленных им документов и сведений (п. 3 ст.69 ТК ТС).
...
На основании ст.66 ТК ТС таможенный орган в рамках проведения таможенного контроля имеет право на осуществление контроля таможенной стоимости товаров, по результатам которого, в соответствии со ст.67 данного Кодекса, таможенный орган принимает решение о принятии заявленной таможенной стоимости товаров или решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 10 апреля 2019 г. N Ф10-777/19 по делу N А62-1100/2018