г.Калуга |
|
16 апреля 2019 г. |
Дело N А09-7058/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 9 апреля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 апреля 2019 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Стрегелевой Г.А.,
судей Ключниковой Н.В., Лукашенковой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Смольяниновой Т.Н.,
при участии представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Касабланка" (ОГРН 1123256015376, ИНН 3250532853, проспект Ленина, д.67, оф.324, г. Брянск, 241050) - Введенской И.А. (дов. от 04.04.2019),
от Брянской городской администрации (ОГРН 1023202743574, ИНН 3201001909, проспект Ленина, 35, г. Брянск, 241050) - Бокаревой С.А. (дов. от 25.12.2018),
от Управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации (ОГРН 1093254008858, ИНН 3250512568, проспект Ленина, 35, г. Брянск, 241050) - Бокаревой С.А. (дов. от 09.01.2019),
от Управления по строительству и развитию территории города Брянска (ОГРН 1063250004400, ИНН 3250064926, проспект Ленина, 28, г. Брянск, 241050) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством использования системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Брянской области, кассационную жалобу Брянской городской администрации на решение Арбитражного суда Брянской области от 10.10.2018 (судья Пулькис Т.М.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2019 (судьи Заикина Н.В., Дайнеко М.М., Рыжова Е.В.) по делу N А09-7058/2018,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Касабланка" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением о признании незаконным решения Брянской городской администрации (далее - Администрация) об отказе в продлении договоров аренды, заключенных с обществом на 19 земельных участков, образованных в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 32:28:0000000:13, сформулированного в письме от 18.05.2018 N 2/29-4730, и обязании Администрации устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем совершения в пятидневный срок действий по продлению договоров аренды указанных земельных участков сроком на 46 лет.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации и Управление по строительству и развитию территории города Брянска.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 10.10.2018, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2019, признано незаконным решение Брянской городской администрации от 18.05.2018 N 2/29-4730. На Брянскую городскую администрацию возложена обязанность в десятидневный срок заключить с ООО "Касабланка" договоры аренды земельных участков с кадастровыми номерами 32:28:0000000:6018, 32:28:0000000:6019, 32:28:0000000:6020, 32:28:0000000:6021, 32:28:0000000:6022, 32:28:0000000:6023, 32:28:0000000:6024, 32:28:0000000:6025, 32:28:0000000:6026, 32:28:0000000:6028, 32:28:0031001:6, 32:28:0031001:7, 32:28:0031001:8, 32:28:0030720:143, 32:28:0031001:9, 32:28:0030720:144, 32:28:0030720:145, 32:28:0030721:7, 32:28:0030721:6 для комплексного освоения в целях жилищного строительства сроком на 46 лет. С Администрации в пользу общества взыскано 6000 руб. в возмещение судебных расходов по оплате государственной пошлины.
В кассационной жалобе Администрация просит отменить решение и постановление судов, как принятые с нарушением норм материального и процессуального права и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований ООО "Касабланка".
Управление по строительству и развитию территории города Брянска ходатайствовало о проведении судебного заседания без участия представителя, в связи с чем, кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие Управления на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность судебных актов проверена кассационной инстанцией по правилам ст. 286 АПК РФ.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе, выслушав пояснения принявших участие в судебном заседании представителей общества и Администрации, Управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Из материалов дела следует, установлено судами, по результатам аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка (протокол от 16.12.2013 N 40А/13) между Управлением имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации (арендодатель) и ООО "Касабланка" (арендатор) 19.03.2014 заключен договор аренды земельного участка общей площадью 62637 кв.м с кадастровым номером 32:28:0000000:13, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для усадебной застройки индивидуальными жилыми домами и блокированными жилыми домами с приквартирными участками, расположенного по адресу: Брянская область, г.Брянск, ул. Бежицкая, сроком с 19.03.2014 по 18.09.2018.
25.03.2014 договор аренды зарегистрирован Управлением Росреестра по Брянской области.
Пунктом 2.4. вышеуказанного договора аренды предусмотрен порядок реализации комплексного освоения участка, а именно: подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории в границах участка, разработка, согласование, утверждение в установленном порядке документации по планировке и межеванию территории в границах участка в срок не позднее 6 месяцев с даты заключения договора; обеспечение землеустройства и государственного кадастрового учета земельных участков в границах участка в соответствии с документацией по планировке территории; выполнение работ по обустройству территории посредством строительства инженерной инфраструктуры, подлежащих по окончании строительства безвозмездной передаче в муниципальную собственность - в срок 1 год; максимальный срок осуществления жилищного строительства и выполнения работ по комплексному благоустройству прилегающей территории - 3 года.
Пунктом 5.3.4. договора стороны предусмотрели право арендатора при поэтапном формировании земельных участков в границах Участка после выполнения пп. 5.4.7, 5.4.8, и 5.4.10 договора по своему выбору заключить договор аренды сформированного участка сроком на 49 лет, либо приобрести сформированный земельный участок в собственность на следующих условиях, являющихся существенными: собственник сформированного участка обязан осуществить комплексное освоение участка в сроки, предусмотренные условиями настоящего договора; собственник сформированного участка обязан обеспечить содержание и эксплуатацию возводимых на сформированном участке объектов жилищного строительства до передачи их собственникам и организации, выбранной собственниками для эксплуатации и обслуживания объектов недвижимости.
24.03.2014 общество обратилось в Администрацию с заявлением о разрешении разработать проект планировки территории и проект межевания территории в составе проекта планировки территории в границах земельного участка, предоставленного в аренду.
Постановлением администрации от 19.05.2014 N 1260-п (с учетом изменений, внесенных постановлением от 23.06.2014 N 1610-п) обществу разрешено осуществить разработку проекта планировки территории, проекта межевания территории и градостроительных планов земельных участков по ул. Бежицкой в Советском районе города Брянска.
25.09.2014 состоялись публичные слушания по проекту планировки территории по ул. Бежицкой в Советском районе города Брянска, на которых Главе городской администрации рекомендовано утвердить проект планировки территории по ул. Бежицкой в Советском районе г. Брянска.
05.11.2014 в соответствии с частью 17 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, общество обратилось в управление по строительству и развитию территории города Брянска с заявлением о выдаче градостроительного плана земельного участка для дальнейшей реализации комплексной застройки.
Письмом от 21.11.2014 N 7293 управление по строительству и развитию территории города Брянска сообщило, что подготовка градостроительного плана не представляется возможной, поскольку не утвержден в установленном порядке проект планировки территории по ул. Бежицкой в Советском районе города Брянска.
Бездействие Администрации по согласованию и утверждению проекта планировки территории, проекта межевания территории в составе проекта планировки территории и градостроительных планов было обжаловано в судебном порядке. Решением Арбитражного суда Брянской области от 11.03.2015 по делу N А09-308/2015, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2015 и постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 09.10.2015, признано незаконным бездействие Брянской городской администрации, выразившееся в не утверждении документации по планировке территории по ул. Бежицкой города Брянска в установленном законом порядке. Суд обязал Брянскую городскую администрацию утвердить и опубликовать в соответствии с ч. 14 ст. 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации представленную обществом документацию по планировке территории в составе проекта планировки территории, проекта межевания территории и градостроительного плана земельного участка по ул. Бежицкой города Брянска. Признан незаконным отказ Брянской городской администрации в выдаче обществу градостроительного плана земельного участка по ул. Бежицкой города Брянска с кадастровым номером: 32:28:0000000:13. Суд обязал Администрацию утвердить и выдать обществу градостроительный план земельного участка по ул. Бежицкой города Брянска с кадастровым номером: 32:28:0000000:13.
Во исполнение решения суда постановлениями Брянской городской администрации от 27.03.2015 N 856-п, от 02.04.2015 N 914-п утверждена документация по планировке территории в составе проекта планировки территории, проекта межевания территории и градостроительного плана земельного участка по ул. Бежицкой города Брянска.
В целях реализации второго этапа комплексного освоения участка общество в соответствии с утвержденным проектом планировки осуществило работы по обеспечению землеустройства и государственному кадастровому учету 21 земельного участка, образованных в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 32:28:0000000:13.
17.06.2015 общество обратилось в Администрацию с заявлением о переоформлении прав на указанные земельные участки, в удовлетворении которого администрацией было отказано.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Брянской области от 16.10.2015 по делу N А09-8719/2015 отказ Администрации в заключении договоров аренды на земельные участки, образованные в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 32:28:0000000:13, признан незаконным.
19.10.2015 Администрацией с обществом заключены договоры аренды на все образованные земельные участки, срок аренды установлен по 18 сентября 2018 года.
В период с декабря 2015 по сентябрь 2017 г.г. ООО "Касабланка" получены разрешения на строительство: котельной (срок действия разрешения до 14.01.2020), внутриплощадочных сетей и сооружений (срок действия разрешения до 14.01.2020), одноквартирных блокированных жилых домов тип "дуплекс" поз.1.1-1.8 (срок действия разрешения до 17.12.2018) одноквартирных блокированных жилых домов тип "дуплекс" поз.1.9-1.16 (срок действия разрешения до 04.03.2020), многоквартирных жилых домов (срок действия разрешения до 05.01.2019, до 05.12.2019, до 17.12.2019, до 17.01.2020, до 04.03.2020).
23.04.2018 общество обратилось в Брянскую городскую администрацию с заявлением N 0423 с целью приведения в соответствие со сроком действия выданных разрешений на строительство срока аренды 19 арендуемых земельных участков, расположенных по адресу: Брянская область, г. Брянск, ул. Бежицкая, категория земель - земли населенных пунктов: 1. общей площадью 7864 кв.м., разрешенное использование: одноквартирные блокированные жилые дома от 1 до 3 этажей (включая мансардный этаж) с придомовыми участками; индивидуальные гаражи на придомовом участке на 1-2 легковых автомобиля; встроенный в жилой дом гараж на 1-2 легковых автомобиля; объекты капитального строительства и линейные объекты инженерной инфраструктуры; 2. общей площадью 1927 кв.м., кадастровый номер 32:28:0000000:6021, разрешенное использование: многоквартирные жилые дома; гаражи полуподземные, подземные для индивидуальных легковых автомобилей; объекты капитального строительства и линейные объекты инженерной инфраструктуры; 3. общей площадью 1792 кв.м., кадастровый номер 32:28:0000000:6022, разрешенное использование: многоквартирные жилые дома; гаражи полуподземные, подземные для индивидуальных легковых автомобилей; объекты капитального строительства и линейные объекты инженерной инфраструктуры; 4. общей площадью 2427 кв.м., кадастровый номер 32:28:0000000:6023, разрешенное использование: многоквартирные жилые дома; гаражи полуподземные, подземные для индивидуальных легковых автомобилей; объекты капитального строительства и линейные объекты инженерной инфраструктуры; 5. общей площадью 2690 кв.м., кадастровый номер 32:28:0000000:6024, разрешенное использование: малые архитектурные формы; объекты капитального строительства и линейные объекты инженерной инфраструктуры; площадки для выгула собак; 6. общей площадью 2356 кв.м., кадастровый номер 32:28:0000000:6025, разрешенное использование: многоквартирные жилые дома; гаражи полуподземные, подземные для индивидуальных легковых автомобилей; объекты капитального строительства и линейные объекты инженерной инфраструктуры; 7. общей площадью 1578 кв.м., кадастровый номер 32:28:0031001:6, разрешенное использование: многоквартирные жилые дома; гаражи полуподземные, подземные для индивидуальных легковых автомобилей; объекты капитального строительства и линейные объекты инженерной инфраструктуры; 8. общей площадью 2201 кв.м., кадастровый номер 32:28:0031001:7, разрешенное использование: многоквартирные жилые дома; гаражи полуподземные, подземные для индивидуальных легковых автомобилей; объекты капитального строительства и линейные объекты инженерной инфраструктуры; 9. общей площадью 1908 кв.м., кадастровый номер 32:28:0000000:6018, разрешенное использование: многоквартирные жилые дома; гаражи полуподземные, подземные для индивидуальных легковых автомобилей; объекты капитального строительства и линейные объекты инженерной инфраструктуры; 10. общей площадью 1816 кв.м., кадастровый номер 32:28:0031001:8, разрешенное использование: многоквартирные жилые дома; гаражи полуподземные, подземные для индивидуальных легковых автомобилей; объекты капитального строительства и линейные объекты инженерной инфраструктуры; 11. общей площадью 5495 кв.м., кадастровый номер 32:28:0000000:6026, разрешенное использование: многоквартирные жилые дома; объекты капитального строительства и линейные объекты инженерной инфраструктуры; 12. общей площадью 5238 кв.м., кадастровый номер 32:28:0000000:6028, разрешенное использование: многоквартирные жилые дома; объекты капитального строительства и линейные объекты инженерной инфраструктуры; 13. общей площадью 660 кв.м., кадастровый номер 32:28:0030720:143, разрешенное использование: малые архитектурные формы; многофункциональные здания общей площадью до 1000 кв.м; объекты капитального строительства и линейные объекты инженерной инфраструктуры; 14. общей площадью 322 кв.м., кадастровый номер 32:28:0031001:9, разрешенное использование: малые архитектурные формы; объекты капитального строительства и линейные объекты инженерной инфраструктуры; 15. общей площадью 336 кв.м., кадастровый номер 32:28:0030720:144, разрешенное использование: малые архитектурные формы; объекты капитального строительства и линейные объекты инженерной инфраструктуры; 16. общей площадью 284 кв.м., кадастровый номер 32:28:0030720:145, разрешенное использование: малые архитектурные формы; объекты капитального строительства и линейные объекты инженерной инфраструктуры; 17. общей площадью 239 кв.м., кадастровый номер 32:28:0030721:7, разрешенное использование: малые архитектурные формы; объекты капитального строительства и линейные объекты инженерной инфраструктуры; 18. общей площадью 493 кв.м., кадастровый номер 32:28:0030721:6, разрешенное использование: малые архитектурные формы; объекты капитального строительства и линейные объекты инженерной инфраструктуры; 19. общей площадью 12994 кв.м., кадастровый номер 32:28:0000000:6019, разрешенное использование: проезды, тротуары, зеленые насаждения; объекты капитального строительства и линейные объекты инженерной инфраструктуры.
Решением от 18.05.2018, изложенным в письме N 2/29-4730, Администрация отказала обществу в заключении договоров аренды на новый срок, ссылаясь на отсутствие оснований, предусмотренных условиями договоров аренды и законодательством, действующим на момент заключения прекращенного договора аренды N 38463, а также подпунктами 1-30 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции действующей с 01.03.2015). Обществу разъяснено, что соглашением от 19.10.2015 договор аренды N 38463 был расторгнут, с учетом пункта 5.3 договоров аренды, на основании решения Арбитражного суда Брянской области, согласно подпункта 5 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса (в редакции действующей с 01.03.2015) ООО "Касабланка" воспользовалось исключительным правом на приобретение в аренду вновь образованных в соответствии с документацией по планировке территории земельных участков. Кроме того, согласно пункту 5.4.7 договоров аренды предусмотрена обязанность арендатора обеспечить реализацию комплексного освоения в порядке и сроки, указанные в п.2.4. Так пунктом 2.4.4. договоров аренды установлен максимальный срок осуществления жилищного строительства и выполнения работ по комплексному благоустройству прилегающей территории, в соответствии с пунктом 5.4.18 арендатор обязан в течение 1-го месяца после утверждения проекта планировки, предоставить в Управление по строительству и развитию территории г.Брянска график промежуточного ввода в эксплуатацию объектов строительства с разбивкой по годам, вместе с тем, доказательств соблюдения установленных сторонами условий договоров не представлено.
Не согласившись с отказом Администрации, общество обратилось в Арбитражный суд Брянской области.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя требования общества, пришли к выводу о совершении ООО "Касабланка" необходимых действий по надлежащему использованию спорных земельных участков, направленных на достижение цели договоров аренды; обществом в полном объеме завершены работы по возведению строительных конструкций и кровли многоквартирного жилого дома поз. 3.1 (4 этап строительства), многоквартирного жилого дома поз. 3.2 (5 этап строительства), многоквартирного жилого дома поз. 4.3 (6 этап строительства), многоквартирного жилого дома поз. 4.4 (7 этап строительства); обществу выданы разрешения на строительство иных объектов, сроки действия которых на момент рассмотрения дела не окончены. Действия Брянской городской администрацией сроков утверждения документации по планировке территории, незаконный отказ в заключении договоров аренды на земельные участки, образованные в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 32:28:0000000:13, оценены судом критически, поскольку указанные действия (бездействие) Администрации привели к увеличению сроков реализации этапов комплексного освоения земельных участков. Судами также отмечено, что отказ обществу в реализации права на заключение договоров аренды на новый срок повлечет за собой не только нарушение его прав в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, но и прав граждан - участников долевого строительства, в защиту интересов которых зарегистрированы обременения (залог в силу закона) на земельные участки, предоставленные обществу для строительства жилых домов.
Суд округа не может признать решение и постановление судов по настоящему делу законными и обоснованными, поскольку судами не учтено следующее.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2, 3 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Обязанность доказать соответствие обжалуемых ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону лежит на принявшем их государственном органе, органе местного самоуправления, ином органе, должностном лице.
При этом, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Из материалов дела усматривается, что правоотношения между обществом и Брянской городской администрации сложились в результате заключения 19.03.2014 путем проведения торгов договора аренды земельного участка, являющегося муниципальной собственностью, предназначенного, как это было установлено аукционной документацией, для комплексного освоения для усадебной застройки индивидуальными жилыми домами и блокированными жилыми домами с приквартирными участками.
Таким образом, в рассматриваемом споре подлежат применению положения Земельного кодекса в редакции, действовавшей до 01.03.2015.
В соответствии с пунктом 1 статьи 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим другими законами или договором. В силу пункта 1 статьи 451 ГК РФ существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа. Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
В силу подп. 8 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов земельного законодательства является принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса использование земель в Российской Федерации осуществляется в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Статьей 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации урегулированы особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Так, в силу пункта 2 данной статьи земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, а в случаях, установленных подпунктами 5 и 5.1 пункта 1 статьи 24, - в безвозмездное срочное пользование без предварительного согласования места размещения объекта. Продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах.
Целью проведения торгов является привлечение всех заинтересованных лиц (конкурентов) и обеспечение им равных возможностей на приобретение земельного участка, а также получение уполномоченным органом максимальной цены за объект торгов.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка с кадастровым номером 32:28:0000000:13 по состоянию на 18.03.2014 разрешенное использование этого участка установлено - для усадебной застройки индивидуальными жилыми домами и блокированными жилыми домами с приквартирными участками.
Данный вид разрешенного использования земельного участка был указан в договоре аренды, который заключен по результатам торгов между УИЗО Брянской городской администрации и обществом.
Таким образом, общество как арендатор выразило свое согласие на использование предоставленного в аренду публичного земельного участка в соответствии с установленным договором аренды видом разрешенного использования, а именно после проведения предусмотренных подпунктами 6 - 8 пункта 3 статьи 38.2 Земельного кодекса и пунктом 2.4 договора требований осуществить строительство индивидуальных жилых домов и блокированных жилых домов с приквартирными участками.
Из материалов дела усматривается, что после осуществленного обществом раздела земельного участка с кадастровым номером 32:28:0000000:13 в соответствии со вступившим в силе решением Арбитражного суда Брянской области по делу N А09-8719/2015 между арендодателем и арендатором были заключены договоры аренды на каждый образованный земельный участок.
Однако, в представленных в материалы дела договоров аренды от 19.10.2015 вид разрешенного использования земельных участков не соответствовал виду разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 32:28:0000000:13.
Согласно положениям статьи 11.2 Земельного кодекса земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (часть 1). Целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами (часть 3).
Указанное обстоятельство применительно к названной норме права оставлено судами без правовой оценки.
Вместе с тем, суд округа соглашается с позицией судов, что недостаточный для строительства временной период, оставшийся до истечения срока действия договоров аренды не может быть признан в качестве основания для отказа во внесении изменений в договор при наличии к тому оснований.
Обращаясь в суд, заявитель указывал о неправомерности отказа Брянской городской администрации в переоформлении на новый срок договоров аренды земельных участков, на которых общество ведет строительство жилых домов и объектов инфраструктуры, необходимой для их обслуживания, и необходимости установления нового срока аренды на 46 лет.
Суд в порядке части 3 статьи 201 АПК РФ посчитал необходимым установить требуемый обществом срок аренды.
Вместе с тем, суд не принял во внимание, что положения статьи 30.2 ЖК РФ не устанавливали срок аренды в целях комплексного освоения для строительства 49 лет. Такой срок аренды мог быть установлен только гражданину при строительстве индивидуального жилого дома, общество таким субъектом прав не является.
Утверждение заявителя о том, что такое право - заключение нового договора аренды на срок 49 лет было предусмотрено как первоначальным договором аренды N 38463, так и последующими договорами аренды, заключенными в связи с разделением земельного участка с кадастровым номером 32:28:0000000:13, суд кассационной инстанции признает несостоятельным, поскольку данное условие договора является ничтожным в соответствии со статьей 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку противоречит положениям Земельного кодекса в редакции, действовавшей на момент заключения договора аренды, так и в редакции, действующей в настоящее время.
Суды, обязывая Брянскую городскую администрацию заключить договоры аренды с заявителем на срок 46 лет, зачтя срок аренды по заключенным 19.10.2015 договорам аренды, данное несоответствие условия договоров аренды положениям Земельного кодекса не учли.
Понуждение заинтересованного лица заключить новые договоры аренды на 19 земельных участков на срок аренды 46 лет влечет нарушение приведенного законодательства и прав и законных интересов муниципального образования, а также иных лиц, которые являются потенциальными приобретателями жилых домов, построенных обществом в соответствии программой комплексного освоения для усадебной застройки индивидуальными жилыми домами и блокированными жилыми домами, так как в силу закона земельный участок на котором возведен индивидуальный жилой дом может быть передан гражданину в собственность или в аренду.
Учитывая вышеизложенное, суд кассационной инстанции приходит к выводу о наличии предусмотренных ст. 288 АПК РФ оснований для отмены судебных актов и направлению дела на новое рассмотрение в Арбитражный суд Брянской области.
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть изложенное, установить и исследовать все существенные для рассмотрения дела обстоятельства, определить круг применимых к спорным правоотношениям нормативных правовых актов, дать надлежащую правовую оценку имеющимся доказательствам, после чего разрешить спор с правильным применением норм материального и процессуального права.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Брянской области от 10.10.2018 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2019 по делу N А09-7058/2018 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Брянской области.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Г.А. Стрегелева |
Судьи |
Н.В. Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно положениям статьи 11.2 Земельного кодекса земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (часть 1). Целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами (часть 3).
...
Утверждение заявителя о том, что такое право - заключение нового договора аренды на срок 49 лет было предусмотрено как первоначальным договором аренды N 38463, так и последующими договорами аренды, заключенными в связи с разделением земельного участка с кадастровым номером 32:28:0000000:13, суд кассационной инстанции признает несостоятельным, поскольку данное условие договора является ничтожным в соответствии со статьей 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку противоречит положениям Земельного кодекса в редакции, действовавшей на момент заключения договора аренды, так и в редакции, действующей в настоящее время.
Суды, обязывая Брянскую городскую администрацию заключить договоры аренды с заявителем на срок 46 лет, зачтя срок аренды по заключенным 19.10.2015 договорам аренды, данное несоответствие условия договоров аренды положениям Земельного кодекса не учли."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 16 апреля 2019 г. N Ф10-1053/19 по делу N А09-7058/2018
Хронология рассмотрения дела:
20.07.2020 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-1053/19
25.02.2020 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-8459/19
15.10.2019 Решение Арбитражного суда Брянской области N А09-7058/18
16.04.2019 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-1053/19
21.01.2019 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-7604/18
10.10.2018 Решение Арбитражного суда Брянской области N А09-7058/18
22.08.2018 Определение Арбитражного суда Брянской области N А09-7058/18