город Калуга |
|
20 июля 2020 г. |
Дело N А09-7058/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13.07.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 20.07.2020.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Власова Е.В.,
судей Калуцких Р.Г., Шелудяева В.Н.,
при участии в судебном заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Касабланка" (Брянская область, г. Брянск, пр. Ленина, д.67, оф.319, ОГРН 1123256015376, ИНН 3250532853) - Введенской И.А. - представителя по доверенности от 20.08.2018;
от Брянской городской администрации (Брянская область, г. Брянск, пр. Ленина, д. 35, ОГРН 1023202743574, ИНН 3201001909) - Бокаревой С.А. представителя по доверенности от 13.12.2019;
от Управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации (Брянская область, г. Брянск, пр. Ленина, д. 35, ОГРН 1093254008858, ИНН 3250512568) - Бокаревой С.А. представителя по доверенности от 26.11.2019;
от общества с ограниченной ответственностью "Тепловик" (Брянская область, г. Брянск, пр. Ленина, д.67, оф.420/1, ОГРН 1183256000949, ИНН 3257059347) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом;
от Управления по строительству и развитию территории города Брянска (Брянская область, г. Брянск, пр. Ленина, д. 28, ОГРН 1063250004400, ИНН 3250064926) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Брянской городской администрации на решение Арбитражного суда Брянской области от 15 октября 2019 года и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 25 февраля 2020 года по делу N А09-7058/2018,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Касабланка" (далее - общество, ООО "Касабланка", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением, оспорив правомерность отказа Брянской городской администрации (далее - администрация) в продлении договоров аренды, заключенных с обществом на 19 земельных участков, образованных в результате раздела земельного участка по ул. Бежицкой г. Брянска с кадастровым номером 32:28:0000000:13, изложенного в письме от 18.05.2018 N 2/29-4730.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации, Управление по строительству и развитию территории города Брянска.
Арбитражный суд Брянской области решением от 10.10.2018 требования общества удовлетворил. Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2019 это решение оставлено без изменения.
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 16.04.2019 вышеуказанные решение и постановление отменены с направлением дела на новое рассмотрение в Арбитражный суд Брянской области.
При новом рассмотрении судом первой инстанции к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Тепловик" (далее - ООО "Тепловик").
Решением Арбитражного суда Брянской области от 15.10.2019, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 25.02.2020, заявленные требования удовлетворены, признано незаконным решение Брянской городской администрации от 18.05.2018 N 2/29-4730. На Брянскую городскую администрацию возложена обязанность совершить действия по подготовке проектов договоров аренды земельных участков с кадастровыми номерами 32:28:0000000:6019, 32:28:0000000:6020, 32:28:0000000:6026, 32:28:0000000:6028, 32:28:0031001:6, 32:28:0031001:7, 32:28:0031001:8, 32:28:0031001:9, 32:28:0030721:7, 32:28:0030721:6, 32:28:0000000:6023, по их подписанию и направлению заявителю. С администрации в пользу общества взыскано 6000 руб. в возмещение судебных расходов по оплате государственной пошлины.
В кассационной жалобе администрации ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов, как не соответствующих требованиям закона.
В письменных отзывах на кассационную жалобу ООО "Касабланка" и ООО "Тепловик" просят кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
В суде кассационной инстанции представитель администрации доводы кассационной жалобы поддержал.
Представитель ООО "Касабланка" по доводам жалобы возражал. Указывая, в частности, на то, что с ведома администрации, вынесшей постановление от 20.08.2014 N 2269-п о предоставлении обществу разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков, отклонение от предельных параметров строительства в отношении земельного участка с кадастровым номером 32:28:0000000:13, была разработана и утверждена документация по планировке территории, предусматривающая зоны застройки в границах названного земельного участка, в том числе многоквартирными жилыми домами.
Иные лица, участвующие в деле, извещавшиеся о судебном разбирательстве, в суд округа не явились, что не препятствует рассмотрению кассационной жалобы в их отсутствие в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность судебных актов проверена кассационной инстанцией по правилам статьи 286 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и доводы письменных отзывов на кассационную жалобы, заслушав участников процесса, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как видно из материалов дела и установлено судами, на основании протокола от 16.12.2013 N 40А/13 о результатах аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка между ООО "Касабланка" (арендатор) и Управлением имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации (арендодатель) 19.03.2014 заключен договор аренды N 38463, предусматривающий передачу названному обществу в аренду земельного участка, находящегося в собственности муниципального образования г. Брянск, общей площадью 62637 кв. м, относящегося к землям населенных пунктов, с видом разрешенного использования для усадебной застройки индивидуальными жилыми домами и блокированными жилыми домами с приквартирными участками, с кадастровым номером 32:28:0000000:13, расположенного по адресу: г. Брянск, ул. Бежицкая, в целях его комплексного освоения для усадебной застройки индивидуальными жилыми домами и блокированными жилыми домами с приквартирными участками в соответствии с видом разрешенного использования земельного участка и документацией по планировке территории в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка и плане (чертеже, схеме) границ земельного участка, приведенном в приложении к указанному паспорту земельного участка (п. 2.1.2). Срок аренды участка установлен на 4 года 6 месяцев с 19.03.2014 по 18.09.2018 (пункт 3.1). Началом комплексного освоения была определена дата подписания акта-приема передачи земельного участка (пункт 2.3). Акт приема передачи земельного участка был подписан сторонами 19.03.2014.
Пунктом 2.4 вышеуказанного договора от 19.03.2014 предусматривалось, что комплексное освоение предоставленного участка осуществляется в следующем порядке: подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории в границах земельного участка, разработка, согласование и утверждение в установленном порядке документации по планировке и межеванию территории в границах земельного участка в срок не позднее 6 месяцев с даты заключения договора; обеспечение землеустройства и государственного кадастрового учета земельных участков в границах земельного участка в соответствии с документацией по планировке территории; выполнение работ по обустройству территории посредством строительства инженерной инфраструктуры - в срок 1 год; осуществление жилищного строительства и выполнение работ по комплексному обустройству прилегающей территории - максимальный срок 3 года.
Как видно из материалов дела и установлено судами, 24.03.2014 общество обратилось в администрацию с заявлением о разрешении разработки проекта планировки территории и проекта межевания территории в составе проекта планировки территории земельного участка по ул. Бежицкой города Брянска с кадастровым номером 32:28:0000000:13.
Управлением по строительству и развитию территории города Брянска 22.05.2014 обществу было выдано техническое задание на разработку проекта планировки территории по ул. Бежицкой в Советском районе города Брянска.
Постановлением администрации от 19.05.2014 N 1260-п (с учетом постановления от 23.06.2014 N 1610-п) обществу была разрешена разработка проекта планировки территории, проекта межевания и градостроительных планов земельных участков по указанному адресу.
08.07.2014 документы по планировке территории в составе проекта планировки территории, проекта межевания территории и градостроительного плана были подготовлены и представлены заявителем в Управление по строительству и развитию территории города Брянска для дальнейшего рассмотрения, согласования, утверждения и опубликования.
12.08.2014 протоколом заседания комиссии по рассмотрению проектов планировки элементов планировочной структуры территории города Брянска, утвержденным исполняющим обязанности Главы Брянской городской администрации, было принято решение о подготовке проекта постановления Главы города Брянска о назначении публичных слушаний по проекту планировки территории по ул. Бежицкой в Советском районе города Брянска.
Правилами землепользования и застройки территории муниципального образования город Брянск, утвержденными решением Брянского городского Совета народных депутатов от 28.05.2008 N 991 (действовавшими на момент спорных правоотношений), был установлен градостроительный регламент для территориальной зоны Ж3 (зона усадебной застройки индивидуальными жилыми домами и блокированными жилыми домами с приквартирными участками).
Как усматривается из материалов дела, по результатам проведения публичных слушаний, назначенных постановлением администрации от 30.06.2014 N 949-пг, было вынесено постановление Брянской городской администрации от 20.08.2014 N 2269-п, которым ООО "Касабланка" предоставлены: разрешение на условно разрешенные виды использования для территориальной зоны Ж3 - многоквартирные жилые дома; детские дошкольные учреждения; площадки для выгула собак; многофункциональные здания общей площадью до 1000 кв. м в отношении земельного участка с кадастровым номером 32:28:0000000:13, площадью 62637 кв.м, находящегося в зоне усадебной застройки индивидуальными жилыми домами и блокированными жилыми домами с приквартирными участками, а также разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства для территориальной зоны Ж3 - максимальная высота зданий - 17 этажей (дополнительно допускается мансардный этаж), для многоквартирных домов: минимальная площадь земельных участков 700 кв.м. в отношении указанного земельного участка.
Постановлением главы города Брянска от 22.08.2014 N 1018-п были назначены публичные слушания по проекту планировки территории по ул. Бежицкой в Советском районе города Брянска на 25.09.2014.
Итоговым документом состоявшихся публичных слушаний от 25.09.2014 Главе Брянской городской администрации было рекомендовано утвердить проект планировки территории по ул. Бежицкой в Советском районе г. Брянска.
В дальнейшем общество обращалось в суд из-за препятствий, созданных администрацией в вопросе освоения вышеназванного земельного участка, и на основании вступившего в силу решения Арбитражного суда Брянской области от 11.03.2015 по делу N А09-308/2015, удовлетворившего заявление общества, постановлениями Брянской городской администрации от 27.03.2015 N 856-п, от 02.04.2015 N 914-п утверждена документация по планировке территории в составе проекта планировки территории, проекта межевания территории и градостроительного плана земельного участка по ул. Бежицкой города Брянска.
Как видно из материалов дела и установлено судами, общество в соответствии с утвержденным проектом планировки осуществило работы по обеспечению землеустройства и государственному кадастровому учету 21 земельного участка, образованного в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 32:28:0000000:13.
17.06.2015 общество обратилось в Брянскую городскую администрацию с заявлением о переоформлении прав на земельные участки, образованные в соответствии с проектом планировки, которое было оставлено администрацией без удовлетворения.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 16.10.2015 по делу N А09-8719/2015 отказ администрации в заключении договоров аренды на земельные участки, образованные в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 32:28:0000000:13, признан незаконным.
Администрацией этот судебный акт обжалован не был; данное решение вступило в законную силу.
19.10.2015 с обществом были заключены договоры аренды на образованные в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 32:28:0000000:13 земельные участки, в том числе с видами разрешенного использования, предусматривающими строительство многоквартирных жилых домов, которые были зарегистрированы в установленном законом порядке. Срок аренды участков в соответствии с заключенными договорами установлен до 18.09.2018.
Как видно из материалов дела и установлено судами, в период с декабря 2015 года по сентябрь 2017 года ООО "Касабланка" получены от компетентного органа местного самоуправления разрешения на строительство (срок действия, которых продлевался): котельной (срок действия разрешения до 14.01.2020), внутриплощадочных сетей и сооружений (срок действия разрешения до 14.01.2020), одноквартирных блокированных жилых домов тип "дуплекс" поз.1.1-1.8 (срок действия разрешения до 17.12.2018) одноквартирных блокированных жилых домов тип "дуплекс" поз. 1.9-1.16 (срок действия разрешения до 04.03.2020), многоквартирных жилых домов (срок действия разрешения до 05.01.2019, до 05.12.2019, до 17.12.2019, до 17.01.2020, до 04.03.2020).
До истечения сроков действия договоров аренды общество с целью приведения в соответствие со сроком действия выданных разрешений на строительство обратилось в Брянскую городскую администрацию с заявлением от 23.04.2018 N 0423 о продлении права аренды на находящиеся в муниципальной собственности 19 земельных участков.
Решением от 18.05.2018, изложенным в письме N 2/29-4730, администрация это заявление общества оставила без удовлетворения.
Общество, оспаривая данный отказ со ссылкой на несоответствие закону, нарушение его прав и законных интересов, предъявило в суд вышеуказанное заявление, которое было удовлетворено судом первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции.
В силу части 14 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" отношения, связанные с реализацией положений заключенных до дня вступления в силу данного Федерального закона или после дня вступления в силу данного Федерального закона в соответствии с частью 2 данной статьи договоров аренды земельных участков, предоставленных для комплексного освоения в целях жилищного строительства, и договоров аренды земельных участков, образованных из таких земельных участков, регулируются Земельным кодексом Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу данного Федерального закона).
Положениями пункта 1 статьи 30.2 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции до 01.03.2015) определялось, что земельные участки для их комплексного освоения в целях жилищного строительства, которое включает в себя подготовку документации по планировке территории, выполнение работ по обустройству территории посредством строительства объектов инженерной инфраструктуры, осуществление жилищного и иного строительства в соответствии с видами разрешенного использования, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду без предварительного согласования места размещения объекта.
В силу пункта 3 статьи 30.2 Земельного кодекса Российской Федерации арендатор земельного участка, предоставленного для его комплексного освоения в целях жилищного строительства, обязан выполнять требования, предусмотренные подпунктами 6 - 8 пункта 3 статьи 38.2 данного Кодекса.
К числу требований, предусмотренных подпунктами 6 - 8 статьи 38.2 Земельного кодекса Российской Федерации отнесены следующие: максимальные сроки подготовки проекта планировки территории и проекта межевания территории в границах земельного участка, предназначенного для его комплексного освоения в целях жилищного строительства (п.п.6); максимальные сроки выполнения работ по обустройству территории посредством строительства объектов инженерной инфраструктуры, подлежащих по окончании строительства передаче в государственную или муниципальную собственность, а также условия такой передачи (п.п. 7); максимальные сроки осуществления жилищного строительства и иного строительства в соответствии с видами разрешенного использования земельных участков (п.п.8).
Удовлетворяя заявление общества, суды исходили из того, что несовершение обществом всех действий, определенных условиями ранее заключенного с ним договора на предоставление земли по улице Бежицкой города Брянска, в установленный срок обусловлено объективными причинами; изменение вида разрешенного использования (по сравнению с изначально установленным) по ряду участков, образованных при разделе земельного участка с кадастровым номером 32:28:0000000:13, осуществленное с ведома администрации обществом, не может служить препятствием для реализации права общества на освоение образованных при таком разделе земельных участков с учетом выданных разрешений на строительство, поскольку иное повлечет за собой, в частности, значительные затраты для застройщика, возникновение угрозы нарушения прав участников жилищного строительства. При этом при рассмотрении дела судами не были установлены обстоятельства, которые бы давали основания полагать, что общество уклоняется от исполнения принятых на себя обязательств по выполнению работ (в том числе касательно их содержания и объема), необходимых для комплексного освоения вышеуказанного земельного участка.
Суд округа не находит оснований для отмены состоявшихся судебных актов по доводам кассационной жалобы.
Приводимые в кассационной жалобе доводы не учитывают следующего.
Как видно из материалов дела, для целей освоения предоставленного под застройку земельного участка с кадастровым номером 32:28:0000000:13 по договору от 19.03.2014 N 38463 общество должно было выполнить ряд последовательных действий при получении разрешений и согласований администрации, при наличии обоснованных возражений которой застройка обществом земельного участка была бы невозможна.
Необходимость получения таких разрешений и согласований следует не только из содержания вышеуказанного договора аренды, но также из положений земельного, градостроительного законодательства и преследует, в том числе цели защиты публичных интересов, связанных с подконтрольностью застройки органам власти, осуществляющим планирование использования соответствующей территории, а также с соответствием застройки градостроительным нормам и правилам.
В свою очередь это предполагает, что органы публичной администрации должны совершать своевременные, надлежащие и последовательные действия, в целях недопущения нарушений градостроительного и земельного законодательства со стороны застройщика, осваивающего земельный участок.
При рассмотрении настоящего дела установлено, что в рамках последовательного прохождения ООО "Касабланка" процедуры освоения предоставленного земельного участка администрация, не подвергая сомнению добросовестность общества, согласовала обществу разрешение на условно разрешенные виды использования, а также разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства для территориальной зоны Ж3 в отношении указанного земельного участка; заключала с обществом договоры аренды на земельные участки, образованные при разделе земельного участка с кадастровым номером 32:28:0000000:13, с иными (по сравнению с исходным участком) видами разрешенного использования; обществу были выданы разрешения на строительство, в том числе многоквартирных жилых домов.
Кроме того, как установлено судами, действуя последовательно, администрация земельные участки с кадастровыми номерами 32:28:0000000:6018, 32:28:0000000:6025, 32:28:0000000:6021, 32:28:0000000:6022, 32:28:0030720:143, 32:28:0030720:144, 32:28:0000000:6024, 32:28:0030720:145 в связи с завершением строительных работ и благоустройством территории, вводом многоквартирных жилых домов в эксплуатацию приняла от общества, что уже само по себе предопределило правовой режим территории, на которой осуществлено строительство принятых в эксплуатацию многоквартирных домов, по поводу которой в данном случае судами был разрешен спор, касающийся возможностей дальнейшего освоения этой территории обществом.
В данном случае при разрешении спора по существу судами с учетом установленных по делу обстоятельств был соблюден справедливый баланс в вопросе о соразмерности вмешательства в рассматриваемые отношения между публичными интересами и требованиями защиты прав частного лица.
Приводимые в кассационной жалобе доводы с критикой выводов судов об объективных причинах не освоения в срок обществом земельного участка, о нарушении прав вследствие вынесения оспариваемого отказа носят субъективный характер и основаны на иной оценке фактических обстоятельств спора.
Кассационная жалоба не содержит каких-либо доводов, которые бы могли повлечь отмену состоявшихся по делу судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 15 октября 2019 года и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 25 февраля 2020 года по делу N А09-7058/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст.291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.В. Власов |
Судьи |
Р.Г. Калуцких |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 3 статьи 30.2 Земельного кодекса Российской Федерации арендатор земельного участка, предоставленного для его комплексного освоения в целях жилищного строительства, обязан выполнять требования, предусмотренные подпунктами 6 - 8 пункта 3 статьи 38.2 данного Кодекса.
К числу требований, предусмотренных подпунктами 6 - 8 статьи 38.2 Земельного кодекса Российской Федерации отнесены следующие: максимальные сроки подготовки проекта планировки территории и проекта межевания территории в границах земельного участка, предназначенного для его комплексного освоения в целях жилищного строительства (п.п.6); максимальные сроки выполнения работ по обустройству территории посредством строительства объектов инженерной инфраструктуры, подлежащих по окончании строительства передаче в государственную или муниципальную собственность, а также условия такой передачи (п.п. 7); максимальные сроки осуществления жилищного строительства и иного строительства в соответствии с видами разрешенного использования земельных участков (п.п.8)."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 20 июля 2020 г. N Ф10-1053/19 по делу N А09-7058/2018
Хронология рассмотрения дела:
20.07.2020 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-1053/19
25.02.2020 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-8459/19
15.10.2019 Решение Арбитражного суда Брянской области N А09-7058/18
16.04.2019 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-1053/19
21.01.2019 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-7604/18
10.10.2018 Решение Арбитражного суда Брянской области N А09-7058/18
22.08.2018 Определение Арбитражного суда Брянской области N А09-7058/18