г.Калуга |
|
20 мая 2019 г. |
Дело N А68-8367/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 мая 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 мая 2019 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего судьи |
В.Н.Шелудяева |
судей
|
Е.В.Бессоновой Р.Г.Калуцких |
|
|
при участии:
от Индивидуального предпринимателя Давыдовой О.В. - Давыдова О.В. - личность установлена - паспорт; Бутко А.Ю. - представитель по доверенности от 24.09.2018;
от Комитета по земельным и имущественным отношениям администрации муниципального образования Узловский район - не явились, извещены надлежаще;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Давыдовой Ольги Владимировны на решение Арбитражного суда Тульской области от 23.11.2018 (судья Адреева Е.В.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда (судьи Тимашкова Е.Н., Мордасов Е.В., Стаханова В.Н) от 19.02.2019 по делу N А68-8367/2018,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Давыдова Ольга Владимировна (далее - ИП Давыдова О.В.) обратилась в Арбитражный суд Тульской области к Комитету по земельным и имущественным отношениям администрации муниципального образования Узловский район (далее - Комитет, орган местного самоуправления) с заявлением: о признании недействительным постановления администрации муниципального образования Узловский район от 01.03.2018 N 208 "О проведении аукциона на право заключения договоров аренды земельных участков"; о признании незаконным проведения аукциона 17.04.2018 в 11 часов 00 минут по адресу: Тульская область, г. Узловая, пл. Ленина, д. 1, каб. 50 и отмене его результатов; о признании недействительным договора аренды земельного участка от 28.04.2018 N 21; обязании Комитета заключить с ИП Давыдовой О.В. договор аренды земельных участков с кадастровыми номерами 71:20:010201:415, 71:20:010201:416 и 71:20:010201:417 без проведения аукциона с размером арендной платы, определенной в соответствии с действующим законодательством, а также о взыскании судебных расходов по уплате государственной пошлины в размере 900 рублей и по оплате услуг представителя в размере 17 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 23.11.2018, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2019, в удовлетворении заявленных требований отказано. С ИП Давыдовой О.В. в доход федерального бюджета дополнительно взыскана государственная пошлина в размере 6 000 рублей.
Не согласившись с принятыми по настоящему делу судебными актами, ИП Давыдова О.В. обжаловала их в кассационном порядке.
Изучив материалы дела и доводы заявителя кассационной жалобы, заслушав объяснения ИП Давыдовой О.В. и ее представителя, судебная коллегия считает, что обжалуемые судебные акты отмене или изменению не подлежат в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, 10.08.2016 ИП Давыдова О.В. обратилась в администрацию муниципального образования Каменецкое Узловского района с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка сельскохозяйственного назначения площадью 8 га, расположенного по адресу: Тульская область, Узловский район, д. Крюково, для использования под сенокос и пастбище.
Письмом от 15.12.2016 администрация муниципального образования Каменецкое Узловского района сообщила заявительнице о том, что обращение о предоставлении испрашиваемого земельного участка площадью 8 га, расположенного по адресу: Тульская область, Узловский район, д. Крюково, рассмотрено положительно. ИП Давыдовой О.В. предложено приступить к оформлению землеотводной документации с последующим обращением в администрацию муниципального образования Каменецкое Узловского района с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
В связи с перераспределением полномочий органов местного самоуправления по распоряжению земельными участками 25.07.2017 ИП Давыдова О.В. обратилась в администрацию муниципального образования Узловский район с заявлениями об утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории площадью 59 740 кв. м по адресу: Узловский район, д. Крюково, д. 22, площадью 36 191 кв. м по адресу: Узловский район, д. Крюково и площадью 11 396 кв. м по адресу: Узловский район, д. Крюково для целей проведения землеустроительных работ по формированию данных участков.
Постановлением администрации муниципального образования Узловский район от 10.08.2017 N 1014 утверждена схема расположения земельного участка площадью 59 740 кв. м, находящегося по адресу: Тульская область, Узловский район, д. Крюково, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: сельскохозяйственное использование на кадастровом плане территории.
Постановлением администрации муниципального образования Узловский район от 10.08.2017 N 1015 утверждена схема расположения земельного участка площадью 36 191 кв. м, находящегося по адресу: Тульская область, Узловский район, д. Крюково, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: сельскохозяйственное использование на кадастровом плане территории.
Постановлением администрации муниципального образования Узловский район от 10.08.2017 N 1016 утверждена схема расположения земельного участка площадью 11 396 кв. м, находящегося по адресу: Тульская область, Узловский район, д. Крюково, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: сельскохозяйственное использование на кадастровом плане территории.
После проведения землеустроительных работ вышеназванные земельные участки поставлены на кадастровый учет с присвоением им кадастровых номеров, соответственно 71:20:010201:415 (площадью 36 191 кв.м), 71:20:010201:416 (площадью 11 396 кв.м), 71:20:010201:417 (площадью 59 740 кв.м).
ИП Давыдова О.В. 11.01.2018 обратилась в администрацию муниципального образования Узловский район с заявлениями о предоставлении в аренду вышеперечисленных земельных участков для создания фермерского хозяйства сроком на 45 лет, приложив к заявлениям копию паспорта и кадастровые паспорта на данные земельные участки.
На официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов "http://torgi.gov.ru/" 15.01.2018 опубликовано извещение о приеме заявлений граждан и КФХ о намерении участвовать в аукционе N 150118/0088283/01 по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков с кадастровыми номерами 71:20:010201:415, 71:20:010201:416 и 71:20:010201:417, расположенных по адресу: Тульская область, Узловский район, д. Крюково, для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
Кроме того, извещение о приеме заявлений граждан и КФХ прошло процедуру официального обнародования в период с 15.01.2018 по 15.02.2018 (извещение размещено на информационном стенде, расположенном в здании МКУК "УГЦБС" по адресу: г. Узловая, ул. Трегубова, 43), что подтверждается соответствующим актом.
После опубликования вышеназванного извещения в администрацию муниципального образования Узловский район 09.02.2018 поступило заявление от Голованова Александра Валерьевича о намерении участвовать в аукционе по приобретению права аренды земельных участков, указанных в извещении.
Постановлением администрации муниципального образования Узловский район от 01.03.2018 N 208 Комитету по земельным и имущественным отношениям администрации муниципального образования Узловский район поручено провести аукцион на право заключения договоров аренды вышеперечисленных земельных участков с установлением начальной цены предмета аукциона (ежегодный размер арендной платы за пользование земельным участком) в размере 1,5% кадастровой стоимости земельного участка.
На основании указанного акта распоряжением Комитета от 06.03.2018 N 52 проведение аукциона, открытого по составу участников и по форме подачи предложений о годовом размере арендной платы за пользование земельным участком, назначено на 17.04.2018. Этим же актом установлен размер задатка 50% от начальной цены предмета аукциона на право заключения договоров аренды земельных участков, "шаг аукциона" - 3% от начальной цены предмета аукциона на право заключения договоров аренды земельных участков.
На официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов "http://torgi.gov.ru/" 14.03.2018 опубликовано извещение о проведении открытого аукциона N 140318/0088283/01 по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков с кадастровыми номерами 71:20:010201:415 площадью 36 191 кв. м (лот N 1), 71:20:010201:416 площадью 11 396 кв. м (лот N 2) и 71:20:010201:417 площадью 59 740 кв. м (лот 3) для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
Кроме того, извещение о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка прошло процедуру официального обнародования в период с 15.03.2018 по 16.04.2018 (извещение размещено на информационном стенде, расположенном в здании МКУК "УГЦБС" по адресу: г. Узловая, ул. Трегубова, 43), что подтверждается соответствующим актом.
Для участия в торгах на право заключения договора аренды вышеуказанных земельных участков по лотам N N 1, 2, 3 поступили заявки от ИП Давыдовой О.В., Голованова Александра Валериевича и Головановой Ирины Сергеевны.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в аукционе от 16.04.2018 Голованов Александр Валериевич не допущен к участию в торгах.
Участниками аукциона по указанным лотам признаны ИП Давыдова О.В. и Голованова Ирина Сергеевна.
По результатам проведенных торгов победителем аукциона по лотам N 1-3 признана ИП Давыдова О.В., предложившая наибольший размер ежегодной арендной платы за использование земельных участков: с кадастровым номером 71:20:010201:415 - 59 515 рублей; с кадастровым номером 71:20:010201:416 - 15 013 рублей и с кадастровым номером 71:20:010201:417 - 50 177 рублей (протокол от 17.04.2018).
Между Комитетом (арендодатель) и ИП Давыдовой О.В. (арендатор) 28.04.2018 заключен договор аренды N 21 вышеперечисленных земельных участков с размером арендной платы, определенным по результатам аукциона, сроком действия 7 лет.
В установленном законом порядке указанный договор зарегистрирован 04.06.2018 Управлением Росреестра по Тульской области.
Будучи несогласной с постановлением администрации муниципального образования Узловский район от 01.03.2018 N 208, проведенным аукционом от 17.04.2018 и договором аренды земельного участка от 28.04.2018 N 21, ИП Давыдова О.В. обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований в части признания недействительным постановления администрации муниципального образования Узловский район от 01.03.2018 N 208 "О проведении аукциона на право заключения договоров аренды земельных участков", арбитражный суд первой и апелляционной инстанций обоснованно учитывал следующее.
В соответствии с частью 4 статьи 198 АПК РФ заявление о признании недействительным ненормативного акта может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Согласно части 1 и части 2 статьи 117 АПК РФ процессуальный срок подлежит восстановлению по ходатайству лица, участвующего в деле, если иное не предусмотрено кодексом. Арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными и если не истекли предусмотренные АПК РФ предельные допустимые сроки для восстановления.
Как следует из материалов дела, сведения об оспариваемом ненормативном правовом акте, в том числе и его правовое содержание, были опубликованы в установленном законом порядке в составе аукционной документации на проведение открытого аукциона по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков.
ИП Давыдовой О.В. 03.04.2018 были поданы заявки на участие в объявленных торгах, что свидетельствует об осведомленности последней о принятом оспариваемом акте.
С заявлением о признании недействительным постановления администрации муниципального образования Узловский район от 01.03.2018 N 208 ИП Давыдова О.В. обратилась в суд 16.07.2018, то есть по истечении трехмесячного срока со дня, когда последней стало известно о принятии оспариваемого ненормативного правового акта. При этом ходатайство о восстановлении пропущенного срока на подачу заявления в суд ею заявлено не было.
При таких обстоятельствах спора арбитражный суд обоснованно отказал в удовлетворении требования о признании недействительным оспариваемого постановления органа местного самоуправления по мотивам пропуска заявителем срока на обжалование данного акта, установленного законом.
Доводы ИП Давыдовой О. В. о том, что о незаконности оспариваемого акта ей стало известно 25.06.2018 после получения разъяснений должностного лица Министерства сельского хозяйства Тульской области судебной коллегией отклоняются, так как изложенные обстоятельства не изменяют порядок исчисления срока на подачу в суд заявления об оспаривании ненормативного правового акта.
Оспаривая проведенный аукцион от 17.04.2018 и договор аренды от 28.04.2018 N 21, заключенный по результатам данных торгов, ИП Давыдова О.В. ссылалась на то, что крестьянское (фермерское) хозяйство, главой которого является она, участвует в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, а поэтому, как считает последняя, спорные земельные участки должны предоставляться ей в аренду без проведения торгов.
Признавая указанные доводы заявителя ошибочными, арбитражный суд первой и апелляционной инстанций обоснованно учитывал следующее.
В соответствии с пунктом 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов, в том числе в случае предоставления земельного участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ).
Согласно пункту 8 статьи 10 Закона N 101-ФЗ земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду на срок до пяти лет крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным организациям, участвующим в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности без проведения торгов.
В соответствии со статьями 39.15, 39.17 ЗК РФ к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка и к заявлению о предоставлении земельного участка без проведения торгов прилагаются, в том числе документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия. Основания предоставления земельного участка без проведения торгов также должны быть указаны в данных заявлениях.
Как следует из материалов дела, заявления ИП Давыдовой О.В. о предоставлении в аренду испрашиваемых земельных участков не содержат сведений об основаниях предоставления ей данных земельных участков без проведения торгов. Документы, подтверждающие право последней на приобретение в аренду земельных участков без проведения торгов, к заявлениям также приложены не были.
Учитывая, что приобретение прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, носит заявительный характер, арбитражный суд первой и апелляционной инстанций обоснованно пришел к выводу о том, что заявления ИП Давыдовой О.В. о предоставлении в аренду испрашиваемых земельных участков и приложенные к ним документы не могли служить основанием для предоставления последней испрашиваемых земельных участков без проведения торгов.
В соответствии с абзацем 2 пункта 8 статьи 10 Закона N 101-ФЗ в случае, если в орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, поступило несколько заявлений о предоставлении такого земельного участка в аренду, соответствующий земельный участок предоставляется в порядке, установленном статьей 39.18 ЗК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 39.18 ЗК РФ в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:
1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего кодекса.
В силу требований части 7 статьи 39.18 ЗК РФ в случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение:
1) об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка;
2) об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Как следует из материалов дела, наряду с заявлением ИП Давыдовой О.В. о предоставлении ей в аренду земельных участков, в уполномоченный орган поступили заявления и от других лиц, претендующих на данные земельные участки.
При таких обстоятельствах спора и, учитывая вышеизложенные требования действующего законодательства, орган местного самоуправления правомерно принял решение о проведении торгов по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков с кадастровыми номерами 71:20:010201:415, 71:20:010201:416, 71:20:010201:417.
При этом процедура проведения торгов нарушена не была и выводы арбитражного суда первой и апелляционной инстанций в этой части в кассационном порядке не обжалуются.
Учитывая изложенное, арбитражный суд обоснованно отказал в удовлетворении требований ИП Давыдовой О.В. о признании недействительными проведенных оспариваемых торгов.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований в части признания недействительным договора аренды земельного участка от 28.04.2018 N 21, заключенного по результатам проведенных торгов, арбитражный суд первой и апелляционной инстанций обоснованно учитывал следующее.
В соответствии со статьей 168 ГК РФ за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Согласно статье 449 ГК РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня проведения торгов.
Торги могут быть признаны недействительными в случае, если: кто-либо необоснованно был отстранен от участия в торгах; на торгах неосновательно была не принята высшая предложенная цена; продажа была произведена ранее указанного в извещении срока; были допущены иные существенные нарушения порядка проведения торгов, повлекшие неправильное определение цены продажи; были допущены иные нарушения правил, установленных законом.
Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги, и применение последствий, предусмотренных статьей 167 настоящего Кодекса.
Как следует из материалов дела, в обоснование недействительности оспариваемого договора аренды земельного участка ИП Давыдова О.В. ссылается только на неправомерное проведение уполномоченным органом торгов по продаже права на заключение данной сделки.
Вместе с тем, как указано выше, оспариваемые торги проведены в соответствии с требованиями действующего земельного законодательства и основания для признания их недействительными отсутствуют
Учитывая изложенное, арбитражный суд обоснованно отказал в удовлетворении требований ИП Давыдовой О.В. в части признания недействительным оспариваемого договора аренды земельного участка.
Не соглашаясь с обжалуемыми судебными актами, ИП Давыдова О.В. считает, что при поступлении ее заявлений о предоставлении в аренду испрашиваемых земельных участков уполномоченный орган обязан был самостоятельно в порядке межведомственного информационного взаимодействия истребовать документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов.
Доводы заявителя кассационной жалобы в этой части основаны на ошибочном толковании вышеперечисленных норм действующего земельного законодательства, в связи с чем судебной коллегией отклоняются.
Кроме того, по мнению ИП Давыдовой О.В., судом первой инстанции необоснованно взыскана госпошлина в сумме 6 000 рублей за подачу ею иска в части признания недействительными оспариваемых торгов.
Доводы последней в этой части судебной коллегией также отклоняются в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 449 ГК РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня проведения торгов.
Споры о признании таких торгов недействительными рассматриваются по правилам, установленным для признания недействительными оспоримых сделок.
Согласно статье 333. 21 Налогового кодекса Российской Федерации по делам, рассматриваемым арбитражными судами, при подаче искового заявления по спорам о признании сделок недействительными государственная пошлина уплачивается в размере 6 000 рублей.
Как следует из материалов дела, исковое заявление ИП Давыдовой О.В. содержит требование, в том числе об оспаривании состоявшихся торгов, однако, государственная пошлина за данное требование последней уплачена не была.
Учитывая изложенное, арбитражный суд первой инстанции, принимая решение по существу заявленного спора, обоснованно довзыскал с истца государственную пошлину в размере 6 000 рублей.
Нарушений норм процессуального права, влекущих за собой отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тульской области от 23.11.2018 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2019 по делу N А68-8367/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, непревышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст.291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.Н.Шелудяев |
Судьи |
Е.В.Бессонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.