Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 20 мая 2019 г. N Ф10-1748/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Тула |
|
19 февраля 2019 г. |
Дело N А68-8367/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14.02.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 19.02.2019.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тимашковой Е.Н., судей Мордасова Е.В. и Стахановой В.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем Овчинниковой И.В., при участии индивидуального предпринимателя Давыдовой Ольги Владимировны (Тульская область, Новомосковский район, д. Красное Гремячево, ОГРНИП 314715405900308, ИНН 711608133467) и ее педставителя - Бутко А.Ю. (доверенность от 24.09.2018) и представителя заинтересованного лица - комитета по земельным и имущественным отношениям администрации муниципального образования Узловский район (г. Узловая, ОГРН 1067150006703, ИНН 7117027470) - Козловой О.И. (доверенность от 01.03.2018), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Давыдовой Ольги Владимировны на решение Арбитражного суда Тульской области от 23.11.2018 по делу N А68-8367/2018 (судья Андреева Е.В.),
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Давыдова Ольга Владимировна (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Тульской области с заявлением к комитету по земельным и имущественным отношениям администрации муниципального образования Узловский район (далее - комитет) об отмене постановления администрации муниципального образования Узловский район от 01.03.2018 N 208 "О проведении аукциона на право заключения договоров аренды земельных участков" (далее - постановление N 208); признании незаконным проведения аукциона 17.04.2018 в 11 часов 00 минут по адресу: Тульская область, г. Узловая, пл. Ленина, д. 1, каб. 50 и отмене его результатов; признании недействительным договора аренды земельного участка от 28.04.2018 N 21; обязании комитет заключить договор аренды земельных участков с кадастровыми номерами 71:20:010201:415, 71:20:010201:416 и 71:20:010201:417 с предпринимателем без проведения аукциона с размером арендной платы, определенной в соответствии с действующим законодательством, а также о взыскании судебных расходов по уплате государственной пошлины в размере 900 рублей и по оплате услуг представителя в размере 17 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 23.11.2018 в удовлетворении требований отказано. С предприинмателя в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 6000 рублей.
Не согласившись с принятым судебным актом, предприниматель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование своих доводов указывает на нарушение комитетом положений постановления администрации муниципального образования Узловский район от 28.12.2016 N 1546. Считает, что вывод суда первой инстанции о пропуске им срока на подачу заявления является небоснованным. Ссылается на несоответсвие аукционной докуменции действующему в момент проведения аукциона законодательству. Полагает, что государственная пошлина в размере 6000 рублей взыскана в доход федерального бюджета с него неправомерно.
От комитета в суд апелляционной инстанции поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором он, считая принятое решение законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и возражения, изложенные в отзыве, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда не подлежит отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что предприниматель 10.08.2016 обратился в администрацию муниципального образования Каменецкое Узловского района с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка категории земель: сельскохозяйственного назначения площадью 8 га, расположенного по адресу: Тульская область, Узловский район, д. Крюково с видом разрешенного использования: сельскохозяйственное производство, для использования под сенокос, пастбище.
Письмом от 15.12.2016 администрация муниципального образования Каменецкое Узловского района сообщила предпринимателю о том, что обращение о выделении земельного участка площадью 8 га, с разрешенным использованием - сенокошение, расположенного по адресу: Тульская область, Узловский район, д. Крюково, рассмотрено положительно. Предпринимателю предложено приступить к оформлению землеотводной документации с последующим обращением в администрацию муниципального образования Каменецкое Узловского района с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Предприниматель 25.07.2017 обратился в администрацию муниципального образования Узловский район с заявлениями об утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории площадью 59 740 кв. м по адресу: Узловский район, д. Крюково, д. 22, площадью 36 191 кв. м по адресу: Узловский район, д. Крюково и площадью 11 396 кв. м по адресу: Узловский район, д. Крюково.
Постановлением администрации муниципального образования Узловский район от 10.08.2017 N 1014 утверждена схема расположения земельного участка, находящегося по адресу: Тульская область, Узловский район, д. Крюково, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: сельскохозяйственное использование площадью 59 740 кв. м на кадастровом плане территории.
Постановлением администрации муниципального образования Узловский район от 10.08.2017 N 1015 утверждена схема расположения земельного участка, находящегося по адресу: Тульская область, Узловский район, д. Крюково, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: сельскохозяйственное использование площадью 36 191 кв. м на кадастровом плане территории.
Постановлением администрации муниципального образования Узловский район от 10.08.2017 N 1016 утверждена схема расположения земельного участка, находящегося по адресу: Тульская область, Узловский район, д. Крюково, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: сельскохозяйственное использование площадью 11 396 кв. м на кадастровом плане территории.
Земельный участок, расположенный по адресу: Тульская область, Узловский район, д. Крюково, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: сельскохозяйственное использование площадью 36 191 кв. м 09.11.2017 поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 71:20:010201:415.
Земельный участок, расположенный по адресу: Тульская область, Узловский район, д. Крюково, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: сельскохозяйственное использование площадью 11 396 кв. м 09.11.2017 поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 71:20:010201:416.
Земельный участок, расположенный по адресу: Тульская область, Узловский район, д. Крюково, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: сельскохозяйственное использование площадью 59 740 кв. м 10.11.2017 поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 71:20:010201:417.
Предприниматель 11.01.2018 обратился в администрацию муниципального образования Узловский район с заявлениями о предоставлении в аренду земельных участков с кадастровыми номерами 71:20:010201:415 площадью 36 191 кв. м, 71:20:010201:416 площадью 11 396 кв. м и 71:20:010201:417 площадью 59 740 кв. м, расположенными по адресу: Узловский район, д. Крюково, для создания фермерского хозяйства сроком на 45 лет, приложив к заявлениям копию паспорта и кадастровые паспорта на земельные участки.
На официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов "http://torgi.gov.ru/" 15.01.2018 опубликовано извещение о приеме заявлений граждан и КФХ о намерении участвовать в аукционе N 150118/0088283/01 по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков с кадастровыми номерами 71:20:010201:415 площадью 36 191 кв. м, 71:20:010201:416 площадью 11 396 кв. м и 71:20:010201:417 площадью 59 740 кв. м, расположенных по адресу: Тульская область, Узловский район, д. Крюково, для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
Кроме того, в соответствии с уставом муниципального образования Узловский район решением собрания представителей муниципального образования Узловский район от 19.04.2010 N 21-137 "Об утверждении Порядка официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов муниципального образования Узловский район" (далее - решение N 21-137) извещение о предоставлении в аренду земельных участков для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: сельскохозяйственное использование с кадастровым номером 71:20:010201:416, площадью 11 396 кв. м, с кадастровым номером 71:20:010201:417, площадью 59 740 кв. м и с кадастровым номером 71:20:010201:415, площадью 36 191 кв. м прошло процедуру официального обнародования в период с 15.01.2018 по 15.02.2018 (извещение размещено на информационном стенде, расположенном в здании МКУК "УГЦБС" по адресу: г. Узловая, ул. Трегубова, 43), что подтверждается актом об обнародовании извещения о предоставлении земельного участка от 15.01.2018.
В администрацию муниципального образования Узловский район 09.02.2018 поступило заявление от Голованова Александра Валерьевича о намерении участвовать в аукционе по приобретению права аренды указанных земельных участков.
Постановлением N 208 комитету указано провести аукцион на право заключения договоров аренды названных земельных участков с установлением начальной цены предмета аукциона (ежегодный размер арендной платы за пользование земельным участком) в размере 1,5 % кадастровой стоимости земельного участка.
Распоряжением комитета от 06.03.2018 N 52 на основании постановления N 208 решено провести 17.04.2018 аукцион на право заключения договоров аренды перечисленных земельных участков, открытый по составу участников и по форме подачи предложений о годовом размере арендной платы за пользование земельным участком. Установлен размер задатка 50 % от начальной цены предмета аукциона на право заключения договоров аренды земельных участков, "шаг аукциона" 3 % от начальной цены предмета аукциона на право заключения договоров аренды земельных участков.
На официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов "http://torgi.gov.ru/" 14.03.2018 опубликовано извещение о проведении открытого аукциона N 140318/0088283/01 по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков с кадастровыми номерами 71:20:010201:415 площадью 36 191 кв. м (лот N 1), 71:20:010201:416 площадью 11 396 кв. м (лот N 2) и 71:20:010201:417 площадью 59 740 кв. м (лот N 3), расположенных по адресу: Тульская область, Узловский район, д. Крюково, для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
Кроме того, в соответствии с уставом муниципального образования Узловский район и решением N 21-137 извещение о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка в соответствии с постановлением N 208 прошло процедуру официального обнародования в период с 15.03.2018 по 16.04.2018 (извещение размещено на информационном стенде, расположенном в здании МКУК "УГЦБС" по адресу: г. Узловая, ул. Трегубова, 43), что подтверждается актом об обнародовании извещения о проведении аукциона на право заключения договоров аренды земельных участков от 15.03.2018.
По лоту N 1 на право заключения договора аренды земельного участка с начальным годовым размером арендной платы 1743 рубля поступили заявки от 03.04.2018 N 17 в 12 часов 30 минут от предпринимателя, от 12.04.2018 N 22 в 14 часов 15 минут от Голованова Александра Валериевича и от 13.04.2018 N 25 в 14 часов 40 минут от Головановой Ирины Сергеевны.
По лоту N 2 на право заключения договора аренды земельного участка с начальным годовым размером арендной платы 549 рублей поступили заявки: от 03.04.2018 N 18 в 12 часов 35 минут от предпринимателя, от 12.04.2018 N 23 в 14 часов 20 минут от Голованова Александра Валериевича и от 13.04.2018 N 26 в 14 часов 42 минуты от Головановой Ирины Сергеевны.
По лоту N 3 на право заключения договора аренды земельного участка с начальным годовым размером арендной платы 2877 рублей поступили заявки: от 03.04.2018 N 19 в 12 часов 40 минут от предпринимателя, от 12.04.2018 N 24 в 14 часов 22 минуты от Голованова Александра Валериевича и от 13.04.2018 N 27 в 14 часов 45 минут от Головановой Ирины Сергеевны.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в аукционе на право заключения договоров аренды земельных участков от 16.04.2018 не допущен к участию в аукционе по лотам N 1 - 3 Голованов Александр Валериевич, поскольку он не является лицом, имеющим право на осуществление крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности. Участниками аукциона по указанным лотам признаны предприниматель и Голованова Ирина Сергеевна.
Из протокола результатов аукциона на право заключения договоров аренды земельных участков от 17.04.2018 следует, что победителем аукциона по лотам N 1 - 3 признан предприниматель, предложивший наибольший размер ежегодной арендной платы за использование земельного участка с кадастровым номером 71:20:010201:415 - 59 515 рублей, с кадастровым номером 71:20:010201:416 - 15 013 рублей и с кадастровым номером 71:20:010201:417 - 50 177 рублей соответственно.
Между комитетом (арендодатель) и предпринимателем (арендатор) 28.04.2018 заключен договор аренды N 21 (далее - договор) перечисленных выше земельных участков с размером арендной платы, определенным по результатам аукциона.
На основании пункта 2.1 договора его срок составляет 7 лет и в силу пункта 2.4 договора он зарегистрирован 04.06.2018 управлением Росреестра по Тульской области.
Полагая свои права нарушенными проведенным аукционом, предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением.
Рассматривая спор по существу и отказывая в удовлетворении требований предпринимателя, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу положений главы 24 АПК РФ требование об оспаривании решения может быть удовлетворено при доказанности наличия совокупности следующих условий: несоответствие данного акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение этим актом прав и законных интересов предпринимателя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Не установив совокупность указанных условий, арбитражный суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Согласно статьям 153 и 154 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей, при этом двусторонние и многосторонние сделки являются договорами.
На основании части 1 статьи 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Частью 1 статьи 168 ГК РФ определено, что за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Из части 2 названой статьи следует, что сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
В соответствии с пунктом 73 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой ГК РФ" сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, по общему правилу является оспоримой (пункт 1 статьи 168 ГК РФ).
В силу пункта 74 указанного постановления ничтожной является сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц. Вне зависимости от указанных обстоятельств законом может быть установлено, что такая сделка оспорима, а не ничтожна, или к ней должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 2 статьи 168 ГК РФ). Договор, условия которого противоречат существу законодательного регулирования соответствующего вида обязательства, может быть квалифицирован как ничтожный полностью или в соответствующей части, даже если в законе не содержится прямого указания на его ничтожность. В связи с тем, что ничтожная сделка не порождает юридических последствий, она может быть признана недействительной лишь с момента ее совершения.
Согласно части 1 статьи 449 ГК РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня проведения торгов.
Торги могут быть признаны недействительными в случае, если: кто-либо необоснованно был отстранен от участия в торгах; на торгах неосновательно была не принята высшая предложенная цена; продажа была произведена ранее указанного в извещении срока; были допущены иные существенные нарушения порядка проведения торгов, повлекшие неправильное определение цены продажи или были допущены иные нарушения правил, установленных законом.
Пунктом 44 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что споры о признании торгов недействительными рассматриваются по правилам, установленным для признания недействительными оспоримых сделок.
Вместе с тем статья 12 ГК РФ к способам защиты гражданских прав относит признание оспоримой сделки недействительной.
На основании статьи 449 ГК РФ и статьи 168 ГК РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги, и применение последствий, предусмотренных статьей 167 настоящего кодекса.
Под заинтересованным лицом, которое вправе обратиться в суд с требованием о признании недействительными результатов конкурса или аукциона, следует понимать участников конкурса или аукциона, а также лиц, которым было отказано в участии в конкурсе или аукционе (пункт 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.12.1993 N 32 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с применением законодательства о приватизации государственных и муниципальных предприятий").
Лицо, обращающееся с требованием о признании торгов недействительными, должно доказать наличие защищаемого права или интереса с использованием мер, предусмотренных гражданским законодательством. Нарушения порядка проведения торгов не могут являться основаниями для признания торгов недействительными по иску лица, чьи имущественные права и интересы данными нарушениями не затрагиваются и не могут быть восстановлены при применении последствий недействительности заключенной на торгах сделки (пункт 1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 N 101).
Требуя признания оспоримой сделки недействительной, истец должен представить суду доказательства нарушения закона при заключении сделки, а также нарушения его прав, которые будут восстановлены в случае признания сделки недействительной. Сделка не может быть признана недействительной по иску лица, чьи имущественные права и интересы не затрагиваются данными нарушениями и не могут быть восстановлены, поэтому лицо, обращающееся с требованием о признании сделки недействительной, должно доказать наличие защищаемого права или интереса.
Случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов определены положениями статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), в силу пункта 1 которой договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 этой статьи.
Из подпункта 12 пункта 2 указанной статьи следует, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ).
Федеральным законом от 03.07.2016 N 354-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка изъятия земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения при их неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства Российской Федерации" статья 10 Закона N 101-ФЗ дополнена пунктом 8, который устанавливает, что земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду на срок до пяти лет крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным организациям, участвующим в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности без проведения торгов.
Одновременно с этим согласно подпункту 15 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ также без проведения торгов предоставляются земельные участки гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со ст.39.18 настоящего кодекса.
Судом первой инстанции установлено, что предприниматель и глава КФХ Голованова И.С. в равной мере обладали правом на получение спорных земельных участков, в связи с чем признаны участниками аукциона и допущены к участию в аукционе по лотам N 1 - 3.
Согласно абзацу 2 пункта 8 статьи 10 Закона N 101-ФЗ в случае, если в орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, поступило несколько заявлений о предоставлении такого земельного участка в аренду, соответствующий земельный участок предоставляется в порядке, установленном статьей 39.18 ЗК РФ.
Так, согласно пункту 1 статьи 39.18 ЗК РФ в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:
1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего кодекса.
В силу части 7 статьи 39.18 ЗК РФ в случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение:
1) об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка;
2) об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Исходя из общих принципов земельного законодательства и содержания абзаца 2 пункта 8 статьи 10 Закона N 101-ФЗ и статьи 39.18 ЗК РФ возможность предоставления земельного участка без проведения торгов связана с отсутствием заявлений от иных заинтересованных лиц о предоставлении данного земельного участка.
При этом ни ЗК РФ, ни Закон N 101-ФЗ не содержат иного порядка выявления иных лиц, заинтересованных в получении земельного участка по указанным основаниям, кроме опубликования извещения о предоставлении земельного участка.
Следовательно, если в орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, поступило несколько заявлений о предоставлении такого земельного участка в аренду, соответствующий земельный участок предоставляется в порядке, установленном статьи 39.18 ЗК РФ.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что заявление крестьянского (фермерского) хозяйства о предоставлении земельного участка без проведения торгов, в соответствии с пунктом 8 статьи 10 Закон N 101-ФЗ, в любом случае рассматривается по правилам статьи 39.18 ЗК РФ. При этом то обстоятельство, что участники торгов участвуют в государственных программах поддержки сельского хозяйства, не имеет определяющего правового значения при рассмотрении заявления в указанном порядке.
Вместе с тем пункт 8 статьи 10 Закона N 101-ФЗ устанавливает возможность предоставления земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в аренду крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным организациям, участвующим в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности без проведения торгов на срок до пяти лет.
Однако из пункта 2.1 проекта договора аренды земельного участка, являющегося приложением к извещению о проведении аукциона на право заключения договоров аренды земельных участков, следует, что договор аренды заключается на срок 7 лет.
В соответствии с пунктом 13 статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии, в том числе такого основания как то, что в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, опубликовано и размещено в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 39.18 настоящего кодекса извещение о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, дачного хозяйства или осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
Ссылка предпринимателя на постановление администрации муниципального образования Узловский район от 28.12.2016 N 1546, которым утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги "Приобретение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности" (далее - регламент) является несостоятельной ввиду следующего.
Предметом регулирования регламента являются правоотношения, возникающие между администрацией муниципального образования Узловский район и заявителями по вопросам предоставления земельных участков для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
Пункт 2.6 регламента определяет перечень документов, предоставляемый заявителем самостоятельно, а также перечень документов, предоставляемых в рамках межведомственного информационного взаимодействия, или предоставляемые заявителем по собственной инициативе.
Согласно абзацу 7 подпункта 2.6.1 регламента для предоставления данной муниципальной услуги заявитель самостоятельно предоставляет документ, подтверждающий его право на приобретение земельного участка без проведения торгов, за исключением документов, которые должны быть предоставлены в порядке межведомственного информационного взаимодействия (договор аренды) (речь идет о предоставлении земельного участка в порядке, предусмотренном подпунктом 31 части 2 статьи 39.6 ЗК РФ).
Между тем предприниматель ни на одном из этапов предоставления ему спорных земельных участков на праве аренды не представил каких-либо документов, свидетельствующих об имеющихся в отношении него основаниях для заключения договора аренды этих земельных участков без процедуры проведения торгов.
При рассмотрении поданного предпринимателем заявления специалист комитета исходил из документов, предоставленных им при подаче заявления на предоставление муниципальной услуги в соответствии с вышеуказанным подпунктом регламента, в связи с этим указание предпринимателя на нарушении комитетом пункта 3.4 регламента является необоснованным.
Кроме того, из материалов дела не следует, что у комитета были основания полагать о наличии у предпринимателя права на предоставление ему спорных земельных участков без процедуры проведения торгов.
Более того, апелляционный суд отмечает, что справка, подтверждающая участие предпринимателя в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, выдана ей министерством сельского хозяйства Тульской области 25.06.2018, т. е. позже даже даты проведения процедуры аукциона (15.01.2018), и не была приложена при подаче заявления о предоставлении земельных участков.
Таким образом, комитет не знал и не мог знать о наличии у предпринимателя основания для заключения с ним договора аренды испрашиваемых земельных участков без проведения торгов по основаниям, указанным в пункте 12 части 2 статьи 39.6 ЗК РФ.
С учетом сказанного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что постановление N 208 соответствует ЗК РФ, поскольку комитетом после поступления заявления предпринимателя 15.01.2018 опубликовано извещение о приеме заявлений граждан и КФХ о намерении участвовать в аукционе N 150118/0088283/01 по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков с кадастровыми номерами 71:20:010201:415, 71:20:010201:416, 71:20:010201:417 и соответственно учтена возможность поступления заявлений от иных заинтересованных лиц, в том числе Голованова А.В. и Головановой И.С.
Согласно части 4 статьи 198 АПК РФ заявление о признании недействительным ненормативного акта может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
На основании части 1 и 2 статьи 117 АПК РФ процессуальный срок подлежит восстановлению по ходатайству лица, участвующего в деле, если иное не предусмотрено кодексом. Арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными и если не истекли предусмотренные АПК РФ предельные допустимые сроки для восстановления.
Суд первой инстанции справедливо указал на пропуск предпринимателем срока для обжалования постановления N 208, который истек 03.07.2018, поскольку его необходимо исчислять с даты подачи предпринимателем заявки на участие в аукционе (03.04.2018), в то время как с заявлением предприниматель обратился в суд лишь 16.07.2018. При этом ходатайство о восстановлении пропущенного срока подачи заявления предпринимателем не заявлено.
В связи с изложенным суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении требования предпринимателя о признании недействительным постановления N 208.
Довод апелляционной жалобы о том, что предприниматель узнал о нарушенном праве только 25.06.2018 в министерстве сельского хозаяйства Тульской области, отклоняется апелляционной коллегией, поскольку в нарушение статьи 65 АПК РФ не подтвержден надлежащими доказательствами.
По смыслу части 1 статьи 449 ГК РФ основанием для признания в судебном порядке недействительными результатов торгов (конкурса) могут выступать нарушения процедуры (правил) проведения торгов, установленной законом, а также нарушение иных, императивных требований действующего законодательства.
Судом первой инстанции установлено, что нарушения процедуры проведения торгов от 17.04.2018, которые могли бы являться в силу закона основанием для признания их недействительными, комитетом не допущены.
Предприниматель, действуя своей волей и в своем интересе, обратился к организатору торгов с заявкой на участие в аукционе, внес задаток, участвовал в аукционе и был признан его победителем по всем трем лотам как участник, предложивший наиболее высокий размер годовой арендной платы, то есть действуя разумно и осмотрительно должен был осознавать, что протокол о результатах торгов имеет силу договора и должен надлежащим образом исполняться его сторонами, при том, что в силу статьи 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Довод предпринимателя, изложенный в апелляционной жалобе, о несоответствии аукционной документации действующему в момент проведения аукциона законодательству, подлежит отклонению, поскольку противоречит доказательствам, имеющимся в материалах дела.
Довод апелляционной жалобы о несоответствии условий договора аренды от 18.04.2018 N 21 в части срока, на который заключен спорный договор, нормам Закона N 101-ФЗ, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку нормы этого закона в рассматриваемом случае применению не подлежат.
На основании пункта 2 части 1 статьи 126 АПК РФ к исковому заявлению прилагается документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных порядке и в размере.
Согласно подпунктам 2 - 4 части 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче искового заявления по спорам, возникающим при заключении, изменении или расторжении договоров, а также по спорам о признании сделок недействительными; иных исковых заявлений неимущественного характера, государственная пошлина уплачивается в размере 6000 рублей за каждое самостоятельное требование.
При подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными государственная пошлина физическими лицами уплачивается в размере 300 рублей.
Поскольку предпринимателем заявлено одновременно одно требование о признании ненормативного правового акта недействительным (об отмене постановления N 208 и об обязании заключить договор аренды без проведения аукциона), а также два требования неимущественного характера (о признании незаконным проведения аукциона и об отмене результатов аукциона и о признании недействительным договора аренды земельного участка от 28.04.2018 N 21), суд первой инстанции справедливо отметил, что сумма государственной пошлины по заявлению предпринимателя составляет 12 300 рублей.
Между тем из материалов дела следует, что предпринимателем при подаче заявления по чеку-ордеру от 13.07.2018 и чеку-ордеру от 06.08.2018 уплачена государственная пошлина на общую сумму 6300 рублей.
С учетом сказанного вывод суда первой инстанции о довзыскании с предпринимателя в доход федерального бюджета государственной пошлины в размере 6000 рублей, вопреки доводам апелляционной жалобы, является правильным.
Доводы подателя жалобы не могут быть признаны обоснованными, так как, не опровергая выводов суда первой инстанции, сводятся к несогласию с оценкой установленных судом обстоятельств по делу, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам не имеется.
Неправильного применения судом норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тульской области от 23.11.2018 по делу N А68-8367/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.Н. Тимашкова |
Судьи |
Е.В. Мордасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А68-8367/2018
Истец: Давыдова Ольга Владимировна, ИП Давыдова И.В.
Ответчик: Комитет по земельным и имущественным отношениям Администрации МО Узловский район